Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 19 (7732) 27 мая- 2 июня 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

БЕРТРАН ЛАВЬЕ: История искусства для меня - магазин самообслуживания

Ирина КУЛИК
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Б.Лавье

В новом корпусе ЦУМа на пятом этаже, с недавних пор ставшем экспозиционным пространством, в рамках Года Франции в России открылась выставка 60-летнего классика современного искусства Бертрана Лавье "Aftermoon" (именно так - "послелуние" - художник использовал в названии оговорку одного гонконгского китайца, скрестившего "afternoon" - вторую половину дня, и "moon" - луну). Она организована отделом культуры Посольства Франции в Российской Федерации и ЦУМ "Art Foundation" при поддержке "CulturesFrance". Входит в программу уже давно завершившейся 3-й Московской биеннале современного искусства - просто в прошлом году кураторам проекта Марии Кравцовой и Бернару Маркаде не удалось договориться с руководством Музея архитектуры, где первоначально предполагалось разместить экспозицию.

На выставке

Пространство под крышей торгового центра на этот раз не стали специально декорировать, оставив на виду некрашеные бетонные стены и огромные окна. В этом пустынном зале, похожем на ангар, немногочисленные объекты и инсталляции Лавье - лаконичные решительные формы, яркие простые цвета, холодные нерукотворные фактуры промышленных материалов - издалека выглядят именно так, как и подобает классическому модернизму: неприкаянными, вызывающе замкнутыми в себе, отчужденными от всех внешних обстоятельств. Впрочем, первое впечатление - рассчитанно ошибочное. Присмотревшись, ты понимаешь, что окружен своего рода обманками, произведениями-каламбурами, настоящими и мнимыми цитатами. Водруженный на холодильник диван в виде огромных красных губ - не имитация знаменитого канапе "La Bocca", дизайнерского шедевра Сальвадора Дали, но и не его произведение: это хоть и выпускавшаяся по эскизу художника, но вполне серийная мебель. Массивный черный предмет с металлическими "рогами", показавшийся чем-то вроде "Головы быка" Пикассо - на самом деле поставленный на попа причудливый стул от авангардного дизайнера Марка Ньюсона. Разместившееся на полу абстрактное панно - дословно воспроизведенный в керамических плитках фрагмент спортивной площадки с узнаваемой разметкой. Аморфная "скульптура" в духе популярной в 1960-е годы эстетики "антиформы" - сдутый аэростат с надписью "Москва-850", который кураторы нашли в столичном воздухоплавательном клубе. Африканские маски и статуэтки, отлитые в бронзе и хромированные наподобие знаменитого "Кролика" Джеффа Кунса, выглядят странной искусствоведческой химерой: источники вдохновения кубистов оказались на одной доске с надувной игрушкой, понравившейся американскому симуляционисту. А характерная модернистская абстрактная скульптура обтекаемых форм на самом деле оказывается цитатой не из Ханса Арпа, а из комикса Уолта Диснея. Лавье работает на уровне, следующем после реди-мейдов Марселя Дюшана или объектов Энди Уорхола, воспроизводившего коробки стирального порошка. Его занимают различия не между искусством и жизнью как таковой, высокой и низкой культурой, а куда менее драматичная, но и более коварная грань между действительно уникальным и всего лишь элитарным, новаторским и модным, искусством и дизайном, произведением и предметом роскоши. Неслучайно его так занимает подпись - единственный гарант того, что та или иная вещь является авторским произведением. Он воспроизводил подпись Пикассо в виде автомобильного логотипа - после долгих дебатов о том, правомерно ли назвать именем великого художника новую модель "Ситроена". И делал выставку "Живопись Мартенов" из 40 полотен художников с этой распространенной фамилией, созданных с XVII по XX век. Соавтором этого проекта был давний знакомый Лавье, великий куратор Жан-Юбер Мартен. А нынешняя выставка Лавье в Москве, включенная, напомним, и в программу 3-й Московской биеннале, выглядит пусть и несколько легкомысленно-ироническим, но вполне уместным постскриптумом к биеннальной выставке Жана-Юбера Мартена "Против исключений", также ставившей, кроме всего прочего, вопрос: а какие, собственно, границы отделяют сегодня современное искусство от искусства вообще, а искусство - от других способов постижения и обживания мира?

