Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7703) 15-21 октября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Половецкие пляски Дафниса и Хлои

Александр Лазарев открыл симфонический абонемент Большого театра в БЗК

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Павла РЫЧКОВА
Большой театр


А.Лазарев после концерта в БЗК

Александр Лазарев выступал за последнее время со многими московскими оркестрами, и почти все его концерты становились яркими событиями. Но этот концерт - особенный. И в историческом плане: впервые после пятнадцатилетнего перерыва маэстро встал за пульт оркестра Большого театра. И по масштабности художественного события. У оркестра Большого в последние несколько лет - главным образом, в рамках того же симфонического абонемента в БЗК - не раз случались удачные, подчас даже очень удачные выступления с разными дирижерами. Но вот такого ощущения, когда казалось, что оркестр одним рывком вдруг вернулся в свои самые лучшие времена, пожалуй, еще не было.

Конечно, подобный результат получился далеко не спонтанно: прозвучавшую в БЗК программу маэстро репетировал с коллективом неделю. Но на самом концерте впечатление было такое, словно под руками маэстро музыка рождается прямо здесь и сейчас.

В открывавшей программу симфонической поэме Листа "Прометей" титанизму заглавного героя соответствовал титанизм дирижерской интерпретации, не подавляя, однако, при этом человеческого ее содержания. И как-то не тянуло задумываться о том, что сама по себе эта музыка, возможно, и не относится к числу несомненных шедевров.

Еще один "Прометей", скрябинский, прозвучавший следом за листовским и известный также под именем "Поэмы огня", у Лазарева во многом воспринимался как продолжение листовского. Маэстро не в первый раз являет нам Скрябина как, прежде всего, прямого продолжателя европейского романтизма, и в этой своей не вполне бесспорной трактовке оказывается, между тем, во многом убедителен. Молодой пианист Иван Рудин сыграл сольную партию в "Поэме огня" также достаточно убедительно.

Главное, однако, происходило в этот вечер во втором отделении, которое поначалу вызывало некоторое беспокойство: сумеет ли нынешний оркестр Большого на должном уровне сыграть Равеля? Речь о двух сюитах из "Дафниса и Хлои", над которыми маэстро, по нашим сведениям, работал с оркестром особенно много. И то, что мы услышали, заставило забыть всякого рода опасения, многократно превысив самые смелые ожидания. Как будто они всю жизнь играют эту музыку и чувствуют себя в ней, подобно рыбе в воде.

Могло бы показаться, что импрессионист Равель не во всем сочетается с тяготеющим к некоторой размашистости и крупному штриху (но отнюдь не крупному помолу) стилем маэстро. Однако все "срослось" едва ли не идеально. Да и потом, ведь "Дафнис и Хлоя" - это далеко не только импрессионизм. Стихийная сила этой во многом русской по крови музыки, восходящей корнями к Бородину с Римским-Корсаковым и в известной степени предвосхищающей соответствующие сочинения Стравинского и Прокофьева, также написанные для дягилевских "Русских сезонов", в лице Лазарева нашла наилучшего интерпретатора.

После "Дафниса и Хлои" естественным продолжением программы стали исполненные на бис "Половецкие пляски" Бородина, сыгранные со столь же неистовой стихийностью и вместе с тем без какого-либо огрубления музыкальной ткани. Пожалуй, в этот вечер маэстро Лазарев вместе с оркестром и хором Большого превзошли даже мариинцев, для которых этот номер - один из фирменных хитов. Показалось, что мы перенеслись лет так на двадцать-тридцать назад, во времена великого Большого.

Наверное, каждому, находившемуся в зале в этот вечер, было абсолютно ясно: вот он, настоящий лидер Большого театра, способный возродить его былое величие. И в этом качестве, похоже, Александру Лазареву альтернативы сегодня просто нет. Курентзис, Юровский и другие хороши в качестве гостей, но Большому нужен хозяин. Однако при нынешней администрации маэстро, о чем он не раз говорил, готов сотрудничать с театром только в отдельных проектах, время от времени напоминая всем о том Большом, который мы потеряли.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;