Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9-10 (7723) 18-24 марта 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

До и после банкета

"Три сестры". Театр имени Вл.Маяковского

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля

Режиссер Сергей Арцибашев поставил эту пьесу во второй раз. Первый опыт состоялся в 90-е годы, в новорожденном Театре на Покровке, и о том спектакле тогда много говорили. В крохотном помещении все действие было организовано вокруг праздничного стола. Артисты ели настоящую снедь, более того, ею угощали и зрителей. Здесь охотно пели песни, и вообще весь спектакль был празднованием дня рождения Ирины Прозоровой. Только, как это нередко бывает и в театре, и в жизни, веселое поначалу сборище постепенно теряло свой праздничный кураж, вылезали мотивы, подоплеки, выяснения отношений, прорисовывались истинная расстановка сил и истинное положение вещей. День рождения неуклонно скатывался в драму, и эта драма звучала сильно именно оттого, что проступала в домашней, доверительной обстановке маленького театрика.

Нынче в большом зале Театра имени Маяковского, в алом бархате кресел и белой лепнине интерьеров все - совсем по-другому. Хотя Арцибашев, конечно же, заложил в этот спектакль перекличку с тем, прежним. В этой перекличке, скорее всего, и кроется главный предмет его высказывания. Нежность и сострадание сменились жесткостью и пессимизмом, а прием "как в жизни" - приемом "все это - театр". Фрагмент яруса Театра имени Маяковского возникает на сцене, как бы продолжая то, что наличествует в зале. Прозаическая выгородка дачной веранды, среднестатистическая, возможная и в чеховские времена, и в наши, да живописный задник с видами среднерусской природы, тоже какого-то "обойно-декоративного" вида - вот среда, в которой происходит действие. Артисты то и дело выходят из зала или садятся в нем. Собственно, даже тем, кто не знал спектакля "Покровки", на протяжении первого акта становится ясно, что играется некая "разминка" пьесы, идет "примерка" великого сюжета и великого текста к весьма будничным жителям современного мира. Мужчины - в скучных выходных костюмах, впрочем, у Нарцисса-Соленого он даже с искрой, что удовольствия, разумеется, не добавляет. Женщины тоже в современной одежде, хотя с оттенками: Маша одета в стильное черное, Ольга - в учительском строгом костюмчике, а Ирина - в девичьем платьице. По всей сцене накрыты столы, и это до оскомины похоже на обычный банкетный зал с казенными скатертями и посудой. Реплики тут будто докладываются, не очень-то всерьез. Возникает даже проекция будущей гибели Тузенбаха: "пиф-паф", барона несут на руках, при этом все, и барон в том числе, весело смеются. А еще до начала действия, пока зрители рассаживаются в зале, на сцене играет ансамбль народных инструментов. Хорошо играет, но как-то дежурно, словом, приглашен ненадолго развлекать публику, за что получит соответствующий гонорар и - по домам.

Вся эта казенщина, надо сказать, может и сбить иного зрителя с толку. Вроде пришел смотреть чеховскую пьесу с нытьем и упованиями, а тут беспечно ходят какие-то дяди и тети и без запинки гонят текст... Режиссер Арцибашев любит долго разминать первые сцены, едва намечая акценты, которые должны проявиться гораздо позднее. Они проявятся и здесь: во втором акте на сцену выйдут уже действительно чеховские герои, не только одетые в костюмы той эпохи, но и всерьез переживающие драмы, каждый - свою. Сильнее всех в этом спектакле оказался, кто бы вы думали? Кулыгин. И.Марычев сыграл не жалкого, готового на унижения учителишку, а сильного, жесткого, даже циничного мужчину, абсолютно серого, лишенного воображения, но твердо уверенного, что именно таким и хорошо в этой жизни. Надо только потерпеть, подождать - и полк уйдет, и жена Маша образумится, и вообще, кончатся наконец глупости. В таком раскладе чудовищно проигрывает полковник Вершинин - Ю.Соколов. Как Маша могла влюбиться в этого вялого, бледного резонера - уму не постижимо. Тузенбаха играет С.Загребнев, Соленого - А.Хабаров, оба очень молоды, только один живой и непосредственный, а у другого неподвижное лицо, будто смертная маска, которую Ирина - М.Костина в сцене его любовного признания пытается снять. Чебутыкин в исполнении И.Охлупина вполне традиционен, разве что с акцентом не на душевную опустошенность, а попросту - на усталость и даже дряхлость. А вот Андрей Прозоров - А.Фатеев здесь действительно опустошен, откровенно молод, но уже имеет сил только на то, чтобы предъявлять сестрам аргументы, в которые сам не верит.

Сестры в спектакле Арцибашева сломлены изначально. При этом две старшие: Маша - Д.Повереннова, похожая на актрису немого синематографа, и милая, скромная Ольга - Н.Коренная, кажется, ни на что уже не уповают. А вот младшая Ирина еще переживает некие открытия, и эти переживания сильны, трагедия этой Ирины развивается у нас на глазах. М.Костина играет ее совсем не кроткой, скорее жесткой, способной на серьезную рефлексию и душевный взрыв.

Так, мужчины в спектакле решительно не годятся ни в какое утешение женщинам. Крепко стоит на ногах и имеет будущее один Кулыгин, однако, какое это будущее, мы уже видели в первом акте. Удушливый воздух казенных ресторанных празднеств, утрата чувства дома и семейных ценностей "аукаются" задним числом. И о всеобщем театре мы еще вспомним, когда Наташа Прозорова, которую З.Кайдановская играет без шансов на какое-либо зрительское сочувствие, будет появляться на верхнем ярусе зрительного зала, выстроенного на сцене (сценографом на этот раз выступил сам режиссер), и цепко всматриваться в глупые и вредные с ее точки зрения эволюции домочадцев.

Финал можно было бы считать цитатой из многого множества "мхатоподобных" постановок, ибо на почти пустой сцене сестры стоят, прижавшись друг к другу плечиками, в очень уж знакомой композиции. Однако следует "приписка". Это практичная Наташа выходит и гасит одну за другой свечки, которые держат в руках ее безалаберные родственницы. Наташа окончательно утверждает в доме режим экономии и с уверенностью смотрит в завтрашний день, где страдания нелепых чеховских героев можно будет с успехом посмотреть, усевшись в бархатное кресло и погляывая на сытую, белую лепнину интерьера.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;