Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7703) 15-21 октября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноАЛЕКСАНДР ШЕЙН: Со зрителем надо работатьАриуна БОГДАН
Александр ШЕЙН - молодой режиссер и продюсер, который в этом году представил сразу несколько картин. Его интересуют не фильмы, рассчитанные на массового зрителя, а авторское кино. Недавно в Москве состоялась премьера документального фильма "Виноградов и Дубосарский: картина на заказ", снятого Александром Шейном в соавторстве с Евгением Миттой. - "Виноградов и Дубосарский: картина на заказ" - это один из фильмов, которые должны составить "Антологию современного искусства". Расскажите об этой антологии . - Мой друг Евгений Митта несколько лет назад предложил мне снять фильм о Виноградове и Дубосарском. Предложение вызвало у меня какой-то азартный интерес, ведь об этих художниках действительно никто ничего не знает. Женя, как человек образованный, как прекрасный художник, стал для меня проводником в мир изобразительного искусства. Он знает всю мифологию современного искусства, он глубинно в этом разбирается. И мы начали снимать. Снимали три года, и так получилось, что параллельно Женя снял фильм про Олега Кулика. Поэтому вторая картина вышла раньше, чем первая. - Как художники допустили вас в закрытую область творческого процесса? И насколько сложно было вызвать их на откровенный разговор ? - Думаю, что это - вопрос доверия, который возникает между артистами и режиссером, вопрос психологического подхода, когда видишь человека и постепенно понимаешь, как с ним общаться. Надо на какие-то территории не залезать, а на какие-то, наоборот, заходить и находить контакт. Мы очень много наблюдали, мы почти жили с ними. - Они очень разные ... - И в этом есть определенное очарование. Саша, присутствие которого в фильме немного меньше, потому что он - интроверт, очень идейный. Он говорит мало, но каждое слово попадает в точку. И в фильме это видно. А Володя - экстраверт, артист, замечательный рассказчик. Да, с каждым из них надо было общаться по-своему. - Вы продолжаете общаться после завершения работы над картиной ? - Мы стали близкими друзьями, часто видимся, разговариваем. Я благодарен Жене Митте за то, что Виноградов и Дубосаркий появились в моей жизни. Поверьте, они просто очень хорошие, качественные люди. В наше время качественных людей мало. Думаю, что у нас будет антология именно про очень качественных людей. Они все - герои. Художником нельзя стать, если нет сознания, объема. Это ни к чему не приведет. - Какие еще картины должны появиться в антологии? Кто станет героями? И как происходит выбор героев ? - Мы хотим снять про Павла Пепперштейна и "медгерменевтов". Собираемся снимать про Питер конца 80-х. Героями фильма будут рок-музыканты и художники. Два основных героя - Сергей Курехин и Тимур Новиков. Мы попытаемся показать то время и его атмосферу. Это очень интересная, сложная тема. Также на подходе "Синие носы". Но все темы до конца мы намеренно не определяем. Нам важно оставить какое-то пространство, для того чтобы осознать, кто туда еще может попасть. Никакого междусобойчика не будет. Есть, конечно, наш выбор, но он основан на понимании процесса и на Женином знании. Еще раз повторюсь, Женя - один из самых компетентных людей у нас в области современного искусства. - По первому образованию вы - актер, по второму - режиссер. Откуда такая страсть к продюсированию ? - Мне интересно попробовать свои силы в разных сферах, а продюсирование - оно синтетическое. Я старюсь не снимать что попало, для меня это не бизнес, хотя бизнес-составляющая должна быть всегда. Мои продюсерские проекты носят исповедальный характер, и для меня они зачастую более художественные, чем для тех режиссеров, которых я приглашаю. Это нормально и естественно. - Какой ваш самый яркий авторско-продюсерский проект ? - Фильм "Беспорно". Я прочитал сценарий, который вызвал мой интерес, и сразу понял, что должно в итоге получиться, придумал, как все можно сделать. На готовый сценарий я пригласил Александра Шапиро - режиссера, который, казалось