Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7733) 3-9 инюня 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаТоска дорожная, железная свистела, сердце разрываяАлександра ГЕРМАНОВА
Так сложилось, что культурные центры государств - членов Евросоюза в Москве с момента своего основания опекают современный танец. При поддержке прежде всего Французского и Британского культурных центров и немецкого Гете-института у нас много гастролировали лучшие европейские коллективы в рамках Фестиваля "EDF", который в лучшие, с финансовой точки зрения, времена проходил каждые два года, чередуясь с аналогичным фестивалем американского танца ("ADF"). Сейчас мы переживаем вынужденную паузу с подобными гастролями, но и мир не так много создает в силу указанных выше форсмажорных обстоятельств. Однако европейские адепты современного танца, временно проживающие в России, не дремлют. В 2007 году было создано Московское отделение "EUNIC", то есть Группы культурных центров государств - членов Европейского союза, и одним из первых ее проектов стал "ИНТРАДАНС" - фестиваль перформансов, созданных силами российских коллективов современного танца под руководством зарубежных хореографов. В начале 2009 года был объявлен конкурс на участие в проекте. Более ста хореографов-европейцев и 35 российских театров танца подали заявки на участие в "ИНТРАДАНСе". Как и было оговорено заранее, из них выбрали семь пар хореографов и театров, чью совместную деятельность, результатом которой должны были стать семь спектаклей, и профинансировал Европейский союз. Было еще много разных нюансов, о которых стоит сказать. Во-первых, лингвистика. Неблагозвучный латинский префикс "intra-" не имеет ничего общего с латинским же "inter-", как кто-то мог бы подумать: второе обозначает - "между", первое - "внутрь". Здесь нет случайности. Фестиваль "ИНТРАДАНС" - это проникновение внутрь чего-то, а не просто общение между народами, артистами, городами и так далее. Во-вторых, география. Успешные европейские хореографы, которых отобрали для работы в проекте, должны были "проникнуть" в глубь России - реально поехать в Екатеринбург, Казань, Киров, Кострому, Челябинск, пожить там жизнью этих российских городов и поработать в провинциальных условиях (Москва и Петербург попали в поле зрения жюри, но из провинциального контекста они, естественно, выпадают). А потом обратный процесс - артисты-участники должны были съездить на родину своего хореографа: в Голландию, Францию, Португалию, Германию, Данию, Бельгию и Испанию, чтобы вдохнуть в легкие европейского воздуха и выдохнуть его уже в России. Итак, все, что предстояло увидеть москвичам, - это продукт проникновения. В разных смыслах этого слова. Премьеры совместных спектаклей сначала сыграли по городам, а затем привезли в Москву на фестиваль, который проходил на двух площадках - в Театре "Мастерская Петра Фоменко" и в "Актовом зале" на "Фабрике". Открывали показ датчанка Лотта Сай и казанский Камерный балет "Пантера". Прежде чем рассуждать о результате их творческого проникновения, надо кое-что прояснить. В Дании совсем иная, чем у нас или в Германии, традиция бытования балета и современного танца: там они не мирно сосуществуют, а находятся в постоянном взаимодействии. То есть одни и те же артисты Королевского театра запросто работают с балетами наследия (у датчан это балеты Августа Бурнонвиля) и участвуют в авангардных перформансах, которые руководство театра заказывает ультрамодным датским адептам современного танца. Это связано и со спецификой аудитории академического театра, и с политикой королевы Маргарет, которая буквально живет жизнью театра, и с особым акцентом госфинансирования продукции, ориентированной на молодежную аудиторию. Поскольку на классические балеты в Дании ходят в основном пожилые состоятельные люди, а молодежь загоняется в театр из-под палки, и только на современный танец, исполняемый под орущую живую музыку датских групп, репертуар труппы Королевского балета составлен пятьдесят на пятьдесят из классики и авангарда, и авангарда жесткого. Лотта Сай не раз получала заказы в Королевском театре и ставила спектакли на тамошних звезд - Томаса Лунда, Кэролайн Кавалло и других. Балет "Пантера" ни Петипа, ни Бурнонвиля в жизни не танцевал - этим занимаются коллеги в Татарском академическом театре оперы и балета имени М.Джалиля, а "пантеровцы" все больше экспериментируют в области рок-н-ролла и брейк-данса, развлекая андеграундно настроенные окраины татарской столицы, что тоже хорошо, но российская обстановочка, в которой оказалась датская "пионерка" Сай, больше всего на свете любящая, как она сказала в интервью в буклете, гулять по строгим улицам старинных кварталов Копенгагена и вдохновляться от архитектуры, явно была неожиданной. От растерянности она и не заметила, как ее засосала местная трясина расхлябанности и неточности во всем, за что брались русские перформеры. Спектакль "Хороший, плохой и ты" - утомительный и дотошный рассказ о жизни женщин без мужчин - медленно перерос в бессмысленную дискотеку 80-х. То есть артисты динамично работали, практически впервые представляя свой коллектив в столице нашей бескрайней родины, показали, что имеют