Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9-10 (7723) 18-24 марта 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

ЭДУАРД БОБРОВ: Я не думаю, что скромность - это прямой путь в неизвестность

ПЕРСОНА

Алена СЕМЕНОВА


Э.Бобров

Недавно в издательстве "Нонпарель" у Эдуарда БОБРОВА вышла десятая книга "Вещий сон". Это сборник рассказов о мечтах и надеждах, житейских боли и радости. Рассказ, новелла - любимые жанры автора, предпочитающего писать по-мужски кратко, без заумных рассуждений и утомительно фальшивого морализаторства.

- Эдуард Борисович, в ваших рассказах много доброго юмора, иронии, комичных бытовых ситуаций. Наверное, они по большей части автобиографичны?

- Эти истории писались в течение двадцати лет, и то, что случалось непосредственно со мной, разумеется, так или иначе присутствует там. Я не фантаст и не придумываю что-то нереальное. Помните, когда Флобера спрашивали о "Мадам Бовари", он ответил: "Эмма - это я"? А Есенин сказал, что вся его биография в его стихах. Нисколько не ставя себя в этот великий ряд, не стану отрицать, что опирался прежде всего на коллизии, пережитые ближайшим окружением. Но на этом фоне в книге есть и умонастроения, и чаяния ушедшей эпохи, по которым можно увидеть, как изменились наша страна, общественные порядки, да и мы сами.

- Вы пробовали себя в разных жанрах, писали романы, повести. Наиболее известные из них "Вырваться из ада", "Полет розовой чайки", "Кража века", "Начать сначала". Но отдаете предпочтение рассказу. Почему?

- Жанр рассказа всегда был для меня своего рода отдушиной и одновременно школой, где я учился умению сжато высказываться о главном. Первый напечатали в "Волжском комсомольце" в 1965 году, а дальше - публикации в центральной прессе: "МК", "Неделе", "Литературной газете", "Юности". Написать рассказ так, чтобы он захватил читателя, на мой взгляд, сложнее, чем роман или повесть. Тут надо поймать на крючок быстро, первой же фразой, и дальше умело вести к развязке, желательно неожиданной. Мало кому удается правильно выдержать интонацию и ритм до конца, чтобы читатель не утратил интереса, не заскучал. Но, разумеется, начинал я не с рассказов. До ГИТИСа окончил строительный техникум, работал на Севере, много ездил по разным городам и весям, подвергал себя испытаниям, желая понять, что могу, чего нет, на что способен. Тогда уже жизнь подбрасывала немало ярких сюжетов для повествования. Потом поступил на театроведческий и начал свой писательский путь с рецензий на спектакли. О чем, впрочем, ничуть не жалею, потому что учился у таких мэтров, как Марков, Бояджиев, Асеев. Кстати, первую практику проходил в вашей замечательной газете, называвшейся в то время "Советская культура". Храню до сих пор альбом с газетными вырезками тех лет. Тогда же увлекся драматургией.

- Вы много лет работали в Союзе писателей СССР. Как вы сегодня оцениваете этот административный опыт?

- Я был заместителем Афанасия Салынского, общался с Константином Симоновым, Алексеем Сурковым, Сергеем Михалковым, и соприкосновение с этими великими людьми в многочисленных поездках, беседах, неформальных разговорах помогло во многом разобраться и в самом себе, и в том, где мое место в литературе. Я и сейчас являюсь секретарем Союза писателей Москвы. Провожу семинары с молодыми авторами, в частности, с начинающими драматургами, которых заметно меньше, чем начинающих поэтов и прозаиков. Потому что драма, комедия - трудные жанры. Не зря Максим Горький, пьеса которого "На дне" шла по всей Европе, говорил: "Я - плохой драматург".

- Кого вы считаете своими учителями?

- В юности зачитывался Островским, Сухово-Кобылиным, Арбузовым, Розовым, Шатровым. Правда, дебютная моя пьеса "Не только про любовь" была в какой-то мере подражанием Эдварду Радзинскому. Всего написал 14 пьес, которые ставились и в столице, и на периферии, но в репертуарные драматурги не попал. Хотя кое-что, например, детская "Сказка про Светлячка" и взрослая пьеса "Блюз для двоих", идет в театрах и сегодня. А в прозе примером для меня остается русская классика: Аксаков, Бунин, Шукшин. Современные прозаики, к сожалению, мастерством рассказчика не блещут. Все бегут от старых добрых традиций, а ведь это богатый язык, четко очерченные характеры, ясность мысли и красота стиля. На смену им пришли долгие мучительные описания невразумительных коллизий, никому не интересная рефлексия автора, словесные навороты, абсолютно ничем не оправданные. Автор зачастую левой ногой чешет правое ухо и проделывает это довольно беспомощно. Я считаю, столь модное нынче затуманивание мозгов - не предмет литературы. Может быть, это и неплохо, что все взялись за перо: от "рублевских девушек" до тех, кто, нанимая литературных рабов, строгает по книжке в месяц. Но книжные прилавки это очень засоряет. Я тоже, разумеется, пытаюсь читать новоявленных писателей, но крайне редко встречаю что-то по-настоящему привлекательное.

- У вас издано десять книг, но ваше имя не на слуху. Гонораров хватает на жизнь?

- Из знакомых мне пишущих людей очень немногие неплохо зарабатывают и могут позволить себе жить на гонорары. Основная масса не получает от своих изданий ничего. Продажа и реализация книг - большая проблема, и издатель часто расплачивается с писателем книжными тиражами. А что с ними делать? Свалить на балкон, а потом раздаривать? Случаются удачи. Недавно, например, мне позвонила читательница из Котласа с просьбой прислать книгу "Грезы Мэрилин" - это роман о причастности КГБ к смерти знаменитой американской актрисы, вышедший вторым изданием. Но это редкость. Так что приходится зарабатывать другой деятельностью, в частности, в Национальном фонде писателей "Слово и дело", который возглавляет Аркадий Арканов. Наш фонд поддерживает и начинающих авторов, и ветеранов - тех, кто особо нуждается в помощи. Я по натуре человек скромный, а как когда-то сказал Сергей Михалков, скромность - это прямой путь в неизвестность. Но я так не думаю. Я люблю то, чем занимаюсь, к литературе у меня не просто тяга, а сердечно-душевный интерес. Не пишу день-два, и становится не по себе. Сейчас у меня в работе очень жесткий рассказ под условным названием "Административный ресурс" и пьеса, говорить о которой пока ничего не буду.

Также в рубрике:

ПЕРСОНА

ЮБИЛЕЙ

ПОДРОБНОСТИ

ПРОЧИТАНО

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;