Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7716) 28 января- 3 февраля 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

ИРИНА ЕВТЕЕВА: На "Ленфильм" меня привел дедушка

Светлана МАЗУРОВА
Фото Дмитрия ЖЕЛУБОВСКОГО
Санкт-Петербург


И.Евтеева

Известный петербургский режиссер Ирина ЕВТЕЕВА закончила новую работу - "Маленькие трагедии". Это анимационно-игровой фильм-фантазия по мотивам произведений А.С.Пушкина. Длится он 40 минут, а на его создание ушло больше двух лет. Премьера состоялась в петербургском Доме кино.

- Ирина, вы сняли восемь фильмов, которые собрали немало наград на престижных международных кинофестивалях ("Лошадь, скрипка... и немножко нервно", "Эликсир", "Клоун", "Петербург", "Вечные вариации"), а свою уникальную технологию вы запатентовали ?

- Нет, увы. Хотя мне давно говорят об этом.

- Но ведь ваше ноу-хау может использовать какой-нибудь другой художник !

- Ну вряд ли кто еще будет так долго и кропотливо работать. Устанет.

- Ваши фильмы можно показывать на фестивалях как анимационного, так и игрового кино ?

- Можно. Проблема только в формате. Для игрового этого мало. Например, 10-минутный "Клоун" победил в конкурсе короткометражных фильмов в Венеции и Тегеране.

- Многие актеры переходят у вас из фильма в фильм как талисманы: Сергей Дрейден, Светлана Свирко, Алексей Барабаш, Владимир Кошевой, Владимир Аджамов, Зара Мгоян... Разве что Лиза Боярская впервые снималась .

- На роль Лауры в "Маленьких трагедиях" пробовались человек 20. У Боярской я увидела такую энергию в глазах, что стало ясно - она! Лиза - очень одаренный человек, прекрасно работала. Она торопилась в театр, и поэтому нам надо было снять всю сцену за полсмены. Это трудно. Кусок большой, надо не только пластично двигаться, но и держать пространство кадра. Иногда актеры "выпадают" из него, не чувствуют границ, мы ставим чемоданчики, что-то еще, чтобы они понимали, в каких пределах можно действовать. Все движения просчитаны для дальнейшей прорисовки.

Специфика моей работы с актерами в том, что я требую от них точного владения пластикой, движением, жестом. Их задача - визуально-пластически воплотить характеры персонажей. Поэтому мне потребовалось сотрудничество с хореографом. Вместе с Владимиром Аджамовым мы разрабатываем особые движения персонажей. С одной стороны, - это актеры, с другой - изображение, с которым дальше можно работать.

- Бывало, что артисты разочаровывались и уходили от вас ?

- Нет. Актеры приходят ко мне уже зная, на что идут: будут мультипликационными персонажами. Сейчас-то легче, артисты знают мои картины, не то что 15 - 20 лет назад. Как правило, те люди, с которыми я работаю, остаются со мной надолго.

- У вас очень большая массовка .

- Это не совсем так. Потому что я иногда клонирую людей - в своей технике. У меня было, скажем, всего шесть танцоров, а на экране, когда они водят хороводы, вы видите, что их гораздо больше. Некоторые кадры "зацикливаются". Я могу на своих проекторах менять движения, редактировать, чтобы получить то, что надо. Ведь я не гонюсь за натуралистичностью кадра. Наоборот, мне важна условность.

- Мой вопрос об актерах, массовке связан вот с чем. Ваши фильмы малобюджетны, неужели артисты работают бесплатно ?

- Естественно, небесплатно. Их гонорары - самая дорогая часть постановки. Все, как в настоящем кино, только нам надо снимать быстрее, иначе не хватит денег на всю картину. 40-минутные "Маленькие трагедии", довольно объемный материал, мы сняли всего за девять дней. Но предварительно была сделана четкая раскадровка, актеры репетировали движения с хореографом.

Мы снимаем на пленке "Кодак", делаем достаточно дорогое кино и на дорогой студии ("Ленфильм"), с необходимым оборудованием, группой специалистов и актеров. Если сравнивать с игровым кино, то наше, конечно, не такое дорогое. Золото, роскошные парчовые ткани - часто это бывают простые бумажки, обертки от конфет. Замечательный ленфильмовский художник Лидия Крюкова придумывает костюмы. Мне важно, чтобы костюм не просто был взят из определенной эпохи, а выражал драматургическую линию, "разговаривал". Допустим, платье Лизы Боярской, когда она танцует на столе, разбивает сочные гранаты, было решено в разных оттенках красного цвета. И декорации еще одного известного художника - Натальи Кочергиной - особенные, мобильные. Надо снять много местечек, уголков, которые потом переставляются, она придумывает разные "задники".

