Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7732) 27 мая- 2 июня 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаПарадоксы украшают историюВ Большом театре назвали лауреатов балетного "Оскара" Екатерина БЕЛЯЕВА
За два года отсутствия в Москве фестиваля, связанного с вручением премии "Бенуа де ля данс", зрители сильно соскучились по хорошему, в полном смысле этого слова, балетному концерту, где можно увидеть не только традиционные классические па де де, но и отрывки из совсем свежих спектаклей, созданных буквально в прошлом году. Москву, конечно, балуют невероятно заморскими балетами, но никогда ведь не привозят незрелые в плане возраста работы, которые только что вышли из рук хореографа. Так что конкурсный ажиотаж уступил место искреннему энтузиазму как со стороны участников, так и со стороны присутствующих в зале. А между тем в торжественной обстановке и в присутствии этуалей со всего света, включая Ульяну Лопаткину, Манюэля Легри, Жозе Мартинеза, Николая Цискаридзе, Кеннета Грева, Сильвии Аццони и многих других, лауреаты были названы - Тьяго Бордин и Элен Буше из Гамбургского балета и Дэвид Холберг из Американского балетного театра. Лучшего хореографа за 2009 год не нашли, о чем скажу ниже. Никого из артистов не надо специально представлять, разве что отметить, что все они - представители одного поколения: танцовщики-премьеры в возрасте около 25 - 30 лет. Элен и Тьяго в силу сложившихся обстоятельств с первого дня прихода в труппу Ноймайера танцевали в дуэте, поэтому очень логично, что их наградили парой, хотя и за разные работы. На мой взгляд, самое дерзкое и талантливое, что сделал в своей жизни Бордин, - это Отелло в одноименном балете Ноймайера. Он сыграл такого робкого романтического соблазнителя, такого нетипичного и неожиданного, что театр даже побоялся его за этот подвиг выдвинуть на "Бенуа". В роли же Армана он, в общем, убедителен, хотя "Дама с камелиями" построена не на философских, а, скорее, на мелодраматических дуэтах, и в них артист чуть менее силен. У Буше целая вереница больших ролей, трудно сказать, в чем она выглядит интереснее - в техногенных балетах Баланчина или в располагающем к раздумьям ноймайеровском репертуаре, но Эвридика из новенького "Орфея", которую она показала в отрывке в концерте (чтобы составить ей пару, из Гамбурга прилетел Отто Бубеничек), на самом деле впечатлила. Дэвида Холберга наградили за Альберта, что читается как "спасибо за сохранение культуры классического танца". Этот артист, много танцуя модерн и авангард - иначе нельзя существовать в нью-йоркском театре, - не теряет интереса к наследию и один за другим создает трепетные образы героев "Жизели", "Спящей красавицы" или "Ромео и Джульетты".
Жалко, что не наградили в этом году хореографа. Но тут сложилась странная история: за прошедший год было много сделано и было кого и за что номинировать, но хореографы-то - товар редкий, имен-то - по пальцам пересчитать. Ратманский соревновался с Ноймайером, Доусоном и Уилдоном, и соревнование это, судя по показанным фрагментам, было лихим. В любом случае по второму разу получить "Бенуа" они не могли, а на их фоне "новички" показались жюри, которое было слишком "классическим" на этот раз, недостаточно креативными, вот никого и не наградили. Я не склонна оспаривать решение уважаемого жюри, в конце концов "Бенуа де ля данс" - это не столько конкурс, сколько фестиваль. И смотр показался очень любопытным. Во-первых, спасибо члену жюри Кеннету Греву за то, что, будучи датчанином-патриотом и лишь временно обосновавшись в Хельсинки, где он руководит Финским балетом, он выдвинул талант, причем неклассического направления, именно из недр Финляндии и дал возможность артисткам из труппы Сусанны Лейнонен выступить в Москве. В спектакле "И линия продолжает размываться" две вооруженные до зубов девушки-валькирии обороняют некий бастион, сила их - не в спецобмундировании и спецприемах бойцов, которыми они, кстати, великолепно владеют, а в том, что они, как Ахилл и Патрокл, сражаются рука об руку. И когда залитые туманом (линия фронта действительно размывается) воительницы перестают друг друга видеть и осязать, силы каждой слабеют, и, наоборот, почувствовав руку друга, они продолжают делать свое нелегкое дело. Кусочек из "Лебединого озера" Уилдона, который показали артисты Балета Карлсруэ, показался не менее симпатичным. Версия Уилдона - классический постмодернизм, рефлексия не на темы Петипа, а на темы Ноймайера, что само по себе забавно. И артисты из Карлсруэ показали неплохой уровень. Доусон сделал замечательную миниатюру "Фавн(ы)", которую показали в концерте целиком, так как партитура Дебюсси коротенькая. Это рассказ о том, как два фавна - один настоящий, а второй - его отражение, соревнуются в пластичности. Пожалуй, в этом году, когда лучшего хореографа не назвали, в шорт-лист не попала ни одна проходная работа, все было достойным внимания, но парадоксы ведь только украшают историю. Также в рубрике:
|