Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9-10 (7723) 18-24 марта 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрДо и после банкета"Три сестры". Театр имени Вл.Маяковского Наталия КАМИНСКАЯ
Режиссер Сергей Арцибашев поставил эту пьесу во второй раз. Первый опыт состоялся в 90-е годы, в новорожденном Театре на Покровке, и о том спектакле тогда много говорили. В крохотном помещении все действие было организовано вокруг праздничного стола. Артисты ели настоящую снедь, более того, ею угощали и зрителей. Здесь охотно пели песни, и вообще весь спектакль был празднованием дня рождения Ирины Прозоровой. Только, как это нередко бывает и в театре, и в жизни, веселое поначалу сборище постепенно теряло свой праздничный кураж, вылезали мотивы, подоплеки, выяснения отношений, прорисовывались истинная расстановка сил и истинное положение вещей. День рождения неуклонно скатывался в драму, и эта драма звучала сильно именно оттого, что проступала в домашней, доверительной обстановке маленького театрика. Нынче в большом зале Театра имени Маяковского, в алом бархате кресел и белой лепнине интерьеров все - совсем по-другому. Хотя Арцибашев, конечно же, заложил в этот спектакль перекличку с тем, прежним. В этой перекличке, скорее всего, и кроется главный предмет его высказывания. Нежность и сострадание сменились жесткостью и пессимизмом, а прием "как в жизни" - приемом "все это - театр". Фрагмент яруса Театра имени Маяковского возникает на сцене, как бы продолжая то, что наличествует в зале. Прозаическая выгородка дачной веранды, среднестатистическая, возможная и в чеховские времена, и в наши, да живописный задник с видами среднерусской природы, тоже какого-то "обойно-декоративного" вида - вот среда, в которой происходит действие. Артисты то и дело выходят из зала или садятся в нем. Собственно, даже тем, кто не знал спектакля "Покровки", на протяжении первого акта становится ясно, что играется некая "разминка" пьесы, идет "примерка" великого сюжета и великого текста к весьма будничным жителям современного мира. Мужчины - в скучных выходных костюмах, впрочем, у Нарцисса-Соленого он даже с искрой, что удовольствия, разумеется, не добавляет. Женщины тоже в современной одежде, хотя с оттенками: Маша одета в стильное черное, Ольга - в учительском строгом костюмчике, а Ирина - в девичьем платьице. По всей сцене накрыты столы, и это до оскомины похоже на обычный банкетный зал с казенными скатертями и посудой. Реплики тут будто докладываются, не очень-то всерьез. Возникает даже проекция будущей гибели Тузенбаха: "пиф-паф", барона несут на руках, при этом все, и барон в том числе, весело смеются. А еще до начала действия, пока зрители рассаживаются в зале, на сцене играет ансамбль народных инструментов. Хорошо играет, но как-то дежурно, словом, приглашен ненадолго развлекать публику, за что получит соответствующий гонорар и - по домам. Вся эта казенщина, надо сказать, может и сбить иного зрителя с толку. Вроде пришел смотреть чеховскую пьесу с нытьем и упованиями, а тут беспечно ходят какие-то дяди и тети и без запинки гонят текст... Режиссер Арцибашев любит долго разминать первые сцены, едва намечая акценты, которые должны проявиться гораздо позднее. Они проявятся и здесь: во втором акте на сцену выйдут уже действительно чеховские герои, не только одетые в костюмы той эпохи, но и всерьез переживающие драмы, каждый - свою. Сильнее всех в этом спектакле оказался, кто бы вы думали? Кулыгин. И.Марычев сыграл не жалкого, готового на унижения учителишку, а сильного, жесткого, даже циничного мужчину, абсолютно серого, лишенного воображения, но твердо уверенного, что именно таким и хорошо в этой жизни. Надо только потерпеть, подождать - и полк уйдет, и жена Маша образумится, и вообще, кончатся наконец глупости. В таком раскладе чудовищно проигрывает полковник Вершинин - Ю.Соколов. Как Маша могла влюбиться в этого вялого, бледного резонера - уму не постижимо. Тузенбаха играет С.Загребнев, Соленого - А.Хабаров, оба очень молоды, только один живой и непосредственный, а у другого неподвижное лицо, будто смертная маска, которую Ирина - М.Костина в сцене его любовного признания пытается снять. Чебутыкин в исполнении И.Охлупина вполне традиционен, разве что с акцентом не на душевную опустошенность, а попросту - на усталость и даже дряхлость. А вот Андрей Прозоров - А.Фатеев здесь действительно опустошен, откровенно молод, но уже имеет сил только на то, чтобы предъявлять сестрам аргументы, в которые сам не верит. Сестры в спектакле Арцибашева сломлены изначально. При этом две старшие: Маша - Д.Повереннова, похожая на актрису немого синематографа, и милая, скромная Ольга - Н.Коренная, кажется, ни на что уже не уповают. А вот младшая Ирина еще переживает некие открытия, и эти переживания сильны, трагедия этой Ирины развивается у нас на глазах. М.Костина играет ее совсем не кроткой, скорее жесткой, способной на серьезную рефлексию и душевный взрыв. Так, мужчины в спектакле решительно не годятся ни в какое утешение женщинам. Крепко стоит на ногах и имеет будущее один Кулыгин, однако, какое это будущее, мы уже видели в первом акте. Удушливый воздух казенных ресторанных празднеств, утрата чувства дома и семейных ценностей "аукаются" задним числом. И о всеобщем театре мы еще вспомним, когда Наташа Прозорова, которую З.Кайдановская играет без шансов на какое-либо зрительское сочувствие, будет появляться на верхнем ярусе зрительного зала, выстроенного на сцене (сценографом на этот раз выступил сам режиссер), и цепко всматриваться в глупые и вредные с ее точки зрения эволюции домочадцев. Финал можно было бы считать цитатой из многого множества "мхатоподобных" постановок, ибо на почти пустой сцене сестры стоят, прижавшись друг к другу плечиками, в очень уж знакомой композиции. Однако следует "приписка". Это практичная Наташа выходит и гасит одну за другой свечки, которые держат в руках ее безалаберные родственницы. Наташа окончательно утверждает в доме режим экономии и с уверенностью смотрит в завтрашний день, где страдания нелепых чеховских героев можно будет с успехом посмотреть, усевшись в бархатное кресло и погляывая на сытую, белую лепнину интерьера. Также в рубрике:
|