Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7716) 28 января- 3 февраля 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Влюбленные в красоту

К столетию Галины Улановой

Елена ФЕДОРЕНКО
Фото Дмитрия КУЛИКОВА


Сцена из спектакля "Бахчисарайский фонтан"

Статьи о Галине Сергеевне Улановой (юбилеев было немало и откликов, соответственно, тоже) полны эпитетов - символ чистоты, воздушность, трепетность, загадочность, беззащитность, и от них становится так "сладко", что нестерпимо хочется вкуса контрастов. Их охотно добавляют - публикуя истории о личной жизни, роскошных шубах, дорогих брошах на строгих костюмах, о том, как "работала" Уланова на отведенную ей сталинской волей роль "идола советского балета" - высокомерно и отрешенно, etc. Быть может, что-то - и правда.

Но случай с Улановой - все-таки особый, ее образ не проявляют и не фокусируют строки "закулисных" воспоминаний, он так и остается неуловимым и словам неподвластным. Ее героинями восторгались все. Среди поклонников - современники, сегодня заслуженно причисленные к рангу классиков (Сергей Эйзенштейн и Сергей Прокофьев, Николай Охлопков и Иван Берсенев, Борис Пастернак, Николай Мордвинов и Алексей Попов), но и их определения оказываются бессильными. Самое растиражированное (не уверена, что точное) принадлежит Алексею Толстому, который назвал Уланову "обыкновенной богиней".

Ее молчаливость (характер) и замкнутость (стиль жизни), умение обижаться и пресекать дружеские связи - генетического, природного происхождения, и вряд ли были срежиссированы балериной как некая тайна, которую сегодня судорожно пытаются разгадать. Разгадывать стоит - иное, природу таланта. Здесь кроется загадка из загадок. Неразгаданная. На мой взгляд, два образа Улановой, - танцевальный (об этом - чуть позже) и жизненный (закрыта, немногословна) - мистически не совпадали и не влияли друг на друга, память не подбрасывает аналогичных примеров.

В середине 70-х нам, студентам, разрешали посещать репетиции в Большом театре, но перед улановской наставляли: "Очень вежливо и тихо попросите разрешения". Галина Сергеевна разрешала, но ее фразу из нескольких слов, произнесенных глуховатым бесстрастным голосом с заметным налетом просторечья, решительно невозможно было хоть как-нибудь трактовать: приятен ли ей интерес со стороны молодежи или вызывает раздражение. Такими же непонятными оказывались многие ее реакции и поступки. Например, что стояло за ее почти будничным уходом со сцены, когда после очередной "Шопенианы" она скупо объявила, что танцевала последний раз.

На тех памятных репетициях Галина Сергеевна работала с Екатериной Максимовой, обращалась к ней тихо, короткими репликами, похожими на птичий язык. Они понимали друг друга без слов, как понимают только родные люди. В движениях педагога и ученицы было что-то мистическое, переливающееся невероятными красками, что приводило наблюдателей в оторопь. Наверное, в такое же состояние впадали и зрители, когда не могли объяснить ее, Улановой, вневременную поэтичность, так странно прижившуюся к бойкому времени строительства коммунизма. Неуловимый образ Улановой, ее странная душевная робость со стальной пружиной внутри выглядели контрастами к этим временам и были необходимы в годы досрочных пятилеток и балетных рекордов, задорного энтузиазма и космических открытий.

Она была величайшей актрисой (неважным казалось, как и когда она встает в арабески, меняет позиции, подлаживается к партнеру) - не той, что владеет мастерством (оно необходимо талантам, гении разрушают все правила), а актрисой на клеточном уровне. Умеющей безошибочно, на подсознании считывать слова движениями. Вздох беспомощных рук и отчаянный, детский бег Джульетты - самое точное воплощение шекспировской пьесы, раненая соперницей Уланова - Мария, горько сползающая по белой колонне, расширяют пределы великих текстов, "говорят" больше, чем труды ученых-литературоведов. Тао Хоа в "Красном маке" - ориентальный щебет и конфуцианская гармония. И даже допотопная кинохроника доносит странный симбиоз беззащитности и стойкости - главный в танце Улановой, делая "невидимыми" особенности ее техники (кто не знает, что ее данные были далеки от совершенства).

И еще был в танце Улановой вневременной и внегеографический масштаб. Всем известны гастроли Большого театра 1956 года в Лондоне, где она танцевала Жизель и Джульетту. После них и благодаря ей появилось понятие "Большой балет", а после спектакля машину с балериной поклонники пронесли на руках до отеля. Все лондонские газеты заблаговременно сообщили в анонсах - российской Джульетте минуло 46 лет, что не помешало чопорным англичанам погрузиться в то же пленительное состояние, что и всем, кто когда-либо ее видел.

