Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7732) 27 мая- 2 июня 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноБез красных дорожекВ Петербурге прошел 18-й Фестиваль "Виват кино России!" Кирилл ПРОНИН
Фестиваль прошел в традиционные сроки, чуть скорректированные в связи с майским воцарением самопровозглашенного Международного кинофорума. Цели нынешнего "Вивата" тоже были традиционными, и одной из главных стоит признать простейшую с виду ознакомительную: за пять фестивальных дней на десять городских экранов спроецировали двадцать с лишним новых российских фильмов, многим из которых на эти и другие экраны иными путями было не пробиться. Опять же по традиции знакомство зрителей с фильмами осуществлялось на безвозмездной основе и при непосредственном присутствии авторов, напутствовавших свое кино перед сеансом - кто двумя словами, кто побольше (как правило, побольше, а также поярче получалось у тех, кто постарше).
Единственной, но могучей силой, мешавшей завязывать эти знакомства, было северное петербургское лето, представляющее собой, по слову классика, карикатуру южных зим и на этот раз почему-то решившее для себя, что оно "мелькнет - и нет" в середине мая. В связи с этим нежданно обрадованный город дружно покинул собственные пределы и фестивальный уик-энд провел на дачах, что не могло не сказаться на итоговых цифрах зрительских посещений: 28 тысяч человек на 161 сеансе - в среднем меньше двухсот человек в зале. Но тут надо быть реалистами - не только устроителям фестиваля, но и его гостям, прибывшим к невским берегам со своими дарами и по такому случаю желавшим наблюдать конную милицию перед входом в кинотеатр и гроздья осчастливленных зрителей под потолком. Впрочем, теперь у каждого есть утешающий пример Никиты Михалкова: если уж его новое кино даже в пасмурные дни две прокатные недели кряду собирало по полтора десятка любопытствующих в зале, то две-три сотни зрителей в солнечную погоду на фестивальном сеансе "Дома солнца" Гарика Сукачева, получившего Приз критики, нельзя не счесть громким успехом. А почти полный зал на "Одной войне" Веры Глаголевой, победившей на фестивале, уж точно означал несомненный триумф - пускай даже в количественном измерении, хотя и качественно эта новая работа Глаголевой самым выгодным образом отличается от ее предыдущих режиссерских опытов. Обучать устроителей фестиваля умению реально смотреть на вещи особой нужды нет: Людмила Томская, возглавляя не только "Виват", но и государственную компанию "Петербург-кино", лучше нашего знает, что посетившие, предположим, один из сеансов ретроспективы Сергея Бондарчука шестьдесят человек - это не "всего-то" шестьдесят, а серьезное достижение. Ретроспективы суть товар не массового спроса, а индивидуального запроса. Осуществляя показ режиссерской коллекции Владимира Венгерова, которому исполнилось бы 90 лет, или фильмов с участием не дожившего до своего 85-летия Кирилла Лаврова, фестиваль не мечтает сорвать кассу, его намерения - исключительно просветительские, и тут каждый пришедший (откликнувшийся, востребовавший) ценен. Юбилейная ретропрограмма 18-го "Вивата" была намеренно составлена таким образом, что ее главы откликались друг другу. От посвящения Лаврову тянулась нить к показу фильмов Виктора Трегубовича: у этого режиссера, ушедшего задолго до своего 75-летия, Лавров не раз снимался; схожим образом мемориал Олега Борисова (к 80-летию со дня рождения) имел прямое отношение к оммажу ныне здравствующему 65-летнему Вадиму Абдрашитову: без Борисова не было бы ни "Слуги", ни "Парада планет", ни их первого общего фильма "Остановился поезд", который, к слову, почему-то здесь не показали. Такие без труда обнаруживаемые и явно сознательные смысловые связи - правильны и естественны для фестиваля, который славит "кино России", понимая его как наследника советского кино - сложно устроенной и внутренне разнообразной системы взаимодействующих имен, направлений, школ, сил. Эти связи обнаруживали себя - преднамеренно или нет - в разных обстоятельствах фестивальной жизни. Например, на церемонии закрытия, когда Лидия Федосеева-Шукшина, президент "Вивата", выйдя на сцену Театра комедии вручать приз, оказалась перед микрофоном рядом с Алексеем Петренко, который все время норовил ввернуть свое слово в ее поздравительный спич. "Какой он отличный партнер в фильмах Динары Асановой!" - заметила Шукшина. И тут же вспомнился тридцатипятилетней давности "Ключ без права передачи", где они были прямодушным директором школы из бывших военных и набитой дурой-химичкой, а потом и "Беда", где он уже был забулдыгой, а она его несчастной женой. А когда тот же Петренко вместе со Светланой Крючковой и