Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7697) 3-9 сентября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

МИХАИЛ МОСКВИН-ТАРХАНОВ: Упоминание имени Сталина запрещено законом!

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Маргарита СОГРИНА
Георгий ОСИПОВ


Последствия реставрации одного из холлов станции Московского метрополитена "Курская" вызвали бурную реакцию в культурной среде. Дело в том, что "восстановители" исторического наследия воссоздали на одной из арок слова первой редакции Гимна СССР, прославляющего Сталина. Логика такого решения абсолютно неясна - если ответственные работники метрополитена боролись за историческую справедливость, почему тогда и всему ведомству главного подземного железнодорожника столицы Дмитрия Гаева не вернуть имя Лазаря Кагановича, чье имя носил метрополитен эпохи "культа личности"? Юридический аспект последствий метро-реставрации корреспонденту "Культуры" объяснил глава комитета по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ.

М. Москвин-Тараханов

- Михаил Иванович! Каково ваше отношение как москвича и депутата Московской городской думы к новому появлению имени Сталина на стенах станции "Курская "?

- В самом восстановлении каких-то исторических символов прошлой эпохи нет ничего особенного - сейчас в Москве восстанавливается скульптура Мухиной "Рабочий и колхозница", в руках у которых, как известно, серп и молот. В этом случае мы имеем дело с выдающимся произведением монументального искусства, ни у кого протестов это не вызывает, и по-человечески это вполне понятно.

Но тут речь идет об имени Сталина, это совершенно другое дело, и давайте посмотрим на этот факт с юридической точки зрения. Мы считаем себя, да и являемся на самом деле, правопреемниками СССР - я имею в виду место в ООН и Совете безопасности, права на собственность, соблюдение международных соглашений и прочее. Значит, и отношением к такой личности, как Сталин, определяется наша правовая позиция в мире.

Я говорю о том, что все законы и постановления, принятые в советские времена и не противоречащие существующему российскому законодательству, никто не отменял и они продолжают действовать. Действуют же и поныне некоторые из законов, принятые еще в тридцатых и сороковых годах. Это относится и к постановлению от 30 июня 1956 года "О преодолении культа личности и его последствий", к постановлениям о реабилитации реабилитированных народов и всем остальным, связанным с решениями ХХ и XXII съездов КПСС. В числе прочего в этих постановлениях содержится и запрет упоминания имени Сталина в общественных местах, и эта законодательная норма в течение тридцати пяти лет строго соблюдалась, а сейчас мы сталкиваемся с многочисленными "ползучими" нарушениями, которые должны были строго пресекаться центральной властью.

Хотя бы потому, что в этом случае мы имеем дело не только с нарушениями тех законов, о которых я уже говорил, и с нарушением закона прямого действия, каким является Конституция РФ. Ее статья запрещает разжигание национальной, религиозной и социальной розни, вражды и ненависти. Между тем еще живы многие из репрессированных в сталинские времена, в частности, представителей тех народов - например, чеченцев, ингушей, балкарцев, калмыков, - которые были депортированы из родных мест в Сибирь и Среднюю Азию. Как они обязаны относиться к подобному "воскрешению" Сталина?

- В чьей правовой компетенции находятся подобные "реставрации"? Правительства Москвы? Городской думы? Дирекции метрополитена, которая через свою пресс-службу заявляет о намерении продолжать восстановление этой, с позволения сказать, "исторической справедливости "?

- Ни Московское правительство, ни Городская дума не имеют к этому никакого отношения. Три станции Московского метрополитена являются самостоятельными памятниками архитектуры, да и остальные станции, построенные в 30-х - начале 50-х годов, претендуют на то, чтобы попасть в их список. Поэтому все вопросы реставрации интерьеров находятся в компетенции Министерства культуры, Росохранкультуры и утверждаются именно ими.

- Тем не менее налицо весьма невеселая тенденция: по всей стране восстанавливаются памятники Сталину, в его честь переименовываются улицы - якобы по просьбам ветеранов войны. Да и в Москве схожих примеров предостаточно: "вечнозеленая" станция "Войковская", недавняя скоропалительная отмена возвращения подлинного имени Николаевскому вокзалу ...

- Еще древние римляне учили при оценке какого-либо явления задаваться вопросом: qui prodest? Кому это выгодно? Если мы задумаемся над тем, кому выгодна обозначенная вами тенденция, то мы придем к выводу, что выгодна она, например, Саакашвили, Ющенко, Госдепартаменту США, всевозможным польским и прибалтийским политиканам, которых хлебом не корми, а дай поговорить о якобы имеющей место "ресталинизации" России...

Однако еще Вольтер говорил: не следует искать заговора там, где имеет место обыкновенная глупость. Именно с ней, как мне кажется, мы здесь имеем дело. Но меня, откровенно говоря, удивляет бездействие тех, кто в данной ситуации бездействовать не должен. Например, правозащитников, общества "Мемориал". Налицо явное, вопиющее нарушение закона - да они должны завалить суды исками, при необходимости дойти до Конституционного суда, так как в этом случае, повторюсь, мы имеем дело с прямым нарушением статьи Основного закона государства.

