Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7703) 15-21 октября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

РОДИОН НАХАПЕТОВ: В детстве я придумал себе судьбу

Татьяна СЕМАШКО
Фото Натальи БАНТЛЕ


Р.Нахапетов

Родион Нахапетов вошел в классику отечественного кинематографа вместе с фильмами, в которых снимался ("Нежность", "Влюбленные") и которые снимал ("Не стреляйте в белых лебедей"). Интернет-ресурс "Википедия" сегодня представляет его как "советского, украинского, российского, американского актера, режиссера и сценариста". Но, что бы он ни сыграл, ни снял, ни написал в России, Украине, Америке или любой другой части света, в представлении наших сограждан имя Родион НАХАПЕТОВ вызывает в памяти стройного юношу с тонкими волевыми чертами лица, который, по выражению своего героя, "всегда правильно танцует".

- Родион Рафаилович, как известно, "все мы вышли из туфельки своего детства". Как впечатления детства нашли отражение в вашем творчестве ?

- Когда мне было десять лет, у мамы обнаружили туберкулез. Ее положили в больницу, а меня отправили в детский дом. Как только мама выздоровела и мы получили две маленькие комнатки в коммунальной квартире, она забрала меня оттуда. В детском доме я за полтора года окреп, научился ругаться матом, курить и приворовывать. Это по свидетельству мамы. Сам же я запомнил в первую очередь жестокость, которой подвергался со стороны сверстников. Мальчишки зимой забрали у меня теплую одежду, перчатки - я очень мерз. Потом вошел в их среду и вместе с ними участвовал в массовых драках с ребятами из других районов - это было в городе Новомосковске Днепропетровской области. Переход к домашней жизни был трудным, и я благодарен матери, которая была со мной очень деликатна.

Одна из моих учебных работ во ВГИКе называлась "Помнишь?" - о том, как сосед приводит мальчика в детский дом и как он проводит там первую ночь. Так что впрямую мои впечатления вылились в короткометражный фильм. А косвенно - многое вошло в творчество из того, что я там увидел.

- Трудно ли вам приходилось на съемочной площадке "Врагов", где одновременно работали Иннокентий Смоктуновский, Николай Гриценко, Марина Неелова, Елена Соловей ?

- Актеры, которых я приглашал сниматься, знали меня как коллегу, у нас было взаимное доверие и уважение. Я по себе знаю, что нужно актеру, чтобы правильно сыграть и комфортно чувствовать себя на площадке. Поэтому мне легко было работать и со Смоктуновским, и с Гриценко, и с Леной Соловей, и с Мариной Нееловой... Работать с мастерами - огромное счастье. Да, каждый требует особого подхода, и режиссеру нужно быть дипломатом. Скажем, если за столом сидят несколько равнозначных по уровню актеров, и ты начинаешь работать с одним, - другой обижается. Существует жесткий табель о рангах. Как никого не обидеть? Например, оператор мне говорит: по свету лучше начать с Гриценко. (А между Смоктуновским и Гриценко были очень напряженные отношения.) Я говорю Смоктуновскому: нужно начинать с вас, а не знаю, как быть с Гриценко... "Снимите Гриценко!" - "Но Гриценко говорит - начинайте только со Смоктуновского, Смоктуновский блистательный актер..." И дальше я могу уже спокойно снимать сначала Гриценко. А если снимаешь одну известную актрису крупным планом, а вторая стоит на втором плане, и ты потом не снимаешь ее крупный план, - она расстраивается, я вижу это, даже если она об этом не говорит.

Артистов нельзя обижать. Я всегда их хвалю, поддерживаю, потому что, знаю по себе, позитивный подход - это главное. В большинстве своем, они люди чувствительные, расстраиваются без поддержки, теряются. Даже такой актер, как Любшин, на съемках "Не стреляйте в белых лебедей" нервничал, если ассистент во время его сцены отвернулся, что-то кому-то сказал. Сердился: "Попробуй, встань на мое место - думаешь, это легко?" Когда актер играет, все должны ему сопереживать. Поэтому я всегда прошу группу: не отворачивайтесь, не уходите, не разговаривайте! Это артистов расстраивает. В работе с оператором можно дать волю своим эмоциям. С актером - нет. Если вы спросите обо мне у оператора, он скажет: "Нахапетов может быть таким взрывным, нервным". А если у актера, то он ответит: "Ах, он такой спокойный, уравновешенный!"

