Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7752) 21 - 27 октября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

От Стюарт до Турандот

Умерла Джоан Сазерленд

Александра ГЕРМАНОВА
Фото Photas


Д.Сазерленд – Лючия. Ковент Гарден, 1959 г.
Это с трудом укладывается в голове, но Джоан Сазерленд действительно была практически ровесницей Марии Каллас (первая родилась в 1926 году, вторая – в 1923-м) и, более того, ее репертуар очень походил на калласовский, однако эти яркие кометы оперного небосклона XX столетия удивительным образом мало пересекались и занимают в истории совершенно разные ниши. Наверное, сказалась разница в происхождении и воспитании. Ранняя смерть Каллас не обозначила конец эпохи, а с уходом Сазерленд фактически завершился век театра примадонны, эпоха культа голоса как такового.

Джоан Сазерленд родилась в австралийском Сиднее в семье переселенцев из Шотландии. Ее мама обладала прекрасным меццо-сопрано, но на сцене так и не реализовалась: родители не считали театральные подмостки подходящим местом для дочери. Голос матери передался Джоан словно по наследству. В свои восемнадцать лет она была готовой певицей, выученной дома и уверенной, что вскоре сможет начать петь меццо-сопрановый репертуар в местном театре. Ей повезло встретить Аиду Диккенс, знаменитого педагога, которая открыла у Джоан настоящее драматическое сопрано. Открытие это ничего не изменило в жизни Сазерленд, которая уже поняла, что пение будет ее призванием. Она поступает в Сиднейскую консерваторию, знакомится там с молодым пианистом Ричардом Бонинджем и начинает вместе с ним концертную деятельность, разъезжая по городам далекого континента. В двадцать один год Сазерленд на концерте в сиднейском зале “Таун-холл” спела свою первую оперную партию – Дидону в опере Пёрселла “Дидона и Эней”. Следующие два года Джоан продолжает выступать в концертах. Без особых усилий она побеждает на двух австралийских конкурсах, взяв первое место. Певица не спешит, все в ее карьере происходит тихо и спокойно, гармонично и легко. В то время как Каллас сражается за место под солнцем в Нью-Йорке и Милане, возвращая в строй непопулярных вплоть до конца сороковых годов героинь опер бельканто, Сазерленд дебютирует в 1950 году в своем родном городе в заглавной партии в опере “Юдифь” американца Юджина Гуссенса. Затем Бониндж, полный амбициозных планов, увлекает Джоан поездкой на историческую родину в Великобританию. И снова никакой спешки – ни в личной жизни (Бониндж и Сазерленд поженятся только в 1954 году), ни в профессиональной. Имея под рукой практически домашнего концертмейстера, Сазерленд много времени отдала так называемой шлифовке голоса. Она отрабатывала с Бонинджем каждую вокальную фразу. Чтобы закончить академическое образование, она целый год занималась в Лондонском королевском музыкальном колледже у Клайва Кэри. С трудом австралийка попадает в труппу Королевского Оперного театра Ковент Гарден. Ей доверяют маленькую партию Первой дамы в “Волшебной флейте” и Клотильды в “Норме” (Нормой была Каллас). Высокие требования руководства, предъявляемые к принимаемым на работу артисткам, диктовались обстоятельствами: уровень задала Мария Каллас. Сазерленд разучивала партии на вырост, понимая, что вместе с Марией ей развернуться не удастся. Но Каллас много ездила, мечтала о Нью-Йорке, Париже, Венеции, а Сазерленд довольствовалась Лондоном: здесь были Бониндж, родной английский язык и текучка кадров в театре. Заболела Елена Верт, и вот уже Джоан выступает в партии Амелии в “Бал-маскараде” Верди. Успех у публики придает уверенности в себе – в том же 1952 году она поет Графиню в “Свадьбе Фигаро”, Пенелопу Рич в “Глориане” Бриттена, а в 1954-м – Агату в “Волшебном стрелке”, и за ней – Аиду. Сазерленд имеет успех, ее голос нравится публике, но созданные ею образы все же не настолько убедительны, чтобы о них заговорили как о чем-то выдающемся. Тогда Бониндж уговаривает Джоан, увлеченную в тот момент изучением опер Вагнера, отказаться от всего, что она делала до сих пор, и перейти на лирико-колоратурные партии. Характер у Джоан был покладистый, и она позволила мужу себя уговорить. В 1955 году она спела несколько таких ролей, в том числе и труднейшую партию Дженнифер в опере современного английского композитора Майкла Типпетта “Свадьба в Иванову ночь”. Певица с таким мобильным голосом, с таким необычным репертуаром, как у Сазерленд, сразу привлекла внимание. В 1956 году молодую звезду приглашают принять участие в Глайндборнском фестивале. За пять лет работы там она спела основной моцартовский репертуар – графиню Альмавиву, Донну Анну, мадам Герц (“Директор театра”).

