Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 19 (7732) 27 мая- 2 июня 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Без красных дорожек

В Петербурге прошел 18-й Фестиваль "Виват кино России!"

Кирилл ПРОНИН
Санкт-Петербург
Фото Ларисы КАМЫШЕВОЙ


Юбилей Победы на "Вивате" отметили достойно

Фестиваль прошел в традиционные сроки, чуть скорректированные в связи с майским воцарением самопровозглашенного Международного кинофорума. Цели нынешнего "Вивата" тоже были традиционными, и одной из главных стоит признать простейшую с виду ознакомительную: за пять фестивальных дней на десять городских экранов спроецировали двадцать с лишним новых российских фильмов, многим из которых на эти и другие экраны иными путями было не пробиться. Опять же по традиции знакомство зрителей с фильмами осуществлялось на безвозмездной основе и при непосредственном присутствии авторов, напутствовавших свое кино перед сеансом - кто двумя словами, кто побольше (как правило, побольше, а также поярче получалось у тех, кто постарше).

С.Крючкова и А.Петренко со своим экранным внуком Сашей Дробитько

Единственной, но могучей силой, мешавшей завязывать эти знакомства, было северное петербургское лето, представляющее собой, по слову классика, карикатуру южных зим и на этот раз почему-то решившее для себя, что оно "мелькнет - и нет" в середине мая. В связи с этим нежданно обрадованный город дружно покинул собственные пределы и фестивальный уик-энд провел на дачах, что не могло не сказаться на итоговых цифрах зрительских посещений: 28 тысяч человек на 161 сеансе - в среднем меньше двухсот человек в зале. Но тут надо быть реалистами - не только устроителям фестиваля, но и его гостям, прибывшим к невским берегам со своими дарами и по такому случаю желавшим наблюдать конную милицию перед входом в кинотеатр и гроздья осчастливленных зрителей под потолком. Впрочем, теперь у каждого есть утешающий пример Никиты Михалкова: если уж его новое кино даже в пасмурные дни две прокатные недели кряду собирало по полтора десятка любопытствующих в зале, то две-три сотни зрителей в солнечную погоду на фестивальном сеансе "Дома солнца" Гарика Сукачева, получившего Приз критики, нельзя не счесть громким успехом. А почти полный зал на "Одной войне" Веры Глаголевой, победившей на фестивале, уж точно означал несомненный триумф - пускай даже в количественном измерении, хотя и качественно эта новая работа Глаголевой самым выгодным образом отличается от ее предыдущих режиссерских опытов.

Обучать устроителей фестиваля умению реально смотреть на вещи особой нужды нет: Людмила Томская, возглавляя не только "Виват", но и государственную компанию "Петербург-кино", лучше нашего знает, что посетившие, предположим, один из сеансов ретроспективы Сергея Бондарчука шестьдесят человек - это не "всего-то" шестьдесят, а серьезное достижение. Ретроспективы суть товар не массового спроса, а индивидуального запроса. Осуществляя показ режиссерской коллекции Владимира Венгерова, которому исполнилось бы 90 лет, или фильмов с участием не дожившего до своего 85-летия Кирилла Лаврова, фестиваль не мечтает сорвать кассу, его намерения - исключительно просветительские, и тут каждый пришедший (откликнувшийся, востребовавший) ценен.

Юбилейная ретропрограмма 18-го "Вивата" была намеренно составлена таким образом, что ее главы откликались друг другу. От посвящения Лаврову тянулась нить к показу фильмов Виктора Трегубовича: у этого режиссера, ушедшего задолго до своего 75-летия, Лавров не раз снимался; схожим образом мемориал Олега Борисова (к 80-летию со дня рождения) имел прямое отношение к оммажу ныне здравствующему 65-летнему Вадиму Абдрашитову: без Борисова не было бы ни "Слуги", ни "Парада планет", ни их первого общего фильма "Остановился поезд", который, к слову, почему-то здесь не показали.

Такие без труда обнаруживаемые и явно сознательные смысловые связи - правильны и естественны для фестиваля, который славит "кино России", понимая его как наследника советского кино - сложно устроенной и внутренне разнообразной системы взаимодействующих имен, направлений, школ, сил. Эти связи обнаруживали себя - преднамеренно или нет - в разных обстоятельствах фестивальной жизни. Например, на церемонии закрытия, когда Лидия Федосеева-Шукшина, президент "Вивата", выйдя на сцену Театра комедии вручать приз, оказалась перед микрофоном рядом с Алексеем Петренко, который все время норовил ввернуть свое слово в ее поздравительный спич. "Какой он отличный партнер в фильмах Динары Асановой!" - заметила Шукшина. И тут же вспомнился тридцатипятилетней давности "Ключ без права передачи", где они были прямодушным директором школы из бывших военных и набитой дурой-химичкой, а потом и "Беда", где он уже был забулдыгой, а она его несчастной женой. А когда тот же Петренко вместе со Светланой Крючковой и мальчиком Сашей Дробитько вышел получать награды за фильм "Похороните меня за плинтусом" (первый - за лучшую мужскую роль, вторая - за лучшую женскую, а третий - за режиссуру вместо Сергея Снежкина, занятого на съемках "Белой гвардии"), на ум вдруг пришла "Женитьба": в том фильме Вячеслава Мельникова трусливый гоголевский персонаж Петренко удирал от дебелой Агафьи - Крючковой и связанных с ней семейных перспектив через окно, а прошли годы - и вот уже они у Снежкина играют бабку и деда, которые сто лет живут вместе, устали друг от друга смертельно и не могут друг без друга совсем.

