Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9-10 (7723) 18-24 марта 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираБЕН УИШОУ: Шекспир в Англии задыхаетсяАлександра ГЕРМАНОВА
Британскому актеру Бену УИШОУ еще нет тридцати, а за его плечами несколько серьезных ролей в хороших фильмах: сделавший его на весь мир известным "Парфюмер" Тома Тыквера, байопик "Меня там нет" - своеобразная биография Боба Дилана, новейшая односерийная экранизация романа Ивлина Во "Возвращение в Брайдсхед" и, наконец, лента о последних годах английского поэта-романтика Джона Китса "Яркая звезда" от Джейн Кэмпион, чуть не завоевавшая "Золотую пальмовую ветвь" на последнем Каннском кинофестивале. При этом сам Уишоу считает себя прежде всего театральным артистом: он регулярно играет в Национальном театре и однажды выступал в Театре "Олд Вик" в Лондоне. В отличие от многих кинозвезд, забросивших академическое образование ради новых контрактов в кино, Уишоу считает учебу в Королевской академии театрального искусства лучшим временем в своей жизни, хотя роли в театре градом на него посыпались задолго до того, как он поступил в это престижное и уважаемое заведение. Актер вырос в Бедфордшире на востоке Англии - там и начались его первые театральные опыты. Первый серьезный успех пришел к Уишоу неожиданно на Эдинбургском фестивале в 1995 году (будущему актеру было 15 лет). Вместе с труппой движенческого (или, по-другому, "физического") театра он представлял спектакль по книге Примо Леви "Человек ли это?", в которой речь идет, как известно, о холокосте. Бен Уишоу воплощал тему характера Леви. Адаптированная для движенцев пьеса, стяжавшая успех в Эдинбурге и получившая высокие рейтинги в критических ревю, гастролировала некоторое время по Англии, что только способствовало популярности исполнителей. Через десять лет Бен Уишоу сыграет Гамлета (2004) и Треплева (2006) в Национальном театре, параллельно снимаясь в кино. Актер не очень любит говорить о своих ролях в кино, считая их этапами, которые он проходит, как межевые камни, хотя Джона Китса в "Яркой звезде" вспоминает с удовольствием, выделяя эту роль больше остальных. Приводим здесь выдержки из многочисленных интервью Уишоу, которые актер дал после выхода "Яркой звезды" на большой экран. - Вы, наверное, мечтали сыграть Китса или кого-то еще из болезненных романтиков ? - Если честно, не мечтал. Китс был для меня просто именем из учебника по английской литературе. Я никогда ранее не читал его стихов и не знал ничего о его судьбе. То есть знал, конечно, как знаешь то, что тебя не особо интересует: прочитал быстренько биографию, пару цитат выучил, сдал экзамен и забыл. С Шекспиром, Достоевским или Чеховым такого не происходило, их тексты постоянно крутятся в голове, потому что эти гении продолжают жизнь на подмостках, а бедняга Китс тихо умер в Риме и покоится на протестантском кладбище. Ну я сильно преувеличиваю - все было не так, просто, чтобы увлечься Китсом, надо было влюбиться в его стихи, а я любые стихи с трудом понимаю. - Когда взялись играть Китса, то пришлось засесть в библиотеке ? - Именно. Но чтение в одиночку ничего мне не дало, кроме ужаса перед бездной. Я только ходил и думал, как человек, который прожил на свете какие-то жалкие двадцать пят лет, успел передумать и прочувствовать так много - я имею в виду немаленькое литературное наследие поэта. Я приуныл, так как образный мир Китса никак не пересекался с моим собственным. Тогда я пошел другим путем - попробовал "осязать" Китса: попросил одного поэта почитать мне из Китса вслух. Зазвенели слова, прекрасные английские слова, которые "молчали" на бумаге. Потом я взялся за небогатое, но ценное эпистолярное наследие Китса, на котором базируются все его известные биографии, и сценарий Кэмпион в том числе. Я хотел определить для себя границы импровизации: разложил по столбикам вещи, которые мы знаем о Китсе и которые не знаем. Например, у нас в распоряжении нет хорошего портрета Китса или какого-либо достоверного описания его внешности, следовательно, после выхода картины зрители будут автоматически ассоциировать внешность Китса с моей. Надо задуматься. А вот ход событий последних трех лет жизни поэта менять не стоило, так как в этом месте мы можем претендовать хоть на какую-то достоверность, необходимую зрителю, смотрящему байопик. Романтическую предопределенность судьбы поэта не надо надумывать - она вычитывается из писем. Мне показалось, что просто проиграть на экране ту историю, что выглядывает из письменных источников, будет достаточно, чтобы зритель впечатлился необычной биографией поэта. - В итоге вы полюбили своего персонажа ? - Скорее, оценил по достоинству. Я не могу себе позволить полюбить какого-то одного персонажа, что же от меня останется, когда придется влюбляться снова? Китс великолепен в своем умении жить чувствами - он был напрочь лишен химии, свойственной поздним романтикам. И он, видимо, не романтизировал самого