Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43-44 (7707) 12-18 ноября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

РУТГЕР ХАУЭР: Дайте мне хороший сценарий

Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Фото автора


Р.Хауэр

На проходившем недавно в Москве 3-м Фестивале современного кино "Завтра" одним из членов жюри был знаменитый голландский и голливудский актер Рутгер ХАУЭР. Он стал звездой в Европе, снявшись у своего соотечественника, голландца Пола Верхувена, в "Турецких сладостях" (1973) и "Солдатах королевы" (1977). С подачи Верхувена Хауэр оказался в Голливуде, где, сыграв репликанта в "Бегущем по лезвию бритвы" (1982), доблестного рыцаря в "Леди-ястреб" (1985), маньяка в "Попутчике" (1986) и ряд других заметных ролей, стал мировой знаменитостью. Актер продолжает активно сниматься. В числе его последних работ снятые в России боевики "Зеркальные войны: Отражение первое" Василия Чигинского и "Пятая казнь" Александра Якимчука.

- Что привело вас, Рутгер, в состав жюри фестиваля "Завтра "?

- Сама идея фестиваля мне показалась весьма привлекательной, а у меня как раз образовалось окно в графике, и я подумал: а почему бы и нет? Почему бы еще раз не побывать в Москве, от которой у меня остались приятные воспоминания? Хотелось получше узнать вашу страну: чтобы ее познать, одной жизни мало. Хотелось бы, чтобы мы много работали у вас, а вы - у нас. Я бы, например, не отказался снять фильм в сотрудничестве с русскими коллегами и сейчас занят поисками контактов с ними. У России, я в этом убежден, огромный потенциал. Так что - жду предложений.

- Вы не раз говорили, что на вас большое впечатление произвела великая русская литература. Кого из персонажей русской классики вы хотели бы сыграть ?

- Любого. Дайте мне только хороший сценарий.

- Родившись в семье театральных актеров, преподававших к тому же в театральном колледже, вы были запрограммированы на актерскую профессию ?

- Я был трудным ребенком, упрямым. У меня не было ни малейшего желания последовать по их пути. Их жизнь мне казалась слишком размеренной, спокойной, скучной, и это было не по мне - во мне кипела энергия. Я долго мечтал стать режиссером. И стал им много-много лет спустя: свою 10-минутную "Комнату" снял, когда мне стукнуло 57. Я медленно созреваю - так уж устроен, и ничего тут не поделаешь.

- Вы еще не расстались с мыслью снять полнометражный художественный фильм ?

- Нет. Мне давно уже не дает покоя история Уолли Ван Хала, о котором в Европе мало кто слышал. Он, будучи банкиром, финансировал движение Сопротивления в Голландии и был убит в конце войны. Сейчас веду переговоры с людьми, которые могут написать качественный сценарий.

- Вы не могли не испытывать влияние родителей в профессиональном плане. Насколько оно было значительным ?

- Родители помогли мне осознать, что мое призвание кино, а не театр, что не следует совмещать одно и другое. Они влияли на меня не прямо, не навязывая свое мнение, а исподволь, очень тактично. И вообще, они мне многое позволяли, всегда давали много свободы. Даже несмотря на то, что я далеко не всегда вел себя адекватно и в детстве еще как чудил. В таком же духе и я вел себя по отношению к своим детям. Однако я не был таким либералом, как мои папа и мама, считаю, что детей нужно кое в чем и ограничивать и при необходимости проявлять твердость.

- Вы сказали, что не следует совмещать кино и театр. Многие, тем не менее, совмещают ...

- Природа актерской игры в кино и в театре разная, и, если хочешь расти как актер, ты должен определиться. Лично я "живу" только перед камерой, на сцене, поверьте, теряюсь и сейчас - и это с моим-то опытом! Это понимание пришло далеко не сразу. Я четыре года был театральным актером, сыграл на сцене порядка тридцати ролей, в том числе и главные. Но я не чувствовал удовлетворения, не видел будущего в своей актерской карьере, и это меня угнетало. Примечательно, что моя первая встреча с кинокамерой произошла в дни, когда ничто не предвещало, что это будет процветающая индустрия, что в кино можно зарабатывать огромные деньги. Но внутри меня что-то щелкнуло, я решил: это мое, и вскоре без особых колебаний уволился из театра. Со стороны это выглядело как чистое безумие, потому что тогда в Голландии кино практически не снимали - 1 - 2 фильма в год, телевизионное кино делало только первые шаги. Но это был мой выбор, и замечательно, что спустя годы мое радикальное решение позволило мне не только пережить счастливые минуты в процессе работы над фильмами, но и принесло хорошие деньги.

- Как часто к вам приходили эти счастливые минуты ?

- К сожалению, не так часто, как того хотелось бы. За сорок лет я снялся в очень большом количестве фильмов, но только в 5 - 6 из них мне удалось найти собственный голос. И услышать голос моего режиссера. Это были незабываемые, потрясающие ощущения. Путь к этим ощущениям, к этой радости, к этому счастью один: работать, работать и еще раз работать.

- В вашем творческом багаже 123 роли в кино. Какие из них самые любимые ?

- Это необязательно самые успешные роли, хотя они и идут рука об руку. Малобюджетную драму "Ментор", например, мало кто видел. Ее, к сожалению, сильно подпортили во время монтажа. Мне понравился сам процесс съемок. С большим удовольствием снимался в "Слепой ярости", где было много смешных моментов. Мы эту картину воспринимали как комедию, а не как боевик. Конечно, не могу не назвать "Попутчика". Это страшный, сумасшедший фильм, он не имел успеха из-за жутких сцен насилия, но именно эти сцены мне были интересны в первую очередь.

