Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7697) 3-9 сентября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

АЛЕКСЕЙ БОРОДИН: Молодежь имеет право быть разной

Светлана ПОЛЯКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Художественный руководитель Российского академического молодежного театра Алексей БОРОДИН более тридцати последних лет в качестве собеседника и оппонента выбирает ту часть человечества, которая сначала годилась ему в сыновья и дочки, а теперь уже и во внучата. И этот разговор настолько интересен Алексею Владимировичу, что после триумфа двухгодичной давности - постановки 10-часового "Берега утопии" Тома Стоппарда, РАМТ вновь произвел сенсацию: во время затяжного экономического кризиса театр объявил себя готовым к рекорду, достойному Книги Гиннесса, - представить молодому, нетерпеливому зрителю почти двадцать премьер за сезон - то есть по две-три в месяц.

А. Бородин

- Алексей Владимирович, если бы меня назначили руководителем Молодежного театра, первое, что я бы сделала, - пошла бы перенимать опыт театров нового формата, говорящих на одном языке с молодежью, - "Практика" , Театр.doc ...

- Молодежь имеет право быть разной. У театра, в котором я работаю, есть свои представления о том, что такое современная молодежь. И мне кажется, что сегодня молодыми людьми, как никогда, востребован театр, в котором можно посмотреть, например, пьесу Тома Стоппарда. Молодежь, которая приходит к нам в театр, - дай бог каждому увидеть ее и узнать. Так же, как, например, абитуриентов театральных вузов. Или тех, кто приходит в студенческие клубы, которые собираются в нашем театре, - я слушаю все это с раскрытым ртом: ребята настолько интересные, настолько самостоятельно мыслящие. Это такая надежда! Поверьте, существует молодежь, которую интересует не только то, что видно "из подвала", но и общее представление о том, кто мы есть такие. Я говорю о той части молодежи, которая не является толпой, которая - меньшинство. Необязательно образованное. И необязательно элитарное. Но, оказывается, эта часть молодежи озабочена теми же вещами, что и люди предыдущих поколений, - утратой нравственных ориентиров, загрязненностью языка.

То, что сегодня привлекает массу, - новый формат - очень быстро устаревает. И появляются молодые люди, которые начинают бунтовать против этого. И против огульного представления о сегодняшней молодежи.

- То есть вам "разная" молодежь неинтересна ?

- Да почему же?! Вот возле дома, где я живу, собираются так называемые готы. И мне интересна их игра. Но театры должны быть разными! Один театр не должен интересоваться всем и всем угождать. То, что мы делаем, все-таки должно проходить через наши нервы, наши сердца, наше знание сегодняшнего дня. Как я отношусь к молодым? Так же, как относился когда-то к своим маленьким детям и как отношусь сегодня к внукам. Я отношусь к ним как к людям, которые не хуже меня, не глупее, и я вступаю с ними в диалог, они мне интересны. Может, и я им интересен. Я радуюсь, что мой старший 14-летний внук со мной на равных. Главное чувствовать, что приходящее поколение полноценное, имеющее право на самостоятельность, на новизну. Они - меньшинство, но в театре - 700 мест, это очень мало. Для кого театр на 700 мест должен существовать? Для того, кто потом дружной толпой пойдет на стадион слушать какую-нибудь поп-звезду?

Но та часть молодежи, которая несет с собой тупость, мне не интересна. Бывает, что к нам попадают совершенно чуждые элементы, которые обнаруживают, что на фиг им это все не надо. Те, кому это на фиг не надо, пусть на фиг и идут. Это смешно - что мне, бегать вокруг них и уговаривать: придите, я ведь тоже очень продвинутый?

- Нарочито-продвинутым быть совсем необязательно. Важнее быть открытым .

- Я вполне открыт! Откуда появился Павел Сафонов, который уже ставит у нас "Приглашение на казнь"? Я увидел его работы "Сны Родиона Романовича" и студенческий спектакль в Щукинском училище по Тургеневу. Или, когда я был председателем жюри "Золотой Маски", то увидел "Бытие № 2", и мне этот спектакль очень понравился! После этого я сразу связался с Виктором Рыжаковым, у нас есть планы на сотрудничество. А в этом году у нас выйдут премьеры Антона Яковлева, Рустема Фесака, английского режиссера Дэвида Лево (это вновь будет Стоппард - его пьеса "Рок-н-ролл"). Ведутся переговоры с мастерами - Миндаугасом Карбаускисом, Михаилом Мокеевым и Джеком О'Брайеном, поставившим "Берег утопии" в Линкольн-центре в Нью-Йорке.

- В этом году в РАМТе будет работать и мировая знаменитость - Кшиштоф Занусси. Как удалось его заполучить ?

