Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7703) 15-21 октября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

АЛЕКСАНДР ШЕЙН: Со зрителем надо работать

Ариуна БОГДАН
Фото Ларисы КАМЫШЕВОЙ


А.Шейн

Александр ШЕЙН - молодой режиссер и продюсер, который в этом году представил сразу несколько картин. Его интересуют не фильмы, рассчитанные на массового зрителя, а авторское кино. Недавно в Москве состоялась премьера документального фильма "Виноградов и Дубосарский: картина на заказ", снятого Александром Шейном в соавторстве с Евгением Миттой.

- "Виноградов и Дубосарский: картина на заказ" - это один из фильмов, которые должны составить "Антологию современного искусства". Расскажите об этой антологии .

- Мой друг Евгений Митта несколько лет назад предложил мне снять фильм о Виноградове и Дубосарском. Предложение вызвало у меня какой-то азартный интерес, ведь об этих художниках действительно никто ничего не знает. Женя, как человек образованный, как прекрасный художник, стал для меня проводником в мир изобразительного искусства. Он знает всю мифологию современного искусства, он глубинно в этом разбирается. И мы начали снимать. Снимали три года, и так получилось, что параллельно Женя снял фильм про Олега Кулика. Поэтому вторая картина вышла раньше, чем первая.

- Как художники допустили вас в закрытую область творческого процесса? И насколько сложно было вызвать их на откровенный разговор ?

- Думаю, что это - вопрос доверия, который возникает между артистами и режиссером, вопрос психологического подхода, когда видишь человека и постепенно понимаешь, как с ним общаться. Надо на какие-то территории не залезать, а на какие-то, наоборот, заходить и находить контакт. Мы очень много наблюдали, мы почти жили с ними.

- Они очень разные ...

- И в этом есть определенное очарование. Саша, присутствие которого в фильме немного меньше, потому что он - интроверт, очень идейный. Он говорит мало, но каждое слово попадает в точку. И в фильме это видно. А Володя - экстраверт, артист, замечательный рассказчик. Да, с каждым из них надо было общаться по-своему.

- Вы продолжаете общаться после завершения работы над картиной ?

- Мы стали близкими друзьями, часто видимся, разговариваем. Я благодарен Жене Митте за то, что Виноградов и Дубосаркий появились в моей жизни. Поверьте, они просто очень хорошие, качественные люди. В наше время качественных людей мало. Думаю, что у нас будет антология именно про очень качественных людей. Они все - герои. Художником нельзя стать, если нет сознания, объема. Это ни к чему не приведет.

- Какие еще картины должны появиться в антологии? Кто станет героями? И как происходит выбор героев ?

- Мы хотим снять про Павла Пепперштейна и "медгерменевтов". Собираемся снимать про Питер конца 80-х. Героями фильма будут рок-музыканты и художники. Два основных героя - Сергей Курехин и Тимур Новиков. Мы попытаемся показать то время и его атмосферу. Это очень интересная, сложная тема. Также на подходе "Синие носы". Но все темы до конца мы намеренно не определяем. Нам важно оставить какое-то пространство, для того чтобы осознать, кто туда еще может попасть. Никакого междусобойчика не будет. Есть, конечно, наш выбор, но он основан на понимании процесса и на Женином знании. Еще раз повторюсь, Женя - один из самых компетентных людей у нас в области современного искусства.

- По первому образованию вы - актер, по второму - режиссер. Откуда такая страсть к продюсированию ?

- Мне интересно попробовать свои силы в разных сферах, а продюсирование - оно синтетическое. Я старюсь не снимать что попало, для меня это не бизнес, хотя бизнес-составляющая должна быть всегда. Мои продюсерские проекты носят исповедальный характер, и для меня они зачастую более художественные, чем для тех режиссеров, которых я приглашаю. Это нормально и естественно.

- Какой ваш самый яркий авторско-продюсерский проект ?

