Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7697) 3-9 сентября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаМИХАИЛ МОСКВИН-ТАРХАНОВ: Упоминание имени Сталина запрещено законом!АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮМаргарита СОГРИНА Последствия реставрации одного из холлов станции Московского метрополитена "Курская" вызвали бурную реакцию в культурной среде. Дело в том, что "восстановители" исторического наследия воссоздали на одной из арок слова первой редакции Гимна СССР, прославляющего Сталина. Логика такого решения абсолютно неясна - если ответственные работники метрополитена боролись за историческую справедливость, почему тогда и всему ведомству главного подземного железнодорожника столицы Дмитрия Гаева не вернуть имя Лазаря Кагановича, чье имя носил метрополитен эпохи "культа личности"? Юридический аспект последствий метро-реставрации корреспонденту "Культуры" объяснил глава комитета по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ.
- Михаил Иванович! Каково ваше отношение как москвича и депутата Московской городской думы к новому появлению имени Сталина на стенах станции "Курская "? - В самом восстановлении каких-то исторических символов прошлой эпохи нет ничего особенного - сейчас в Москве восстанавливается скульптура Мухиной "Рабочий и колхозница", в руках у которых, как известно, серп и молот. В этом случае мы имеем дело с выдающимся произведением монументального искусства, ни у кого протестов это не вызывает, и по-человечески это вполне понятно. Но тут речь идет об имени Сталина, это совершенно другое дело, и давайте посмотрим на этот факт с юридической точки зрения. Мы считаем себя, да и являемся на самом деле, правопреемниками СССР - я имею в виду место в ООН и Совете безопасности, права на собственность, соблюдение международных соглашений и прочее. Значит, и отношением к такой личности, как Сталин, определяется наша правовая позиция в мире. Я говорю о том, что все законы и постановления, принятые в советские времена и не противоречащие существующему российскому законодательству, никто не отменял и они продолжают действовать. Действуют же и поныне некоторые из законов, принятые еще в тридцатых и сороковых годах. Это относится и к постановлению от 30 июня 1956 года "О преодолении культа личности и его последствий", к постановлениям о реабилитации реабилитированных народов и всем остальным, связанным с решениями ХХ и XXII съездов КПСС. В числе прочего в этих постановлениях содержится и запрет упоминания имени Сталина в общественных местах, и эта законодательная норма в течение тридцати пяти лет строго соблюдалась, а сейчас мы сталкиваемся с многочисленными "ползучими" нарушениями, которые должны были строго пресекаться центральной властью. Хотя бы потому, что в этом случае мы имеем дело не только с нарушениями тех законов, о которых я уже говорил, и с нарушением закона прямого действия, каким является Конституция РФ. Ее статья запрещает разжигание национальной, религиозной и социальной розни, вражды и ненависти. Между тем еще живы многие из репрессированных в сталинские времена, в частности, представителей тех народов - например, чеченцев, ингушей, балкарцев, калмыков, - которые были депортированы из родных мест в Сибирь и Среднюю Азию. Как они обязаны относиться к подобному "воскрешению" Сталина? - В чьей правовой компетенции находятся подобные "реставрации"? Правительства Москвы? Городской думы? Дирекции метрополитена, которая через свою пресс-службу заявляет о намерении продолжать восстановление этой, с позволения сказать, "исторической справедливости "? - Ни Московское правительство, ни Городская дума не имеют к этому никакого отношения. Три станции Московского метрополитена являются самостоятельными памятниками архитектуры, да и остальные станции, построенные в 30-х - начале 50-х годов, претендуют на то, чтобы попасть в их список. Поэтому все вопросы реставрации интерьеров находятся в компетенции Министерства культуры, Росохранкультуры и утверждаются именно ими. - Тем не менее налицо весьма невеселая тенденция: по всей стране восстанавливаются памятники Сталину, в его честь переименовываются улицы - якобы по просьбам ветеранов войны. Да и в Москве схожих примеров предостаточно: "вечнозеленая" станция "Войковская", недавняя скоропалительная отмена возвращения подлинного имени Николаевскому вокзалу ... - Еще древние римляне учили при оценке какого-либо явления задаваться вопросом: qui prodest? Кому это выгодно? Если мы задумаемся над тем, кому выгодна обозначенная вами тенденция, то мы придем к выводу, что выгодна она, например, Саакашвили, Ющенко, Госдепартаменту США, всевозможным польским и прибалтийским политиканам, которых хлебом не корми, а дай поговорить о якобы имеющей место "ресталинизации" России... Однако еще Вольтер говорил: не следует искать заговора там, где имеет место обыкновенная глупость. Именно с ней, как мне кажется, мы здесь имеем дело. Но меня, откровенно говоря, удивляет бездействие тех, кто в данной ситуации бездействовать не должен. Например, правозащитников, общества "Мемориал". Налицо явное, вопиющее нарушение закона - да они должны завалить суды исками, при необходимости дойти до Конституционного суда, так как в этом случае, повторюсь, мы имеем дело с прямым нарушением статьи Основного закона государства. - Намерена ли как-то реагировать на происходящее Московская