Накануне вернисажа Бертран ЛАВЬЕ ответил на вопросы газеты "Культура".

- Вы работаете с множеством заимствований как из современного искусства, так и из дизайна и масскультуры, так что не сразу поймешь, что откуда. Например, диван по эскизу Сальвадора Дали в форме губ кинодивы Мэй Уэст, это что - дизайн, поп-культура, классика современного искусства? Тем более что и сам Дали - не только музейный классик, но и своего рода поп-икона ...

- И то, и другое одновременно - именно это мне и интересно. Много лет назад в нью-йоркском музее "МОМА" была выставка, которая называлась "High and Low", "Высокое и низкое". Думаю, эту выставку стоило бы сделать еще раз: тогда кураторы явно не закрыли эту по-прежнему актуальную тему. Я черпаю как из масскульта, так и из того, что называется "Культурой" с большой буквы и также является языком власти, и стремлюсь к тому, чтобы на их пересечении возникло нечто новое. Посмотрите на мою выставку, каких искусств тут только нет: "примитивное", "современное" и даже самые что ни на есть "изящные искусства".

- Столкновение высокого и низкого, массового и элитарного было важно на самых разных этапах истории современного искусства. Но сами понятия "высокого" и "низкого" не раз менялись - наверное, сегодня они уже иные, чем те, с которыми в 1960-е работал поп-арт, или в 1980-е - Джефф Кунс ?

- На самом деле это не так уж и изменилось. Важно, что существует само это различие. Это как с напитками. Когда я был маленьким, виски считался high, высоким, а, например, анисовый аперитив "перно" - low, низким. Но постепенно просто виски стал low, и в качестве high появился солодовый виски, pure malt, который так же банализировался, и тогда появился односолодовый виски, single malt. Эти градации потребления существуют везде, во всех сферах.

- Вполне можно представить, что для американца, даже самого утонченного, французский "перно", в силу его экзотизма, в конце концов окажется более high, чем ставший для него привычным виски... В искусстве ведь происходит так же. Тот же Сальвадор Дали в какой-то момент в силу своей популярности стал почти что low, а теперь вновь становится high .

- Забавным образом, так все и происходит.

- А Уолт Дисней для вас относится к высокому или низкому ?

- В Диснее меня интересует как раз его "высокая" сторона. Я не брал Микки-Мауса, я взял и материализовал карикатурные скульптуры, представленные в Музее современного искусства, нарисованном в одном из комиксов про Микки-Мауса. То есть источник моего вдохновения, может, и массовый, но вот источник вдохновения Диснея был очень высококультурным.

- Это очень французский подход к массовой культуре - американцы, от Уорхола до Кунса, все же, как мне кажется, ценили в поп-культуре именно ее наивную независимость от культуры высокой ....

- Действительно, существует некое различие между американским и французским подходом. Американцы, скажем так, попадают с одного выстрела - "паф", а мы делаем "пиф-паф", этакий рикошет. Диалектически риторическая фигура - иная. Но вообще-то для меня важна не только цитата сама по себе, но и то, что я даже с помощью нее могу сделать что-то, вызывающее любопытство и удивление, нечто, чего вы никогда не видели раньше. Вы уже видели и полосатые картины Фрэнка Стеллы, и неоновые трубки Дэна Флавина, но вы не видели полосок Стеллы, выложенных неоновыми трубками. Вы видели диван-губы Дали, но вы не видели "губ" Дали, лежащих на холодильнике... Для меня история искусства, как и повседневность, - нечто вроде магазина самообслуживания, которым я могу пользоваться в своих целях. Я не систематизирую и не переписываю историю искусства, но пытаюсь найти новые пластические решения.

- Это опять-таки свидетельствует о различии между американским и европейским подходами. Если американский поп-арт тащил в искусство образы массовой культуры и повседневной жизни ради концептуального жеста, то современный ему европейский "новый реализм" искал в этом "мусоре" как раз новые пластические ценности ...

- Думаю, я нахожусь где-то посередине между поп-артом и "новым реализмом".

- А почему "губы" Дали лежат именно на холодильнике ?

- Холодильник - это подобие музейного цоколя, это своего рода новый способ попасть в музей - через черный ход, исподтишка.

- Холодильник - отличная метафора музея. В музее искусство ведь так же "замораживается", хранится в неизменном виде .

