Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9-10 (7723) 18-24 марта 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраТупой, бесконечно бодрый трупакПитерские художники 80-х годов в Русском музее Наталья ШКУРЕНОК
В Мраморном дворце Государственного Русского музея открылась выставка "Удар кисти. "Новые художники" и некрореалисты. 1982 - 1991". Выставка, которую тут же знатоки признали одним из лучших проектов Отдела новейших течений ГРМ, посвящена двум самым значительным и оригинальным явлениям российского искусства конца ХХ века - художественным движениям "Новые художники" и "Некрореалисты". На ней представлено более 200 работ из коллекции Русского музея и частных собраний Петербурга и Москвы. Эту выставку ждали почти двадцать лет: в 1991-м Тимур Новиков, гуру альтернативной культуры Ленинграда - Петербурга, и Сергей Бугаев-Африка (Мальчик Бананан из фильма "Асса"), передали в дар Русскому музею большую коллекцию из почти 100 работ "Новых" и некрореалистов. С условием, что в Русском будет сделана выставка, а в дальнейшем вещи будут представлены в постоянной экспозиции. Но только сейчас музей отчасти выполняет обещание, предоставляя зрителям возможность самим оценить масштаб того, что было создано андерграундными фриками, ставшими сегодня мэтрами (не все дожили до заслуженного счастья). Весь второй этаж Мраморного дворца сегодня наполнен работами Тимура Новикова, Олега Котельникова, Ивана Сотникова, Вадима Овчинникова, Георгия Гурьянова, Андрея Кирсанова, Олега Маслова, Андрея Хлобыстина, Евгения Юфита, Виктора Цоя, Евгения Козлова и других художников. - Это, на мой взгляд, лучший период истории нашего искусства - свободный, широкий, еще не обронзовевший, - сказал на вернисаже Александр Боровский, заведующий Отделом новейших течений Русского музея. - Его породил вихрь свободы, которая непонятно откуда взялась и непонятно куда ушла. Но для отечественного искусства то десятилетие стало самым важным. Движение "Новых художников" начало формироваться в тогда еще ленинградском художественном пространстве во времена дворников, истопников и сторожей, создания рок-клуба и параллельного кино. В октябре 1982 года Тимур Новиков создал группу под названием "Новые художники", в которую вошли Иван Сотников, Олег Котельников, Кирилл Хазанович, Евгений Козлов, Георгий Гурьянов. Потом к ним присоединились Вадим Овчинников, Сергей Бугаев-Африка, Владислав Гуцевич, Андрей Медведев, Андрей Крисанов и Инал Савченков. В результате к середине 1980-х годов в группе "Новых" собралось более 70 человек - энергичные творческие личности, каждый был одновременно художником, музыкантом, актером, поэтом, писателем. А с появлением в группе режиссера параллельного кино Евгения Юфита в 1984 году из "Новых" начинает прорастать движение "Некрореализм" вокруг основанной им студии "Мжалалафильм": название, состоящее из "мжа" - дрема и "лала" - детский лепет, в целом показывало, как "вечно живой" социалистический реализм переходит в состояние "некро" - мертвечины, которая породила любовь к гротеску и черному юмору. Юрий Красев - Циркуль описывает то, чего хотелось достичь: "был найден тупой и бесконечно бодрый образ человека". Так возникла дурная экспрессионистская живопись у "Новых". У некрореалистов, издевавшихся над мифологемой бессмертия в советской культуре, этот человек предстает в образе "трупака" из дешевых ужастиков. Одна из основных идей авангарда начала века, супрематическое доведение пластики до "нуля форм" (вспомним "Черный квадрат"), реализовалась у "Новых" не как отрицание традиционных художественных техник и приемов, а, скорее, как творческое соревнование в том, чтобы "переписать" в своих картинах весь мир вокруг. Именно поэтому они с размахом титанов Возрождения на больших полотнах запечатлевали сцены из жизни коммунальных квартир, собственную интимную жизнь, убогий быт рядовых советских граждан. А поскольку авторами были бедные молодые люди, у которых не было средств на краски и холсты из лавки Союза художников, они вдохновенно творили искусство из всего, что попадалось под руку. Первый зал на выставке в Мраморном дворце (!) посвящен основным героям движения и месту их действия. Место действия от противного символизирует работа Тимура Новикова "Аэропорт" - идиллический вид красивой жизни, родившийся из сочетания живописи, бумаги и цветной фольги. Там же представлена картина Олега Котельникова "Аврора" из собрания московского коллекционера Владимира Добровольского, правда, на нарисованном мосту к моменту открытия выставки не хватало машинки с солдатами, которую оформители не успели прикрепить. Здесь же есть портреты основных персонажей движения - Георгия Гурьянова, Виктора Цоя, Юрий Циркуля, Кирилла Хазановича, Тимура Новикова, портрет художника и музыканта группы "Кино" Андрея Крисанова, портрет Натальи Длинной, которая была музой всех этих художников, Сергея Бугаева, Сергея Шутова (московская фракция "Новых"). Во втором зале выставлены коллажи. Третий и четвертый представляют особое видение "Новыми" мира вокруг себя: эта часть выставки озаглавлена "Иконосфера", и за нее отвечают два ведущих художника этого направления - Олег Котельников (название всей выставки "Удар кисти" - это название его картины 1982 года) и Иван Сотников. Они брали самые расхожие сюжеты своего времени, которые совершенно не интересовали официальных художников, и переводили их в живопись большого формата. Следующий зал отдан под коллажи Тимура Новикова, в последнем выставлены работы Ивана Сотникова и Вадима Овчинникова более позднего периода - "периода аккуратных тенденций", как это называл Тимур Новиков (название выставки 1987 года в кинотеатре "Знание"). Времени раскола "Новых" на продолжающих традицию "дикости" и тех, кто перешел к эстетике строгого пассеизма, лаконизма и исключительного питерского эстетства. Уже начинал брезжить бред "новых академиков" - очередного арт-проекта Тимура, ставшего по демонстративному крещению Тимофеем. Во второй половине этажа расположилась еще одна часть "Новых" - Сергей Бугаев, Андрей Кресанов, Инал Савченков и его младший брат Сергей Ейков, так называемая "новороссийская группа". Рядом - Алексей Кузин, Олег Маслов и Олег Зайка, поздние работы Олега Котельникова, Андрея Хлобыстина и Виктора Цоя. Выставку сопровождает кинопрограмма, которую подготовила Иветта Померанцева, хранитель питерского видеоархива: это мультфильмы Котельникова, некоторые фильмы Кондратьева и Юфита. Особый шик выставке придает отлично выполненный каталог - единственная на сегодняшний день и самая полная публикация работ "Новых" и некрореалистов. Он издан при участии и поддержке московского коллекционера Владимира Добровольского. Картины из его собрания тоже представлены на выставке, хотя, по мнению Добровольского, в собрании Русского музея находятся самые значительные работы и "Новых", и некрореалистов. Но огромное количество вещей находится за границей и, кстати, пользуется большой популярностью у западных коллекционеров и искусствоведов. Поэтому вполне назрела необходимость выполнить наконец обещание, которое Русский музей дал двадцать лет назад Тимуру Новикову и другим художникам: в музее должна открыться постоянная экспозиция отечественного искусства XX века, одной из вершин которого стали движения "Новых художников" и некрореалистов. Также в рубрике:
|