Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7735) 17 - 23 июня 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраСвои среди чужих"От Рафаэля до Гойи" в ГМИИ имени А.С.Пушкина Елена ТИТАРЕНКО
Уже не менее года Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, и без того один из грандов в российском музейном мире, удерживает позиции лидера и ньюсмейкера даже в богатой событиями арт-жизни Москвы. Отличный показатель - очередь, каждый день выстраивающаяся на Волхонке перед неоклассическим зданием архитектора Клейна: в отличие от памятных многим постыдных "хвостов" за продуктами, да и всем прочим необходимым, штурмующие ГМИИ толпы всегда были предметом гордости его сотрудников. Благо дефицит в сфере культуры у нас если и существовал, то далеко не в такой страшной форме, как по части пресловутых предметов потребления. Теперь вроде бы дефицита нет вовсе, народ побогаче изъездил страны Запада и Востока, имея возможность побывать в лучших музеях. Однако стоит объявить о выставке с громким именем, вопреки непогоде и нехватке времени москвичи и гости столицы вновь покорно и радостно занимают очередь. Пробиться "на Пикассо" (вся Москва еще полна впечатлений от недавнего визита на Волхонку Национального музея Пикассо) было личной доблестью, ведь в целом на выставку из парижского "дома" великого авангардиста пришло не менее четверти миллиона человек. Казалось бы, музей из Будапешта с его коллекцией старых мастеров - нечто более спокойное, без привкуса модного гламура, однако Пушкинский вновь опоясала очередь, а в залах яблоку негде упасть. Впрочем, ничего удивительного: воображение разыграется уже при звуке названия "От Рафаэля до Гойи. Шедевры из коллекции Музея изобразительных искусств. Будапешт". И хотя открыта выставка будет до конца лета, многие спешат приобщиться сразу. Говорят, интерес зрителей к "золотому веку" европейского искусства разжег именно Пикассо, в поздний период ведший вольный диалог с предшественниками - от Эль Греко и Веласкеса до Энгра. Однако и сам Музей изобразительных искусств в Будапеште обладает особой харизмой. К слову, среди сегодняшних посетителей выставки в ГМИИ немало таких, кто еще помнит прежние совместные проекты, тогда еще советско-венгерские, например, выставки 1971 года "Шедевры западноевропейского рисунка из Музея изобразительных искусств в Будапеште" и "Сокровища венгерского искусства за 1000 лет". Тогда же, в 1970-е, Будапештский музей показывал в стенах ГМИИ свои коллекции старой испанской и итальянской живописи, а к столетию со дня основания ГМИИ прислал на юбилейную выставку шедевр Эль Греко "Моление о чаше". Большое, необычное в силу лазурно-небесного колорита полотно Эль Греко "Кающаяся Мария Магдалина" помещено и в центр нынешней экспозиции из Будапешта. Сразу отмечу, что проект сопровождается отличным каталогом - с рассказом об истории музея и о каждой из привезенных картин, но рассмотреть массу художественных деталей на этих вещах невозможно даже по очень хорошим репродукциям. Так, почти исчез прозрачный стеклянный сосуд подле грековской Магдалины, едва виден бокал с вином и на другой алтарной картине - "Мадонна с младенцем" редчайшего для нас Йоса ван Клеве. Кстати, у этого фламандца присутствует весьма необычный мотив: младенец Христос пьет из рук матери, из бокала венецианского стекла, красное вино - это символ первородной жертвы Христа и евхаристии, тогда как сам прозрачный сосуд воплощает Богородицу и ее непорочность. Сложная, многоуровневая система символов очень актуальна на этой выставке, объединившей работы различных европейских школ и эпох. Характерно, что строить экспозицию в точном соответствии с хронологией музейщики не стали, даже отказались устроить парад самых исключительных шедевров в главном из всех выставочных пространств - Белом зале. Картин выдающихся - как по качеству, так и по неожиданной ипостаси, в какой предстал тот или иной художник, - хватило и на Розовую галерею с прилегающим к ней торцевым залом. Пройти выставку надо непременно с начала до самого конца, стартуя от ниши Белого зала, в данном случае превращенной в подобие настоящей церковной апсиды и отданной испанцам: именно тут помещен ранний холст Веласкеса "Крестьяне за трапезой", изысканный по колориту и мощно пролепленный, исполненный в жанре бодегонов - "завтраков", популярных в Испании XVII века. Рядом - Сурбаран и Рибера, чье полотно "Мученичество св. Апостола Андрея" считается ярчайшим примером караваджизма в музее Будапешта. А далее, рассматривая 60 полотен старых мастеров, вы найдете ряд настоящих шедевров, среди которых я бы особо отметила полотна Белотто и Ван Дейка, Маньяско и Арента де Гелдера, ученика Рембрандта, Йорданса и Тьеполо, Карраччи и Халса, де Шампеня, Лоррена и Мастера Суда Соломона, Рейсдала и самого Рембрандта, а также весьма неожиданный этюд кисти Рубенса. Наиболее сакральная - уже не с точки зрения религиозной живописи, а в смысле "шедевральности" картин - часть маршрута пролегает по Белому залу, где буквально в нескольких шагах друг от друга сияют красками наиболее драгоценные экспонаты. Именно от Рафаэля до Гойи движемся мы в этом замкнутом круге, ведомые горящим красным от "Портрета юноши" (изображение герцога Урбинского долго считали рафаэлевским автопортретом) к другому "Портрету юноши", теперь уже немецкого, от Альбрехта Дюрера, минуя еще один программный "Портрет юноши" ("Портрет Броккардо") гениального и редкого у нас Джорджоне. Путь ведет также мимо другого замечательного образца немецкой школы - "Распятия" Альбрехта Альтдорфера, чьих произведений и в целом мире мало, а в России нет вообще. Мимо "Райского пейзажа" Яна Брейгеля Старшего, мимо Веронезе, Мурильо и совсем нетрадиционного Тинторетто - к простой по сюжету, маленькой и лаконичной, но чрезвычайно изысканной по живописи "Водоноске" Франсиско Гойи. Ставшая эмблематической (есть она и на афише выставки) "Девушка с кувшином" - среди тех картин, которые в 1871 году были выкуплены венгерским государством из собрания разорившихся князей Эстерхази. Сложение великолепной коллекции Будапештского музея началось еще в XVII столетии благодаря самой знаменитой аристократической семье Венгрии, веками прирастало за счет покупок и даров отдельных шедевров и целых собраний. Коллекция хранилась то в фамильных замках, то во дворце в центре Вены, лишь в 1865 году переместилась в столицу Венгрии, где ее сразу открыли для посещения. А в 1896 году венгерский парламент специально издал "закон о 1000-летии Венгрии", на основании которого был официально заложен Музей изобразительных искусств. Просторное величественное здание в стиле неоклассицизма, в присутствии австрийского императора и венгерского короля Франца Иосифа открытое в центре Будапешта в 1906 году, напоминает Пушкинский музей и снаружи, и в коллекциях. Последний - ровесник (почти) и собрат будапештской сокровищницы - недавно с успехом показал в ее стенах свою знаменитую коллекцию новой французской живописи. Что дает нам повод вспомнить фразу про "собственную гордость", но не отменяет необходимости знакомства с одним из знаковых музеев старой Европы. Также в рубрике:
|