Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7716) 28 января- 3 февраля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираЗвездные войныОбзор балетных событий в Париже Екатерина БЕЛЯЕВА
Уход Жерара Мортье с поста директора Парижской Оперы и приход Николя Жоэля никак не отразились на ситуации с балетом - в этой сфере продолжается длительное единовластие Брижит Лефевр. Вкусы мадам Лефевр с годами не меняются - на каждый сезон она выстраивает репертуар по одному и тому же принципу: во-первых, представление публике хотя бы одного нового хореографа, желательно француза по происхождению, с новой работой, сделанной эксклюзивно для парижских артистов, во-вторых, нуреевская классика, возобновляемая по два, три спектакля в год, затем идут приоритетно Ролан Пети, Баланчин, Роббинс, Форсайт, Килиан, Ноймайер - по одному опусу от каждого. Разве что балеты Пины Бауш, очень почитаемой в театре, не скоро вернутся в репертуар: соединения оперы и балета (нашумевшие "Орфей и Эвридика" Бауш и "Ромео и Джульетта" Вальц) проходили по ведомству Мортье, а это Жоэлю не по вкусу.
Влюбом случае у Лефевр перед глазами два неравнозначных списка - в одном современная хореография, сочиненная здесь и сейчас, а в другом все остальное. Но надо отдать ей должное: директриса часто поощряет своих, дает возможность артистам оперы попробовать себя в роли хореографов. Причем если раньше ставили только этуали, то есть звезды, чья слава в качестве танцовщиков воздействовала гипнотически на влюбленных зрителей и в случае неудачи как-то смягчала их негодование по поводу увиденного, то нынче ранг артиста не играет роли. За прошедшие десять лет Кадер Белярби поставил здесь "Грозовой перевал" по книге Эмили Бронте, Николя Ле Риш - "Калигулу" по Альберу Камю, Жозе Мартинез - "Детей райка" по фильму Марселя Карне. Все прошло с переменным успехом. Только Брижит Лефевр никак не получала то, на что она втайне рассчитывала. Ее огорчало, что к современному танцу работы звезд не имели никакого отношения. Тогда Лефевр стала поощрять интерес к хореографии, возникающий у артистов кордебалета, и три года назад даже устроила в Амфитеатре Бастий специальный показ их работ для публики. Сразу было непонятно, чья работа пришлась по душе руководству и кого из них потом позовут на постановку. Сейчас прояснилось, что свое доверие Лефевр выказала тридцатилетнему Николя Полю. На том смотре он показывал дуэт двух девушек, построенный на так называемой контактной импровизации. Это был симпатичный номер, в котором пара девиц начала с того, что училась правильно дышать, контактировать, чувствовать вес своего тела, а под конец слилась в лесбийском экстазе.
Новый балет Поля "Реплики" с двух сторон страхуют опусы более опытных коллег по хореографическому цеху. Открывает вечер балет Бенжамина Мильпье "Амовео" ("Устраняю") на музыку Гласса. Этим спектаклем хореограф - он же премьер Нью-Йорк Сити Балле - дебютировал на сцене Парижской Оперы в 2006 году, о чем газета "Культура" писала. Тогда балет "одевал" знаменитый кутюрье Марк Джейкобс, но он немного переборщил с металлом, и его концептуальные костюмы для нынешнего возобновления сменили на простенькие трикотажные майки и шортики, забавно окрашенные в светофорные цвета, что в целом отвечает общей идее балета о движении. Мильпье, в свое время благословленный на создание спектаклей самим Роббинсом, в целом развивает неоклассическое направление учителя, но более "продвинуто" задействует компьютерные технологии. В "Амовео" он уподобляет группу людей мозаике, спроектированной на заднике и постоянно пульсирующей. Частью мозаики становится история двоих людей, которые никак не могут соединиться из-за непреодолимости броуновского движения. Гвоздем этого вечера-триптиха планировался, несомненно, "Генус" Уэйна МакГрегора - убедительно рассказанная в танце эволюционная теория Чарлза Дарвина. История того, как где-то на равнинах Стоунхенджа человек становится на ноги, он теряет крылья, но получает взамен право прямо стоять и ходить. На купальниках танцовщиков - рентгеновские снимки разных косточек, развитие которых в особом направлении выделило человека в особый род (генус). Заключенным в такое крепкое кольцо заведомо успешных спектаклей дебютным "Репликам" Поля достаточно было быть спокойной интермедией. Так и вышло. За сценографию балета отвечал Поль Андре (дебют в Опере и вторая работа в театре) - тот самый легендарный проектировщик парижских аэропортов "Руасси-Шарль де Голль" и "Орли", архитектор Национального театра в Пекине и создатель арки в Дефансе. Вкусы хореографа и сценографа пересеклись на теме космического. Поль бредил музыкой Дьердя Лигети из фильма Кубрика "2001: Космическая одиссея" и в итоге собрал партитуру балета из фрагментов музыки композитора, ну а страсть Андре к летательным объектам - опознанным и неопознанным - уже вошла в историю: свое детство будущий строитель аэропортов и оперных домов в форме летающих тарелок провел на взлетном поле под Парижем. В итоге Поль Андре и Лигети (заочно) перенесли зрителей в некое космическое пространство. На сцене приземлился стройный летательный аппарат, откуда-то из темноты возникли люди-тени и начали