Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7716) 28 января- 3 февраля 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Культура без фундамента

Законодательство отрасли остается несовершенным

В ГОСТЯХ У ВЛАСТИ

Мария ТОКМАШЕВА


В первом чтении Госдума наконец-то одобрила поправки к Закону "О музейном фонде РФ и музеях в РФ" и "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", касающиеся статуса музея-заповедника. Теперь под ним будет подразумеваться "музей, который обеспечивает не только хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций, но и сохранность, изучение и популяризацию объектов историко-культурного заповедника или ансамбля, а также природного ландшафта, являющегося неотъемлемой частью историко-культурного заповедника или ансамбля". Так что велика вероятность того, что самые популярные у населения учреждения культуры окажутся наконец-то в рамках действующего российского законодательства.

Но надежда эта, конечно, может не сбыться. Тот же закон о творческих союзах, например, несколько лет назад был принят Думой, одобрен Советом Федерации, но не нашел поддержки в Администрации Президента. Сейчас депутаты совместно с деятелями культуры разрабатывают новый законопроект - "О государственной поддержке творческой деятельности и объединениях творческих деятелей", в котором будут даны определения "творческой деятельности", "творческих объединений", "творческих союзов", "профессиональной и любительской творческой деятельности" и зафиксированы формы государственной поддержки творческой деятельности. Но о его скором принятии даже речь пока не может идти.

Сфера культуры в российском законодательстве, честно говоря, прописана плохо. И нормативных актов, касающихся собственно культуры, немного, и обязательность их исполнения - ниже среднего.

Однако в прошлом году по вопросам культуры было принято пять федеральных законов. Внесенные в закон "О библиотечном деле" поправки позволили определить статус книжных памятников (рукописных книг или печатных изданий, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования). Кроме того, расширены функции так называемых межпоселенческих библиотек, а также понижена "возрастная планка" посетителей. Теперь всеми библиотечными благами могут пользоваться молодые люди 14 лет, а не 16-ти, как предполагала предыдущая редакция закона.

Поправки к Закону "О вывозе и ввозе культурных ценностей", разрешили "вывоз культурных ценностей, созданных более 100 лет назад, при условии, что к вывозу заявлены культурные ценности, приобретенные за пределами Российской Федерации и ввезенные на территорию Российской Федерации юридическими и физическими лицами после вступления этого Федерального закона в силу при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством о вывозе и ввозе культурных ценностей".

Самыми обсуждаемыми и дорогостоящими изменениями законодательства, конечно, стали поправки, касающиеся господдержки отечественных фильмов. Но об их эффективности говорить рано. Механизм финансирования кинематографа в 2010 году не отработан, да и перспектива введения единого электронного билета пока не ясна.

Но, пожалуй, самыми романтическими стали изменения, внесенные в "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", которые предполагают "обязательность учета культурных аспектов во всех государственных программах и проектах экономического, экологического, социального, национального развития, муниципальных программах и планах комплексного социально-экономического развития".

Эти замечательные, долгожданные слова, которые отвечают и декларациям политиков, и реальной жизни, пока остаются всего лишь словами. С одной стороны, никто не спешит их выполнять, с другой - им как-то препятствуют принятые за последние несколько лет законы. Здесь вспоминаются и печально известный 94-й ФЗ - о тендерах, и 133-й, фактически перенесший всю ответственность, в том числе и за учреждения культуры, на региональные и местные власти. Хотя и до принятия этих законов, например, норматив расходов на культуру из федерального бюджета в размере двух процентов от общих расходов игнорировали еще на стадии принятия.

Культурологический реализм

Вступившие в силу еще до действующей Конституции "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" давно не адекватны ни современным реалиям, ни действующему законодательству. Это признают и юристы, и деятели культуры.

- На момент принятия "Основ законодательства о культуре" они действительно отвечали сложившимся в то время требованиям и в каком-то смысле спасли отечественную культуру в непростой для страны ситуации, - говорит заместитель председателя Комитета ГД РФ по культуре Елена Драпеко. - Но сейчас эти "Основы..." уже не актуальны.