- Как вы познакомились с Шукшиным, как он пригласил вас сниматься в картине "Живет такой парень "?

- Когда я поступал во ВГИК, Вася Шукшин его оканчивал. Вместе со мной на курсе училась Лида Александрова, которая с ним дружила, - они любили друг друга. Василий пришел к нам на экзамены посмотреть, как Лида играет, познакомился со мной и пригласил сыграть в его фильме небольшую роль. Для меня это предложение было особенно лестно тем, что я должен был играть взрослого инженера Гену из Москвы, который уже закончил институт, а я был еще мальчишкой - восемнадцать лет.

- Но с годами для вас главным в жизни стала режиссура ?

- Когда я был еще мальчиком, то сочинил себе судьбу. Подумал, что в юности стану актером, потом - режиссером, потом - писателем. Почему мне такое пришло в голову - не знаю. Да и потом казалось, что этой программе надо следовать. В юности мне очень нравилось быть артистом. Но я быстро понял, что есть профессия более сложная, интересная - режиссура. Она включает в себя музыку, изображение, монтаж, ритм. Мне посчастливилось - Марк Донской пригласил меня сниматься в своем фильме "Сердце матери". У меня не было отца, и он для меня стал отцом. Он позволял мне многое: ходить к нему в монтажные, смотреть, как он работает с художником, как готовит сценарий. И понял: вот самое интересное! Режиссер - человек, который создает целый мир. Артист - это лишь часть этого мира и может влиять на него в определенных пределах. Мне льстила возможность работать с композитором - сам играю на пианино, люблю музыку. Я рисовал - и мне было интересно работать с художником.

Когда я окончил режиссерский факультет, то решил, что в собственных фильмах сниматься не буду. Счел, что стал режиссером для того, чтобы делать фильмы, а не для того, чтобы показывать себя в главной роли. Поэтому я благодарен "Первому каналу" за то, что там мне предложили не только быть режиссером трех серий "Убойной силы", но и самому сыграть в этом кино. Мол, зрители давно вас не видели. Сыграл и поверил, что могу, и в следующем сериале "Русские в городе ангелов" тоже снимался. Мне удалось найти систему работы: репетирую с актерами, обсуждаю сцену с оператором и только потом иду в кадр.

Моя первая книга вышла почти десять лет тому назад, сейчас пишу вторую. Не думаю, что когда-нибудь буду писателем в полном смысле этого слова, но тем не менее, не являясь членом Союза писателей России, являюсь членом Гильдии писателей Америки.

- Как же это произошло ?

- Я написал сценарий на английском языке вместе с Реем Брэдбери по его автобиографической повести "Вино из одуванчиков". Кстати, моя дипломная картина - "Вино из одуванчиков". Он принял сценарий, в который я внес много нового по сравнению с литературной первоосновой. Ему очень понравилась моя интерпретация, и он поддерживает будущую постановку. И хоть это моя писательская работа, я ни в коем случае не сравниваю себя с Брэдбери - великим писателем, удивительным человеком. Я счастлив, что мы с ним подружились.

- Что вы приобрели и что потеряли в жизни, уехав из России ?

- Я не уезжал из России насовсем. Снимая картину, по два-три года живу здесь. В начале 90-х годов, когда российский кинематограф был в разрухе, а "Мосфильм" в руинах, я организовал благотворительный фонд "К сердцу ребенка". То есть у меня никогда не было ощущения оторванности от России. Да, у меня появилась другая семья. Но это бывает и у человека, который жил сначала на проспекте Мира, а потом переехал на Юго-Запад. Другой круг повседневного общения, другие магазины. Но человек остается тем же. Поэтому я ничего не потерял.