коммуникацию - сложную и мучительную, как в первый раз. То ли это были контакты землян и инопланетян, то ли первые встречи землян, забывших за время долгого скитания среди звезд, что такое человеческий диалог. Поль стал сдержаннее, его эксперименты в сфере контактной импровизации так и остаются экспериментами с дыханием и весом тела, не переходя в сферу чувственного. История ничем не заканчивается - контакт бесполых пришельцев и потерявшихся землян растворяется в какой-то черной космической дыре. Зрители выходят из зала завороженными - значит, дебют хореографа принят. Людей можно понять, так как не всегда качественную хореографию с полной отдачей и чувством собственного достоинства исполняют артисты лучшей в мире балетной компании (в который раз не могу не отметить великолепную работу Лорана Илера, который отвечал за репетиционный процесс балетов этого вечера). В "Репликах" блеснули Стефан Бюйон в паре с Изабель Сьяравола и Эмили Козетт с Венсаном Шайе, которого с первого января возвели в ранг первых танцовщиков. Героя "Амовео" в новой редакции танцевал Николя Ле Риш, а его партнершами по "бегу с препятствиями" попеременно становились Орели Дюпон, которая в совершенной форме вернулась на сцену после родов, и Клер-Мари Оста. С Дюпон Ле Риш танцевал аккуратнее и элегантнее, чем с женой, но когда дело дошло до дуэта, в котором персонажи ненадолго соединяются, пара продемонстрировала такую мягкую слаженность, что смысл балета о неизбежной встрече двух половинок одного целого некогда существа материализовался очень красиво. В "Генусе" в двух составах занят весь цвет труппы - этуали, первые танцовщики, а также толковые труженики кордебалета. Сложно выделить лучших - все замечательные. А вот о "Драгоценностях", которые шли в очередь с вечером современной хореографии, такого не скажешь. Трио балетов Баланчина, объединенная символикой драгоценных камней, возникло в репертуаре театра в 2000 году. Известно, что Фонд Баланчина дает право танцевать эти три балета разом только великим труппам - мы можем гордиться Мариинским театром, где постановка "Драгоценностей" состоялась чуть раньше, чем в Париже. Парижане усложнили себе задачу тем, что договорились о новой "одежде" для балета - заказали оформление Кристиану Лакруа. Это сильно удлинило подготовку к премьере, вот петербуржцы, которые выбрали классический вариант оформления от Барбары Каринской, и опередили их. С французскими "Драгоценностями" можно познакомиться на DVD - диск давно в продаже, и на нем зафиксирован отличный, хотя и не ровный по качеству исполнения в отдельных частях, спектакль, но балет регулярно возобновляется на сцене, и стоит иногда сверяться с действительностью. С "Драгоценностями" произошла странная метаморфоза - исконное французское, а именно "Изумруды", стали сейчас слабым местом спектакля. Грустный, меланхолический, полный символов и загадок балет на импрессионистскую музыку Габриэля Форе утратил ореол таинственности - изящные арочки и ручейки, созданные хитросплетениями рук артистов, обратились веселыми языческими хороводами, совсем неуместными здесь, томные дуэты стали похожи на грубоватые сельские свидания. Бойкая танцовщица Мелани Юрель, солирующая в "Изумрудах", вводит свои правила, по которым рафинированный французский стиль заменяется лубочным гротеском. В общем, первая часть трилогии пропала. "Рубины", вялые и безжизненные на диске, наоборот, хороши, так как в труппу влился Матиас Эйманн со своей бездумной соревновательной страстью к скоростным танцам. Лучшая пара - Эйманн и Жильбер, хотя рядом с Эйманном и Клер-Мари Оста зажигается нездешним огнем. На роль антагонистки никого лучше Мари-Аньес Жило так и не нашлось, Эмили Козетт пока не справляется ни с темпами, ни с техникой (ее преимуществом остаются только милое лицо и длинные ноги). "Бриллианты" парижане продолжают танцевать на свой немного бессмысленный, но пафосный лад: горделивые кордебалетные девочки играют в императорский Петербург, черпая знания о нем из голливудских фильмов. Солисты такого себе позволить не могут, они придумывают частные истории поинтереснее. Жило выбирает миф и обращается со своим партнером, как Диана с Актеоном, то есть остается неукротимой феминисткой. Аньес Летестю нравится танцевать грозную и вместе с тем веселую русскую царицу вроде Екатерины Второй, которая помыкает мальчиками-фаворитами и меняет их, как перчатки. А Дельфин Мюссен, которой в партнеры достался самый трепетный романтик парижской труппы Матье Ганьо, ничего другого не остается, кроме как отвечать скромностью на скромность и трепетностью на трепет. Эти двое лириков и стали самым главным откровением и оправданием декады "Драгоценностей" в Парижской Опере. В настоящее время труппа репетирует "Даму с камелиями", приуроченную к февральскому юбилею Шопена. Будут дебюты - партию Армана готовит Карл Пакетт, 31 декабря произведенный в ранг этуали за исполнение роли Дроссельмейера в "Щелкунчике" Нуреева, а роль Маргариты учит Изабель Сьяравола, которая на премьере в 2006 году танцевала в этом балете вторую по важности женскую партию - Манон Леско. Париж, как всегда, находится в ожидании открытий и сюрпризов. Также в рубрике:
|