Актуализацией закона в сентябре прошлого года занялись в Институте экономики и социальной политики. Работа над законопроектом длилась около месяца. Естественно, в ней были учтены наработки думского Комитета по культуре и министерства. В результате заинтересованной общественности на прошлой неделе в Российском институте культурологии были представлены концепция и проект Федерального закона "О культуре в Российской Федерации".

Проблем, которые, по идее, должен решить данный законопроект, предостаточно. Это и вопросы художественного образования, и развитие меценатства, и привлечение молодых сил в учреждения культуры, и функционирование механизма государственно-частного партнерства. Наконец, это вопросы финансирования отрасли и формирования единого культурного пространства страны, к которому призвал в своем Послании Федеральному Собранию Президент Дмитрий Медведев. Но решить все эти вопросы в рамках одного нормативного акта кажется нереальным. Об этом эксперты говорили уже не единожды. И на обсуждении в Российском институте культурологии (РИК) в очередной раз стала понятна парадоксальность этого несложного вывода. Новый закон о культуре может стать либо нагромождением необходимых для отрасли правовых норм, либо очередной декларацией того, что "культура важна и нужна".

- В законе главное - определить понятие государственной поддержки культуры. Не как аспекта благотворительности или меценатства, а именно как первичную функцию государства, - считает председатель Комитета ГД РФ по культуре Григорий Ивлиев.

Один из непосредственных разработчиков законопроекта - заместитель директора Института экономики и социальной политики Сергей Сидоренко - презентуя проект, говорит уже о двух его основных главах: управление в области культуры и организация деятельности в области культуры. Собравшимся в РИКе становится понятно, что данный проект не устраняет основного недостатка действующего законодательства - ведомственного подхода.

- Нам необходимо понять, какой закон нам нужен. Ведомственный или закон о культуре как явлении общественной жизни, - говорит директор РИКа Кирилл Разлогов. - Отсюда будет более-менее ясно, что нам понимать под "культурой". Искусство плюс наследие или нравы, обычаи, традиции. Говорить об едином культурном пространстве или культурном разнообразии. То, что задача государства - поддержка культуры в разных формах, - понятно. Но, например, "управлять" культурой нельзя! Если мы правильно пропишем в законе все эти аспекты, опишем приоритеты социально-экономического развития страны, то такой закон сможет стать средством небольшого переворота в мозгах.

Заведующий лабораторией музейного проектирования РИКа Алексей Лебедев считает, что разработанный в Институте экономики и социальной политики законопроект носит все-таки ведомственный характер, а значит, по существу не меняет законодательство действующее, от совершенства далекое. "Нигде в мире, кроме нашей страны, эффективность работы музея не оценивается по кассе. Важнее, как деятельность музея влияет на туристическую привлекательность города", - отмечает Алексей Валентинович. По мнению его коллеги - замдиректора РИКа - Элеоноры Шулеповой, в проекте не упоминаются актуальные вопросы взаимодействия науки и культуры, экспертизы в музейной среде, проблемы внутренней реституции. А ведь именно такие - вполне конкретные, в большинстве случаев имущественные проблемы требуют детального, аккуратно и грамотно прописанного юридического решения.

Другие эксперты критиковали проект как раз не за отсутствие каких-то конкретных решений, а за саму идеологию документа, где не прописаны меры по повышению культурного потенциала нации в целом, шаги по переходу к "культуроцентристской стратегии" развития страны. Но Елена Драпеко "призвала к реализму" и напомнила судьбу Закона "О русском языке", проект которого очень долго обсуждался и редактировался на все лады, в результате чего появился мало приспособленный к российским реалиям нормативный акт: "То, о чем мы говорим, - это декларация, которую мы можем предъявить олигархам или правящей партии. Но нам нужно формулировать в законе не взаимоотношения "культура - общество", а государственное регулирование в области культуры!"

И практика только лишь доказывает верность тезиса г-жи Драпеко. Сентенциями о важности литературы и искусства в формировании молодого поколения и величии русской культуры экономический блок Российского правительства "не проймешь", тут нужны тяжелая бюрократическая артиллерия и долгие переговоры на грамотном юридическом языке.

Также в рубрике:

В ГОСТЯХ У ВЛАСТИ

ОБРАЗОВАНИЕ

РЕПОРТАЖ

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;