Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43-44 (7707) 12-18 ноября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяПарад перед победойНоминанты Премии Кандинского-2009 в ЦДХ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВОИрина КУЛИК
Учрежденная в 2007-м Культурным фондом "АртХроника" Премия Кандинского стала самой пафосной из присуждаемых у нас в области современного искусства. В церемониях награждения лауреатов прошлых лет принимали участие арт-звезды мировой величины. Например, классик перформанса Марина Абрамович или прославившиеся в последнее время хулиганистые китайцы братья Гао. А призовой фонд "Кандинского" сопоставим с прославленной британской премией Тернера: победитель в основной номинации "Проект года" получает 40 000 евро, а лауреаты в категориях "Медиа-арт" и "Молодой художник года " - по 10 000 евро. Но "Кандинскому" удалось стать не только самой дорогой, но и самой скандальной арт-премией. Например, первую церемонию вели актеры, изображавшие "целующихся милиционеров", персонажей фотоколлажа группы "Синие носы", вызвавшего негодование бывшего министра культуры. А обладателем главного приза в прошлый раз стал евразиец-империалист Алексей Беляев-Гинтовт. В нынешнем году "Кандинский" заметно изменился. Из состава жюри вышел Фридхельм Хютте, директор "Deutsche Bank Art," а сам "Deutsche Bank" перестал поддерживать премию.
Изменение состава жюри - не единственная перемена, постигшая премию. Отныне номинантов (премия предполагает самовыдвижение) отбирает учрежденный в этом году экспертный совет, а у экспозиции появился не только дизайнер (эту функцию по-прежнему исполняет Борис Бернаскони), но и куратор - причем в этой роли выступает Андрей Ерофеев, член жюри и вообще один из лучших отечественных кураторов. И то, и другое "Кандинскому" пошло на пользу - номинантов стало меньше, а выставка перестала походить на стенды арт-ярмарки, куда собрали все самое броское на любой вкус. Ерофеев, конечно, не стал превращать выставку в концептуальный кураторский проект, а, по его собственным словам, просто постарался, чтобы номинанты не мешали друг другу - но так же и входили в выстроенные Ерофеевым визуальные рифмы. Куратор располагает на расстоянии взгляда объекты Николая Полисского, сооружающего из дерева фантастические чудо-машины - и деревянный же "Гарнитур "Святой Себастьян" Вадима Захарова, воспроизводящий в реальном пространстве написанные в обратной перспективе иконные "горки". Ерофеев отводит общую комнату двум представителям психоделической ветки московского концептуализма - Аркадию Насонову с серией живописных полотен, стремящихся передать ощущение тишины. И участнику Московской и Венецианской биеннале Павлу Пепперштейну с его проектом утопического "Города Россия". Рифмует инсталляцию Петра Белого "Неясный мир" - неоновые трубки, обмотанные черными проводами так, что получается совершенно нечитаемое подобие неоновых надписей концептуалиста Джозефа Кошута, с панно Сергея Шутова, в котором сделанные из теста ракеты-булки летают в небесах среди звезд, сплетенных из колючей проволоки. И сталкивает монохромную, в духе Пьера Сулажа, живопись нефтью Николая Наседкина с истекающим нефтеобразной черной жижей холодильником номинантов в категории "Молодой художник", дуэта "Milk&Vodka".
Правда, иногда кураторские "рифмы" оказываются не вполне справедливыми. Так, Алексею Шульгину и Аристарху Чернышеву - номинантам в категории "Медиа-арт", создающим изобретательные видеогаджеты в шестидесятническом, поп-артном стиле, совсем не к лицу соседство с агрессивной и крайне неприятной живописью питерского художника Дмитрия Грецкого, на полотнах которого рембрандтовский "Ночной дозор" разыгрывают пластмассовые игрушки. Во всех трех номинациях этого года есть немало отличных работ и известных имен. Среди претендентов на главный приз есть и классик соц-арта Ростислав Лебедев, и один из лучших фотохудожников России Игорь Мухин, и чудесный живописец Константин Батынков, и Ирина Корина с фирменными объектами, напоминающими купола Василия Блаженного, скрученные из китчевых разноцветных клеенок. Есть и интересные открытия - например, отличный проект Романа Сайкина "Управляемая скульптура" - изящная минималистская инсталляция из парящих в воздухе красных реек, которыми зритель может манипулировать, меняя конфигурацию этого пространства. Очень сильной в этом году получилась номинация "Молодой художник". Целых трое его участников - из запущенной полтора года назад "Винзаводом" молодежной программы "Старт". Помимо "Milk&Vodka", это Дмитрий Теселкин, чей картонный конструктор в прошлом году выдвигался на другую премию в области современного искусства - "Инновация", и Евгений Антуфьев. Явно шаманские объекты из косточек, сухих растений и тряпок, которые создает художник родом из Тувы, по идее, должны понравиться председателю жюри премии - Жану-Юберу Мартену - куратору 3-й Московской биеннале и эпохальной выставки 1989 года "Маги земли". В той же номинации стоит отметить краснодарцев Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, несмотря на юный возраст, уже успевших стать настоящими звездами, и граффитиста MAKE, выставившего роскошное панно - огромный пароход, написанный на гофрированном железе. А вот громоздкая, на целый зал, инсталляция "Баррикады" Ивана Лунгина (сына кинорежиссера) вызывает недоумение: смесь левого дискурса с "левым МОСХом" (фоном для баррикад служат претенциозные городские пейзажи) получилась малоубедительной. Зато "Медиа-арт" в этом году выглядит слабовато, хотя и здесь есть отличные работы - кроме Шульгина и Чернышева, стоит упомянуть вдохновленные спектаклями Баухауза и русских футуристов фотографии перформанса Ольги Тобрелутс. Откровенно лишних, попавших в номинанты премии за современное искусство явно по ошибке, работ в этом году на "Кандинском" гораздо меньше, чем в первые два раза, но нельзя сказать, что их нет совсем, достаточно упомянуть, например, салонно-вычурные произведения Евгения Майофиса из цикла "Художник и модель". Художников, чьи награждения могли бы спровоцировать очередной скандал, тоже вроде бы нет, хотя для скандала, как и для подвига, место есть всегда. В качестве главной потенциальной "бомбы" можно упомянуть, например, проект "Божественный ветер", воспевающий японских камикадзе Второй мировой войны в экстремальных татуировках по живым моделям и анимации в военно-патриотическом стиле "Первый отряд". Соревнующийся за приз в категории "Медиа-арт" автор этого опуса - конспиративное арт-формирование "Танатос Банионис", порожденное галереей "Триумф", которая опекает того же Беляева-Гинтовта. Также в рубрике:
|