Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7732) 27 мая- 2 июня 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяНе надо бояться человека с копьем!Акцент праздника культуры смещается в сторону религии ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИДмитрий ЕРУСАЛИМСКИЙ В Москве проходят Дни славянской письменности и культуры. В этом году открытие получилось торжественным, если не сказать - пафосным. Торжественная церемония состоялась у стен Кремля, на Васильевском спуске. Что вызвало, в связи с перекрытием ряда улиц в центре Москвы, существенные пробки и раздражение трудящихся москвичей. Корреспонденты "Культуры" побывали на нескольких площадках. Кресты на святых литерах Открывал Дни лично Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обращаясь к многотысячной молодежной аудитории, Патриарх отметил, что "в основе нашего исторического бытия - не война, не конфликт, не меч, но духовная культура, мы должны все об этом помнить. Также мы должны помнить, почему мы собираемся в центре Москвы на фоне кремлевских соборов..." Глава Русской церкви подчеркнул, что на основе нашей национальной культуры "выросла всемирно известная литература, сформировался язык межнационального общения многих народов, культурно и духовно принадлежащих к русскому миру". "Остаться самими собой можно только тогда, когда сохраним свою культуру, язык и веру", - подчеркнул Патриарх. Позднее Кирилл вместе с патриархом Варфоломеем - главой Константинопольской церкви, которая исторически считается "первой по чести" среди 15 православных церквей мира, совершили в храме Христа Спасителя торжественную литургию. На службе присутствовали представители и других Поместных церквей, а также более 4 тысяч российских христиан. Патриарх Варфоломей подчеркнул важность сохранения "единства Церкви", пребывание в братской любви, "а не в самодостаточности и самодовольстве". Глава Константинопольской церкви поблагодарил Патриарха Кирилла за вклад в православное единство. Полевая почта ратоборцев На Тверском бульваре прошел театрализованный фестиваль клубов исторической реконструкции "Улица истории IX - XX веков". Уже третий год этот фестиваль в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры проводят Славянский комитет России, Комитет межрегиональных связей и национальной политики Москвы, Агентство старинных развлечений "Ратоборцы" и клубы исторической реконструкции. Люди, занимающиеся воссозданием исторической действительности определенной страны в определенный период времени, изучают все аспекты давно ушедшей эпохи - культуру, ремесло, военное дело, особенности кухни, - а потом пытаются "жить" в реконструированном мире. Историческая реконструкция - нечто среднее между хобби, профессией и образом жизни. Реконструкторы нечасто устраивают открытые мероприятия. Тем более редко случается это в центре Москвы. Но в этот раз герои не только не избегали посторонних людей, но и всеми силами зазывали - неподалеку от выхода из метро внимание прохожих привлекали мужчина с копьем и женщина с глиняным горшком. Агитировал в основном мужчина, женщина же разговаривала с уже заинтересовавшимися: "Нет, мы не свихнулись, мы всегда такие". Каждым своим фестивалем организаторы стремятся охватить максимальное количество переломных моментов в истории России. Но в этот раз достичь такой цели оказалось слишком сложно: "В этом году в связи с ремонтом на Пушкинской площади нам пришлось сократить нашу улицу истории, - рассказывает Тимофей Быковский, член клуба исторической реконструкции "Ратобор", - и ограничить ее десятым веком и Великой Отечественной войной". Но даже на небольшом пространстве, оставшемся для фестиваля, организаторам удалось предоставить посетителям десятки способов прикоснуться к истории. Погрузиться в десятый век, можно было, поиграв в игры Древней Руси, в том числе настольные, постреляв из лука, примерив доспехи, поводив хороводы, послушав музыку в стиле фолк или обучившись основам кузнечного и гончарного искусства. Можно было обучиться и древнерусской грамоте - все-таки фестиваль был организован по случаю Дней славянской письменности. Появление площадки, посвященной Великой Отечественной войне, конечно, было приурочено к 65-летию Победы. Здесь можно было узнать о работе поисковых отрядов и полевой почты, увидеть, сфотографироваться с оружием военных времен (из него, в отличие от луков, стрелять было нельзя), научиться писать письма-"треугольники" и даже написать письмо ветеранам Центрального округа. "Вечером мы соберем все эти письма, передадим одному из социальных работников ЦАО, и они будут донесены до адресатов", - обещает Дмитрий Савченко, менеджер по проектам агентства "Ратоборцы". Поезд уходит в Древнюю Русь Чего греха таить: музейные залы, которые хранят по преимуществу археологические находки, вниманием посетителей не слишком избалованы. Спросите любого из них, и те плечами пожмут: мол, не мое это все. Чужое. Холодное. Мертвое. Но можно, оказывается, даже самый "скучный" экспонат "оживить", одухотворить, приблизить. В рамках Дней славянской письменности Исторический музей впервые отправил во времена весьма дальние своеобразный поезд, "вагонами" которого являются семь залов, посвященных русской истории с Х по XVI век. Билет-путеводитель - для "пассажиров" от восьми до восьмидесяти - вручался при входе. Как и положено, в каждом "вагоне" присутствует "проводник" из соответствующего века: девушка из племени вятичей, новгородский кожевенник - обувных дел мастер, половецкий воин, монах-книжник, золотоордынский хан, русский князь, художник-миниатюрист - мастер книжного дела. И оказывается, что у каждого экспоната - копии, их можно взять в руки, а, к примеру, берестяную грамоту и написать самостоятельно - своя историческая новелла, а то и свой роман. Вятичанка очень увлекательно расскажет о височных кольцах, которые носили древнерусские женщины, и не скроет, что историки до сих пор спорят - были ли те кольца просто украшениями, или в них таился глубокий сакральный смысл. Иначе говоря, служили ли они своего рода оберегами от всякой нечисти. Новгородский кожевенник признается, что предкам нынешних производителей обуви было куда легче - в те далекие времена обувь не делили на мужскую и женскую. Равно как и не было деления на обувь для правой и левой ноги. Одно худо: служила та обувь, даже самая качественная, очень недолго, и потому мастер не знал роздыха ни зимой, ни летом. А монах-книжник обязательно пожалуется, что неведомая хворь на монастырском подворье всех гусей выморила, и потому книг мало будет. Работать нечем - мало кто из образованных людей начала третьего тысячелетия представляет, как писать гусиным пером, как очинять его перед работой. В билете-путеводителе содержатся и довольно непростые вопросы - и для взрослых, и для детей. Ответишь, выходя из "поезда", правильно - получишь приз. Словом, интерактивная, как сейчас модно говорить, игра удалась на славу. Жаль только, что продолжалась она всего-то два с половиной часа, и участников поначалу - в отличие от музейной ночи - было не слишком много. И неужели следующей ждать целый год? Также в рубрике:
|