Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7732) 27 мая- 2 июня 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрБремя выбораРепертуарный рекорд РАМТа Марина ГАЕВСКАЯ
Небывалое обилие премьер, показанных Российским Молодежным театром в нынешнем сезоне, можно воспринять как "наш ответ кризису". Правда, общая тревожная напряженность, присущая сегодняшней реальности, вероятно, сказалась на атмосфере и тематике большинства спектаклей, обусловив жесткость и остроту постановочных решений. Разумеется, в искусстве принцип перехода количества в качество срабатывает далеко не всегда, и в данном случае сложно утверждать, что все представленное абсолютно равноценно. Однако нельзя не признать и того, что, развернув работу по всем направлениям, театр заметно расширил свой драматургический и жанровый диапазон, приглашая к сотрудничеству совсем молодых режиссеров и маститых мэтров с мировым именем. Стремление же привлечь максимальное число публики разных возрастов и социальных групп породило и новые любопытные проекты, и весьма спорное расширение временного диапазона вечерних показов. Под занавес же театрального года подобное репертуарное разнообразие вполне позволяет выявить определенные тенденции сезона в одном отдельно взятом театре. Эпиграфом ко многим премьерам РАМТа могли бы стать строчки Ю.Левитанского: "Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя". Героев спектакля Миндаугаса Карбаускиса, поставленного по роману И.Мераса "Ничья длится мгновение", судьба ставит перед выбором между рабством и внутренней свободой, унижением и сохранением чувства собственного достоинства. Жесткий принцип едва ли не информативного донесения текста отчасти ограничивает актеров в открытом проявлении эмоций, но при этом усиливает пронзительность отдельных сцен, в которых человечность побеждает в нечеловеческих условиях. И потому помнится запрещенный в немецком гетто букетик цветов, собранный братьями для влюбленного юноши, или остановившийся взгляд героини Нелли Уваровой, умертвившей своего ребенка - жертву чудовищного эксперимента. Запоминаются негромкие и одновременно твердые интонации персонажа Ильи Исаева, стоически переносящего душевную и физическую боль, но не предающего своих принципов, а также напряженная поза героя Дмитрия Кривощапова - молодого шахматиста, предпочитающего смертельную для него победу унизительной ничьей. В отличие от строго выверенной постановки Карбаускиса спектакль известного польского режиссера Кшиштофа Занусси "Доказательство" по пьесе Д.Оберна строится на эмоциональных всплесках и психологических полутонах. Проблема же выбора здесь продиктована не столько внешними обстоятельствами, сколько постоянными внутренними сомнениями. Как одаренному человеку относиться к собственной гениальности: ценить ее или страшиться утраты связей с реальностью? Как окружающим существовать рядом с гением: доверять его озарениям или проверять, опасаясь обмана? Ведь для Кэтрин (Нелли Уварова) доказательство собственной научной состоятельности становится едва ли не более трудным, чем доказательство сложнейшей математической теоремы. Страдая от недоверия близких и страха перед наследственностью, приведшей к безумию ее фанатично одержимого наукой отца (Евгений Редько), Кэтрин существует на грани нервного срыва, вынужденная выбирать между обыкновенным счастьем и собственным даром. Перед весьма жестоким выбором театр ставит и героев сказочно-романтических историй. Так, в "Алых парусах", поставленных Алексеем Бородиным (либретто М.Бартенева и А.Усачева по А.Грину), жесткость режиссерского решения откровенно преобладает над привычной для этого сюжета возвышенной поэтичностью. Да и в музыке Максима Дунаевского резких, стремительных ритмов гораздо больше, нежели лирических мелодий. В атмосфере нервозной агрессивности, где хаотичные пляски переходят в жестокие драки, особенно странной и неуместной выглядит романтическая мечта Ассоль (Рамиля Искандер), которая и сама больше походит на взъерошенного сорванца. Выбор между абстрактной иллюзией и реальным искушением оказывается для нее слишком трудным, и она уже почти поддается уговорам вульгарной особы бордельно-гламурного вида, явившейся со свитой продвинутых прожигателей жизни в диких прикидах и татуировках. А появление тоже не слишком похожего на сказочного принца Грея (Александр Рагулин) выглядит простой случайностью, в последний момент вырвавшей Ассоль из лап дьявольского соблазна. И все-таки, избрав путь столь жесткого "критического реализма", создатели спектакля в финале словно восполняют дефицит романтики, и алое полотнище победно простирается со сцены, накрывая весь зрительный зал. В еще одной сказочно притчевой истории "Думайте о нас" Е.Клюева, поставленной Владимиром Богатыревым, мрачноватые детали обретают черты комического абсурда. То вылетит на авансцену отрубленная голова с чубчиком, то стражники-охранники с сожалением заметят, что за день никого не убили, то герои попытаются обрести счастье, застыв в смертельном покое. Выбирать же двум влюбленным приходится между воображаемым царством, где живут чудные феи и странные существа, предпочитающие не задавать никаких вопросов, и обыкновенной реальностью с ее проблемами и заботами. Традиционно РАМТ строит репертуар с учетом разных возрастов своих зрителей, и если на философскую сказку Клюева приходят родители с детьми, то спектакль Яны Лисовской по пьесе немецкого автора К.