городская дума? Ведь на "Курской" произошла не реставрация, а грубое искажение первоначального облика вестибюля станции: на восьмигранном основании купола восстановлен не полный текст второго куплета Гимна СССР образца 1943 года, а вырванная из контекста - с нарушением пунктуации - фраза "Нас вырастил Сталин на верность народу ". - Это вопрос скорее к руководству Думы, чем ко мне. Лично я реагировать буду. Хотя коллеги, возможно, "не захотят связываться". Кому-то это кажется, по недомыслию, пустяком. Из гимна слова не выкинешь Московский метрополитен со дня своего основания и по сей день является не только самым скоростным и удобным средством городского транспорта, так сказать, средством передвижения, но и вполне заслуженно считается самой настоящей роскошью, равной которой в мире нет. Ведь строился он и замышлялся как самый настоящий подземный дворец-храм, доступный для всех слоев населения . Станция метро "Курская" Кольцевой линии была открыта 1 января 1950 года. И сегодня, как нам сообщили во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры, станция вполне законно носит статус регионального объекта культурно-исторического наследия. Построена она была на совесть, служила полвека без капитального ремонта и вот наконец дождалась своей реставрации. Именно реставрации, причем научной, требующей детального приближения к подлиннику с соблюдением всех аутентичных технологий, материалов, а главное - тщательным воссозданием первоначального вида. Пилоны, арки, золоченые вентиляционные отверстия - не главные украшения этого дивного подземного сооружения. Плоский потолок круглого подземного зала держит на себе единственная, раскрывающаяся вверх колонна-чаша, именуемая в народе "каменным цветком". Цветок этот, украшенный причудливыми барельефами, орнаментами, печатями, медальонами, больше похож на фонтан плодородия, что, однако, совершенно не умаляет его архитектурного изящества и исторической ценности. Но этого мало - на станции есть еще одна удивительная деталь - наземный павильон, представляющий собой двухпроходную триумфальную арку, внутри которого располагается восьмиугольный купольный зал. По периметру восьмигранника, держащего свод, бронзовыми буквами долгое время было высечено: "Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, / И Ленин великий нам путь озарил. / Нас вырастил Сталин - на верность народу, / На труд и на подвиги нас вдохновил!". Эта надпись, украшавшая основание купола, была вторым куплетом Гимна СССР образца 1943 года. Кстати, между лестничным пространством, ведущим на станцию, высилась и скульптура "отца народов" - из белого мрамора. Судьба ее сегодня неизвестна. А вот надпись вернулась на свое место - в усеченном варианте. Образцовая реставрация Руководство Московского метрополитена считает подобное возвращение в прошлое вполне правомерным и естественным, ведь речь идет о реставрации объекта культурно-исторического наследия. За разъяснениями мы обратились к председателю Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галине МАЛАНИЧЕВОЙ . - Начнем с главного: станция "Курская" является объектом культурно-исторического наследия регионального значения. Всякий политический контекст отбрасывается в сторону, когда речь идет о научной реставрации памятника. Восстанавливая первоначальный облик станции, пришлось вернуться к первой редакции Советского гимна, строка которого украшает купольный восьмигранник. Из песни, как говорится, слова не выкинешь. Историю изменить нельзя. Была бы сохранна статуя Сталина, пришлось бы обсуждать проблему и ее установки. Ведь реставраторы добиваются предельной точности и подлинности в своей работе. Но статуя утрачена, а ваять новодел - нарушать принципы научной реставрации. Культурно-исторический объект принято воссоздавать в полном объеме, если это возможно с технической точки зрения. Политические претензии, разногласия не учитываются в данном случае. Повторяю, история была таковой и переписать или полностью игнорировать самые яркие ее страницы невозможно! Что касается исторических переименований, то это вопрос более сложный, к нему обычно привлекается широкая общественность, простые жители города, ведь именно им приходится привыкать к новым условиям, зачастую испытывая не только радость от восстановления исторической справедливости, но и вполне реальные трудности бытового плана. Если вопрос о переименовании требует широкой общественной дискуссии, то реставрация того или иного культурно-исторического объекта должна обсуждаться в первую очередь экспертами - профессионалами. Хотелось бы, чтобы подобные обсуждения начинались на предварительной стадии подготовки проекта. Зачастую мы имеем дело с уже готовыми планами и чертежами. Да, нам сегодня не хватает гласности в вопросах подхода к реставрации того или иного памятника, но речь идет о дискуссии специалистов, знатоков своего дела: ученых, строителей, архитекторов, реставраторов. Что касается конечного результата, то при всех несовершенствах и издержках реставрация станции "Курская" нареканий со стороны нашего профессионального сообщества не вызывает"... Таково мнение профессионала. Но что-то мешает радоваться, что в данном случае восторжествовала строго научная реставрация. Слишком отчетливо все-таки просматриваются идеологические и нравственные координаты этого события, чтобы смотреть на него отстраненно и беспристрастно. Также в рубрике:
|