Но воистину звездный час Сазерленд наступил, когда она спела заглавную партию в опере Генделя “Альцина”. Понятие “генделевская певица” в 50-е годы не равнялось сегодняшнему: сейчас певцы прямо с консерватории ориентируют себя на старинный репертуар. Петь Генделя вместо Верди и Пуччини казалось в то время вычурным капризом. Через Генделя и Моцарта Сазерленд тихо пробиралась к заветной цели – операм бельканто. Решающей пробой сил на этой стезе стала роль Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти в Королевском театре в Лондоне. Благодаря Каллас оперы бельканто шли во всех главных оперных театрах, но одной примы, к тому же такой нервной и взрывной, как Мария, было мало. Так, в общем и целом не наступая на пятки Каллас, Сазерленд медленно, но верно поднималась на олимп. “Лючия” с ее участием имела оглушительный успех в парижской Гранд-Опера и нью-йоркской Мет. После исполнения “Альцины” в Венеции Джоан назвали “La Stupenda” (“ошеломляющая”). Определение в буквальном смысле “приклеилось” к Сазерленд, ее анонсировали как “ошеломляющую Джоан”, и она действительно ошеломляла слушателей. За “Лючией ди Ламмермур” последовали “Беатриче ди Тенда” Беллини в Ла Скала, “Сомнамбула”, “Дочь полка”, “Семирамида”, “Пуритане”. О Каллас уже почти забыли, Сазерленд стала настоящим воплощением стиля бельканто. Одну только Лючию ди Ламмермур певица исполняла в течение двадцати пяти лет на сцене Метрополитен.

Она побаивалась петь Норму, хотя партия была абсолютно готова. Попробовать Сазерленд решилась в 1963 году в Ванкувере, вдали от больших оперных театров. И, освоившись, она дебютировала в этой роли в Лондоне (1967) и в Нью-Йорке (1969). Мнения критиков разошлись, потому что в интерпретации Нормы никак нельзя было обойтись без сравнения с Каллас. Каллас считалась не то чтобы образцовой Нормой, она просто была Нормой, и другой Нормы не было и не могло быть. А Сазерленд никогда не умела быть страстной, мир ее бельканто – это островок спокойствия и невозмутимости. Она перевела “Норму” на язык поэзии, тогда как для Каллас опера Беллини была человеческой драмой. Кому-то метаморфоза нравилась, а кому-то нет.

С начала 60-х годов Сазерленд почти постоянно выступала в ансамбле со своим мужем Ричардом Бонинджем. Вместе с ним она осуществила и большинство своих записей. Лучшие из них: “Анна Болейн”, “Дочь полка”, “Лукреция Борджиа”, “Лючия ди Ламмермур”, “Любовный напиток” и “Мария Стюарт” Доницетти; “Беатриче ди Тенда”, “Норма”, “Пуритане” и “Сомнамбула” Беллини; “Семирамида” Россини, “Травиата” Верди, “Гугеноты” Мейербера, “Эсклармонда” Массне. Одну из своих лучших записей в опере “Турандот” певица осуществила с Зубином Метой. И если Норму Сазерленд большинство критиков назвали интересной, но все-таки слишком отстраненной героиней, то нотки страдания, которые певица внесла в партию брутальной Турандот, многим пришлись по вкусу. За суровостью и сумасбродностью принцессы благодаря Сазерленд стала чувствоваться ее страдающая душа. Певицу назвали “хрустальной Турандот”.

В 1965 году Сазерленд приняла решение вернуться в Австралию, чтобы отдать долг вскормившей ее земле, прихватив с собой молодого перспективного мальчика тенора, набирающего активы в репертуаре бельканто. Это был Лучано Паваротти, с которым она записала потом ту самую хрустальную “Турандот”.

Понятно, что в Австралии, куда Сазерленд неизменно возвращалась, ее и Бонинджа считали небожителями. В благодарность за любовь сограждан Сазерленд спела своих последних “Гугенотов” именно в Сиднейской Опере.

Закончив карьеру, Сазерленд давала много мастер-классов, заседала в жюри престижных конкурсов, но наступление нового века с его режиссерским театром она явно не приняла, хотя нигде не высказывалась на этот счет.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;