А приобрел многое. Во-первых, встретил женщину, которую очень люблю. Во-вторых, играл с большими американскими актерами. Два года работал на контракте со студией "ХХ век. Фокс". Это был опыт болезненный, но очень полезный. Скажем, в России на картине есть редактор, выше - директор студии, выше - Госкино. А здесь на обсуждение фильма собирались почти все работники студии, каждый из которых высказывал свое мнение, а ты должен был учитывать все замечания и пожелания.

Наконец, я открыл для себя другую страну. Ведь художник живет впечатлениями. И когда ты открываешь для себя что-то новое - даже географически - это многое значит. Почему российские граждане сейчас столько ездят по миру? Потому что впечатления обогащают, дают другое ощущение жизни и себя самого.

- Принято говорить, что в Голливуде совсем другая культура работы на съемочной площадке, более высокая культура кинопроизводства .

- Там даже на среднем уровне работают профессионалы очень высокого класса. Актеры на съемочную площадку приезжают всегда вовремя, подготовленными. Обязательность - часть профессионализма. Принято говорить о высоком профессионализме среднего звена в Голливуде, но меня больше всего поразили актеры. Скажем, в России актеров на работу привозит водитель, который работает в группе. Там они приезжают сами, и как добираться - их проблемы. Никто из них не просит денег на бензин. Другое дело, что мы должны предоставить им парковку, а в центре Лос-Анджелеса это очень сложно. Никогда ни одного человека на съемочной площадке я не видел пьяным, никогда ни от кого не пахло алкоголем. В Америке с этим очень строго. Там режиссер под актеров берет страховку на картину. И если актер два раза серьезно нарушил порядок, страховку не дают. Словом, все построено так, что артист понимает: если он нарушит дисциплину, то его перестанут снимать. Что и произошло с Микки Рурком. Кому-то морду набил, и ни одной студии банк не давал страховку под его имя. А без страховки снимать нельзя. Но когда актер своим поведением доказывает, что он исправился, да еще если за него просит большой режиссер, - все становится на свои места.

- Вас не обижает то, что ваше имя чаще всего связывают с фильмами "Влюбленные" и "Нежность", созданными больше сорока лет тому назад ?

- "Влюбленные" и "Нежность" - часть моей юности. Сейчас, когда я смотрю эти фильмы, мне кажется, что в них - моя жизнь, и другой у меня не было. Была только та, которая запечатлена в кадре. Это я плыл по реке среди арбузов, я танцевал в кафе. Мы все были молоды - и режиссер, и сценарист, и исполнители. Все очень дружили. Причем в "Нежности" я снимался уже после того, как сыграл Ленина, то есть был известным артистом и режиссером. С Эльером Ишмухамедовым мы учились на одном курсе: я на актерском, он на режиссерском. Спустя годы он предложил сделать продолжение "Влюбленных". Ишмухамедов и сценарист Одельша Агишев у меня дома, в Штатах, работали над сценарием, и мы сделали этот фильм. Картина получилась хорошая, добрая. Мы снимали ее частично

в Узбекистане, частично в Москве. Тогда я с грустью обнаружил, что в Узбекистане уже многие не говорят по-русски. Если раньше я свободно разговаривал с жителями Ташкента и кишлаков, то сейчас этого нет. Хотя мне дороги и другие фильмы, в которых я снимался и о которых сегодня мало кто помнит.

- Какие человеческие и творческие уроки преподали вам люди, с которыми вы работали ?

- Здесь в первую очередь мне хочется сказать о Марке Донском. Он был великим человеком. Его фильмы в мире знали больше, чем фильмы многих других наших классиков. Тот же Росселлини считал, что именно Марк Донской, создавший трилогию о детстве и юности Максима Горького, стал основоположником неореализма.

Я с ним часто ругался, дерзил. Когда у меня в Москве умерла мать (мне было двадцать два года), Донской уже со мной не работал, но приехал в больницу поддержать меня - старик, имеющий звезду Героя Социалистического Труда и все прочие регалии. Тогда я понял, что он - настоящий человек. Ведь он мог не прийти, мог найти оправдания. Именно с тех пор я знаю, что по отношению к людям очень важен такой человеческий поступок, который поддержит их. Я понял, что главное - не какой ты профессионал, а какой ты человек, способен ли на добрые поступки.