бы, абсолютно не подходит для этого дела, так как является максимально независимым автором. Александр крепкую драматургическую конструкцию воспроизвел своим киноязыком и привнес чувство нашего времени. А смонтировал картину я сам. Такое соединение для меня было важно. Разные люди отвечали за разные художественные пласты, что помогло придать фильму дополнительные смыслы. Смешно получилось - на этом проекте я раздвоился: с одной стороны, выступил как продюсер, но с другой - нанял сам себя как режиссера монтажа. - Александр Шапиро - украинский режиссер. В картине участвуют украинские артисты. Лента "Беспорно" считается чьей ? - Российской. Но по большому счету это неважно. Мы снимали в Киеве потому, что было удобно и Саше Шапиро, так как он лучше знает город, и экономически это было оправданно. Вообще, в Киеве снимать приятно, город к тому располагает. А в сюжете картины города нет, так как все могло произойти где угодно - в Москве, Питере, Праге... - Ленту показывали на фестивале в Выборге. Мнения зрителей разделились. Одни стоят на стороне картины, другие отказываются ее принять. Название фильма про Олега Кулика "Олег Кулик: вызов и провокация". Задумывалось ли "Беспорно" как вызов и провокация ? - А что там провокационного? Там даже матерных слов нет. Просто тема такая - сложная. А название "Беспорно" построено на игре слов и разных смыслов. В этом слове, написанном с орфографической ошибкой, много всего: "бес, порно", "без порно", "без пор, но..." Это история про порно, которое в жизни, это образ. Мы старались сделать так, чтобы все читалось. Это увлекательный сюжет, который должен быть интересен и понятен любому зрителю. А через сюжет мы протягиваем серьезное высказывание. Мне неинтересно просто эпатировать публику, мне интересно с ней говорить о каких-то проблемах. В этом фильме много острых проблем, просто раскрыты они на бойком примере, в том числе и ради маркетингового хода. В мире сейчас большая проблема - детям не разрешают ходить в школу с телефоном. Почему? На эти телефоны снимается огромное количество детского порно. Мы изучили очень большое количество материала, с этим связанного. И я взял эту актуальную тему, выбрал понятную мне среду шестнадцатилетних ребят. Я вижу, в чем их проблемы, вижу, где их поджидают опасности. Я сам где-то между - мне тридцать, а сыну моему уже десять лет. Для меня важно понимать эту реальность, среду, про которую мы говорим. А сюжет - под смыслом, он должен был быть просто ярким. Кроме образов, там есть ассоциации. Люди должны увидеть себя. - А если зритель под яркой оболочкой и за сюжетом не увидит глубокого смыла ? - Я считаю, что зритель имеет право смотреть так, как он смотрит. Кто хочет видеть оболочку, пусть видит только ее. Для этого я и учился в институте, я должен уметь делать вкусную оболочку для всех. Как автор я могу быть не понятым, но должен быть понятным. Если зритель не хочет вести диалог о проблемах, я должен дать ему интертеймент. - Как бы вы определили ту нишу в кинематографе, которую сейчас занимаете ? - Думаю, что мы снимаем социальные фильмы. Меня последнее время интересует кино, которое говорит про сегодняшний день, про меня, мои проблемы, про то, что мне интересно и что меня волнует. - Что происходит с фильмом "Россия 88"? Ходили слухи, что картину придерживают и не пускают в прокат . - Хорошо, что вокруг картины есть такая мифология. Нам дали прокатное удостоверение. До проката картина ездила и ездит по разным городам России. После просмотров зрители остаются, обсуждают ленту, все это снимается на камеру, создается архив. Такие поездки - уже как прокат. Кроме того, если к нам поступает просьба привезти картину в какой-нибудь город, мы стараемся откликаться на нее, сами привозим фильм, чтобы принять участие в дискуссиях. Нам важно с помощью этой картины повернуть страну в сторону антифашистского движения. В этом заключается мой продюсерский и гражданский интерес. Я хочу сделать все для того, чтобы поднять дискуссию вокруг этой темы. Более того, в последнем послании президента Федеральному собранию говорилось о борьбе с расовой