Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7735) 17 - 23 июня 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяДавайте понимать друг друга с полуслова, чтоб ошибившись раз, не ошибаться снова...По волнам V Московского международного открытого книжного фестиваля ФОРУМТатьяна КОВАЛЕВА Интеллектуальным драйвом наполнил летнюю столицу V Московский международный открытый книжный фестиваль. Здесь звучат самые свежие гуманитарные идеи, идет столкновение мнений и позиций, здесь можно понять, чем заняты современные умы, какова степень свободы общества, его творческий и новаторский заряд. Более 400 мероприятий - одно другого увлекательнее, показ смелого, редкого кино, которое больше нигде не увидишь, острые дискуссии, несколько концертов (главный из них прошел при вручении музыкальной премии "Степной волк" Эдуарду Хилю), встречи с известными писателями - и все это в атмосфере раскованности, доверия и почти домашнего уюта. По заведенной традиции, ММОКФ предоставляет микрофон философам, художникам, экономистам, композиторам, но фундаментом ему служат книги и те, кто их пишет. Толстовская интонация и "Московский счет"В этом году фестиваль посвящен Льву Толстому: в ноябре исполняется 100 лет со дня ухода от нас великого писателя. Интонация подвижничества, которую олицетворяет Лев Николаевич, присутствовала во всей программе форума. Его черно-белая фотография - на эмблеме ММОКФ под гербом Российской Федерации и города Москвы. В холле ЦДХ нельзя было не заметить призыв "Почитаем Толстого", а это лучший способ вспомнить писателя. Тут же развернута выставка "Сто лет без Толстого". В первый же день форума огласила длинный список-2010 премия "Ясная Поляна". Жюри в год юбилея настроено искать победителей, достойных Льва Николаевича. Как сказал Игорь Золотусский: "Толстой отнюдь не был добрым, когда речь шла об искусстве, и в нашем выборе должна присутствовать его строгость". Пока в том, что удалось прочесть, Игорь Петрович не увидел ни толстовского масштаба мышления, ни хорошего русского языка - а слово, несомненно, является решающим в определении качества текста. Хотя две повести из лонг-листа: "Агафьино серебро" Александра Антипина и "Осуохай" Владимира Карпова ему понравились. У яснополянской премии заметно расширилось число номинаторов и номинантов, а денежный фонд вырос до 1,8 миллиона рублей. О Толстом и его творчестве беседовали во многих павильонах. Дмитрий Бак, Павел Басинский и написавший "Анну Каренину-2" Олег Шишкин размышляли о том, актуален ли этот толстовский роман сегодня. Басинский, кстати, представил еще и свою новую монографию "Лев Толстой: Бегство из рая", где реконструирован последний год жизни Льва Николаевича, версия его семейной драмы и духовного завещания. В седьмой раз вручали "Московский счет" - поэтическую премию, лауреатов которой определяет поэтическое сообщество. Организаторы разрешили участникам премии голосовать и за самих себя. "Ведь настоящий поэт, - как заметил автор идеи и координатор премии Евгений Бунимович, - должен любить свое творчество". Раньше списки поэтов голосующих оглашались, но после того, как начались споры и претензии к организаторам относительно причисления того или иного автора к разряду "поэтов", было принято решение извещать об участии в премии каждого творца в отдельности. В список "Московского счета" на этот раз было включено 136 книг, выпущенных московскими издательствами за период с 1 января по 31 декабря 2009 года. В нем приняли участие 133 московских поэта. Большая премия за лучшую поэтическую книгу года вручается поэту, чья книга набрала наибольшее количество голосов, а Малая - автору, получившему наибольшее количество голосов среди выпустивших свою первую книгу. Лауреатом Большой премии стал Дмитрий Веденяпин со своей книгой "Между шкафом и небом" (издательство "Текст"). Победителю были вручены Бронзовая арка Арбатского двора работы скульптора Георгия Франгуляна и денежное вознаграждение в размере 50 тысяч рублей. Лауреатом же Малой премии стал Александр Переверзин со сборником "Документальное кино" (издательство "Воймега"). Специальными премиями отмечены Андрей Василевский - за книгу "Все равно" и Анна Логвинова - за сборник "Кенгурусские стихи". Дипломы за "Лучшие книги года" присуждены Марии Галиной, Леониду Костюкову, Дмитрию Строцеву, Тимуру Кибирову, Всеволоду Емелину, Марине Бородицкой, Сергею Стратановскому, Евгению Бунимовичу, Владимиру Тучкову и Белле Ахмадулиной. По традиции были отмечены дипломами и все московские издательства, выпустившие книги лауреатов. Вот уже второй год премия "Московский счет" отмечает последние прижизненные книги безвременно умерших поэтов. В этом году ими стали "Стихи о любви" Андрея Вознесенского и "В сторону Африки" Евгения Сабурова. В зале № 1 действовал мультикультурный проект "WhyNot", презентующий молодежные социальные инициативы. Посетителей встречала группа "Food Not Bombs", угощавшая всех горячими обедами. Ее активисты протестуют против милитаризма и бедности, готовят на частные пожертвования вегетарианскую еду и раздают ее тем, кто голоден. Пространство "WhyNot" заполнял в основном 20 - 25-летний народ, воспринимающий жизнь не столько через тексты, сколько визуально. На стенах демонстрировались короткометражки о протестных движениях в разных странах, видео о работе "Архнадзора" и защитников животных, сюжеты о том, как превратить типографские отходы в повод для творческого общения или организовать бесплатный книжный магазин. Энтузиасты-экологи доказывали, что каждый из нас может хотя бы чуточку улучшить экологическую ситуацию, не используя бездумно полиэтиленовые пакеты или закрывая кран в то время, когда чистит зубы. Челябинские ребята из объединения "Eye-to-Eye" поделились опытом ежедневных "поэтических видеобудок": такое общение с живущим сейчас в Берлине украинским поэтом и писателем Сергеем Жаданом прошло на ура. Из Новосибирска приехал задавшийся целью вернуть первомайский праздник художник Артем Лоскутов. Под смешными абсурдными лозунгами он со своими сподвижниками выходит на "Монстрацию", превращая улицу в бурлящий карнавал. "Поучаствовать в "WhyNot" мог любой посетитель, у которого есть нереализованные идеи, как сделать лучше и веселее жизнь в современном городе, причем своими силами, не жалуясь на нехватку денег и закрытость властей, - говорит сокуратор проекта Светлана Сдвиг. - Мы хотим пробудить низовую энергию, помочь тому, у кого имеется запал на что-то доброе. Можно пить пиво, бесконечно впустую тусоваться, а можно тратить свою энергию с конкретной пользой. Маленькие дела - единственный путь к большим переменам". Встречи, заставляющие думатьИзвестный лингвист Максим Кронгауз выступил с докладом "Публичная интимность, или Начало коммуникативной революции". Речь шла о сложившихся в Интернете новых формах интимного общения. Кронгауз обрисовал проблемы, которые в ближайшее время потребуют глубокого анализа и осмысления. Новый тип личности создает новые формы интимности. Если раньше носителем сокровенного высказывания было письмо или дневник, то теперь им стал блог, в который может войти любой, что приводит к совершенно причудливым последствиям. Художник, писатель и эссеист Максим Кантор говорил о проблемах войны и мира. Но недолго - слушатели приняли живейшее участие в разговоре, уведя его к вопросам: в чем сходство и различие сталинского и гитлеровского режимов? И существует ли опасность возрождения фашизма? В какой системе координат мы должны оценивать содеянное сталинизмом и нацизмом? Выступление композитора и философа Владимира Мартынова стало одним из самых ярких эпизодов фестиваля. Вначале он исполнил грандиозное по энергетике произведение собственного сочинения, а затем начал рассуждать о конце эпохи композиторов, эта тема является для него главной в последние годы. Однако слушателей волновало, возможно ли сотрудничество творца и власти без ущерба для творца? Мартынов был однозначен: невозможно ни в каких формах. При этом под властью подразумевается не только государство, но и "денежный мешок". "Memento mori" - мотив вечный. Журнал "Иностранная литература" выпустил тематический номер, посвященный смерти. В нем собраны сильнейшие тексты, прочитать которые - дело не из простых. На фестивале была устроена презентация этого номера. Однако тема сломала рамки