То, как работает с актерами, как воспринимает окружающее Василий Шукшин, нашло у меня отголосок в картине "Не стреляйте в белых лебедей". На съемочной площадке я старался давать актерам возможность импровизировать, жить свободно. Этой свободе я научился у Шукшина. Жалакявичюс - человек резкий, талантливый. У него был свой подход к актеру: он часто не останавливал камеру, когда заканчивался отрепетированный эпизод, и давал возможность актеру продолжать сцену, импровизируя. Потом он начало выбрасывал и оставлял импровизацию. Этот прием мне показался очень интересным, и когда я снимал "С тобой и без тебя...", то его применял. У Михалкова я научился дружеской, праздничной обстановке на съемочной площадке. Когда люди работают вместе, как одна семья. Я работал и с Глебом Панфиловым, и с Семеном Арановичем. И у каждого из них брал что-то хорошее, а с чем-то, конечно, не соглашался.

- С чего началась ваша благотворительная деятельность? Как возник фонд "К сердцу ребенка "?

- Фонд помощи детям с врожденными пороками сердца мы создали в 1993 году вместе с женой Наташей. Я уже жил в Америке, когда в моей комнате ночью раздался телефонный звонок и мужской голос умолял меня спасти дочку, которой недавно исполнилось шесть месяцев. В России ей не могут сделать необходимую операцию на сердце. Об этом звонке рассказал жене. "А почему он к тебе обратился?" - "Он сказал: "Вы всегда играли таких положительных героев, что я подумал - вы не можете не откликнуться". А я даже не знаю, с какого края начать. Но Наташа говорит: "Пойду в больницу..." В тот момент у меня был период внутреннего кризиса - я пересматривал какие-то вещи в своей жизни, думал, правильно ли я сделал, так ли поступаю, так ли я живу. И жена понимала, как важно для меня это обращение.

Она договорилась с известным американским кардиохирургом, японцем Таро Йокоямо, что он бесплатно прооперирует девочку, и с руководством больницы, чтобы они не брали больничных расходов - порядка 50 - 60 тысяч долларов. Она так все расписала, что те запросили лишь небольшую сумму, которую мы сами и заплатили. Девочку спасли. Буквально через несколько дней позвонили другие родители: "Мы узнали, что вы можете помочь..." Мы с женой задумались и пришли к мысли, что не сможем активно помогать людям, пока не зарегистрируем свой фонд. Тогда наша позиция будет более основательной, легальной. Через некоторое время поняли, что привозить детей с родителями в Америку на операции очень дорого, что лучше деньги потратить на то, чтобы целую группу американских специалистов привезти в Россию, на месте помочь большему количеству детей. Стали организовывать выезды врачей в Россию, которые не просто приезжали работать, но и безвозмездно привозили с собой лекарства и аппаратуру. Так осенью 1995 года мы привезли в Казань 8 тонн дефицитнейшего гуманитарного груза (медикаментов, оборудования) на 2,5 миллиона долларов. Ту же акцию провели в Москве. Американцы взяли самые сложные случаи и спасли детей. И наши врачи многому у них научились. Сейчас привозить врачей стало труднее. Раньше мы объясняли, что в России трудности, смена общественного строя - уговорить их было легко. Сейчас они говорят: а почему российским детям не помогают российские олигархи? Везде написано, что самое большое количество миллиардеров - в России...

- Родион Рафаилович, расскажите немного о своей жене ...

- Моя жена, Наташа Шляпникофф, - продюсер. Мы вместе уже почти двадцать лет. Она русская, родилась в Китае, потом с родителями уехала из Харбина в Чили, оттуда в США, где живет с двенадцати лет. Наташа в совершенстве владеет английским, русским, испанским, что ей очень помогает в работе. Так в Казани, на операции, когда переводчице стало плохо, Наташа встала рядом с хирургом и переводила. Она работает со мной в кино. Делать картину за небольшие деньги продюсеру очень тяжело, приходиться ужиматься и умерять аппетит режиссера.

- Традиционный, но необходимый вопрос: над чем вы сейчас работаете?

- У меня есть сценарий о матери, когда она, будучи беременной мною, переходила линию фронта.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;