Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7752) 21 - 27 октября 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесГЕОРГИЙ ВИЛИНБАХОВ: Человек боится, когда не понимает…Беседу вел Михаил БЫКОВ
– Георгий Вадимович, вам самому о чем говорить легче и интереснее: об Эрмитаже или о геральдике? – Мне хорошо и там, и там. К тому же в моей жизни два этих понятия настолько взаимосвязаны, что начни мы разговор с геральдики – выйдем на музей. И наоборот. – Новая парижская выставка Эрмитажа насыщена российскими символами. Гвардия, как элита вооруженных сил, на протяжении трехсот лет являлась в буквальном смысле носителем русских геральдических знаков. Двуглавые орлы, Андреевские кресты и звезды, ордена, георгиевские ленты… Но разве геральдика – только символы? – В геральдике совмещаются и наука, и искусство, и история, и практика бытия. Но если перейти к формулировкам, то геральдика – это язык знаков, сохраняющий информацию. Но не абсолютно любую информацию, а сведения о конкретном носителе этих знаков. Геральдические знаки, в свою очередь, существуют на протяжении всей человеческой истории, обозначая индивидуума или какую-то социальную группу. Что древний, что современный человек, он ведь когда боится? Когда не понимает, кто или что перед ним. В русском языке есть очень точное словосочетание, применяемое в армии, – “знаки различия”. Для геральдики оно тоже подходит. Как только человеческое общество осознало, что живет в системе “свой – чужой”, появилась необходимость отличать своих от чужих. И тут же на помощь пришли первые геральдические знаки – тотемы, танги, символы, которые наносили в виде татуировок на тело, которые вырезали на оружии, щитах, рисовали на одежде. Чуть позже возникла необходимость фиксировать собственность. И знак, обозначавший человека, перенесся на его посуду, скот, лошадь, дом. – Русская геральдика возникла более тысячи лет назад. Есть ли у нее какая-то национальная специфика или язык геральдических знаков – это эсперанто? – Как и языки, геральдика имеет различные формы выражения, связанные с расами и этносами. Ведь мы привычно смотрим на разницу, существующую между, скажем, латинским алфавитом и японскими иероглифами, так? Также существует и оригинальная японская геральдика, обозначающая специфические для Японии явления. Например, самурайские семьи. Европейская геральдическая культура тоже неоднородна. “Диалекты” порой очень ярко выражены. И специалист, глядя на изображение, сразу скажет: это герб английский, а это – польский. Геральдика Древней Руси первоначально развивалась в русле, пробитом в толще истории славянским языком символов. Характерны в этом смысле знаки Рюриковичей, наследовавшие древнеславянскую традицию. Но потом пришли ордынцы, и русская геральдическая система стала развиваться прежде всего как государственная система знаков и символов. Речь шла о жизни и смерти государства, страны и народа. Нужно было закрепляться на всех рубежах. В том числе и на таком, казалось бы, условном, как геральдика. В Европе же по-прежнему царствовала геральдика личная и родовая. Как результат, в России в XV веке появился символ земель, объединенных под рукой Москвы, – двуглавый орел. О причинах его появления в России спорят до сих пор. На самом деле однозначного ответа нет. Потому, что орел с двумя головами – очень древний символ, встречавшийся на Востоке, и потому, что в Средние века такой орел был весьма распространенным символом. Даже если сжать анализ только до византийских корней, однозначного ответа все равно не получится. Орел был геральдическим знаком византийской династии Палеологов и через Софью Палеолог, вышедшую замуж за Ивана III, мог прилететь в Москву. Но в то же время черный двуглавый орел на золотом поле был символом Константинопольского патриарха… – А откуда у нас такие колористические пристрастия? Я имею в виду сине-бело-красные цвета государственного флага. Но прежде хотелось бы выяснить, почему красный цвет всегда был столь популярен на Руси. Например, воины-русы воевали с червлеными щитами. – Я не думаю, что изначально существовала какая-то закономерность в использовании тех или иных цветов теми или иными народами. В основе банальное объяснение: какие были под рукой глины и биоматериалы, из которых древние получали краску, так вещи и красили. Теперь – о бело-сине-красном флаге. Если отбросить геральдическую мифологию и поэзию, геральдике останется сугубо практическая часть. Но она-то как раз очень важна. Назначение цветов – это в первую очередь максимальная узнаваемость. Нас узнают по бело-сине-красному флагу с XVII века. А это, согласитесь, уже давно. – Но ведь у французов и голландцев такая же комбинация. Только вместо темно-голубого – глубокий синий. – Я бы ответил в свободной манере: а нам-то что? Франция ввела такие государственные цвета после Великой революции 1793 года. Нидерланды – тоже после нас, так как вначале вместо красного цвета у них был оранжевый. – Хорошо, но есть ведь еще и балканская традиция… – Существует такое понятие, как панафриканская система флагов, панлатиноамериканская, панарабская. Есть