Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7696) 27 августа - 2 сентября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаДиалог эпох и составовНа Фестивале камерной музыки в Ставангере Евгения КРИВИЦКАЯ
Международный фестиваль камерной музыки (ICMF) в норвежском городе Ставангере - благодатное место для меломанов, стремящихся насладиться самыми изысканными формами ансамблевого искусства. Лучшие артисты мира считают за честь провести первую декаду августа в этом городе на живописном берегу Северного моря. Непринужденная обстановка, полная погруженность в музыку, энтузиазм публики, не устающей ходить на концерты по три раза в день, - все это служит вдохновляющим стимулом для творчества. За 19 лет существования фестиваль в Ставангере завоевал высокую репутацию благодаря строгим критериям отбора участников. Попасть сюда в принципе может каждый: громкое имя - не главное, гораздо важнее талант и музыкантская открытость поиску. Ведь традиционно артисты привозят не только собственные, многократно обкатанные программы, но и охотно музицируют с коллегами из других стран, готовя на месте по несколько сочинений. Пожалуй, в этом году рекордсменом по количеству ансамблей может считаться молодой скрипач из Канады Коре Черовчек. Свой первый конкурс он выиграл в двенадцать лет, а в восемнадцать окончил университет в Торонто по специальностям "Математика" и "Скрипка". Он обладает не только замечательной техникой, но и ясным ощущением стилистических нюансов исполняемой музыки. Поэтому, наверное, он с одинаковым успехом играл дуэтные пьесы Прокофьева и Моцарта с известной скандинавской скрипачкой и альтисткой Изабель ван Кёлен, запомнился убедительнейшей интерпретацией партиты Лютославского с пианистом Вебъёрном Анвиком. А были еще трио Бетховена, фортепианный квартет Шумана с его участием... Уже по перечисленным композиторам видно, насколько широк спектр звучавшей на ICMF музыки. Концепция фестиваля каждый раз имеет свои акценты. Иногда приглашается современный композитор, и вокруг него формируется программа, в другой раз главным импульсом становится крупный юбилей классика. В данном случае объединяющей идеей явился диалог эпох и составов. В каждом концерте обязательно звучало какое-то современное сочинение (а иногда и несколько), романтический репертуар и что-то из барочной или ренессансной литературы.
Одной из ярких точек фестиваля стал дневной концерт на небольшом островке в бухте Ставангера, куда специально отвозил публику небольшой корабль. Музыканты играли в дощатом домике с неплохой акустикой, на фоне огромного окна, за которым плескались волны и виднелся абрис теплохода-гиганта "Куин Мери", что придавало атмосфере события особый романтический налет. Здесь состоялось знакомство с известным американским кларнетистом Чарльзом Найдихом. Этот артист - просветитель по натуре, не только много играющий новую музыку, но и интересно рассказывающий о ней публике. Подготовленная им аудитория живо реагировала и на опус Элиота Картера - ныне живущего американского классика (ему сейчас исполнился 101 год!), с которым Найдиха связывает большая творческая дружба, и Три пьесы Стравинского, представленные в оригинальной авторской версии (извлеченной из архива композитора в Базеле), и собственное произведение - "Трени" (памяти отца). Музыкант исполнял эти непростые по языку сочинения очень эмоционально и артистично, вызвав настоящее воодушевление в зале. Преимущество фестивальной обстановки - в непринужденности общения. Поэтому господин Найдих легко откликнулся на просьбу ответить на несколько вопросов, причем неожиданно заговорил... по-русски. Выяснилось, что в середине 1970-х он учился в Московской консерватории и питает особое отношение к нашей культуре. Пропаганда современной музыки - приоритетное направление деятельности маэстро, но в январе в Москве мы его услышим в проверенной классике - кларнетовом концерте Вебера с оркестром Павла Когана. Большой резонанс в Ставангере вызвало выступление Квартета имени Бородина, принявшего участие в пяти программах и представившего очень разные произведения. На открытии фестиваля бородинцы вместе с интересным молодым пианистом из Латвии Вестрдом Шимкусом (учеником Д.