Форум | Партнеры | Архив![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
последнее изменение 28.10.2010 |
|
№ 40 (7752) 21 - 27 октября 2010г. |
Рубрики разделаАрхив |
![]() |
МузыкаПлодоносный сад бароккоВ Москве выступил легендарный ансамбль Уильяма Кристи МУЗЫКАЕвгения КРИВИЦКАЯ
В данном случае “Les Arts Florissants” показал две барочные оперы-ровесницы – “Актеона” француза Марка-Антуана Шарпантье и “Дидону и Энея” англичанина Генри Пёрселла в постановке Венсана Буссара. Впрочем, постановки в нашем понимании как раз и нет, и речь идет только о пластических решениях: никаких декораций, кринолинов или туник. Все аскетично и строго: обыгрываются пространство, жест, интонация, и риторические фигуры в музыке находят отражение в движении. Тут властвует аллегория, и действие разворачивается вне времени, как и положено мифу, а принадлежность к XVII веку ощущается именно через интерпретацию, где царят аутентичные инструменты, барочные штрихи и фразировка, особая певческая манера. Объединение в один вечер опусов двух достаточно разных композиторов оправдано сюжетным ходом: во втором действии “Дидоны и Энея” один из персонажей рассказывает историю охотника Актеона, превращенного богиней Дианой в оленя. В этот момент повторяется мизансцена из оперы Шарпантье, образуя великолепную драматургическую арку к первому действию. Текст обеих опер был полностью представлен в буклете, и это прекрасно. Однако еще лучше были бы титры на экранах, как это сделал двумя неделями раньше здесь же, в Концертном зале имени Чайковского, РНО в “Золушке”. Все-таки портить зрение, читая в полутемном зале мелкие буковки буклета, отрываясь от роскошного зрелища, – не самая удачная перспектива. А в остальном, судя по “французским” концертам Московской филармонии, Год Франции в России принес много плодотворных идей и удался на славу. “Les Arts Florissants” славится своим ансамблевым искусством: солисты – первые среди равных – и хор (примерно 12 человек), играющий столь же важную роль. Инструментальная часть запомнилась красочностью звучания: пикантные духовые, красавица теорба, благородная гамба. Была, кстати, пара моментов, когда инструменталисты чуть расходились с певцами (в начале “Актеона”, к примеру), но Кристи, дирижировавший, как и положено, сидя за клавесином, выравнивал ансамбль. Как показалось, музыканты не сразу сориентировались в акустике КЗЧ, где на сцене не всегда хорошо слышно друг друга. Уже в “Актеоне” обратила на себя внимание меццо Хилари Саммерс, которая, как вспомнилось, уже выступала в Москве в “Мессии” Генделя под управлением Петера Нойманна. Ее вокал, как и в тот раз, оставляет желать лучшего: сдавленное звучание, неровная тесситура. Но по типажу Саммерс была изумительна: мстительная Юнона в золотистом одеянии, она заставила нас почти простить свои вокальные недостатки. А уж в партии главной ведьмы в “Дидоне” Хилари Саммерс разошлась не на шутку, наслаждаясь устроенной интригой. Под стать ей были две другие ведьмочки (Селин Риччи и Ана Куинтанс), изображавшие своих персонажей с массой остроумных нюансов и вокальных “примочек” (глиссандирующие интонации, различные акценты). Замечательно было и сценическое решение этой картины: в центре, обнявшись, замершие (словно во сне) Дидона и Эней, а вокруг шабаш ведьм, предвкушающих свою месть и грядущее несчастье. Все главные персонажи обеих опер были, бесспорно, хороши и как вокалисты, и в актерском плане. Эдд Лайон (Актеон, Дух), Кэтрин Уотсон (Диана), Эмманюэль де Негри (Белинда), Андреас Вольф (Эней), Соня Йончева (Дидона), каждый из них достоин отдельной рецензии, настолько интересно и выразительно они провели свои партии. Но главные восторги заслужил Уильям Кристи, держащий высочайшую художественную планку, сумевший создать такой восхитительный ансамбль и ни минуты не почивающий “на лаврах”. А так же в рубрике:
|