- Однажды на "Берег утопии" пришел Рустам Ибрагимбеков. После спектакля мы с ним познакомились, а через три дня мне пришло приглашение из Баку, на кинофестиваль, на котором он - президент. До этого я никогда не был ни на каких кинофестивалях. И никогда в жизни не был в Баку. Меня пригласили на 8 дней, я решил, что могу поехать на три. Городом я был совершенно очарован. Утром прихожу в гостиничный ресторан, напротив меня садится человек, здоровается, и мы приступаем к завтраку. Через какое-то время он встает и говорит: "Я - Кшиштоф Занусси", - просто представился, как вежливый человек. Там, на фестивале, шла ретроспектива его фильмов. И я ходил на эту ретроспективу. И общался с Занусси. Но он ведь еще и театральный режиссер. Я ему сказал, где и кем работаю, и спросил, не хотел бы он как-нибудь что-нибудь у нас поставить. И он приехал, чтобы ставить пьесу американского писателя Дэвида Оберна "Доказательство". И на сегодняшний день уже есть распределение ролей. Четыре персонажа - четыре звезды РАМТа - Нелли Уварова, Евгений Редько, Ирина Низина, Денис Баландин. В феврале трое из них поедут на месяц в Варшаву, на неделю к ним присоединится Евгений Редько, а перед премьерой Занусси приедет репетировать в Москве.

- Не так давно "Сказки на всякий случай" от Российского Молодежного стали "Гвоздем сезона", режиссер Владимир Богатырев получил "Премию Москвы", а теперь вы затеваете новый проект - целых четыре сказочных спектакля. Вам удается быть на равных и с самыми маленькими, или это взрослый взгляд на сказку ?

- Кстати, режиссер Богатырев сейчас репетирует "Думайте о нас" - еще одну пьесу Евгения Клюева, автора "Сказок на всякий случай". Это выйдет в феврале. А проект, который стартует в сентябре, - "Молодые режиссеры - детям". Мне понравились студенческие работы студентов Сергея Женовача, и я решил доверить им постановки на нашей сцене с молодыми, но уже играющими главные роли, актерами РАМТа. Идея была такая: детский спектакль сегодня - непонятно, что такое. Он до сих пор в тисках стереотипов полувековой давности. Задача была - рассказать сказку так, чтобы она была интересна нынешним детям, которые ненамного моложе пятикурсников- "женовачей". Год назад ребята показали мне шесть кусков-заявок. Четыре из них я принял (а с пятым претендентом, Егором Перегудовым, договорились о постановке взрослой пьесы "Под давлением 1-3" немецкого драматурга Шиммельпфеннига в рамках "Ночного проекта" ). В течение нескольких месяцев в нашей Черной комнате и на Малой сцене РАМТа выйдут "Как кот гулял, где ему вздумается" Киплинга в постановке Сигрид Стрем Рейбо (приехала учиться к Женовачу из Норвегии), "Бесстрашный барин" Афанасьева (режиссер Марфа Назарова), "Почти взаправду" Тоона Теллегена (режиссер - Катя Половцева, она уже успела сделать постановку в "Современнике") и "Волшебное кольцо" Шергина (режиссер Александр Хухлин). А премьера этого проекта получилась международной - до старта в Москве 8 сентября "Как кот гулял, где ему вздумается" будет показан на Театральном фестивале в Кельне.

- Современный взгляд на сказку - это без костюмов, накладных ушей-хвостов и декораций ?

- На камерной сцене особых декораций и не надо. А костюмы делаются по самому лучшему классу, мне кажется. Первый спектакль начинается почти без костюмов, а потом что-то во что-то превращается. А на "Бесстрашном барине", я считаю, суперкостюмы. С начинающими режиссерами работают профессиональные молодые художники.

- В новом сезоне вы обещаете показать долгожданную премьеру режиссера Бородина "Алые паруса". Почему вы взялись именно за Грина? Просчитали, что молодежи не хватает сегодня романтики ?

- Я бы никогда в жизни не взялся за "Алые паруса", если бы Миша Бартенев и Андрей Усачев, которые написали текст, не написали бы его так здорово. И сами пришли с этим ко мне. Я вдруг понял, что произведения Гриневского, прожившего труднейшую, жесточайшую жизнь, - не умозрительны, а результат его неосуществленных мечтаний. И что пьесу эту отличает очень важная сегодня тема: если у тебя есть какая-то романтическая или утопическая мечта, надежда, поэтическое предвестие чего-то, ждать того, что все это к тебе придет, можно только при условии, что ты способен противостоять ветру, который всегда дует навстречу. И периодически сбивает тебя с ног. И так будет всегда. Это все требует колоссального упорства. Не веры наивной, а силы. Максим Дунаевский написал музыку - очень хорошую, человеческую. Но у нас есть довольно серьезные расхождения с ним. Он понимает этот спектакль как мюзикл. В том понимании мюзикла, который мне совершенно неинтересен. Музыка мне как раз нравится, такое впечатление, что она - моя. Расхождение у нас эстетическое - в аранжировке и применении этой музыки. Вопрос стилистики. Он стремится к чему-то эффектному. Шлягерно-хитовому. Мне хотелось бы, чтобы получился эдакий антимюзикл. Сценически спектакль практически готов. И декорации готовы.

- Количество премьер, намеченных РАМТом на предстоящий сезон, просто зашкаливает: к тем, о которых вы рассказали, надо добавить "Приключения капитана Врунгеля" вологодского режиссера Бориса Гранатова, а также постановки - Леонида Хейфеца, Александра Доронина, Михаила Станкевича и бывшей актрисы РАМТа, ныне немецкой гражданки, Яны Лисовской. Кризис РАМТа совсем не коснулся ?

- Кризису театр должен противостоять - как и всему, происходящему за стенами театра. А у нас сейчас времена не самые трудные. Есть ведь такие "качели" - периодически хорошо бывает либо муниципальным театрам, либо - федеральным. А мы - театр федеральный.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;