Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7735) 17 - 23 июня 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаПассакалья со смертьюБольшой театр представил балет "Юноша и Смерть" в хореографии Ролана Пети Елена ФЕДОРЕНКО
"Юноша и Cмерть" - крошечный экзистенциальный спектакль-дуэт, главной в котором является партия мужская. Именно Юноша находится в смятенном поиске самопознания и оказывается в пограничной ситуации между явью и бредом, жизнью и смертью. Потому танцовщики - великие и не очень - так любили эту роль, но давалась она лишь избранным. Да и то не всем - тем, кто не пользовал приемы добротного психологизма, а предпочитал искусство психоанализа. Первым исполнителем роли Юноши был Жан Бабиле, и она принесла ему головокружительную славу. Тогда, в 1946-м, ему шел 23-й год, а несколько лет назад, спустя шесть десятилетий, он прибыл в Москву на фестиваль в свою честь, показал фильм-балет "Юноша и смерть" и охотно рассказал историю создания балета. По его словам, главный автор спектакля Жан Кокто - талант быстрый и вдохновенный, юному Ролану Пети, ровеснику Бабиле, он отвел роль второго плана. Весь сюжет Кокто упаковал в одну фразу: "Юноша встречается со своей возлюбленной - то ли барышней, то ли смертью, и рандеву оборачивается финалом земного пути". Героя Кокто определил в бедные художники, чья порода ближе всего к рефлексиям и провоцирует встречи со смертью. Только смерть принимает разные образы: Писателю Хармса является старухой с вываливающимися зубами, персонажам Кокто-драматурга - красивой и модной женщиной в ярко-розовом бальном платье и манто (триптих "Орфей", который "Юноша и Смерть" может логически продолжить).
Кокто же придумал дерзкий с балетной точки зрения эксперимент: поставить балет (правда, назвал он его мимодрамой) без музыки (вопреки аксиоме: танец - ожившая музыка). Решил распределить движения, выражающие определенные настроения и передающие все сюжетные ходы истории по времени. Из интервью Бабиле газете "Культура": "На репетициях я следил за стрелками часов, выверяя каждый жест по секундам, Ролан Пети придумывал па и отбивал какой-то ритм, пианист тихонько наигрывал джазовые мелодии, а Кокто руководил всем процессом. Его слово всегда было решающим. Перед генеральной репетицией, к которой мы подошли без музыки, прибежал дирижер и с порога закричал: "Я нашел. "Пассакалья" Баха в точности совпадает по времени". Итак, обратная связь - сначала танец, потом музыка - привела к фантастическому результату и сделала Бабиле кумиром послевоенной Франции. Невысокий и виртуозный француз так и остался непревзойденным в этой партии. Приехавший в Москву почтенный мэтр Ролан Пети из солистов Большого театра выбрал на роль Юноши молодого Ивана Васильева - фантастически одаренного танцовщика, с не знающим пределов прыжком и вращениями, от которых кружится голова не только у зрителей, - Пети был ошеломлен Васильевым не меньше других. Герой Васильева не в силах отречься от уже покоренных им вершин, отмеченных революционными призывами "Пламени Парижа" и четким биением сердца Спартака. Его Юноша не чувствует себя обезумевшим от страданий художником, чья психика переутомлена и трепещет в роковом ожидании, ему неведомы муки творчества и отчаяние одиночества, неважен и момент узнавания: тот миг, когда вспыхивает понимание того, что его возлюбленная - смерть. Что же делает талантливый Иван Васильев? Он гениально воспроизводит хореографический текст - стремительно, почти горизонтально, как сильная птица, летает над сценой, невероятной энергией мышц замирает, держа неколебимое равновесие в склоненной стойке на столе, штопором заворачивает лихие пируэты. Юноши прежних эпох попадали в тупик по разным причинам: герой Бабиле - безропотно, переступив страх и с отчаянной надеждой на спасение, как его сверстники на полях сражений; дерзкий Юноша Нуреева - с диким вызовом судьбе; Художник Барышникова - с рефлексией русского интеллигента. Юношу Васильева ведет к смерти сам суицидальный возраст со всеми сопутствующими тому эротическими последствиями. Похож на школьника, завалившего ЕГЭ (в день премьеры прошла информация о волне суицидов, охватившей выпускников, - не совпадение ли?). Минутное отчаяние, а не глобальное разочарование заставляет героя влезть в петлю, и когда декорации улетают под колосники и за ними открывается панорама парижских крыш, Эйфелева башня и неоновые рекламы, оставшийся без трюков герой Ивана Васильева сдувается как шарик. Неизбежный путь от отчаяния к смирению - тот, что заполнен разными эмоциями у танцовщиков, уже ставших легендами, пройден им без всяких заморочек на нюансы и полутона. Впрочем, как и у героини Светланы Захаровой с дерзкой черной челкой, заявившейся к Юноше в желтом платье и черных перчатках. Она оказалась Смертным роком с самого начала, и, зная скорый исход, тоже не затрачивалась на перевоплощение в богемную парижанку или страстную обольстительницу. Холодная, как лед, Смерть Захаровой не притягивала и не пугала, ускользала и настаивала и от этого становилась героиней мистической, - феноменальное тело балерины и ее безупречный танец помогали добиться этого эффекта. История "Юноши и Смерти", востребованная балетными компаниями прежде всего потому, что надо выгодно показывать танцовщиков, в Большом театре оказалась очень современной - блестяще станцованной и лишенной глубоких сакральных смыслов. Жизнь действительно стала грубее и элементарнее, и случаи внутренней рефлексии, испепеляющие душу, уже не носят поколенческого характера. Поклоны стали вторым спектаклем, и их продолжительность приближалась к 18-минутному шедевру. Иван Васильев залихватски трюкачил, а Светлана Захарова томно кокетничала. Было мило, но после исповедального высказывания и вообще после встречи с иррациональным сил у артистов осталось не в меру... Также в рубрике:
|