Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7716) 28 января- 3 февраля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКультура без фундаментаЗаконодательство отрасли остается несовершенным В ГОСТЯХ У ВЛАСТИМария ТОКМАШЕВА В первом чтении Госдума наконец-то одобрила поправки к Закону "О музейном фонде РФ и музеях в РФ" и "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", касающиеся статуса музея-заповедника. Теперь под ним будет подразумеваться "музей, который обеспечивает не только хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций, но и сохранность, изучение и популяризацию объектов историко-культурного заповедника или ансамбля, а также природного ландшафта, являющегося неотъемлемой частью историко-культурного заповедника или ансамбля". Так что велика вероятность того, что самые популярные у населения учреждения культуры окажутся наконец-то в рамках действующего российского законодательства. Но надежда эта, конечно, может не сбыться. Тот же закон о творческих союзах, например, несколько лет назад был принят Думой, одобрен Советом Федерации, но не нашел поддержки в Администрации Президента. Сейчас депутаты совместно с деятелями культуры разрабатывают новый законопроект - "О государственной поддержке творческой деятельности и объединениях творческих деятелей", в котором будут даны определения "творческой деятельности", "творческих объединений", "творческих союзов", "профессиональной и любительской творческой деятельности" и зафиксированы формы государственной поддержки творческой деятельности. Но о его скором принятии даже речь пока не может идти. Сфера культуры в российском законодательстве, честно говоря, прописана плохо. И нормативных актов, касающихся собственно культуры, немного, и обязательность их исполнения - ниже среднего. Однако в прошлом году по вопросам культуры было принято пять федеральных законов. Внесенные в закон "О библиотечном деле" поправки позволили определить статус книжных памятников (рукописных книг или печатных изданий, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования). Кроме того, расширены функции так называемых межпоселенческих библиотек, а также понижена "возрастная планка" посетителей. Теперь всеми библиотечными благами могут пользоваться молодые люди 14 лет, а не 16-ти, как предполагала предыдущая редакция закона. Поправки к Закону "О вывозе и ввозе культурных ценностей", разрешили "вывоз культурных ценностей, созданных более 100 лет назад, при условии, что к вывозу заявлены культурные ценности, приобретенные за пределами Российской Федерации и ввезенные на территорию Российской Федерации юридическими и физическими лицами после вступления этого Федерального закона в силу при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством о вывозе и ввозе культурных ценностей". Самыми обсуждаемыми и дорогостоящими изменениями законодательства, конечно, стали поправки, касающиеся господдержки отечественных фильмов. Но об их эффективности говорить рано. Механизм финансирования кинематографа в 2010 году не отработан, да и перспектива введения единого электронного билета пока не ясна. Но, пожалуй, самыми романтическими стали изменения, внесенные в "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", которые предполагают "обязательность учета культурных аспектов во всех государственных программах и проектах экономического, экологического, социального, национального развития, муниципальных программах и планах комплексного социально-экономического развития". Эти замечательные, долгожданные слова, которые отвечают и декларациям политиков, и реальной жизни, пока остаются всего лишь словами. С одной стороны, никто не спешит их выполнять, с другой - им как-то препятствуют принятые за последние несколько лет законы. Здесь вспоминаются и печально известный 94-й ФЗ - о тендерах, и 133-й, фактически перенесший всю ответственность, в том числе и за учреждения культуры, на региональные и местные власти. Хотя и до принятия этих законов, например, норматив расходов на культуру из федерального бюджета в размере двух процентов от общих расходов игнорировали еще на стадии принятия. Культурологический реализм Вступившие в силу еще до действующей Конституции "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" давно не адекватны ни современным реалиям, ни действующему законодательству. Это признают и юристы, и деятели культуры. - На момент принятия "Основ законодательства о культуре" они действительно отвечали сложившимся в то время требованиям и в каком-то смысле спасли отечественную культуру в непростой для страны ситуации, - говорит заместитель председателя Комитета