Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20 (7733) 3-9 инюня 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Бессловесный дождь

"Набережная неисцелимых" во Вспольном переулке

Елена ШИРОЯН


Г.Быстрицкая. Из серии "Венеция". 2009 г.

Среди главных событий ушедшего мая - юбилей Иосифа Бродского. Отрадно, что к теле- и радиопередачам в честь 70-летия поэта добавилась выставка, связавшая две родные ему страны - Россию и Италию. Известно многим, что жизненный круг "нашего рыжего", как называла Бродского Анна Ахматова, завершился в Венеции, в период эмиграции будто заменившей ему недосягаемый и безвозвратный Петербург. Собственно, Королева Адриатики - поэма в воде и камне, сама по себе артефакт - и стала героиней выставки "Набережная неисцелимых", которую устроили в "Галерее на Вспольном" живописец Галина Быстрицкая и фотохудожник Константин Лейфер.

Оба автора, уже не впервые выступающие в тандеме, принадлежат к тому поколению, что в юности зачитывалось стихами Бродского в "тамиздате", а на пороге зрелости смогло приобщиться и к прозе изгнанника-нобелиата. В том числе к знаменитому эссе, которое было написано в 1989 году по-английски как "Watermark" (дословно "Водяной знак"), а на русском языке, по воле переводчика Григория Дашевского, превратилось в "Набережную неисцелимых". В семантике ее исторического названия словно заложен потайной сигнал - предупреждение сегодняшним посетителям Венеции, города туристов и карнавала, для большинства олицетворяющего вечный праздник. Слово "неисцелимые" (incurabili), напротив, подталкивает к размышлению о неизбежности в этом мире, неотменимости страданий и горестей. Символично, что в прошлом году именно на этой набережной, видимо, помня о хрестоматийном теперь уже тексте, открыли мемориальную доску в честь Иосифа Бродского, который семнадцать раз посещал Венецию, причем всегда - непременно зимой.

По инициативе Константина Лейфера, придумавшего выставку "Набережная неисцелимых", Москва словно присоединилась к проекту "Культурная Миссия. Санкт-Петербург - Венеция", в рамках которого и состоялось торжественное установление памятной доски Бродскому близ прежнего приюта Неисцелимых. К счастью, присоединилась в формате сугубо неофициальном: немноголюдный вернисаж прошел без юбилейно-миссионерского пафоса и плавно перетек в поэтический вечер с участием Евгения Рейна, Константина Кедрова, Елены Фанайловой, других литераторов. Выставка же разбивает тот, увы, накрепко засевший в иных мозгах стереотип, будто Венеция - город непрестанного солнца и веселья. Правда, картины Галины Быстрицкой, посвятившей любимому поэту серию венецианских пейзажей, созданы в светлой гамме, написаны пастозно, ярко, причем прямо с натуры, - они-то, пронизанные солнцем, носят, скорее, праздничный характер. Но экспрессивной, alla prima манере Быстрицкой противостоят по преимуществу сумрачные, часто ночные снимки, рифмующиеся с настроением эссе.

Будто ступая по следам Бродского, Лейфер не раз приезжал снимать в зимней Венеции и в итоге создал несколько фотосерий "по памятным местам", запечатлев особенно любимые поэтом точки на карте Serenissima. В лучах фонарей, в дымах и туманах, сквозь ландшафт Венеции, кажется, проступает облик ее северного собрата - Петербурга; но даже если вынести за скобки мгновенно возникающие аллюзии на блоковско-мандельштамовско-бродский образ города на Неве, все равно снимки останутся щемящими. Полными не грусти даже (хотя бы по поводу примет разрушения и медленного, но верного затопления великой, удивительно цельной столицы Адриатики), а экзистенциальной тоски. Впрочем, старушка Венеция, простояв по колено в воде много столетий, иной раз только прикидывается умирающей, а на самом деле полна жизни, энергии, уверенности в себе, возможно, подпитывавшей и наших пилигримов. К слову, на кладбище Сан-Микеле, за кирпичной стеной, обсаженной кипарисами, из русских эмигрантов, помимо Бродского, лежат Дягилев и Стравинский, фигуры наимощнейшие...

Куратор выставки Анна Чудецкая решилась разбавить визуальный текст словесным, отсылая зрителя к первоисточнику. На стенах уютной галереи, расположившейся в анфиладе старинного особняка, скупо развешаны страницы с выдержками из эссе, давшего название проекту. Живописи и фото отведена роль двух параллельных плоскостей: они не являются иллюстрацией литературного текста, да и друг с другом практически не пересекаются. Проявляя различные грани облика "Венеции Бродского" (есть теперь и такой город-фантом), снимки и холсты рождают многообразные ассоциации: Венеция, как и родной юбиляру Санкт-Петербург, - город-музей, полный прекрасных зданий и полотен, а равно город-модель, привыкший постоянно быть в кадре и горделиво слышать, как щелкает над ухом затвор фотоаппарата. Отдельно - слегка набившая оскомину тема города на воде, откуда возникли аллегории: Петербург - Северная Венеция, он же - Северный Амстердам (топонимический ряд несложно продолжить, если хорошо знать географию). Ну да, вода, а значит, набережные, каналы и мосты... Да, простите, еще и отражение в водах! К счастью, эта тема визуализирована, то есть воплощена в зримых образах, вполне деликатно, не переходя грань невербальной коммуникации. Иными словами, выставка в честь литератора не грешит литературщиной, не перегружает смотрящего информацией. То, чего удалось здесь добиться, называется "атмосфера" и "интерконтекстуальность", что возникает весьма нечасто, особенно в модных "тематических" проектах.

Ни в Питере, ни в Москве пока нет памятников Бродскому, как и улиц его имени, да и юбилей прошел невероятно тихо: не самый востребованный массами поэт! Наверное, это и неплохо. Истинный ценитель поэзии найдет небольшую галерею внутри Садового кольца, близ площади, еще недавно носившей имя "Баррикадная", и вновь подумает, что стихи - это не слова, а ветер, туман, дождь... И тревожное ожидание чего-то, может быть, совершенно ирреального, несбыточные смутные мечты на темной улице окраины, куда не завернет сытый буржуа, поклонник и покупатель подробно прописанных парадных портретов.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

ПЕРСОНА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;