мальчиком Сашей Дробитько вышел получать награды за фильм "Похороните меня за плинтусом" (первый - за лучшую мужскую роль, вторая - за лучшую женскую, а третий - за режиссуру вместо Сергея Снежкина, занятого на съемках "Белой гвардии"), на ум вдруг пришла "Женитьба": в том фильме Вячеслава Мельникова трусливый гоголевский персонаж Петренко удирал от дебелой Агафьи - Крючковой и связанных с ней семейных перспектив через окно, а прошли годы - и вот уже они у Снежкина играют бабку и деда, которые сто лет живут вместе, устали друг от друга смертельно и не могут друг без друга совсем. Кроме награды "Вивата" для актрисы Крючковой, вынесли на сцену еще и не врученную ей вовремя "Нику", так что этот двойной наградной удар (да еще и с учетом недельной давности приза "За выдающийся вклад в профессию" на костромском "Созвездии") можно считать достаточной компенсацией за невнимание к ее отличной работе на сочинском "Кинотавре". А приз Ирине Алферовой - без конкретного повода, просто из добрых чувств - это уже попытка извиниться за всю ее предыдущую беспризовую актерскую жизнь, потому что раньше, представьте, кинематографических наград у Алферовой не было. Вообще, "Виват", официально признаваясь в любви к российскому кино в целом, особую слабость питает к актерам и награждать предпочитает их (что естественно для фестиваля без профессионального жюри - только с зрительским). В искреннем желании сделать актерам приятное, "Виват" не знает меры: в его регламенте приз "Признание" мирно соседствует с призом "Немеркнущая зрительская любовь", хотя я был бы признателен, если бы мне разъяснили нюансы их смыслового различия. Почему, скажем, Александр Михайлов достоин конкретно "Признания", а Виктор Костецкий и Роман Громадский - именно "Любви"? Что касается призовых формулировок, то тут не удержался от комментариев Сергей Соловьев, награжденный "За вклад": отпустив шутку по поводу своей "банковской" награды, итожащей творческий путь, он выразил скромное желание "еще повкладывать". Остается только гадать, каким спичем сопроводил бы Никита Михалков присужденный ему приз "За духовность в культуре": в Петербурге господина Михалкова не было - он был в Канне, который, как выяснилось позже, не сумел вполне оценить духовную, культурную и просто кинематографическую ценность его фильма. Словно предупреждая эту коллизию (которую совершенно не надо считать фиаско - в конкурсной программе главного фестиваля мира фильмов гораздо меньше, чем наград в регламенте, и классики регулярно уезжают оттуда ни с чем), уже не раз упомянутый актер Петренко, сыгравший у Михалкова крошечный эпизод, на закрытии "Вивата" назвал этот фильм "произведением искусства на вырост", а крошечный Канн в шутку сравнил с одним из районов Питера. Что ж, разрастись до питерских размеров у Канна точно нет никаких шансов, а вот мы дорасти до вторых "Утомленных" можем попытаться - вдруг получится? Пожелавшие усмотреть в наградном дожде, обрушившемся на фильм Снежкина, в многочисленных призах питерским актерам (тут я еще упомяну Эмилию Спивак - "лучшую актрису сериалов" за роль в "Медвежьем углу") и в полученном Адой Ставиской титуле "лучшего телевизионного продюсера" проявления городского патриотизма - правы лишь отчасти. Патриотические настроения, конечно же, имеют на "Вивате" место, но меру знают - вот и главную награду не пожалели для столичной "Одной войны". И лучшим сериалом признали не "Вербное воскресенье" местного производства, а "Вольфа Мессинга", один из авторов которого, классик советской телевизионной многосерийности Владимир Краснопольский, не без кокетства попросил у зрителей прощения за шестнадцать отнятых у них часов, но приз с благодарностью принял (как свой - с Валерием Усковым на двоих, так и актера Евгения Князева - за лучшую телевизионную роль). В заключение же против всех правил вернусь с финальных торжеств "Вивата" на церемонию его открытия, которая заслуживает отдельного доброго слова, потому что отличилась совсем не дежурным обращением с военно-победной темой ("Виват" был посвящен юбилею Победы) и отличными актерскими выходами - в назидание красным дорожкам, которые у нас всюду бессмысленно раскатывают на каннский манер. "Виват" таких комических подражаний сторонится - зато роскошная актриса Крючкова, которая в "Плинтусе" сыграла бабушку, ведущую военные действия против собственной дочки, исполняет тут со сцены песню "Если б не было войны", а 95-летний Владимир Зельдин на этой сцене непринужденно вальсирует, а Римма Маркова, чей возраст и указывать не стоит за полнейшей ненадобностью, - сама по себе актриса-песня и актриса-танец, без вариантов. Виват - другого слова и не подберешь. Также в рубрике:
|