Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43-44 (7707) 12-18 ноября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияСовещание согласныхПроблемы художественных школ обсудили без Минобрнауки ОБРАЗОВАНИЕМария ТОКМАШЕВА Сразу же после Дня народного единства в Совете Федерации собрались представители исполнительной и законодательной власти. Сенаторы и депутаты, представители министерств и ведомств продемонстрировали истинное единение: обсуждали проблемы художественного образования при наличии почти всех заинтересованных сторон. Дорогостоящий призывник "Парламентские слушания проводятся совместно (впервые на моей памяти) Комиссией Совета Федерации по культуре, Комитетом Государственной думы по культуре и Комитетами Государственной думы и Совета Федерации по образованию и науке", - сразу же отметил председатель Комиссии Совета Федерации по культуре Александр Дзасохов. Позже о единении уже органов исполнительной власти сказала статс-секретарь Министерства культуры РФ Екатерина Чуковская: "Перед тем как прийти сюда, мне позвонил мой коллега из Министерства образования и сказал, что, к сожалению, они присутствовать не могут. Поэтому я вынуждена говорить от имени двух министерств. Слава богу, период противостояния и выяснения, кто главный, прошел". А вот с Министерством обороны, по словам Екатерины Чуковской, эффективного сотрудничества по вопросам отсрочки от армии пока не получается. "В этом году восемь процентов выпускников уехали учиться за рубеж. Те выпускники, которые должны были поступать в Московскую консерваторию и хотели поступить, понимая, что это лучшее учебное заведение мира, испугавшись, что их заберут в армию или, как говорят в Министерстве обороны, призовут, уехали за рубеж", - рассказал о печальной статистике директор Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Александр Якупов. Особенно тяжелой остается ситуация с отсрочками для студентов и выпускников хореографических училищ. "Подготовка одного артиста балета занимает семь-восемь лет и обходится стране примерно в 100 тысяч в год, - говорит ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова. - А теряется профессиональная форма за два-три месяца". Пока вопросы отсрочек решаются, что называется, в "индивидуальном порядке" - на уровне договоренностей между Министерством культуры и Министерством обороны. Но, понятное дело, договоренности - явление непостоянное, а потому наиболее эффективной мерой были бы все-таки нормальные законодательные акты. Что считать школой ? На парламентских слушаниях предполагалось обсудить именно законодательный аспект художественного образования. Но, как часто бывает на подобных заседаниях, говорили много о практических вещах... К примеру, Светлана Журова - зампредседателя Государственной думы РФ - рассказывала о своем счастливом детстве, когда она, будущая олимпийская чемпионка, "начинала как раз не со спортивного олимпа, а с художественной школы". Выяснилось, что депутат Журова играла на скрипке, как и статс-секретарь Минкультуры Екатерина Чуковская. Неудивительно, что теперь они размышляют о судьбах детских школ искусств. Е.Чуковская опиралась на факты и цифры: "В результате разграничения полномочий между Федерацией и субъектами, субъектами и муниципалитетами 95 процентов детских школ искусств оказались в муниципальном подчинении. Соответственно, наши рекомендации - примерные учебные планы, нормы финансирования, примерные положения или типовое положение о школах искусств - для муниципалитетов пустой звук. В результате из школ уходят квалифицированные педагоги. Согласно статистике, в прошлом году ДШИ окончила только половина поступивших туда детей. Средний возраст преподавательских кадров в детских музыкальных школах, особенно в глубинке, - 60 и более лет. "Как сегодня детская школа или школа искусств зарабатывает деньги? - задает вопрос залу ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Галина Маяровская и сразу же отвечает. - Она вводит другие специальности, более легкие, более развлекательные, более востребованные родителями. Сегодня по всей стране расцветает эстрадное отделение для детей. То есть мальчиков и девочек в шесть лет начинают учить эстрадному пению. Действительно, мы сегодня детскую музыкальную школу превратили именно в развлекательные учебные заведения". Светлана Журова, в свою очередь, приводит пример "одного очень известного ансамбля, где учится дочка очень хорошей подруги": "Дети там поют под фонограмму... И девятилетняя девочка мне говорит: "Тетя Света, вы ничего не понимаете, это так здорово - петь под фонограмму". Меня, честно говоря, просто ужас охватил. А потом я подумала: хорошо, может быть, хоть слова песни она знает, дай хоть я ее