жанра, в результате состоялся глубокий разговор, в котором приняли участие психологи, социологи, переводчики, литераторы. В поисках нового ГоголяВпервые на фестивале устроили ярмарку. Развернулась торговля на втором этаже, где, помимо книг, были пластинки, марки, значки, плакаты, открытки, гравюры и букинистические ряды. По причине кризиса - никаких стендов и полок, все выложено на столах, и в этом затейливо-пестром наборе можно покопаться, пообщаться с коллекционерами. Участие в ярмарке стоило дешево. "Нам очень хотелось поддержать малые издательства, которым сегодня крайне трудно конкурировать с крупными концернами, - прокомментировал ситуацию директор фестиваля Василий Бычков. - Это антикризисный, хотя для нас, очевидно, убыточный проект и наш вклад в поддержку интеллектуального книгоиздания". Бюджет пятого ММОКФ по сравнению с предыдущими меньше в два раза, при этом программа получилась намного насыщеннее. Деньги на фестиваль дали Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, столичное правительство, личные средства вложил и сам Василий Бычков, не пожелавший, чтобы его любимое детище закрылось или бледно выглядело. Впрочем, тема финансов злободневна для всех и активно поднималась не только маленькими издательствами. Так, "ЭКСМО" устроило "круглый стол" о цене на книги. Почему она неуклонно растет? Десять лет назад издатель привозил книгу в магазин, где прибавляли к ее стоимости 25 - 30 процентов, и это его вполне устраивало, поскольку от финальной цены он получал минимум половину, а иногда и больше. Теперь все иначе. Розничная цена на нашу книгу приближается к западной, хотя типографские расходы у нас ниже, бумага хуже, а автор и издательство при таком ценовом росте получают доходов все меньше. Их доля упала до 18 - 30 процентов, причем самое слабое и бедное звено здесь - автор! Тот, без кого книга не может появиться на свет. Как и отчего это происходит, никто вразумительно объяснить не может или не хочет. По мнению Михаила Котомина ("Ad Marginem"), стремительный рост цен странным образом кормит торговую цепочку, которая при этом не развивается. Новых магазинов типа "Москвы" не появилось. Да и с новыми авторами не густо. "В 90-е мы могли планировать на годы вперед, сейчас же просто выживаем. Мы, по сути, уже исчерпали запас фигур, стартовавших и выпестованных в иных рыночных условиях. Это писатели уровня Улицкой, Пелевина, Сорокина, Елизарова. Ведь автор тоже требует питательной среды, - говорит Михаил Котомин. - А что дальше? Сужение числа наименований, увеличение переводов западных бестселлеров? Так Россия рискует стать издательской страной третьего мира. Новые Гоголи не рождаются. И это вопрос не философско-литературный, а экономический. Для них нет места в маркетинговом плане". Глава "ЭКСМО" Олег Новиков считает, что ключевая проблема сегодня - оборачиваемость книг. Она принципиально изменилась, замедлив в разы свою скорость. Издатель же зачастую не анализирует, что и в каких объемах у него залежалось, просчитыванием тиражей и квот на них заниматься не любят. Отсюда перманентная "перетиражка", которая еще и упирается в крайне короткую жизнь книги на рынке. Вот и выходит, что прибыль вроде бы есть, а денег нет - они утекают в складские остатки. В том, что нам есть чему поучиться у зарубежных коллег, легко было убедиться, неформально пообщавшись с ними под куполом фестивальных шатров. Встреч с британскими, сербскими, немецкими, румынскими, польскими гостями было вдоволь. Голландский философ Алекс Вурхойв пытался объяснить внимавшей ему публике философско-экономические истоки неравенства. А профессор Букингемского университета Терренс Кили изложил свой взгляд на финансирование науки, согласно которому государственное финансирование лишь сковывало ее развитие. Большая часть открытий с господдержкой не связана, поскольку власть заинтересована прежде всего в вооружении страны и делает ставку на исследования в этой сфере. * * *Поэты читали свои стихи, прозаики - книжки, спорили о том, должна ли литература влиять на политику и может ли быть современный герой примером для подражания. Главное, что всем было не скучно... Также в рубрике:
|