право на существование, но зачем зрителю Театра "Мастерская Петра Фоменко" страдать в лучах палящего стробоскопа? Кристоферу Винклеру из бывшей ГДР достался петербургский физический Театр "Ёd" и, пожалуй, в этом случае артисты и хореограф нашли друг друга. Винклер предложил петербуржцам немного поиграть в Пину Бауш и классический немецкий физический театр с его элементами низовой культуры, с разговорчиками на сцене, диалогом со зрителями. Хореограф разузнал подробности биографии артистов и поставил спектакль под говорящим названием "True style" ("Правдивый стиль") о том, как хореограф и танцовщики в зале разучивают разные комбинации движений для некоего будущего балета. У всех артистов разное образование, разные интересы - и вот каждый показывает одну комбинацию в той стилистике, в которой воспитан. Естественно, зал умирал со смеху, когда один экс-танцовщик балета Эйфмана показывал связку па в жирной и патетической стилистике Бориса Яковлевича. Дальше все в том же духе - не так элегантно и стройно, как у Пины Бауш, но тем не менее вполне гармонично. Второй вечер фестиваля был целиком отдан длинному спектаклю вятичей и Рашида Урамдана - французского алжирца. Спектакль "Борщевик... A true story" стал, на мой взгляд, смысловым пиком фестиваля и апофеозом "проникновенности". Выросший в знойном климате, Урамдан приехал в зимнюю Вятку, она же Киров. Напомню, что речь идет вот об этой конкретной зиме, когда термометры зашкаливали за минус тридцать пять на европейской территории России, и страшно сказать, сколько градусов они показывали на неевропейской. А еще эта зима была снежной... Не уверена, что француз тащился в Киров на поезде, но тема "тоски дорожной, железной" прошла через "Борщевик" красной нитью. Кировский театр "Проект "Миграция" - не театр в нашем понимании слова, это просто группа единомышленников, которые время от времени собираются, чтобы как-то контактировать, и если что-то получится толковое - показывать на маргинальных фестивалях, где собираются другие единомышленники - зрители. Танцевать вятичи не умеют, двигаться, в общем, тоже, но они много думают о странностях человеческого бытия и, как доказали в Москве, в состоянии этот метафизический процесс сделать визуальным. Урамдан и артисты рассказывали о проблемах миграции. Это точно была идея хореографа, завороженного особенностями зимы в русской провинции, потому что его не смутила мысль задрапировать тканями-сугробами всю сцену театра Фоменко, а в зал напустить дыма-снега, зная, что фестиваль пройдет в Москве в "прекраснейшем месяце мае". Еще Урамдана чуть не свели с ума наши гигантские зонтичные сорняки - растущие вдоль железной дороги борщевики, в смысле, их сухие скелеты, топорщащиеся из сугробов. Он отснял три великолепных "home video" о жизни "железнодорожных" зонтичных в Кирове и показал нам в сопровождении закадрового голоса человека, который пытается убедить себя в духе "мне хорошо здесь". А группы людей, неуклюжестью напоминающих медведей или моржей, живописно ползали друг по другу, в конце третьей сцены от безысходности (ну не выбраться им из тайги, не поев друг друга) превратились в громкоговорители. И всем стало хорошо. И страшно... Неплохой спектакль показали компания "Диалог Данс" (очень успешный дуэт из Костромы) и Карин Понтьес из Бельгии, хотя перформанс "Мирлифлор" и выпадал из темы "проникновения". Видимо, Кострома и ее артисты к провинции никакого отношения не имеют, и хореограф почувствовала себя с этими людьми, как дома, в Европе. "Мирлифлор" вышел парафразом к фильму Луи Маля "Милу в мае": без смакования деталей, но по сюрреализму ситуации - один в один. В спектакле приняли участие четверо танцовщиков - два "традиционных" дуэта, которые оказались волею случая заперты в однокомнатных апартаментах (у Маля, кто помнит, семейка съезжается на похороны старой мамочки и из-за забастовки гробовщиков вынуждена задержаться с церемонией). Эти четверо толком ничего не знают друг про друга, находясь при этом в каких-то отношениях, которые через пару суток, проведенных на общей кухне, перерождаются в совсем другие отношения. А по ходу люди "вываливают" друг на друга кучу "грязного белья" в виде чудовищных привычек, дурных нравов и убогости мировоззрения. Короткая история, рассказанная убористым танцевальным почерком, имела хороший резонанс у зрителей. "Провинциальным танцам" - самой профессиональной на фестивале труппе - сильно не повезло. С одной стороны, им достались очень креативные голландские хореографы Ури Ивги и Йохан Гребен, а с другой - "провинциалов" подвел их неказистый родной город Екатеринбург. Совершенно очевидно, что история про расстрел царской семьи и прочие "ужасти" в духе сказов Бажова произвели на посланцев Нидерландов такое тяжелое впечатление, что один из них не удержался и позволил себе не соблюсти политкорректность, назвав Екатеринбург "ну очень некрасивым городом". Они поставили спектакль "Песня не про любовь" с оглядкой на концлагерь. Вот заключенные маршируют, вот их расстреливают, вот разнимают любовников и кидают одного в кислоту, другого в газовую камеру. Ужас какой-то. Но что поделаешь, если наша Родина так пугает иноземцев. Также в рубрике:
|