и панславянская. На первом Панславянском конгрессе в середине XIX века было принято решение, чтобы флаги славянских государств, борющихся за независимость от Турецкой и Австрийской империй, повторяли цвета империи Российской, как государства-гаранта их борьбы за свободу. – Самое время уточнить ситуацию с черно-желто-белым флагом империи, именуемым романовским. Есть тут некоторая путаница, какой все-таки флаг во времена царской России был “официальнее”? – Происхождение флага черно-желто-белого очевидно. Он появился в 50-е годы XIX века, а придумал его руководитель гербового отделения Департамента герольдии барон Кене. Ему поручили заниматься реформой российской геральдической системы, и он добросовестно делал порученное дело. Но будучи обучен в традициях немецкой геральдической школы, подходил к вопросам по-немецки. А там гербовые цвета, как правило, переносятся и на цвета флага. Поскольку гербом империи был черный двуглавый орел на желтом поле, а в случае, когда он изображался на царском штандарте, орел держал в когтях и клювах белые карты морей, решение Кене вполне объяснимо. Неразбериха продолжалась в течение всего правления Александра II. Ведь бело-сине-красный флаг тоже никто не отменял. Более того, по существующей международной флажной традиции, национальными цветами флага считались те, что использовались на флаге торгового флота. А у нас со времен Петра Великого это были как раз белый, синий и красный. Вступивший на престол Александр III так называемую войну флагов прекратил. Другое дело, что наряду с государственным флагом существовал и императорский штандарт: черный двуглавый орел на золотом поле. Его поднимали над дворцами и кораблями во время пребывания там государя. Особую популярность эта цветовая гамма снискала в дни празднования 300-летия дома Романовых. Медаль, посвященную этому событию, крепили на черно-желто-белую ленту. Отсюда и пошло – романовские цвета. – Георгий Вадимович, а так ли все это важно и нужно в современном обществе, стремящемся одновременно к универсализму и свободе бытия? Может быть, не слишком удачный пример, но все-таки: молодежь сегодня снимает с машин фирменные “шильдики”, лишая их, извините, геральдических знаков. Тенденция “будь проще” крепчает… – Кто-то из великих сатириков на эту тему здорово высказался. “Живите проще”, – говорила амеба. Так кажется. Конечно, можно попытаться жить проще, но представим себе на секунду, что в армии отменили все знаки различия. – У нас в истории так уже раз случилось в 1917 году. Кончилось все не слишком хорошо – армия бросила воевать. – Да, грустный пример получился. Но я, собственно, к чему? Геральдика – это не прихоть и не каприз. Это один из многих доступных человечеству языков. Можно, разумеется, свести уровень общения до уровня Эллочки-людоедки. Но всегда ли мы в таком случае сможем понимать друг друга? Неслучайно люди придумали и придумывают столько коммуникационных каналов. Кому хуже от того, что можно передать информацию с помощью компьютера, а можно с помощью барабана? – В некоторых африканских государствах и по нынешний день информацию передают только с помощью барабанного боя. Но ведь и в родном вам Санкт-Петербурге лет 250 назад барабанный язык был востребован. – Еще бы! Петербург был военной столицей империи. И умел разговаривать языком барабанов. Помните: “Петербург неугомонный уж барабаном пробужден”? Если представить себе весь звуковой фон города XVIII – начала XX века, то помимо стука копыт и колес, криков торговцев и кучеров, плеска воды и скрипа уключин одним из доминирующих звуков были бы звуки военной музыки всяческого вида. Вспомним Державина, который служил в лейб-гвардии Преображенском полку, что стоял в Литейной части. Он писал, что о перевороте в пользу Екатерины преображенцы узнали благодаря барабанам, бившим тревогу в лейб-гвардии Измайловском полку. А теперь представьте себе, где Литейный и где Измайловский проспект! Километры, а слышно было отменно. Город еще не познал промышленного и автомобильного шума. – Екатерина стала царицей в 1762 году. А спустя два года появился Эрмитаж. История Эрмитажа полна легенд и мифов. Один из них, весьма распространенный, заключается в том, что до 1917 года Эрмитаж был закрыт для простых людей. – Со времен Екатерины приобретаемые произведения искусства размещались в дворцовых помещениях. Но уже Николай I строит отдельное музейное здание, то самое – с атлантами. И с этого времени коллекции Эрмитажа стали доступны для посетителей, не имевших ничего общего с императорской фамилией. Довольно было записаться у министра двора. Скорее всего, охтинским молочницам и при Николае I, и при его сыне попасть в Эрмитаж было все-таки сложно. Вопрос еще и в том, а была ли у них такая потребность? К концу XIX века круг людей, имевших возможность посещать Эрмитаж, стал весьма значителен. Сохранилось множество воспоминаний на этот счет, и далеко не все они принадлежат аристократическому перу. – Эрмитаж растет постоянно. Я имею в виду не только количество единиц хранения. Говорю прежде всего о крупных