- Фильм "Беспорно". Я прочитал сценарий, который вызвал мой интерес, и сразу понял, что должно в итоге получиться, придумал, как все можно сделать. На готовый сценарий я пригласил Александра Шапиро - режиссера, который, казалось бы, абсолютно не подходит для этого дела, так как является максимально независимым автором. Александр крепкую драматургическую конструкцию воспроизвел своим киноязыком и привнес чувство нашего времени. А смонтировал картину я сам. Такое соединение для меня было важно. Разные люди отвечали за разные художественные пласты, что помогло придать фильму дополнительные смыслы. Смешно получилось - на этом проекте я раздвоился: с одной стороны, выступил как продюсер, но с другой - нанял сам себя как режиссера монтажа.

- Александр Шапиро - украинский режиссер. В картине участвуют украинские артисты. Лента "Беспорно" считается чьей ?

- Российской. Но по большому счету это неважно. Мы снимали в Киеве потому, что было удобно и Саше Шапиро, так как он лучше знает город, и экономически это было оправданно. Вообще, в Киеве снимать приятно, город к тому располагает. А в сюжете картины города нет, так как все могло произойти где угодно - в Москве, Питере, Праге...

- Ленту показывали на фестивале в Выборге. Мнения зрителей разделились. Одни стоят на стороне картины, другие отказываются ее принять. Название фильма про Олега Кулика "Олег Кулик: вызов и провокация". Задумывалось ли "Беспорно" как вызов и провокация ?

- А что там провокационного? Там даже матерных слов нет. Просто тема такая - сложная. А название "Беспорно" построено на игре слов и разных смыслов. В этом слове, написанном с орфографической ошибкой, много всего: "бес, порно", "без порно", "без пор, но..." Это история про порно, которое в жизни, это образ. Мы старались сделать так, чтобы все читалось. Это увлекательный сюжет, который должен быть интересен и понятен любому зрителю. А через сюжет мы протягиваем серьезное высказывание. Мне неинтересно просто эпатировать публику, мне интересно с ней говорить о каких-то проблемах. В этом фильме много острых проблем, просто раскрыты они на бойком примере, в том числе и ради маркетингового хода. В мире сейчас большая проблема - детям не разрешают ходить в школу с телефоном. Почему? На эти телефоны снимается огромное количество детского порно. Мы изучили очень большое количество материала, с этим связанного. И я взял эту актуальную тему, выбрал понятную мне среду шестнадцатилетних ребят. Я вижу, в чем их проблемы, вижу, где их поджидают опасности. Я сам где-то между - мне тридцать, а сыну моему уже десять лет. Для меня важно понимать эту реальность, среду, про которую мы говорим. А сюжет - под смыслом, он должен был быть просто ярким. Кроме образов, там есть ассоциации. Люди должны увидеть себя.

- А если зритель под яркой оболочкой и за сюжетом не увидит глубокого смыла ?

- Я считаю, что зритель имеет право смотреть так, как он смотрит. Кто хочет видеть оболочку, пусть видит только ее. Для этого я и учился в институте, я должен уметь делать вкусную оболочку для всех. Как автор я могу быть не понятым, но должен быть понятным. Если зритель не хочет вести диалог о проблемах, я должен дать ему интертеймент.

- Как бы вы определили ту нишу в кинематографе, которую сейчас занимаете ?

- Думаю, что мы снимаем социальные фильмы. Меня последнее время интересует кино, которое говорит про сегодняшний день, про меня, мои проблемы, про то, что мне интересно и что меня волнует.

- Что происходит с фильмом "Россия 88"? Ходили слухи, что картину придерживают и не пускают в прокат .

- Хорошо, что вокруг картины есть такая мифология. Нам дали прокатное удостоверение. До проката картина ездила и ездит по разным городам России. После просмотров зрители остаются, обсуждают ленту, все это снимается на камеру, создается архив. Такие поездки - уже как прокат. Кроме того, если к нам поступает просьба привезти картину в какой-нибудь город, мы стараемся откликаться на нее, сами привозим фильм, чтобы принять участие в дискуссиях. Нам важно с помощью этой картины повернуть страну в сторону антифашистского движения. В этом заключается мой продюсерский и гражданский интерес. Я хочу сделать все для того, чтобы поднять дискуссию вокруг этой темы. Более того, в последнем послании президента Федеральному собранию говорилось о борьбе с расовой ненавистью и ксенофобией. Я это остро ощущаю, потому что по своей сути являюсь космополитом, и мне кажется, что с национализмом надо бороться на всех уровнях. Радостно, что Павел Бардин снял такой фильм - чрезвычайно гуманный, важный, сильно воздействующий на зрителя.

