Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7735) 17 - 23 июня 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Свои среди чужих

"От Рафаэля до Гойи" в ГМИИ имени А.С.Пушкина

Елена ТИТАРЕНКО
Фото Виктора СМОЛЬЯНИНОВА


Зрители между "Святым семейством" и "Святым апостолом Фомой"

Уже не менее года Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, и без того один из грандов в российском музейном мире, удерживает позиции лидера и ньюсмейкера даже в богатой событиями арт-жизни Москвы. Отличный показатель - очередь, каждый день выстраивающаяся на Волхонке перед неоклассическим зданием архитектора Клейна: в отличие от памятных многим постыдных "хвостов" за продуктами, да и всем прочим необходимым, штурмующие ГМИИ толпы всегда были предметом гордости его сотрудников. Благо дефицит в сфере культуры у нас если и существовал, то далеко не в такой страшной форме, как по части пресловутых предметов потребления. Теперь вроде бы дефицита нет вовсе, народ побогаче изъездил страны Запада и Востока, имея возможность побывать в лучших музеях. Однако стоит объявить о выставке с громким именем, вопреки непогоде и нехватке времени москвичи и гости столицы вновь покорно и радостно занимают очередь. Пробиться "на Пикассо" (вся Москва еще полна впечатлений от недавнего визита на Волхонку Национального музея Пикассо) было личной доблестью, ведь в целом на выставку из парижского "дома" великого авангардиста пришло не менее четверти миллиона человек. Казалось бы, музей из Будапешта с его коллекцией старых мастеров - нечто более спокойное, без привкуса модного гламура, однако Пушкинский вновь опоясала очередь, а в залах яблоку негде упасть.

Впрочем, ничего удивительного: воображение разыграется уже при звуке названия "От Рафаэля до Гойи. Шедевры из коллекции Музея изобразительных искусств. Будапешт". И хотя открыта выставка будет до конца лета, многие спешат приобщиться сразу. Говорят, интерес зрителей к "золотому веку" европейского искусства разжег именно Пикассо, в поздний период ведший вольный диалог с предшественниками - от Эль Греко и Веласкеса до Энгра. Однако и сам Музей изобразительных искусств в Будапеште обладает особой харизмой. К слову, среди сегодняшних посетителей выставки в ГМИИ немало таких, кто еще помнит прежние совместные проекты, тогда еще советско-венгерские, например, выставки 1971 года "Шедевры западноевропейского рисунка из Музея изобразительных искусств в Будапеште" и "Сокровища венгерского искусства за 1000 лет". Тогда же, в 1970-е, Будапештский музей показывал в стенах ГМИИ свои коллекции старой испанской и итальянской живописи, а к столетию со дня основания ГМИИ прислал на юбилейную выставку шедевр Эль Греко "Моление о чаше".

Большое, необычное в силу лазурно-небесного колорита полотно Эль Греко "Кающаяся Мария Магдалина" помещено и в центр нынешней экспозиции из Будапешта. Сразу отмечу, что проект сопровождается отличным каталогом - с рассказом об истории музея и о каждой из привезенных картин, но рассмотреть массу художественных деталей на этих вещах невозможно даже по очень хорошим репродукциям. Так, почти исчез прозрачный стеклянный сосуд подле грековской Магдалины, едва виден бокал с вином и на другой алтарной картине - "Мадонна с младенцем" редчайшего для нас Йоса ван Клеве. Кстати, у этого фламандца присутствует весьма необычный мотив: младенец Христос пьет из рук матери, из бокала венецианского стекла, красное вино - это символ первородной жертвы Христа и евхаристии, тогда как сам прозрачный сосуд воплощает Богородицу и ее непорочность.

Сложная, многоуровневая система символов очень актуальна на этой выставке, объединившей работы различных европейских школ и эпох. Характерно, что строить экспозицию в точном соответствии с хронологией музейщики не стали, даже отказались устроить парад самых исключительных шедевров в главном из всех выставочных пространств - Белом зале. Картин выдающихся - как по качеству, так и по неожиданной ипостаси, в какой предстал тот или иной художник, - хватило и на Розовую галерею с прилегающим к ней торцевым залом. Пройти выставку надо непременно с начала до самого конца, стартуя от ниши Белого зала, в данном случае превращенной в подобие настоящей церковной апсиды и отданной испанцам: именно тут помещен ранний холст Веласкеса "Крестьяне за трапезой", изысканный по колориту и мощно пролепленный, исполненный в жанре бодегонов - "завтраков", популярных в Испании XVII века. Рядом - Сурбаран и Рибера, чье полотно "Мученичество св. Апостола Андрея" считается ярчайшим примером караваджизма в музее Будапешта. А далее, рассматривая 60 полотен старых мастеров, вы найдете ряд настоящих шедевров, среди которых я бы особо отметила полотна Белотто и Ван Дейка, Маньяско и Арента де Гелдера, ученика Рембрандта, Йорданса и Тьеполо, Карраччи и Халса, де Шампеня, Лоррена и Мастера Суда Соломона, Рейсдала и самого Рембрандта, а также весьма неожиданный этюд кисти Рубенса.

Наиболее сакральная - уже не с точки зрения религиозной живописи, а в смысле "шедевральности" картин - часть маршрута пролегает по Белому залу, где буквально в нескольких шагах друг от друга сияют красками наиболее драгоценные экспонаты. Именно от Рафаэля до Гойи движемся мы в этом замкнутом круге, ведомые горящим красным от "Портрета юноши" (изображение герцога Урбинского долго считали рафаэлевским автопортретом) к другому "Портрету юноши", теперь уже немецкого, от Альбрехта Дюрера, минуя еще один программный "Портрет юноши" ("Портрет Броккардо") гениального и редкого у нас Джорджоне. Путь ведет также мимо другого замечательного образца немецкой школы - "Распятия" Альбрехта Альтдорфера, чьих произведений и в целом мире мало, а в России нет вообще. Мимо "Райского пейзажа" Яна Брейгеля Старшего, мимо Веронезе, Мурильо и совсем нетрадиционного Тинторетто - к простой по сюжету, маленькой и лаконичной, но чрезвычайно изысканной по живописи "Водоноске" Франсиско Гойи. Ставшая эмблематической (есть она и на афише выставки) "Девушка с кувшином" - среди тех картин, которые в 1871 году были выкуплены венгерским государством из собрания разорившихся князей Эстерхази. Сложение великолепной коллекции Будапештского музея началось еще в XVII столетии благодаря самой знаменитой аристократической семье Венгрии, веками прирастало за счет покупок и даров отдельных шедевров и целых собраний. Коллекция хранилась то в фамильных замках, то во дворце в центре Вены, лишь в 1865 году переместилась в столицу Венгрии, где ее сразу открыли для посещения. А в 1896 году венгерский парламент специально издал "закон о 1000-летии Венгрии", на основании которого был официально заложен Музей изобразительных искусств. Просторное величественное здание в стиле неоклассицизма, в присутствии австрийского императора и венгерского короля Франца Иосифа открытое в центре Будапешта в 1906 году, напоминает Пушкинский музей и снаружи, и в коллекциях. Последний - ровесник (почти) и собрат будапештской сокровищницы - недавно с успехом показал в ее стенах свою знаменитую коллекцию новой французской живописи. Что дает нам повод вспомнить фразу про "собственную гордость", но не отменяет необходимости знакомства с одним из знаковых музеев старой Европы.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;