Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7716) 28 января- 3 февраля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноИРИНА ЕВТЕЕВА: На "Ленфильм" меня привел дедушкаСветлана МАЗУРОВА
Известный петербургский режиссер Ирина ЕВТЕЕВА закончила новую работу - "Маленькие трагедии". Это анимационно-игровой фильм-фантазия по мотивам произведений А.С.Пушкина. Длится он 40 минут, а на его создание ушло больше двух лет. Премьера состоялась в петербургском Доме кино. - Ирина, вы сняли восемь фильмов, которые собрали немало наград на престижных международных кинофестивалях ("Лошадь, скрипка... и немножко нервно", "Эликсир", "Клоун", "Петербург", "Вечные вариации"), а свою уникальную технологию вы запатентовали ? - Нет, увы. Хотя мне давно говорят об этом. - Но ведь ваше ноу-хау может использовать какой-нибудь другой художник ! - Ну вряд ли кто еще будет так долго и кропотливо работать. Устанет. - Ваши фильмы можно показывать на фестивалях как анимационного, так и игрового кино ? - Можно. Проблема только в формате. Для игрового этого мало. Например, 10-минутный "Клоун" победил в конкурсе короткометражных фильмов в Венеции и Тегеране. - Многие актеры переходят у вас из фильма в фильм как талисманы: Сергей Дрейден, Светлана Свирко, Алексей Барабаш, Владимир Кошевой, Владимир Аджамов, Зара Мгоян... Разве что Лиза Боярская впервые снималась . - На роль Лауры в "Маленьких трагедиях" пробовались человек 20. У Боярской я увидела такую энергию в глазах, что стало ясно - она! Лиза - очень одаренный человек, прекрасно работала. Она торопилась в театр, и поэтому нам надо было снять всю сцену за полсмены. Это трудно. Кусок большой, надо не только пластично двигаться, но и держать пространство кадра. Иногда актеры "выпадают" из него, не чувствуют границ, мы ставим чемоданчики, что-то еще, чтобы они понимали, в каких пределах можно действовать. Все движения просчитаны для дальнейшей прорисовки. Специфика моей работы с актерами в том, что я требую от них точного владения пластикой, движением, жестом. Их задача - визуально-пластически воплотить характеры персонажей. Поэтому мне потребовалось сотрудничество с хореографом. Вместе с Владимиром Аджамовым мы разрабатываем особые движения персонажей. С одной стороны, - это актеры, с другой - изображение, с которым дальше можно работать. - Бывало, что артисты разочаровывались и уходили от вас ? - Нет. Актеры приходят ко мне уже зная, на что идут: будут мультипликационными персонажами. Сейчас-то легче, артисты знают мои картины, не то что 15 - 20 лет назад. Как правило, те люди, с которыми я работаю, остаются со мной надолго. - У вас очень большая массовка . - Это не совсем так. Потому что я иногда клонирую людей - в своей технике. У меня было, скажем, всего шесть танцоров, а на экране, когда они водят хороводы, вы видите, что их гораздо больше. Некоторые кадры "зацикливаются". Я могу на своих проекторах менять движения, редактировать, чтобы получить то, что надо. Ведь я не гонюсь за натуралистичностью кадра. Наоборот, мне важна условность. - Мой вопрос об актерах, массовке связан вот с чем. Ваши фильмы малобюджетны, неужели артисты работают бесплатно ? - Естественно, небесплатно. Их гонорары - самая дорогая часть постановки. Все, как в настоящем кино, только нам надо снимать быстрее, иначе не хватит денег на всю картину. 40-минутные "Маленькие трагедии", довольно объемный материал, мы сняли всего за девять дней. Но предварительно была сделана четкая раскадровка, актеры репетировали движения с хореографом. Мы снимаем на пленке "Кодак", делаем достаточно дорогое кино и на дорогой студии ("Ленфильм"), с необходимым оборудованием, группой специалистов и актеров. Если сравнивать с игровым кино, то наше, конечно, не такое дорогое. Золото, роскошные парчовые ткани - часто это бывают простые бумажки, обертки от конфет. Замечательный ленфильмовский художник Лидия Крюкова придумывает костюмы. Мне важно, чтобы костюм не просто был взят из определенной эпохи, а выражал драматургическую линию, "разговаривал". Допустим, платье Лизы Боярской, когда она танцует на столе, разбивает сочные гранаты, было решено в разных оттенках красного цвета. И декорации еще одного известного художника - Натальи Кочергиной - особенные, мобильные. Надо снять много местечек, уголков, которые потом переставляются, она придумывает разные "задники". - Вы работаете скрупулезно, долго, вручную. Не все знают, что вы не используете компьютер. За двадцать лет снято всего восемь фильмов, часть из которых длится