Это состояние хотелось длить, вызывать вновь и вновь, несмотря на то, что видевшие Уланову не однажды и из зала, и со сцены, свидетельствуют, что она танцевала все спектакли по одному и тому же лекалу, в отличие, например, от Марины Семеновой, постоянно предлагавшей импровизации. Но это не имело решительно никакого значения - повторенное сотни раз не утрачивало своей эмоциональной силы.

Не уверена, что драмбалет с его скульптурностью поз и велеречивой пантомимой как стиль вошел бы в историю, если бы его не очеловечил своей сверхъестественностью гений Улановой. На уровне художественной интуиции она постигала философию жизни и суть искусства, а почувствовав приход иной эстетики, уступила дорогу другим.

Один мудрец сказал, что смерть должна наступать тогда, когда человек устал от жизни. В последних торопливых интервью всегда неразговорчивой Улановой различимы усталость и боль одиночества: квартира казалась тюрьмой, ночами снилась Нева, картинки петербургского детства и ужас перевода в Большой по личному распоряжению Сталина - утомляли как наваждения. Если верно, что символом эпохи ее сделала всесильная советская идеология, то это было самым правильным вектором ее политики. Чудеса - бывают, и легенда Улановой не должна затеряться во времени. На пьедесталах вровень - Мариус Петипа и Анна Павлова.

Глава Фонда Улановой Владимир Васильев многое предпринимает для сохранения памяти великой балерины. Улановские вечера фонд проводит регулярно, и драматургия каждого выстраивается особо: концерты с участием тех, кому довелось репетировать с Галиной Сергеевной, "приношения" ведущих хореографов мира и т.д., и т.п.

Начало нынешнего года - года столетия Улановой - открыл фестиваль, составленный из улановского репертуара (он включал менее десяти балетов, а тех, что прошли по жизни, всего пять): гала в Мариинке, "Лебединое озеро", "Жизель" - в Большом. В Большом же прошло закрытие феста - гала с малоубедительным названием "Мона Лиза русского балета" (призвано было подчеркнуть загадочность Улановой, но для этого стоило найти более отвлеченный символ). Десант из Мариинки показал по одному акту из балетов "Бахчисарайский фонтан" и "Ромео и Джульетта" (Ростислав Захаров и Леонид Лавровский - главные идеологи драмбалета - ставили эти спектакли специально на Уланову); "Шопениану", открывавшую и завершающую сценический путь великой балерины, танцевали артисты Большого.

Поначалу показавшийся слишком простым ход - вспомнить роли балерины - обернулся мудрой попыткой воссоздать атмосферу улановского времени с драмбалетами, которые для ее поколения были родной стихией. Сегодня сами фрагменты показались музейными экспонатами, с которых пытаются стереть пыль мобильные и активные танцовщики нового поколения. Монументальную поступь "Бахчисарайского фонтана" старательно оживляла Анастасия Колегова, но бесшабашного кокетства, приклеенной к лицу улыбки, бесконечного шага как восклицательного знака в освоенной технике - оказалось недостаточно. Столь же уверенно танцевал Вацлава Владимир Шкляров, чье обаяние и непосредственность, мало меняясь, переходят из роли в роль. Тихого предчувствия трагедии у дуэта не вышло.

Фрагмент "Ромео и Джульетты" подтвердил, что строгость и сдержанность, которые культивировала мариинская школа, постепенно упраздняются. Любимица москвичей легкая Евгения Образцова была хороша, но стремясь к непосредственности Джульетты, многовато суетилась лицом и щебетала ногами. Более собранному Андриану Фадееву приходилось соответствовать комсомольскому задору возлюбленной.

"Шопениана" тоже обозначила характерную тенденцию времени в Большом: равнение на первоисточник. Николай Цискаридзе "отредактировал" неоромантическое сочинение, которое сам Михаил Фокин пересматривал (усовершенствовал), по меньшей мере, трижды, не считая отдельных концертов. Для них хореограф варьировал шопеновские миниатюры в соответствии с возможностями артистов и размером площадок. Неизменной оказывалась только дорогая его сердцу мысль об одиноком юноше, влюбленном в Красоту. Вместо мира белоснежной грезы, в которой танцевала Уланова, в новой "Шопениане" на берегу лесного озера порхают розовые сильфиды. "Картинка" вроде бы выразительна, но коварный розовый цвет шопенок деконструирует саму идею. Вместе с уточнением места конкретизировался и танец: теперь видения не летают, а прыгают, не отрешенно парят (Галина Сергеевна говорила, что, танцуя "Шопениану", вспоминает ветерок, ласкающий неземной покой Селигера), а вполне реально, хорошо и с апломбом танцуют. И только рефлексирующий Юноша в исполнении самого Цискаридзе, к счастью, оказался из знакомой белой "Шопенианы".

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

ЗАПИСИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;