Форум | Партнеры | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

последнее изменение 28.10.2010

№ 40 (7752) 21 - 27 октября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
01 02 03
04 05 06
07 08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51-52    
2008 год
01-02 03 04
05 06 07
08 09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22-23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43-44 №45 №46
№47 №48 №49
№50    
2009 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43-44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2010 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7-8 №9-10 №11
№12 №13 №14
№15 №16 №17
№18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30-31 №32-33 №34-35
№36 №37 №38
№39 №40

Музыка

Плодоносный сад барокко

В Москве выступил легендарный ансамбль Уильяма Кристи

МУЗЫКА

Евгения КРИВИЦКАЯ
Фото Игоря ЗАХАРКИНА (“Известия”)


У.Кристи
“Цветущие искусства” (“Les Arts Florissants”) под управлением Уильяма Кристи – коллектив легендарный, вернувший к жизни многие шедевры XVII – XVIII веков. Американский музыкант, протестовавший против вьетнамской войны и после этого вынужденный искать трудоустройства во Франции, Кристи действительно создал плодоносный сад исторически верного исполнительства. “Les Arts Florissants” существуют с 1979 года, и за это время в этом саду выросли такие известные теперь артисты, как, скажем, Марк Минковский или Патрисия Петибон. Парадоксально, что Кристи совершенно “не зашорен” и фактически создал новые традиции исполнения старинных опер, когда сверхутонченные аутентичные музыкальные интерпретации соединяются с совершенно не аутентичными, даже с модерновыми сценическими решениями. С “Les Arts Florissants” Кристи ведь сотрудничают такие режиссеры, как Андрей Щербан, Люк Бонди, Грэм Вик.

В данном случае “Les Arts Florissants” показал две барочные оперы-ровесницы – “Актеона” француза Марка-Антуана Шарпантье и “Дидону и Энея” англичанина Генри Пёрселла в постановке Венсана Буссара. Впрочем, постановки в нашем понимании как раз и нет, и речь идет только о пластических решениях: никаких декораций, кринолинов или туник. Все аскетично и строго: обыгрываются пространство, жест, интонация, и риторические фигуры в музыке находят отражение в движении. Тут властвует аллегория, и действие разворачивается вне времени, как и положено мифу, а принадлежность к XVII веку ощущается именно через интерпретацию, где царят аутентичные инструменты, барочные штрихи и фразировка, особая певческая манера.

Объединение в один вечер опусов двух достаточно разных композиторов оправдано сюжетным ходом: во втором действии “Дидоны и Энея” один из персонажей рассказывает историю охотника Актеона, превращенного богиней Дианой в оленя. В этот момент повторяется мизансцена из оперы Шарпантье, образуя великолепную драматургическую арку к первому действию.

Текст обеих опер был полностью представлен в буклете, и это прекрасно. Однако еще лучше были бы титры на экранах, как это сделал двумя неделями раньше здесь же, в Концертном зале имени Чайковского, РНО в “Золушке”. Все-таки портить зрение, читая в полутемном зале мелкие буковки буклета, отрываясь от роскошного зрелища, – не самая удачная перспектива. А в остальном, судя по “французским” концертам Московской филармонии, Год Франции в России принес много плодотворных идей и удался на славу.

“Les Arts Florissants” славится своим ансамблевым искусством: солисты – первые среди равных – и хор (примерно 12 человек), играющий столь же важную роль. Инструментальная часть запомнилась красочностью звучания: пикантные духовые, красавица теорба, благородная гамба. Была, кстати, пара моментов, когда инструменталисты чуть расходились с певцами (в начале “Актеона”, к примеру), но Кристи, дирижировавший, как и положено, сидя за клавесином, выравнивал ансамбль. Как показалось, музыканты не сразу сориентировались в акустике КЗЧ, где на сцене не всегда хорошо слышно друг друга.

Уже в “Актеоне” обратила на себя внимание меццо Хилари Саммерс, которая, как вспомнилось, уже выступала в Москве в “Мессии” Генделя под управлением Петера Нойманна. Ее вокал, как и в тот раз, оставляет желать лучшего: сдавленное звучание, неровная тесситура. Но по типажу Саммерс была изумительна: мстительная Юнона в золотистом одеянии, она заставила нас почти простить свои вокальные недостатки. А уж в партии главной ведьмы в “Дидоне” Хилари Саммерс разошлась не на шутку, наслаждаясь устроенной интригой. Под стать ей были две другие ведьмочки (Селин Риччи и Ана Куинтанс), изображавшие своих персонажей с массой остроумных нюансов и вокальных “примочек” (глиссандирующие интонации, различные акценты). Замечательно было и сценическое решение этой картины: в центре, обнявшись, замершие (словно во сне) Дидона и Эней, а вокруг шабаш ведьм, предвкушающих свою месть и грядущее несчастье.

Все главные персонажи обеих опер были, бесспорно, хороши и как вокалисты, и в актерском плане. Эдд Лайон (Актеон, Дух), Кэтрин Уотсон (Диана), Эмманюэль де Негри (Белинда), Андреас Вольф (Эней), Соня Йончева (Дидона), каждый из них достоин отдельной рецензии, настолько интересно и выразительно они провели свои партии. Но главные восторги заслужил Уильям Кристи, держащий высочайшую художественную планку, сумевший создать такой восхитительный ансамбль и ни минуты не почивающий “на лаврах”.

А так же в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

  • Шпили и купола
    В храме Христа Спасителя прошел концерт российских и итальянских музыкантов
  • С шармом и юмором
    Бенжамин Пьоннье выступил с оркестром Большого театра

АНОНС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001