себя, как это делал тот же Байрон. И еще, что поразительно, Китс был брутален, даже по-мужицки грубоват. Настоящий самородок. Откуда он брал слова? Я вот думаю, он к двадцати трем годам сделал столько, сколько другие за всю жизнь не успевают. Кстати, неудивительно, что он жил и работал в Хэмпстеде - это немыслимо романтическое английское место. Я когда это узнал, то снова подумал, как сам далек от романтизма и людей, которые находят в нем упоение. - Съемки велись в Хэмпстеде, и там было трудно работать ? - Нет, мне не нужно было появляться в этом Богом забытом месте. В Хэмпстеде снимались только общие планы. Дом-музей Китса, который там находится, был закрыт на реконструкцию, когда снимался фильм, да это и не принято - вторгаться в частные владения. Не забывайте - мы же в Англии. Китс никогда не был ни хозяином дома, ни арендатором - просто жил там на правах друга одного типа, абсолютно птичьих правах. Только в XX веке в Хэмпстеде открыли музей поэта, страшно эксплуатируемый школьными учителями. Но моя неприязнь к этому месту какая-то фатальная. - Бывали там школьником ? - Только столичных школьников водят, а я - провинциал, рос в Бедфордшире, в пятидесяти километрах от Лондона. У нас были другие национальные герои. - Насколько я понимаю, вы сохранили свой бедфордширский акцент (со смягчением всех согласных и небольшим форсированием шипящих звуков. - А.Г.)? Зачем? Нравится быть другим, боитесь унификации с толпой ? - Другим быть нравится. Но я много работал над голосом на занятиях по сценической речи, и мне никогда не делали замечаний по поводу моего произношения. А сейчас я часто слышу комплименты: "У вас такой милый акцент, такой необычный". Что ж, необычный, так необычный. Пусть будет, хотя я ничего такого за собой не замечаю. - Хотите когда-нибудь сыграть в театре или кино обычного человека? А то все сплошь персонажи небанальные - Гренуй, Гамлет, Китс, Треплев, Дилан, Леви, Ариэль (фильм "Буря" с участием Уишоу в роли Ариэля выйдет в 2010 году. - А.Г.) - Это вопрос. Дело в том, что ни один из персонажей не соответствует полностью моей индивидуальности. Через Гамлета, например, я многое открыл вокруг себя: разобрался в устройстве мира, в людях, в их манерах, в их привычках, затем еще какое-то знание пришло ко мне через однобокую призму Гренуя, Китс и Треплев открыли перспективу творческого начала в человеке, но мой внутренний мир так и остался нерастревоженным. Я не знаю, какой я. Физический театр, где многие вещи передаются через движение и без слов, мне по-прежнему близок, но пьесы - я их обожаю - должны произноситься, звучать. Бродвей привлекает - есть предложения, и я там уже как-то засветился, но понимаю, что это дань моим танцевальным и вокальным увлечениям, и только. А сыграть в кино обычного, "банального" человека - это может оказаться заразной болезнью. Начнется цепная реакция - один тип за другим - и прощай культура английского драматического театра, которую я пять лет постигал и которую безумно уважаю. - Ультрасовременных пьес не боитесь ? - Наоборот, жду с нетерпением, когда какой-нибудь новейший текст вдохновит меня и режиссер позовет. Я уже работал с Кэти Митчелл и, если получится, еще поработаю. Новые тексты часто проплывают мимо, когда не сидишь и не ждешь их. Я устаю от работы в кино - процесс от читки сценария до выхода фильма на большой экран ворует месяцы. Ценные съемочные недели пробегают, а потом начинается суета сует с фестивалями и прочей светской жизнью. Все-таки мне нужно сосредоточиться на театре - читать пьесы, ходить на пробы. - Слова "Весь мир - театр..." значимы для вас ? - До смешного значимы. Сколько себя помню - столько играю. Когда я маленьким мальчиком выходил из дома на улицу, я начинал что-то или кого-то изображать, я был уверен, что остальные - включая неживые предметы - тоже играют, и делал "общее" дело. Только не помню, кого я считал зрителями. Сейчас я научился делить подмостки и частную жизнь, но не уверен, что во сне или дома на кухне на самом деле выхожу из театральной роли. На кино, кстати, этот затертый до дыр афоризм из "Как вам это понравится" не распространяется. Фразочки "дубль первый", "снято" отрезвляют. - Будете продолжать осваивать Шекспира в театре ? - Не сейчас. У меня такое ощущение, что у нас в Англии зачастую ставят Шекспира не потому, что его пьесы прекрасны, а потому, что он - "наше все", "наше наследие", "национальное достояние". Мы решили для себя, что имеем ленное право опекать гения. Особенно много зла в костюмных постановках - вот уж духота и скука. Через Шекспира хотят научить школьников и моде того времени, церемониалу. Разве великого поэта интересовало, во что одеты его герои или как они кланялись и ходили. Категорически не хочу играть в душных псевдоисторических интерпретациях - я бы их вообще запретил к постановке, будь моя воля. Ясно же, что Шекcпира волновал человек и только человек, на этом и стоит сосредоточиться. Также в рубрике:
|