ненавистью и ксенофобией. Я это остро ощущаю, потому что по своей сути являюсь космополитом, и мне кажется, что с национализмом надо бороться на всех уровнях. Радостно, что Павел Бардин снял такой фильм - чрезвычайно гуманный, важный, сильно воздействующий на зрителя. - А как зрители реагируют ? - Скинхеды, когда приходят на показ, на двадцатой минуте убегают в гневе и ненависти - их просто выдавливает. А остальные зрители испытывают глубокое эмоциональное потрясение. - Режиссеры и продюсеры нередко говорят, что снимали фильм в первую очередь для себя. А вы думаете о зрителе или творите для себя ? - Я приглашаю людей на разговор. Кино не может существовать само по себе. Для меня произведение начинает жить только в тот момент, когда приходит зритель. Конечно, нельзя пытаться угодить зрителю, это - путь в никуда, потому что и себе не угодишь, и в зрителя не попадешь. Но нужно видеть что-то важное и об этом разговаривать со зрителем. Для меня это самый честный путь. Я не верю тем людям, которые говорят будто им все равно, что думает зритель. Мне зритель очень интересен. Мои амбиции в том, чтобы найти путь к зрителям и начать с ними диалог. Искусство призвано поднимать зрителя на свой уровень, образовывать, открывать ему мир. Значит, нужно думать о тех, для кого снимаются фильмы. - Герои фильма "Виноградов и Дубосарский: картина на заказ" утверждают, что современное искусство живет по законам моды, бизнеса и без этого невозможно. Вы как продюсер и автор с этим согласны ? - Искусство, безусловно, живет по законам бизнеса, моды, но не только. Есть еще несколько законов. Это - среда, в которой мы живем и не можем ее не замечать. Странно не учитывать контекст происходящего. Мода, бизнес - это данности нашей жизни. Нельзя говорить: "Для меня моды не существует!" или "Бизнес -это зло!" Мне кажется, что это какое-то позерство и неадекватная позиция. Лучше же когда фильм зарабатывает деньги, чем наоборот. - Почему многие хорошие фильмы не зарабатывают деньги ? - Потому что со зрителем надо работать. Авторам, прокатчикам - всем, кто занимается кинематографом. Кто-то должен заниматься повышением его культурного уровня, кто-то расширением предлагаемого ассортимента, кто-то упаковыванием продукта и так далее. - А чем вы сейчас занимаетесь ? - Мы с Иваном Вырыпаевым работаем над новым проектом, разрабатываем фантастический 16-серийный телевизионный сериал "Башня". Я этим горжусь, и мне это очень нравится. Скоро будет готова наша копродукция - Россия, Португалия, Испания, Бразилия - фильм "Моя Америка", дебют в большом кино португальского режиссера Жоао Нуно Пинто. В ролях: Чулпан Хаматова, Михаил Евланов, Карен Бадалов. Колоритная и трогательная история. У нас в производстве фильм "Летит" по пьесе современного драматурга Оли Мухиной. Картина про сегодняшний день, про то, как человек думает, будто бы без него жизнь остановится. Он крутится на карусели и полагает, что именно он ее раскручивает. А потом человек вылетает, а карусель продолжает вертеться. Снимают фильм Сергей Швыдкой и Фуад Ибрагимбеков - два моих товарища, которых позвали мы с Гией Лоркипанидзе. К сожалению, в связи с финансовыми трудностями, фильм пока застрял, он оказался очень дорогим. Мы сняли его в пик цен, перед кризисом. Я вообще долго работаю над фильмами: "Виноградов и Дубосарский" создавался три года, "Беспорно" - три года, "Эйфория" - два года. - Вы только продюсируете проекты ? - Нет, еще мы занимаемся дистрибьюцией. Например, я горжусь тем, что именно мы прокатывали "Жизнь других" и купили этот фильм еще до того, как его заметили, сразу после того, как от него отказался Берлинcкий фестиваль. Купили, а потом картина получила "Оскара". Сейчас я купил фильм Майкла Мура "Капитализм: история любви", который был на Венецианском фестивале. Купил фильм "Грязь и мудрость", который Мадонна сняла как режиссер с солистом группы "Гоголь Барделло". Бизнес мы из этого не делаем. Но мне интересно привлекать к таким картинам зрителя. - Вы продолжаете работать как артист ? - К счастью, нет. И не хочу. И, главное, не умею. Также в рубрике:
|