- А как зрители реагируют ?

- Скинхеды, когда приходят на показ, на двадцатой минуте убегают в гневе и ненависти - их просто выдавливает. А остальные зрители испытывают глубокое эмоциональное потрясение.

- Режиссеры и продюсеры нередко говорят, что снимали фильм в первую очередь для себя. А вы думаете о зрителе или творите для себя ?

- Я приглашаю людей на разговор. Кино не может существовать само по себе. Для меня произведение начинает жить только в тот момент, когда приходит зритель. Конечно, нельзя пытаться угодить зрителю, это - путь в никуда, потому что и себе не угодишь, и в зрителя не попадешь. Но нужно видеть что-то важное и об этом разговаривать со зрителем. Для меня это самый честный путь. Я не верю тем людям, которые говорят будто им все равно, что думает зритель. Мне зритель очень интересен. Мои амбиции в том, чтобы найти путь к зрителям и начать с ними диалог. Искусство призвано поднимать зрителя на свой уровень, образовывать, открывать ему мир. Значит, нужно думать о тех, для кого снимаются фильмы.

- Герои фильма "Виноградов и Дубосарский: картина на заказ" утверждают, что современное искусство живет по законам моды, бизнеса и без этого невозможно. Вы как продюсер и автор с этим согласны ?

- Искусство, безусловно, живет по законам бизнеса, моды, но не только. Есть еще несколько законов. Это - среда, в которой мы живем и не можем ее не замечать. Странно не учитывать контекст происходящего. Мода, бизнес - это данности нашей жизни. Нельзя говорить: "Для меня моды не существует!" или "Бизнес -это зло!" Мне кажется, что это какое-то позерство и неадекватная позиция. Лучше же когда фильм зарабатывает деньги, чем наоборот.

- Почему многие хорошие фильмы не зарабатывают деньги ?

- Потому что со зрителем надо работать. Авторам, прокатчикам - всем, кто занимается кинематографом. Кто-то должен заниматься повышением его культурного уровня, кто-то расширением предлагаемого ассортимента, кто-то упаковыванием продукта и так далее.

- А чем вы сейчас занимаетесь ?

- Мы с Иваном Вырыпаевым работаем над новым проектом,

разрабатываем фантастический 16-серийный телевизионный сериал "Башня". Я этим горжусь, и мне это очень нравится. Скоро будет готова наша копродукция - Россия, Португалия, Испания, Бразилия - фильм "Моя Америка", дебют в большом кино португальского режиссера Жоао Нуно Пинто. В ролях: Чулпан Хаматова, Михаил Евланов, Карен Бадалов. Колоритная и трогательная история. У нас в производстве фильм "Летит" по пьесе современного драматурга Оли Мухиной. Картина про сегодняшний день, про то, как человек думает, будто бы без него жизнь остановится. Он крутится на карусели и полагает, что именно он ее раскручивает. А потом человек вылетает, а карусель продолжает вертеться. Снимают фильм Сергей Швыдкой и Фуад Ибрагимбеков - два моих товарища, которых позвали мы с Гией Лоркипанидзе. К сожалению, в связи с финансовыми трудностями, фильм пока застрял, он оказался очень дорогим. Мы сняли его в пик цен, перед кризисом. Я вообще долго работаю над фильмами: "Виноградов и Дубосарский" создавался три года, "Беспорно" - три года, "Эйфория" - два года.

- Вы только продюсируете проекты ?

- Нет, еще мы занимаемся дистрибьюцией. Например, я горжусь тем, что именно мы прокатывали "Жизнь других" и купили этот фильм еще до того, как его заметили, сразу после того, как от него отказался Берлинcкий фестиваль. Купили, а потом картина получила "Оскара". Сейчас я купил фильм Майкла Мура "Капитализм: история любви", который был на Венецианском фестивале. Купил фильм "Грязь и мудрость", который Мадонна сняла как режиссер с солистом группы "Гоголь Барделло". Бизнес мы из этого не делаем. Но мне интересно привлекать к таким картинам зрителя.

- Вы продолжаете работать как артист ?

- К счастью, нет. И не хочу. И, главное, не умею.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;