- Вы работаете скрупулезно, долго, вручную. Не все знают, что вы не используете компьютер. За двадцать лет снято всего восемь фильмов, часть из которых длится лишь десять минут .

- Снято уже три часа. Для мультипликатора это много, целая жизнь. К примеру: нормальный формат ленты - десять минут - снимается коллективом художников за год. То, что мы работаем без компьютеров, - это сознательный выбор, проверенный опытом. Я не стремлюсь к имитации натурной, фантастической, безусловной среды, что весьма плодотворно исполняется при помощи компьютера. Для меня, как для художника-аниматора, принципиально важна работа с живописным кинопространством.

В обычной анимации многие режиссеры используют натурщиков и технику "эклер", там актер прорисовывается в другой персонаж и становится неузнаваемым. Мне же важно, чтобы актер работал сам и его внешность, лицо были узнаваемы. Стилистика покадровой обработки материала позволяет работать в диапазоне между живописью и натурными кадрами. Поэтому процесс прорисовки изображений на стекле, в котором заняты двое постановщиков - я и оператор Генрих Маранджян, такой длительный - два года. Мы вмешиваемся в изображение цветом, светом и объемом мазка.

- Как вы пришли к своему увлечению? Чей пример сподвиг вас ?

- Если покопаться в моей родословной, то там можно обнаружить много интересного. Моя прабабушка Елизавета Рулин училась у Куинджи. Предки ее мужа, моего прадеда Вильгельма Меринга, были приглашены из Германии в Петербург по приказу Петра Первого для изготовления мозаик и витражей. Старший брат моего деда Илья Ильин изготавливал кукол-марионеток. Средний брат - Леонид Леонидов - работал художником-постановщиком в Ташкентском оперном театре.

Я собиралась стать художником, училась в Мухинском училище. Мой дед, театральный актер Федор Федоровский, работал на "Ленфильме", снимался у Козинцева, Пырьева, а потом стал одним из первых в стране "укладчиком" русского синхронного текста в зарубежных картинах, дублированных на студии в 50 - 70-е годы. Дедушка устроил меня на "Ленфильм" бутафором.

Я окончила институт культуры. Училась на отделении кинофотоискусства. У нас преподавали ведущие ленфильмовцы - режиссеры, операторы, сценаристы. Во время учебы я сделала свой первый мультфильм. Позже закончила аспирантуру ЛГИТМиКа, защитила диссертацию на тему "Процесс жанрообразования в советской мультипликации 60-х - 80-х годов. От притчи к полифоническим структурам".

- У вас есть последователи, ученики, помогающие вам ?

- Я преподаю с 24 лет. Учеников много. Есть такие, кто остается в памяти надолго. Я занимаюсь со студентами кинодраматургией, строением фильма, а не своей профессией непосредственно. Мастерскую я не веду. Принципиально. На это надо много времени. Мое убеждение: если ты занимаешься анимацией, то должен сам найти свою технологию и технику. Воспользоваться чужой - то же самое, что научить художника рисовать в той или иной манере. Если человек талантлив, можно научить его азам, и тогда все получится.

- Как вы используете перерывы в работе ?

- Был один ужасный перерыв после "Эликсира" в 1995 году. Тогда, победив на фестивале в Суздале, я ждала присужденный мне приз - деньги на постановку следующей картины. Целый миллиард! Но так их и не увидела. Надеялась, что вот-вот запустимся, но прошло два года. В это время начала работать над монографией "О взаимодействии видов кино" (она выйдет в этом году), преподавала студентам и занималась с аспирантами в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств, много ездила по миру с картиной "Эликсир".

- Чем заняты сейчас ?

- Готовимся к постановке картины "Наваждение", экранизации сюжета китайской притчи в переплетении с фантасмагорическим петербургским рассказом Александра Грина "Фанданго". Историю спасения китайского художника в собственной картине (морской пейзаж) мне представляется интересным сделать в жанре анимационного балета. С фантастическими костюмами, пейзажами, передающими большее впечатление о первоисточнике, чем этнографическое его воссоздание. А новелла Грина "Фанданго" строится на противопоставлении реальности, холода, голода Петербурга 1921 года и живописи, прекрасного и реального мира, в картину которого попадает герой. В первой новелле главную роль сыграет Сергей Дрейден, а во второй - Владимир Кошевой. Конечно, хотелось бы занять всех своих любимых актеров, я, когда писала сценарий, думала о них, но китайцами всех не сделаешь.

Скоро начну работать со своими помощниками - художниками, оператором, хореографом. Весной состоятся съемки. В конце мая, думаю, приступим к мультипликации.

- Это еще два года? Покой только снится ?

- Как обычно. Иначе скучно.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;