Шагора "FSK 16" с красноречивым подзаголовком "Не верь тем, кому нет шестнадцати..." рассчитан на подростковую аудиторию. Правда, комплексы персонажей, находящие выход в неоправданной жестокости, идут из детства. Исповедальные монологи героев сопровождаются пунктирным видеорядом, а реальность смешивается с виртуальностью, в которой привыкли существовать молодые люди, почти утратившие способность к нормальному общению и чувствующие себя растерянно- одинокими в чуждом им мире. И хотя ведут они себя вызывающе независимо, у каждого есть "свои шрамы" - психологические травмы. А страх остаться наедине с собственной болью гонит их в задрипанный кинотеатр, где в ожидании сеанса они жуют поп-корн, пьют пиво и играют друг с другом в жестокие игры. Так, напористая Кирстен (Александра Розовская) доводит до слез комплексующего Стипе (Виктор Панченко) лишь для того, чтобы выиграть спор у скучающей Фиген (Мария Турова), которая из-за нелепого авантюризма поддерживает затею подруги, но в итоге выбирает сострадание, а не жестокость. Пьеса другого, немецкого автора, Р.Шиммельпфеннига, "Под давлением 1 - 3" обращена к следующей возрастной категории - к тем, кто уже прошел период взросления и, казалось бы, достиг видимых успехов, что, впрочем, отнюдь не избавляет от комплексов и проблем. Действие спектакля, поставленного молодым режиссером Егором Перегудовым, заключено в пространстве, похожем на боксерский ринг, где в стремлении к победе каждый вынужден наносить сопернику удар за ударом. Люди, обитающие на площадке, заполненной суперсовременной техникой, сами похожи на запрограммированные автоматы, подавившие в себе чувства и утратившие способность радоваться жизни. Так, две соперницы в деловой и личной сфере - Ангелика (Нелли Уварова) и Сабина (Мария Рыщенкова) - словно механические роботы совершают одинаковые действия, используют одни и те же заученные слова и однотипно торопливые интонации. Служебный роман Патриции (Рамиля Искандер) и Роберта (Степан Морозов), основанный на краткосрочных встречах, гибнет в борьбе самолюбий и карьеристского тщеславия. Два претендента на повышение и вовсе выпадают из реальности: Ганс (Андрей Бажин) зацикливается на поддержании собственного "товарного вида", а Франк (Александр Гришин) с фанатизмом маньяка переселяется в виртуальный мир. И лишь два персонажа выглядят адекватными людьми: разговорчивый охранник Генрих (Олег Зима) и веселая, заводная Мария (Елена Галибина), с добродушным юмором наблюдающая за сотрудниками фирмы и с уморительным простодушием комментирующая их продукцию. На чьей стороне оказываются симпатии публики, очевидно. Только вот выбрать для просмотра этот любопытный спектакль смогут далеко не все, поскольку идет он в рамках "Ночного проекта" и начинается в девять часов вечера. В этом, наверное, есть смысл, когда действие происходит на пленэре и зависит, к примеру, от восхода луны, столь волновавшего Костю Треплева. Но в зале театра эффект не пропадет в любое время суток. А то, что любители полуночных зрелищ воспримут театр как альтернативу ночному клубу, - вопрос спорный. Поначалу и спектакль Павла Сафонова, поставленный по произведению В.Набокова "Приглашение на казнь", был заявлен в рамках того же "Ночного проекта", но достаточно быстро вошел в традиционные временные границы. В новой сценической версии тема противостояния независимой личности и враждебной ей толпы воплощена с помощью предельно контрастных постановочных приемов. Реализм соседствует с абсурдом, внешне сдержанная манера игры - с откровенно фарсовым гротеском, аскетизм черно-белых красок - с вызывающе пестрой цветовой гаммой. Герой, со стоической выдержкой ожидающий казни, погружается в суетную атмосферу балаганного шоу, участники которого выглядят ряжеными, внутренняя сущность которых так же искусственна и фальшива, как и вычурно-клоунская внешность. К компании лицемерных шутов принадлежит и главный организатор смертельного шоу Пьер (Петр Красилов), хотя в отличие от остальных он не похож на заводную куклу и даже наделен даром лицедейства. В своей будущей жертве жизнелюбивый палач изначально видит партнера для игры и с нескрываемым любопытством стремится познать "строение души" осужденного одновременно со "строением его шеи". Однако любые попытки превратить "белую ворону" в такого же, как все, представителя "стаи" больше походят на нелепое шутовство, не способное сломить человека, твердо сделавшего выбор в пользу собственной духовной жизни. Пребывая в шутовском окружении, Цинциннат Ц. (Евгений Редько) сохраняет сдержанность и невозмутимость, явно не вписывающиеся в атмосферу жестокого карнавала. И даже этот его уход в мир иной воспринимается как победа над пошлостью и фальшью. В финале он уверенно и легко идет вверх по помосту навстречу ярким лучам света, оставив внизу разочарованных зрителей неудавшегося шоу. Ведь его выбор давно сделан: лживости кривляющейся толпы он предпочитает свободу личности, пусть и в иллюзорном мире, созданном воображением творца. Также в рубрике:
|