объектах, филиалах. – Не совсем верно называть их филиалами. Мы практикуем систему отделов. Меншиковский дворец, Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода – все это отделы Государственного Эрмитажа. Есть еще центры Эрмитажа, расположенные в Амстердаме, Выборге, Казани, Ферраре. У каждого центра есть своя специфика. В Выборге половину здания занимает детская художественная школа, а значит, наша деятельность там акцентирована на образовательной работе. В Амстердаме у нас собственное помещение. И поэтому там осуществляется комплексная деятельность. Феррара специализируется на научной работе. – А куда отнести переданный Эрмитажу Александрийский столп на Дворцовой площади? – О, это наш самый крупный экспонат! Он числится под номером один в инвентаре Музея императорской гвардии Эрмитажа. – Пожалуй, именно этот экспонат подвергается самым большим рискам при хранении. – Намекаете на ситуацию с концертами на Дворцовой площади? Да. Такая проблема существует. И полемика продолжается. Позиция Эрмитажа ясна. Мы считаем, что наши оппоненты подменяют понятия. Ведь их главный аргумент – люди хотят слушать эти концерты на Дворцовой площади. Что зритель слушает музыку и одновременно озирает прекрасное. На самом деле декорации и силовые установки в значительной степени перегораживают виды, и от прекрасного мало что остается в поле зрения. Но куда важнее, что люди вовсе не ради Дворцовой площади идут на концерт Мадонны или Пола Маккартни. Они пойдут на эти концерты в любое другое место. Проводить подобные шоу именно на Дворцовой площади хотят в первую очередь сами организаторы. Потому, что это дополнительная реклама, спецаргументы для убеждения особо капризных звезд, наконец, сверхдоходы. Наша позиция такова: на Дворцовой площади должны происходить только те события, что органично вписываются здесь в исторический, архитектурный и, что не менее важно, нравственный контекст. – Кстати, о нравственном контексте. Время сейчас прагматичное. Рациональное. Люди говорят по большей части о доходах-расходах и комфорте. Вы в Эрмитаже давно. Изменилась ли атмосфера в старых стенах, изменились ли музейщики? – Я начинал работать в Эрмитаже дворником. До геральдики было ой как далеко. Но мне просто хотелось работать в Эрмитаже, и нигде более. Это уже позже мне повезло, и я стал хранителем коллекции знамен. Интересы, связанные с военной геральдикой и геральдикой вообще, нашли возможность реализовываться. Короче говоря, эксперт по кадровой части из меня неважный. Потому как я человек к Эрмитажу сверхнеравнодушный. К тому же в годы нашей юности нас не преследовали соблазны, связанные с таким обширным диапазоном материальных возможностей, как сегодня. Советская уравниловка в этом смысле успокаивала. Ну уйдешь ты из Эрмитажа, и куда – в Артиллерийский музей, на кафедру в университет? Материальные условия всюду были примерно одинаковые. Значит, выбор определялся профессиональным интересом. Сейчас, конечно, нередки случаи, когда, еще не успев вкусить всех прелестей работы в Эрмитаже, молодые специалисты поддаются искусу уйти в коммерцию или бизнес. Не понимая, что обратной дороги нет. Почти никогда. Кроме того, мне очень повезло в том, что я застал в Эрмитаже людей старой школы, работавших тут еще до Великой Отечественной, переживших блокаду. В них присутствовал особый моральный замес. Один старый сотрудник как-то сказал: “Эрмитаж – это не место работы, это образ жизни”. Звучит несколько пафосно, зато абсолютно верно. – Георгий Вадимович, насколько я знаю, Эрмитаж в ближайшее время вырастет еще… – Да, на Дворцовой площади помимо Зимнего дворца и здания Главного штаба стоит еще один дом. До 1917 года в нем размещался штаб Гвардейского корпуса. Эрмитаж надеется, что удастся договориться с Министерством обороны и разместить там коллекцию экспонатов отдела “Гвардия”. Второе здание, которое должно остаться музеем, – здание Биржи на Стрелке Васильевского острова. Как известно, Военно-морской музей уезжает оттуда в новые помещения на Крюковом канале, а нам есть что предложить. Если посмотреть на центр Санкт-Петербурга, он весь в кольце музеев. Дворец Меншикова, Военно-морской музей, Артиллерийский музей, Петропавловская крепость, Летний дворец Петра, Мраморный дворец, Дом ученых, Эрмитаж… Плохо будет, если это мистическое музейное кольцо разорвется. А в здании Военно-морского музея можно разместить Музей геральдики и государственной символики России. Р.S. 15 октября 2010 года Президент Дмитрий Медведев подписал Указ об учреждении флагов для тех казачьих войск, которые внесены в Государственный реестр казачьих обществ России. Медведев также учредил герб и флаг Центрального казачьего войска, только-только вошедшего в госреестр. А что такое сегодня реестровые казаки России? Это 11 казачьих войск, более 700 000 человек, свыше 600 организаций, 40 000 воспитанников кадетских казачьих корпусов. Весь этот пакет символов и знаков разрабатывали и готовили в Геральдическом совете при Президенте страны. При самом непосредственном участии государственного герольдмейстера РФ… Также в рубрике:
|