Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7703) 15-21 октября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаПоловецкие пляски Дафниса и ХлоиАлександр Лазарев открыл симфонический абонемент Большого театра в БЗК Дмитрий МОРОЗОВ
Александр Лазарев выступал за последнее время со многими московскими оркестрами, и почти все его концерты становились яркими событиями. Но этот концерт - особенный. И в историческом плане: впервые после пятнадцатилетнего перерыва маэстро встал за пульт оркестра Большого театра. И по масштабности художественного события. У оркестра Большого в последние несколько лет - главным образом, в рамках того же симфонического абонемента в БЗК - не раз случались удачные, подчас даже очень удачные выступления с разными дирижерами. Но вот такого ощущения, когда казалось, что оркестр одним рывком вдруг вернулся в свои самые лучшие времена, пожалуй, еще не было. Конечно, подобный результат получился далеко не спонтанно: прозвучавшую в БЗК программу маэстро репетировал с коллективом неделю. Но на самом концерте впечатление было такое, словно под руками маэстро музыка рождается прямо здесь и сейчас. В открывавшей программу симфонической поэме Листа "Прометей" титанизму заглавного героя соответствовал титанизм дирижерской интерпретации, не подавляя, однако, при этом человеческого ее содержания. И как-то не тянуло задумываться о том, что сама по себе эта музыка, возможно, и не относится к числу несомненных шедевров. Еще один "Прометей", скрябинский, прозвучавший следом за листовским и известный также под именем "Поэмы огня", у Лазарева во многом воспринимался как продолжение листовского. Маэстро не в первый раз являет нам Скрябина как, прежде всего, прямого продолжателя европейского романтизма, и в этой своей не вполне бесспорной трактовке оказывается, между тем, во многом убедителен. Молодой пианист Иван Рудин сыграл сольную партию в "Поэме огня" также достаточно убедительно. Главное, однако, происходило в этот вечер во втором отделении, которое поначалу вызывало некоторое беспокойство: сумеет ли нынешний оркестр Большого на должном уровне сыграть Равеля? Речь о двух сюитах из "Дафниса и Хлои", над которыми маэстро, по нашим сведениям, работал с оркестром особенно много. И то, что мы услышали, заставило забыть всякого рода опасения, многократно превысив самые смелые ожидания. Как будто они всю жизнь играют эту музыку и чувствуют себя в ней, подобно рыбе в воде. Могло бы показаться, что импрессионист Равель не во всем сочетается с тяготеющим к некоторой размашистости и крупному штриху (но отнюдь не крупному помолу) стилем маэстро. Однако все "срослось" едва ли не идеально. Да и потом, ведь "Дафнис и Хлоя" - это далеко не только импрессионизм. Стихийная сила этой во многом русской по крови музыки, восходящей корнями к Бородину с Римским-Корсаковым и в известной степени предвосхищающей соответствующие сочинения Стравинского и Прокофьева, также написанные для дягилевских "Русских сезонов", в лице Лазарева нашла наилучшего интерпретатора. После "Дафниса и Хлои" естественным продолжением программы стали исполненные на бис "Половецкие пляски" Бородина, сыгранные со столь же неистовой стихийностью и вместе с тем без какого-либо огрубления музыкальной ткани. Пожалуй, в этот вечер маэстро Лазарев вместе с оркестром и хором Большого превзошли даже мариинцев, для которых этот номер - один из фирменных хитов. Показалось, что мы перенеслись лет так на двадцать-тридцать назад, во времена великого Большого. Наверное, каждому, находившемуся в зале в этот вечер, было абсолютно ясно: вот он, настоящий лидер Большого театра, способный возродить его былое величие. И в этом качестве, похоже, Александру Лазареву альтернативы сегодня просто нет. Курентзис, Юровский и другие хороши в качестве гостей, но Большому нужен хозяин. Однако при нынешней администрации маэстро, о чем он не раз говорил, готов сотрудничать с театром только в отдельных проектах, время от времени напоминая всем о том Большом, который мы потеряли. Также в рубрике:
|