Башкирова в Музыкальной академии королевы Софии в Мадриде) сыграли Квинтет Дворжака ля мажор. Некоторая невыровненность баланса звучания фортепиано и струнных искупилась благородством звучания и теплотой интонации, столь необходимой в этой музыке. Перед Норвегией Квартет имени Бородина играл этот же Квинтет с Елизаветой Леонской на фестивале в Ментоне (Франция), но иная акустика - Кафедрального собора Ставангера, другой пианист - и, по словам музыкантов, сочинение заблистало новыми красками. Одним из сильнейших впечатлений недельного марафона стала интерпретация бородинцами Третьего квартета Шостаковича. Абсолютное попадание в стиль композитора, исключительное постижение скрытой программы сочинения, емкость образов и невероятная энергетическая наполненность отличали игру российских музыкантов. И критика, и публика были единодушны в восторженной оценке их исполнения, а местные газеты пестрели фотографиями "великолепной четверки". Еще одной кульминацией ICMF стало выступление итальянского ансамбля "Concerto Italiano" под управлением блистательного Ринальдо Алессандрини. Подборка из инструментальных симфоний и мадригалов Монтеверди (в том числе знаменитый "Поединок Танкреда и Клоринды") прозвучала не просто стилистически верно, но с удивительной свежестью и живым взглядом на творения, отделенные от нас четырьмя столетиями. Кто бы мог подумать, что в мадригалах Монтеверди есть буффонная скороговорка или элементы арии "мести"? А солисты "Concerto Italiano" расслышали эти детали и наглядно продемонстрировали, откуда берет исток итальянская опера. Искусство Ринальдо Алессандрини высоко котируется на Западе, о чем свидетельствует его приглашение в Ла Скала дирижировать "Орфея" Монтеверди. На вопрос, хотел бы маэстро поработать в России, он отреагировал весьма положительно. Его отнюдь не смутило отсутствие настоящих барочных певцов в отечественных театрах. "Для меня прежде всего важно, хороший или плохой музыкант передо мной, - объяснил свою позицию маэстро. - Стилю, манере пения всегда можно научить, так что никаких препятствий я тут не вижу". Алессандрини, в отличие от многих своих коллег-аутентистов, не стремится встать за пульт симфонического оркестра. "Есть гораздо лучшие интерпретаторы Брамса или Малера, чем я, - считает он. - Дальше Моцарта я идти не стремлюсь". Другим любимцем ставангерской публики стал вокальный квартет "Хиллиард-ансамбль", приезжающий сюда уже второй год подряд. Певцы привезли много современной музыки, в том числе сочинение Александра Раскатова "Praise" ("Хвала") на литургические православные тексты. Откровенно говоря, русское произношение многих слов певцами "Хиллиарда" оставляло желать лучшего, и интонационный строй музыки, во многом определенный именно фонетикой звучания слов, оказался несколько искаженным. Надо отметить тяготение ансамбля к выбору достаточно мрачных сочинений: их программы оказались в несколько однотонной серой палитре. А кроме того, при неоднократном слушании обнаружились определенные вокальные проблемы: все-таки двое солистов "Хиллиарда" находятся в весьма преклонном, с точки зрения певческой карьеры, возрасте. И те недостатки, которые могут скрыть запись, искусство звукорежиссера, ясно проявились в живом исполнении. Тем не менее артистическое обаяние и высокая репутация пока безотказно действовали на аудиторию. Весьма неровно исполненная "Хиллиардом" программа в монастыре Упштайн в пригороде Ставангера (мадригалы и шансон XVI века, малоинтересные песни современного немецкого композитора Рудольфа Кэлтерборна и симпатичные мадригалы англичанина Гевина Брайяра) была горячо встречена публикой. Камерная музыка расширительно трактуется в Ставангере и включает в себя также произведения с камерным оркестром. Внутри местного симфонического оркестра функционируют два коллектива. Камерный оркестр классической музыки выступал под управлением потрясающего фаготиста Серджо Аццолини (его московская публика уже знает по Фестивалю "Декабрьские вечера"), выбравшего для фестиваля симфонии Гайдна и фаготовый концерт Кожелуха. А камерный оркестр современной музыки с молодым дирижером Гарри Кёртисом предложил вниманию публики симфонию оп. 2 Томаса Адеса и опусы для кларнета с оркестром Э.Картера и Ч.Найдиха. В следующем году ICMF ждут перемены: "Григ-трио" заканчивает свою деятельность в качестве художественных руководителей, а вместе с ними уходит и возглавляющая менеджмент фестиваля Эмилия Лабарчаде. Как объяснили музыканты "Григ-трио", "подготовка отнимает слишком много сил и времени, на протяжении всего года мы ведем переговоры, переписку с возможными кандидатами на участие в фестивале. Хочется заняться собственным творчеством". Поэтому бразды правления переходят к известным скандинавским артистам: кларнетисту Мартину Фросту и пианисту Кристиану Хэдланду. Впрочем, положение фестиваля принципиально не изменится. По словам организаторов, экономический кризис никак не отразился на культуре Норвегии: ICMF теперь имеет не только частную, но и государственную поддержку и может достаточно свободно экспериментировать и с программами, и с приглашением музыкантов разных направлений. Также в рубрике:
|