- Да нет, сами музеи меняются. Просто удивительно, какими емкими они стали - это, наверное, главное открытие ХХ века. С легкой руки Марселя Дюшана музеи приняли сушилку для бутылок, и пошло-поехало: в них оказались солома, жир, разбитые мотоциклы, холодильники. При этом, расширяясь и вмещая в себя это все, музей все равно остается музеем, а не превращается в гараж или магазин бытовой техники. А искусство умудряется оставаться искусством.

- Дюшан использовал в качестве реди-мейдов предельно нейтральные, банальные, не нагруженные никакими очевидными культурными коннотациями предметы - ту же сушилку для бутылок, вешалку, велосипедное колесо, не говоря уже о писсуаре. Вы действуете иначе - берете не просто стул, но стул определенного дизайнера, или скейтборд, который и сам по себе - икона молодежной уличной культуры. А остались ли вообще в нашем окружении банальные, не нагруженные никакими смыслами предметы ?

- Нет. Банальность сегодня пропущена через массмедиа, есть же журналы, специализирующиеся на всем, чем угодно, - скейтбордах, холодильниках, мопедах. Именно поэтому искусство сегодня должно не просто перемещать предметы с места на место, но переключать регистры. Само название моей московской выставки - об этом переключении, сдвиге сознания. Слово "aftermoon" - это подслушанная мною оговорка. Это слово, которое не существует, но звучит обманчиво знакомым.

- Переключение регистра между высоким и низким происходит само собой с течением времени. Видимо, об этом - одна из ваших работ с выставки, современная спортивная лодка-каяк, выглядящая, как тщательно отреставрированный предмет из археологического музея далекого будущего. Как вы думаете, в этом будущем кто-нибудь будет помнить, что в наше время считалось высокой, а что - низкой культурой ?

- Высокой и низкой бывает только культура настоящего момента. А потом все становится высоким. Когда я однажды давал интервью для телевидения в Лувре, я специально попросил, чтобы меня снимали не в зале с "Джокондой" и тому подобными шедеврами, а в зале археологии, на фоне витрин со всеми этими древнеегипетскими ложками и римскими флаконами - все это сейчас стало высоким.

- На выставке есть и такая "примета времени", как фотографический портрет Путина, а вернее, его двойника из музея восковых фигур ....

- На самом деле это одна работа из целой серии. Там еще были портреты Арнольда Шварценеггера, Роберто Бениньи, футболиста Фабьена Бартеза, президента Сенегала Абдулая Вада... Отбирал персонажей не я, а фотограф знаменитой фотостудии "Аркур", которого я попросил сделать снимки в фирменной манере студии в Музее восковых фигур "Гревен". Я только просил, чтобы там не было женщин, поскольку в "Гревен" они все невероятно уродливы, и ныне покойных персонажей. Но и фотограф руководствовался не своими политическими, спортивными или культурными пристрастиями, а исключительно фотогеничностью моделей, иначе говоря, качеством исполнения манекенов. Я вообще очень люблю, когда на меня работают другие люди - и вовсе не из-за жажды власти: я совсем не авторитарен и даю мало указаний. Мне интересны умения, знания, точка зрения других людей. Например, подставку для скейтборда делали мастера, работающие с музеями и галереями примитивного искусства, он выставлен так, как если бы это был, например, австралийский бумеранг.

- Ваша выставка, на которой представлены, по сути, сплошные ложные подобия, обманки и вообще симулякры, заставляет вспомнить не только американский симуляционизм, но и вдохновившего это направление французского философа Жана Бодрийара. Как вы к нему относитесь ?

- Я не могу сказать, что он напрямую меня вдохновил. Мне нравится его ум, мне нравится музыка его текстов, но я не люблю его пессимизм, разочарование и подавленность, которые являются эмоциональным фоном его мысли. В современном искусстве вообще слишком много этой депрессивности. Я занимаюсь искусством вовсе не для того, чтобы сказать: мир печален, и я вам покажу, что он еще печальнее, чем вы думаете.

- Ваше искусство принципиально оптимистично ?

- Я не оптимист, просто я жив и утром, проснувшись, стараюсь встать с той ноги. Что же до искусства, скажу только, что предпочитаю, чтобы оно было скорее high, чем low.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;