- Намерена ли как-то реагировать на происходящее Московская городская дума? Ведь на "Курской" произошла не реставрация, а грубое искажение первоначального облика вестибюля станции: на восьмигранном основании купола восстановлен не полный текст второго куплета Гимна СССР образца 1943 года, а вырванная из контекста - с нарушением пунктуации - фраза "Нас вырастил Сталин на верность народу ".

- Это вопрос скорее к руководству Думы, чем ко мне. Лично я реагировать буду. Хотя коллеги, возможно, "не захотят связываться". Кому-то это кажется, по недомыслию, пустяком.

Из гимна слова не выкинешь

Московский метрополитен со дня своего основания и по сей день является не только самым скоростным и удобным средством городского транспорта, так сказать, средством передвижения, но и вполне заслуженно считается самой настоящей роскошью, равной которой в мире нет. Ведь строился он и замышлялся как самый настоящий подземный дворец-храм, доступный для всех слоев населения .

Станция метро "Курская" Кольцевой линии была открыта 1 января 1950 года. И сегодня, как нам сообщили во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры, станция вполне законно носит статус регионального объекта культурно-исторического наследия. Построена она была на совесть, служила полвека без капитального ремонта и вот наконец дождалась своей реставрации. Именно реставрации, причем научной, требующей детального приближения к подлиннику с соблюдением всех аутентичных технологий, материалов, а главное - тщательным воссозданием первоначального вида.

Пилоны, арки, золоченые вентиляционные отверстия - не главные украшения этого дивного подземного сооружения. Плоский потолок круглого подземного зала держит на себе единственная, раскрывающаяся вверх колонна-чаша, именуемая в народе "каменным цветком". Цветок этот, украшенный причудливыми барельефами, орнаментами, печатями, медальонами, больше похож на фонтан плодородия, что, однако, совершенно не умаляет его архитектурного изящества и исторической ценности.

Но этого мало - на станции есть еще одна удивительная деталь - наземный павильон, представляющий собой двухпроходную триумфальную арку, внутри которого располагается восьмиугольный купольный зал. По периметру восьмигранника, держащего свод, бронзовыми буквами долгое время было высечено: "Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, / И Ленин великий нам путь озарил. / Нас вырастил Сталин - на верность народу, / На труд и на подвиги нас вдохновил!". Эта надпись, украшавшая основание купола, была вторым куплетом Гимна СССР образца 1943 года.

Кстати, между лестничным пространством, ведущим на станцию, высилась и скульптура "отца народов" - из белого мрамора. Судьба ее сегодня неизвестна. А вот надпись вернулась на свое место - в усеченном варианте.

Образцовая реставрация

Руководство Московского метрополитена считает подобное возвращение в прошлое вполне правомерным и естественным, ведь речь идет о реставрации объекта культурно-исторического наследия. За разъяснениями мы обратились к председателю Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галине МАЛАНИЧЕВОЙ .

- Начнем с главного: станция "Курская" является объектом культурно-исторического наследия регионального значения. Всякий политический контекст отбрасывается в сторону, когда речь идет о научной реставрации памятника. Восстанавливая первоначальный облик станции, пришлось вернуться к первой редакции Советского гимна, строка которого украшает купольный восьмигранник. Из песни, как говорится, слова не выкинешь. Историю изменить нельзя. Была бы сохранна статуя Сталина, пришлось бы обсуждать проблему и ее установки. Ведь реставраторы добиваются предельной точности и подлинности в своей работе. Но статуя утрачена, а ваять новодел - нарушать принципы научной реставрации. Культурно-исторический объект принято воссоздавать в полном объеме, если это возможно с технической точки зрения. Политические претензии, разногласия не учитываются в данном случае. Повторяю, история была таковой и переписать или полностью игнорировать самые яркие ее страницы невозможно! Что касается исторических переименований, то это вопрос более сложный, к нему обычно привлекается широкая общественность, простые жители города, ведь именно им приходится привыкать к новым условиям, зачастую испытывая не только радость от восстановления исторической справедливости, но и вполне реальные трудности бытового плана. Если вопрос о переименовании требует широкой общественной дискуссии, то реставрация того или иного культурно-исторического объекта должна обсуждаться в первую очередь экспертами - профессионалами. Хотелось бы, чтобы подобные обсуждения начинались на предварительной стадии подготовки проекта. Зачастую мы имеем дело с уже готовыми планами и чертежами. Да, нам сегодня не хватает гласности в вопросах подхода к реставрации того или иного

памятника, но речь идет о дискуссии специалистов, знатоков своего дела: ученых, строителей, архитекторов, реставраторов. Что касается конечного результата, то при всех несовершенствах и издержках реставрация станции "Курская" нареканий со стороны нашего профессионального сообщества не вызывает"...

Таково мнение профессионала. Но что-то мешает радоваться, что в данном случае восторжествовала строго научная реставрация. Слишком отчетливо все-таки просматриваются идеологические и нравственные координаты этого события, чтобы смотреть на него отстраненно и беспристрастно.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

КНИЖНЫЙ МИР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;