Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7733) 3-9 инюня 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираСиддхарта и пустотаГромкий провал балета Прельжокажа в Париже Екатерина БЕЛЯЕВА
Количество мировых премьер в репертуаре любого театра - не только знак его качества и величия, но и свидетельство того, насколько руководство данного театра держит руку на пульсе времени. Парижская Опера, даже после того как с поста директора ушел Жерар Мортье, руки с пульса не сняла - сама опера, конечно, потекла по немного вялому течению, а вот балет благодаря энергичной и действительно очень современной мыслящей даме-руководительнице Брижит Лефевр, удерживает передовые позиции. В уходящем уже сезоне 2009/10 парижане заполучили феерическую мировую премьеру хореографии, музыки и инсталляции в одном спектакле. Хореограф-мэтр Анжелен Прельжокаж поставил давно обещанный балет по мотивам своих впечатлений, полученных во время путешествий по Индии. Молодой французский композитор Бруно Мантовани (1974 г.р.) специально написал музыку по заказу Парижской Оперы. А актуальный художник Клод Левек, третий участник премьеры, соорудил на сцене Бастий декорации в стилистике своих последних работ, представленных на прошлогодней Венецианской биеннале в павильоне "Франция" (сейчас инсталляции Левека разных лет можно посмотреть и у нас в России - в рамках Года России во Франции в ГЦСИ в Москве и в "Арсенале" Нижегородского кремля проходят пространные выставки; подробности - на полосе "Палитра" в этом номере газеты "Культура"). В качестве названия новому балету послужило заглавие романа Германа Гессе "Сиддхарта", и посвящен он ключевой фигуре индийской мифологии и религии - Будде-Сиддхартхи. Главные роли в премьерном спектакле исполнили: Николя Лериш (Сиддхарта), Орели Дюпон (Пробуждение), Стефан Бюйон (кузен Ананда), Алис Ренаван (жена Сиддхарты) и экс-солист театра, приглашенная этуаль Вилфрид Ромоли (Царь, отец Сиддхарты). Все вместе взятое - создатели, кастинг, пиар (балет транслировали в сотне французских кинотеатров и по каналу "MEZZO") - производит колоссальное впечатление, однако на деле в шедевр не превратилось. Бруно Мантовани сделал свою работу на совесть. Для тех, кто следит за рождением современной музыки, имя этого композитора давно на слуху - его опекают Пьер Булез в ИРКАМ, Марис Янсонс (произведения Мантовани регулярно звучат в исполнении амстердамского оркестра Консертгебау), Саймон Рэттл и другие великие люди, считая Бруно уже взошедшей звездой. То же можно сказать и о Левеке - он был равен самому себе, сделал то, что попросили, и что он умеет лучше всего: гигантские металлические сферы, грубые вагоны паровозов и гудящие темнотой и дымом кабинеты, плотно встроенные в коробку самой большой парижской сцены. Загвоздка вышла в главном - история перерождения рядового брахмана Сиддхартхи в Будду оказалась не по силам хореографу. Поскольку в истории много метафизики, которую трудно воплощать методами одного из самых физиологических видов искусств, Прельжокаж решил пересказывать языком танца яркие моменты из жизнеописаний Будды и романа Гессе о Сиддхарте (либреттистом балета выступил Эрик Эйнардт). История получилась доступной и простой: молодой и успешный парень Сиддхарта (при появлении на сцене любимца публика Николя Лериша зал немедленно начал аплодировать) в компании своего друга и кузена Ананды отправляется в путь, чтобы пройти известные испытания, или, как сказали бы древние греки, инициацию. Его отец - царь - против путешествий сына, но когда в конце узнает, что тот достиг прозрения, прощает его. По дороге "ребята" встречают много разных соблазнов в виде прекрасных женщин, податливых и любезных, строптивых и высокомерных. Одна из них - без имени - будет символизировать Пробуждение, Гармонию, Прозрение, в общем, все светлое, что откроется будущему Будде. Прельжокаж умеет ставить дуэты - почему-то самые красивые здесь достались Сиддхарте и Ананде, наверное, потому что Лериш и Бюйон - гениальные танцовщики, которые в танце умеют вводить зал в абсолютный транс. Хороша была Дюпон, медленно плывущая в белом прозрачном хитоне. Техничная и скоростная танцовщица Алис Ренаван в роли жены героя пыталась то ли помочь мужу в его пути к просветлению, то ли ревновала к девушке-видению, то ли ко всем девушкам и юношам вообще, но смотреть на нее в любом случае было одно удовольствие, так же, как и на камлания Ромоли, ветерана парижской труппы, вернувшегося в театр ради этого индийского проекта. Прельжокаж, который умеет рассказывать славные притчи, так и не смог собрать накиданные им на тему "Сиддхарты" очень качественные мини-композиции в единое полотно балета. И картина мира древних индусов распалась на лоскутки. От полного провала (зрители "букали" и частично уходили во время спектакля) проект спасли остальные компоненты и харизматичные артисты. Тем не менее мировая премьера состоялась. И музыка Бруно Мантовани, чью партитуру "Сиддхарты" высоко оценили критики, возникнет в театре снова в 2011 году - он напишет оперу по биографии Анны Андреевны Ахматовой, ни больше, ни меньше. Следующие мировые балетные премьеры состоятся опять же во Франции: во-первых, это будет "Апокалипсис" Анжелена Прельжокажа в Экс-ан-Провансе (копродукция с Большим театром), и, во-вторых, "Анатомия сенсации" Уэйна МакГрегора в Парижской Опере. Также в рубрике:
|