протестирую, попрошу ее спеть, поставлю на стул, и пусть она в домашней обстановке мне споет. Она смогла спеть только один куплет, а потом забыла слова... А родители платят, между прочим, по 25 тысяч рублей в месяц!" А вот ежемесячная плата за обучение в музыкальных школах Кубани колеблется в районе 200 рублей. Об этом поведал директор ДМШ станицы Ленинградская Краснодарского края Иван Горелко. Впрочем, если вернуться к "региональной" теме, с художественным образованием в Краснодарском крае все складывается неплохо. "У нас охват детей эстетическим образованием составляет 17 процентов, 180 школ имеем сегодня. За 5 лет открыто десять новых. Число учащихся увеличилось на шесть тысяч, - говорит директор ДМШ. - Губернатор в 2008 - 2009 годах выделил детским музыкальным школам 130 миллионов рублей на приобретение инструментов. Наша школа получила два миллиона рублей, новый автобус, рояль "Беккер", фортепиано и оркестр народных инструментов". Но Краснодарский край - скорее, приятное исключение. "Регионы сейчас по заданию Минкультуры Российской Федерации проводят инвентаризацию материальной базы детских школ искусств. По предварительным оценкам, физический износ имущественного комплекса находится в диапазоне 80 - 100 процентов, - замечает директор детской школы искусств из Уфы Анатолий Медведев. - Минимальные должностные оклады в большинстве регионов устанавливаются ниже определенного правительством уровня. Например, Астрахань, Астраханская область, Псковская область - 2500 рублей. А далее к ним применяется всевозможный повышающий коэффициент, имеющий фактически одно назначение - дотянуть до уровня 4330 рублей". С 1 июля этого года добавилась и еще одна проблема: в художественной школе, как и в общеобразовательной, должны быть свой медкабинет и столовая. В противном случае школа искусств может не получить лицензию, что, кстати, сейчас и происходит в массовом порядке. "Вот мы сегодня здесь собрались, о высоком говорим, а мне хочется кричать: "Давайте спасать, пора Шойгу вызывать уже!" Понимаете? - эмоционально выступает с трибуны Анатолий Медведев. - Что-то надо делать - это последний этап добивания школ". Стандарты и система Но статус детских школ искусств не в компетенции господина Шойгу, а в ведении господина Фурсенко. И несмотря на заверения Екатерины Чуковской, что Минобрнауки и Минкультуры нашли общий язык, представители учебных заведений в это пока не верят. "В виде исключения нас пропускали через аккредитационную комиссию, потому что по правилам Школы-студии МХАТа не может быть вообще. Школы при Щепкинском училище (высшей) не может быть вообще: с точки зрения Минобрнауки там нет науки, значит, вообще не может быть высшего учебного заведения", - о "нестыковках" говорит ректор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Лев Сундстрем. Его слова на конкретных "законодательных" примерах подтверждает Галина Маяровская: "Российская академия музыки имени Гнесиных разрабатывала в течение 2008 - 2009 годов государственные образовательные стандарты по направлениям "бакалавр" и "магистр". Мы попытались перевести на двухуровневую систему образования наши музыкальные специальности. Выяснилось, что они уже закуплены Министерством образования. Теперь нас упрекают, что мы очень много написали про свою специфику, это не вписывается в макет, поэтому выбрасывается все, что касается нашей специфики... В том числе и требования к поступающим, потому что, как вы знаете, в законе сегодня все же указаны творческие профессиональные испытания. Если они есть в законе, почему их нельзя прописать в государственные образовательные стандарты третьего поколения? После ряда согласительных совещаний Министерство образования предложило нам самим решать наши же проблемы". Но как их решать, Министерство образования не поясняет. Минкультуры, в свою очередь, уверяет, что сделает все возможное, но так как правом законодательной инициативы не обладает, обещать ничего конкретного не может. "Я бы назвал это совещание "совещанием согласных", - сказал ректор вуза-юбиляра, ВГИКа, Владимир Малышев, - представителей Министерства образования и науки нет, а мы же в очередной раз киваем головами, потому что уже не хочется повторяться: можно разбудить любого из нас ночью, и мы скажем то же самое, что говорим многие годы. Не хочется повторяться еще и потому, что "бронепоезд" Министерства образования идет, не снижая скорости, дальше, не обращая внимания на наши призывы и стоны. И думаю, что мы подходим к последней черте". Что ждет нас за этой чертой? Ответ на этот вопрос знают, видимо, только в Минобрнауки. Возможно, когда-нибудь они расскажут об этом и нам. Или покажут - в своих новых законодательных актах. Также в рубрике:
|