ГД РФ по культуре Елена Драпеко. - Но сейчас эти "Основы..." уже не актуальны. Актуализацией закона в сентябре прошлого года занялись в Институте экономики и социальной политики. Работа над законопроектом длилась около месяца. Естественно, в ней были учтены наработки думского Комитета по культуре и министерства. В результате заинтересованной общественности на прошлой неделе в Российском институте культурологии были представлены концепция и проект Федерального закона "О культуре в Российской Федерации". Проблем, которые, по идее, должен решить данный законопроект, предостаточно. Это и вопросы художественного образования, и развитие меценатства, и привлечение молодых сил в учреждения культуры, и функционирование механизма государственно-частного партнерства. Наконец, это вопросы финансирования отрасли и формирования единого культурного пространства страны, к которому призвал в своем Послании Федеральному Собранию Президент Дмитрий Медведев. Но решить все эти вопросы в рамках одного нормативного акта кажется нереальным. Об этом эксперты говорили уже не единожды. И на обсуждении в Российском институте культурологии (РИК) в очередной раз стала понятна парадоксальность этого несложного вывода. Новый закон о культуре может стать либо нагромождением необходимых для отрасли правовых норм, либо очередной декларацией того, что "культура важна и нужна". - В законе главное - определить понятие государственной поддержки культуры. Не как аспекта благотворительности или меценатства, а именно как первичную функцию государства, - считает председатель Комитета ГД РФ по культуре Григорий Ивлиев. Один из непосредственных разработчиков законопроекта - заместитель директора Института экономики и социальной политики Сергей Сидоренко - презентуя проект, говорит уже о двух его основных главах: управление в области культуры и организация деятельности в области культуры. Собравшимся в РИКе становится понятно, что данный проект не устраняет основного недостатка действующего законодательства - ведомственного подхода. - Нам необходимо понять, какой закон нам нужен. Ведомственный или закон о культуре как явлении общественной жизни, - говорит директор РИКа Кирилл Разлогов. - Отсюда будет более-менее ясно, что нам понимать под "культурой". Искусство плюс наследие или нравы, обычаи, традиции. Говорить об едином культурном пространстве или культурном разнообразии. То, что задача государства - поддержка культуры в разных формах, - понятно. Но, например, "управлять" культурой нельзя! Если мы правильно пропишем в законе все эти аспекты, опишем приоритеты социально-экономического развития страны, то такой закон сможет стать средством небольшого переворота в мозгах. Заведующий лабораторией музейного проектирования РИКа Алексей Лебедев считает, что разработанный в Институте экономики и социальной политики законопроект носит все-таки ведомственный характер, а значит, по существу не меняет законодательство действующее, от совершенства далекое. "Нигде в мире, кроме нашей страны, эффективность работы музея не оценивается по кассе. Важнее, как деятельность музея влияет на туристическую привлекательность города", - отмечает Алексей Валентинович. По мнению его коллеги - замдиректора РИКа - Элеоноры Шулеповой, в проекте не упоминаются актуальные вопросы взаимодействия науки и культуры, экспертизы в музейной среде, проблемы внутренней реституции. А ведь именно такие - вполне конкретные, в большинстве случаев имущественные проблемы требуют детального, аккуратно и грамотно прописанного юридического решения. Другие эксперты критиковали проект как раз не за отсутствие каких-то конкретных решений, а за саму идеологию документа, где не прописаны меры по повышению культурного потенциала нации в целом, шаги по переходу к "культуроцентристской стратегии" развития страны. Но Елена Драпеко "призвала к реализму" и напомнила судьбу Закона "О русском языке", проект которого очень долго обсуждался и редактировался на все лады, в результате чего появился мало приспособленный к российским реалиям нормативный акт: "То, о чем мы говорим, - это декларация, которую мы можем предъявить олигархам или правящей партии. Но нам нужно формулировать в законе не взаимоотношения "культура - общество", а государственное регулирование в области культуры!" И практика только лишь доказывает верность тезиса г-жи Драпеко. Сентенциями о важности литературы и искусства в формировании молодого поколения и величии русской культуры экономический блок Российского правительства "не проймешь", тут нужны тяжелая бюрократическая артиллерия и долгие переговоры на грамотном юридическом языке. Также в рубрике:
|