лишь десять минут . - Снято уже три часа. Для мультипликатора это много, целая жизнь. К примеру: нормальный формат ленты - десять минут - снимается коллективом художников за год. То, что мы работаем без компьютеров, - это сознательный выбор, проверенный опытом. Я не стремлюсь к имитации натурной, фантастической, безусловной среды, что весьма плодотворно исполняется при помощи компьютера. Для меня, как для художника-аниматора, принципиально важна работа с живописным кинопространством. В обычной анимации многие режиссеры используют натурщиков и технику "эклер", там актер прорисовывается в другой персонаж и становится неузнаваемым. Мне же важно, чтобы актер работал сам и его внешность, лицо были узнаваемы. Стилистика покадровой обработки материала позволяет работать в диапазоне между живописью и натурными кадрами. Поэтому процесс прорисовки изображений на стекле, в котором заняты двое постановщиков - я и оператор Генрих Маранджян, такой длительный - два года. Мы вмешиваемся в изображение цветом, светом и объемом мазка. - Как вы пришли к своему увлечению? Чей пример сподвиг вас ? - Если покопаться в моей родословной, то там можно обнаружить много интересного. Моя прабабушка Елизавета Рулин училась у Куинджи. Предки ее мужа, моего прадеда Вильгельма Меринга, были приглашены из Германии в Петербург по приказу Петра Первого для изготовления мозаик и витражей. Старший брат моего деда Илья Ильин изготавливал кукол-марионеток. Средний брат - Леонид Леонидов - работал художником-постановщиком в Ташкентском оперном театре. Я собиралась стать художником, училась в Мухинском училище. Мой дед, театральный актер Федор Федоровский, работал на "Ленфильме", снимался у Козинцева, Пырьева, а потом стал одним из первых в стране "укладчиком" русского синхронного текста в зарубежных картинах, дублированных на студии в 50 - 70-е годы. Дедушка устроил меня на "Ленфильм" бутафором. Я окончила институт культуры. Училась на отделении кинофотоискусства. У нас преподавали ведущие ленфильмовцы - режиссеры, операторы, сценаристы. Во время учебы я сделала свой первый мультфильм. Позже закончила аспирантуру ЛГИТМиКа, защитила диссертацию на тему "Процесс жанрообразования в советской мультипликации 60-х - 80-х годов. От притчи к полифоническим структурам". - У вас есть последователи, ученики, помогающие вам ? - Я преподаю с 24 лет. Учеников много. Есть такие, кто остается в памяти надолго. Я занимаюсь со студентами кинодраматургией, строением фильма, а не своей профессией непосредственно. Мастерскую я не веду. Принципиально. На это надо много времени. Мое убеждение: если ты занимаешься анимацией, то должен сам найти свою технологию и технику. Воспользоваться чужой - то же самое, что научить художника рисовать в той или иной манере. Если человек талантлив, можно научить его азам, и тогда все получится. - Как вы используете перерывы в работе ? - Был один ужасный перерыв после "Эликсира" в 1995 году. Тогда, победив на фестивале в Суздале, я ждала присужденный мне приз - деньги на постановку следующей картины. Целый миллиард! Но так их и не увидела. Надеялась, что вот-вот запустимся, но прошло два года. В это время начала работать над монографией "О взаимодействии видов кино" (она выйдет в этом году), преподавала студентам и занималась с аспирантами в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств, много ездила по миру с картиной "Эликсир". - Чем заняты сейчас ? - Готовимся к постановке картины "Наваждение", экранизации сюжета китайской притчи в переплетении с фантасмагорическим петербургским рассказом Александра Грина "Фанданго". Историю спасения китайского художника в собственной картине (морской пейзаж) мне представляется интересным сделать в жанре анимационного балета. С фантастическими костюмами, пейзажами, передающими большее впечатление о первоисточнике, чем этнографическое его воссоздание. А новелла Грина "Фанданго" строится на противопоставлении реальности, холода, голода Петербурга 1921 года и живописи, прекрасного и реального мира, в картину которого попадает герой. В первой новелле главную роль сыграет Сергей Дрейден, а во второй - Владимир Кошевой. Конечно, хотелось бы занять всех своих любимых актеров, я, когда писала сценарий, думала о них, но китайцами всех не сделаешь. Скоро начну работать со своими помощниками - художниками, оператором, хореографом. Весной состоятся съемки. В конце мая, думаю, приступим к мультипликации. - Это еще два года? Покой только снится ? - Как обычно. Иначе скучно. Также в рубрике:
|