- Насколько важен в профессии актера личный жизненный опыт ?

- Чрезвычайно важен. Все, чем я занимался в своей жизни, помогло мне потом в актерской профессии. И самое главное - это, пожалуй, язык. По-английски я начал говорить в 15 лет, когда, сбежав из дома, по примеру деда и прадеда стал моряком. Мы заходили в Сайгон, в другие порты, и меня взрослые использовали как переводчика, когда они хотели "снять" какую-нибудь женщину. Так вот я приобретал навыки разговорной речи в нештатных ситуациях. В море, кстати, я освоил еще четыре языка - на примитивном, конечно, уровне.

- Корабельная жизнь быстро вам наскучила ?

- Года хватило, чтобы понять: это не мое. Сказалось и то, что я не различаю цвета, и потому об освоении серьезной профессии не могло быть и речи. И что, всю жизнь драить палубу или работать на кухне?

- Судьба забросила вас и в армию ...

- Сам пошел, хотя родители и отговаривали, - в десантные войска. Казарменная жизнь довольно быстро стала меня угнетать, но только через два года я смог уйти. Для этого пришлось симулировать психическую неуравновешенность: можно сказать, что это была моя первая по-настоящему серьезная актерская работа. Но я совсем не считаю, что эти два года были вычеркнуты из жизни. Я приобрел ценный опыт, который очень пригодился мне, когда начал сниматься в боевиках. После армии я продолжил образование в вечерней школе, подрабатывая чернорабочим, декоратором сцены, плотником, - да чем только не занимался. А затем по совету родителей поступил в театральную школу.

- У многих европейских актеров карьера в Америке не сложилась из-за проблем с языком. У вас таких проблем не было ?

- Языковой барьер всегда был мне интересен. И став актером, я в этом аспекте настойчиво и терпеливо работал. В молодости мне пришлось решать, каким должно быть мое произношение - британским или американским? Я выбрал американское - оно несколько проще. Это еще и несколько другой взгляд на жизнь - более основательный и прямой. Это нюансы, но они важны, и мне они очень нравятся в фильмах. А вообще-то я люблю, когда в фильмах молчат, кино - это не искусство разговора, кино - это искусство изображения. И первое, что делаю, когда знакомлюсь со сценарием, - вырезаю лишние реплики. А потом стараюсь доказать режиссеру, что их действительно следует вырезать. Обычно мне это удается. Но иногда я позволяю себе и кое-что добавить. Между прочим, реплика из "Бегущего по лезвию бритвы", ставшая крылатой: "Все это исчезнет со временем, как слезы во время дождя" - это моя реплика.

- Как вы поступаете, если видите, что режиссер принял на съемочной площадке явно ошибочное решение, кто-то из ваших коллег "не тянет "?

- О, есть множество способов вмешаться, никого при этом не подменяя, не строя, не конфликтуя и не обижая. Здесь главное - такт. Уж лучше я промолчу, чем допущу бестактность.

- Вы участвовали во многих фантастических фильмах, и вашими партнерами были не только живые актеры, но и виртуальные. Это вас не смущало ?

- Это мне нравилось и нравится. Иногда это легко, а иногда и тяжело. Когда вокруг тебя пустота и ты только в общих чертах представляешь, что нарисуют компьютеры, приходится включать воображение и по-настоящему напрягаться, чтобы выглядеть достоверным. Думаю, в таких условиях актерам придется работать все больше и больше, потому что новые компьютерные технологии развиваются в бешеном темпе. Пойдет ли это на благо кино? Не уверен, но такова реальность. И к этой реальности нам, актерам, надо себя готовить. Здесь требуются специальные навыки, специальные упражнения. Но я бы не сказал, что это чрезвычайно сложно, нет.

- Каким, на ваш взгляд, будет кинематограф завтрашнего дня ?

- Я отчетливо почувствовал, что скоро в кино - в плане технологий - грянут революционные перемены, где-то четверть века назад, когда снимался в "Бегущем по лезвию бритвы". И я не ошибся: с каждым годом все большую роль играют компьютеры, все больше совершенствуются и все активнее используются цифровые камеры, в кинематограф пришел Интернет - и это здорово. Это дает свободу и независимость кинохудожникам, о чем раньше они могли только мечтать. Недалек тот час, когда люди как на Западе, так и в России получат возможность посмотреть любой фильм, какой захотят. Пусть качество "картинки" и звука не будет идеальным - пока, но не это, согласитесь, главное. Главное - кино станет доступным для всех. Мы будем смотреть русские фильмы, вы будете смотреть американские - если, конечно, пожелаете. И вместе с тем новые технологии несут в себе большую опасность для творцов - мы все больше зависим от техники, становимся ее рабами. Недалек тот час, когда с помощью Интернета можно будет одновременно снимать

фильм в разных странах, опираясь на более чем скромный бюджет. Это, с одной стороны, воодушевляет, а с другой - пугает. В общем, все это требует изучения, исследования и освоения.

- Что бы вы хотели пожелать молодым кинематографистам - актерам, режиссерам, операторам, сценаристам ?

- Не ждите, когда к вам придут интересные предложения, - вы можете и не дождаться. Ищите, экспериментируйте, творите. Не пренебрегайте малобюджетными короткометражками - это отличная школа. Помните, Спилбергами и Тарковскими становятся, а не рождаются. И пусть никогда деньги не будут для вас на первом месте.

Также в рубрике:

КИНО

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;