Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43-44 (7707) 12-18 ноября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаВгиковский перец изнутриНовый курс российского кино АКТУАЛЬНАЯ ТЕМАСветлана ХОХРЯКОВА
ВГИК с размахом отметил 90-летний юбилей. В Государственном Кремлевском дворце состоялся парадный концерт по образу и подобию тех, что устраиваются к Дню работников милиции. Собрали лучшие музыкальные силы - от Кубанского казачьего хора до Хора имени Пятницкого. Приехавшие же со всей страны, из ближнего и дальнего зарубежья выпускники легендарного вуза потихоньку перетекали из зала в фойе, чтобы пообщаться. Со сцены смотрела белоснежная гипсовая голова Ленина, вождь произнес ключевую фразу о том, что важнейшим из искусств для нас является кино, и дальше торжество пошло своим ходом. Никита Михалков, вручая в дар ВГИКу картину своего деда Петра Кончаловского, говорил о кинематографическом, вгиковском собрании, называя его нашим волосатым, бритым братством, которому кажется, что только оно одно способно перевернуть кинематограф, - что чистая правда. А уж когда Михалков произнес слово "выпить", зал оживился. Никита Сергеевич продолжал свой изощренный текст: "Вгиковский перец внутри должен тебя все время дербанить". Но все это было вечером. А днем ВГИК посетил Владимир Путин. По этому случаю преподаватели и студентки нарядились, правда, иногда из их уст можно было услышать такие речи, что журналисты, несведующие в вопросах творческих, просто содрогнулись от их словесных рулад про водку и друзей. Они-то думали, что здесь и стены пропитаны высоким искусством. ВГИК, конечно, прихорошился перед приемом почетного гостя, которого провели по коридорам кинематографической альма-матер, продемонстрировали чудеса новенького цеха звукозаписи, павильон учебной киностудии, где работали молодые операторы. Владимир Путин и сам приобщился к кинематографической деятельности, встал на мешок с крахмалом, который издает звуки, напоминающие хруст снега. А потом проследовал в библиотеку, где его уже ждали участники первого заседания Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. Нас, журналистов, допустили на краткий миг, дали выслушать только слова премьер-министра о кардинальных проблемах российского кино, все остальное проходило за закрытыми дверями, и получить исчерпывающую информацию можно было только у своих знакомых - членов нового совета. Среди членов совета - заместитель председателя Правительства РФ, он же заместитель председателя совета Александр Жуков, министр культуры Александр Авдеев, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев и другие представители исполнительной власти, довольно много чиновников, а также Константин Эрнст и Олег Добродеев от телевидения, ректор ВГИКа Владимир Малышев, Никита Михалков и Дмитрий Месхиев, главы "Мосфильма" и "Ленфильма" Карен Шахназаров и Вячеслав Тельнов, Владимир Хотиненко и другие. Отсутствовали находившиеся в командировке Валерий Тодоровский и Александр Сокуров, который в совете, кажется, один только представляет интересы авторского кино. Владимир Путин еще раз напомнил, что ВГИКу выделен 1 миллиард рублей на две цели: проектирование нового учебного корпуса и техническое переоборудование вуза. За годы все оснащение главного киновуза страны настолько морально устарело, а развитие кинотехники идет такими быстрыми темпами, что просто невозможным становится обучение студентов старым дедовским способом. Кое-что по обновлению его материальной базы сделано, и Владимир Малышев похвастался премьеру, что нет такой техники и на "Мосфильме", как в переоборудованной студии звукозаписи ВГИКа. Карен Шахназаров сильно удивился такой постановке вопроса и в ответ на замечание Владимира Путина: "Я у вас такой не видел!" - шутливо ответил: "Мы скрыли от вас!" Владимир Путин говорил о важности государственного участия в поддержании киностудий и киноиндустрии в целом. Привел некоторые цифры. Так, рост кассовых сборов по итогам текущего года достиг 15 процентов. И это неплохой показатель по сравнению с состоянием в других отраслях, где налицо спад производства. Хотя в прежние годы вышеназванный показатель был куда внушительнее. И дело тут не только в кризисе, а в качестве управления, умении создавать конкурентоспособную продукцию. А нам, как было сказано, необходимо завоевывать не только российскую, но и мировую аудиторию. Государство, по словам Владимира Путина, может помочь материально, скажем, наладить учебный процесс, обустроить техническую базу, но оно не может заставить смотреть кино. Он говорил о том, что наши американские коллеги научились изощренно защищать свой рынок. А у нас ситуация следующая: только каждый шестой российский фильм востребован в мировом прокате, но собирает лишь пятую часть своей российской аудитории. Возникает вопрос: почему российский кинематограф все еще не накопил достаточного потенциала для прорыва. Владимир Путин неожиданно произнес: "Никита Сергеевич так на меня уставился! Он мне всю плешь вчера проел, говорил, что нужны деньги, чтобы сделать качественный рывок. Денег всегда мало. Не деньги порождают талант, а талант - деньги". Михалков просил миллиард долларов. И, видимо, именно он убедил Владимира Путина в том, что наше кино способно завоевать мировую аудиторию, что такое в принципе возможно. Честно говоря, странно было бы предполагать, что в США или Европе нам откроют широкие врата и впустят в кинематографический рай. Мы в собственной-то стране не можем обеспечить нормальный прокат отечественного кино. Обсуждался вопрос функционирования Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Фонд формально создан, но ни о какой его эффективности говорить не приходится. Пока не названо и имя того, кто его возглавит. Компетентные люди утверждают, что Михалков им руководить не будет точно, но он не возражал бы против кандидатуры своего зама по Союзу кинематографистов Сергея Лазарука. Не определен и круг крупных и успешных продюсерских компаний, которым и будут выделяться из фонда средства (скорее всего, это "Централ Партнершип", "RWS" "ТРИТЭ" Никиты Михалкова, а "СТВ" Сергея Сельянова, как говорят информированные люди, в число "первачей" не войдет), а те, в свою очередь, будут их перераспределять по проектам и небольшим студиям. Все к тому, что в шоколаде у нас окажутся и без того богатые и счастливые. Но полные закрома - не гарант рождения шедевра. Мировую славу нам пока что приносят куда более скромные проекты, а не "Адмиралъ" или "12". А вот что делать производителям авторского и дебютного кино, совсем неясно. Вероятнее всего, что ими будет заниматься Минкультуры. Предполагается, что авторскому кино больших денег и не нужно. Но Александр Сокуров, работающий на этой ниве, снимает "Фауста", отнюдь не малобюджетный фильм. Авторское кино - не синоним нищеты. В общем, вопросов больше, чем ответов. В кинематографических рядах - легкая паника, которую усугубляет зыбкая обстановка в Союзе кинематографистов, разобщенном бесконечными судами и съездами. Кинобюджет составит в 2010 году 4,9 миллиарда рублей, и это более чем на 50 процентов превышает показатели текущего года. А вот как он будет освоен, пока не знает никто. Также в рубрике:
|