Кроме награды "Вивата" для актрисы Крючковой, вынесли на сцену еще и не врученную ей вовремя "Нику", так что этот двойной наградной удар (да еще и с учетом недельной давности приза "За выдающийся вклад в профессию" на костромском "Созвездии") можно считать достаточной компенсацией за невнимание к ее отличной работе на сочинском "Кинотавре". А приз Ирине Алферовой - без конкретного повода, просто из добрых чувств - это уже попытка извиниться за всю ее предыдущую беспризовую актерскую жизнь, потому что раньше, представьте, кинематографических наград у Алферовой не было.

Вообще, "Виват", официально признаваясь в любви к российскому кино в целом, особую слабость питает к актерам и награждать предпочитает их (что естественно для фестиваля без профессионального жюри - только с зрительским). В искреннем желании сделать актерам приятное, "Виват" не знает меры: в его регламенте приз "Признание" мирно соседствует с призом "Немеркнущая зрительская любовь", хотя я был бы признателен, если бы мне разъяснили нюансы их смыслового различия. Почему, скажем, Александр Михайлов достоин конкретно "Признания", а Виктор Костецкий и Роман Громадский - именно "Любви"?

Что касается призовых формулировок, то тут не удержался от комментариев Сергей Соловьев, награжденный "За вклад": отпустив шутку по поводу своей "банковской" награды, итожащей творческий путь, он выразил скромное желание "еще повкладывать". Остается только гадать, каким спичем сопроводил бы Никита Михалков присужденный ему приз "За духовность в культуре": в Петербурге господина Михалкова не было - он был в Канне, который, как выяснилось позже, не сумел вполне оценить духовную, культурную и просто кинематографическую ценность его фильма. Словно предупреждая эту коллизию (которую совершенно не надо считать фиаско - в конкурсной программе главного фестиваля мира фильмов гораздо меньше, чем наград в регламенте, и классики регулярно уезжают оттуда ни с чем), уже не раз упомянутый актер Петренко, сыгравший у Михалкова крошечный эпизод, на закрытии "Вивата" назвал этот фильм "произведением искусства на вырост", а крошечный Канн в шутку сравнил с одним из районов Питера. Что ж, разрастись до питерских размеров у Канна точно нет никаких шансов, а вот мы дорасти до вторых "Утомленных" можем попытаться - вдруг получится?

Пожелавшие усмотреть в наградном дожде, обрушившемся на фильм Снежкина, в многочисленных призах питерским актерам (тут я еще упомяну Эмилию Спивак - "лучшую актрису сериалов" за роль в "Медвежьем углу") и в полученном Адой Ставиской титуле "лучшего телевизионного продюсера" проявления городского патриотизма - правы лишь отчасти. Патриотические настроения, конечно же, имеют на "Вивате" место, но меру знают - вот и главную награду не пожалели для столичной "Одной войны". И лучшим сериалом признали не "Вербное воскресенье" местного производства, а "Вольфа Мессинга", один из авторов которого, классик советской телевизионной многосерийности Владимир Краснопольский, не без кокетства попросил у зрителей прощения за шестнадцать отнятых у них часов, но приз с благодарностью принял (как свой - с Валерием Усковым на двоих, так и актера Евгения Князева - за лучшую телевизионную роль).

В заключение же против всех правил вернусь с финальных торжеств "Вивата" на церемонию его открытия, которая заслуживает отдельного доброго слова, потому что отличилась совсем не дежурным обращением с военно-победной темой ("Виват" был посвящен юбилею Победы) и отличными актерскими выходами - в назидание красным дорожкам, которые у нас всюду бессмысленно раскатывают на каннский манер. "Виват" таких комических подражаний сторонится - зато роскошная актриса Крючкова, которая в "Плинтусе" сыграла бабушку, ведущую военные действия против собственной дочки, исполняет тут со сцены песню "Если б не было войны", а 95-летний Владимир Зельдин на этой сцене непринужденно вальсирует, а Римма Маркова, чей возраст и указывать не стоит за полнейшей ненадобностью, - сама по себе актриса-песня и актриса-танец, без вариантов. Виват - другого слова и не подберешь.

Также в рубрике:

КИНО

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;