Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7754) 11 - 17 ноября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Филармония

СВЕТЛАНА БЕРЕЖНАЯ: Публика должна ощущать движение жизни страны в наших концертных залах


С.Бережная
Сегодня Федеральная филармония на Кавказских Минеральных Водах – крупнейший музыкальный центр Южного региона России: десять концертных залов во всех городах-курортах КМВ, в том числе четыре органных зала. В ее составе творческие коллективы: Академический симфонический оркестр, камерный оркестр “Амадеус”, духовой оркестр “Геликон”, струнный квартет “Русский взгляд”, духовой квинтет “Гармония”, трио “Барокко”, ансамбль “Диксиленд”, другие камерные коллективы, а также более 40 солистов – вокалистов и инструменталистов, музыковедов и чтецов. Мы беседуем с генеральным директором Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах заслуженной артисткой республики, членом Союза композиторов России, лауреатом Всероссийского конкурса органистов СветланойБЕРЕЖНОЙ.

– Что, на ваш взгляд, главное в работе филармонии на Кавказских Минеральных Водах?

Основополагающим в работе филармонии является творчество. Это главная наша забота. Мы сумели выдержать этот принцип в те времена, когда основная часть филармоний в России склонилась к фактическому существованию прокатчиков, гастрольных бюро. Нам удалось сохранить коллектив, и сегодня творческий рост коллектива филармонии можно назвать во многом новаторским. Уникальность нашей филармонии еще и в том, что у нас отсутствует закрытие сезона, мы распределяем работу коллективов таким образом, что публика постоянно может иметь концертное обслуживание. Мы делаем около 2500 концертов в год, учитывая наши 10 концертных площадок, санаторные площадки Кавминвод и учебные заведения региона. Почему филармония федеральная? На этот статус смотреть можно с разных точек зрения, но всегда результат один – крупнейшее концертное объединение в России должно удовлетворять всероссийскую публику, а значит, и задачи гораздо обширнее, чем в крае. Наша публика – вся страна и зарубежные гости. Кавминводы – сама эта точка, хотя и удалена от центра, но создавалась как всероссийский курорт. Вместе с курортной идеей пришла и культурная идея. Фактически курорт Кавминводы стал и культурным центром России, и летней резиденцией российской интеллигенции. А сегодня, помимо этого, Кавминводы – место пересечения культур, потому что народам Кавказа нужна мирная нейтральная точка, где они могут соприкасаться. Практически площадки филармонии существуют еще и для встреч коллективов – народных, фольклорных или академических – разных республик Северного Кавказа: Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестана, Южной Осетии, Чечни, Ингушетии и прилегающих Калмыкии, Ростовской и Астраханской областей, Краснодарского края. Сюда приезжают и театры, и симфонические и танцевальные коллективы, и хоры. Мы – монополисты в части культурного развития курорта и населения региона в нише академического искусства, и это обязывает... Поэтому культурная стратегия региона и репертуарная политика централизованы. Цель, которую я поставила несколько лет назад перед коллективом – сделать искусство престижным, посещение концерта должно превратиться в праздник, – сегодня достигнута. Публика приходит в филармонию, чтобы выйти “в свет”. Мы возвращаем традиции прежних времен на новый лад. Наступает следующий этап в воплощении нашей миссии – мир через культуру.

– Как строится работа филармонии?

Прежде всего художественно-творческий отдел проводит мониторинг: что актуально для публики сегодня? Следующий шаг: что филармонии нужно в просветительской нише? Стратегически мы обдумываем крупную идею сезона, например, годовой цикл “Весь Чайковский”. Затем в поле нашего зрения юбилеи, от 50-летия Союза композиторов России до композиторских, исполнительских, поэтических дат. Обязательны важные даты страны и региона, конфессиональные праздники. Мы даем возможность высказаться артисту: обязательно принимаем творческие заявки на программы. Но основа в структуре филармонии – симфонический оркестр. Он является осью, стержнем нашей жизни: все происходит в оркестре или вокруг него. В год наш оркестр готовит более 40 программ и проводит порядка 110 сольных концертов.

– За последние годы в филармонии возникло много новых фестивалей. Как рождается фестиваль?

Идею каждого фестиваля генерирую лично, хотя всегда открыта предложениям. И мои 10-летние ожидания предложений начинают воплощаться. Так, Валерий Абисалович Гергиев предложил проводить на площадках филармонии ежегодный фестиваль под его художественным руководством. Есть предложения и от Владимира Теодоровича Спивакова. В мае планируется фестиваль Дениса Мацуева. Все фестивали имеют различный формат. Но долгое время мы, ожидая интереса великих артистов, делали и делаем фестивали собственными силами. Летний Всероссийский фестиваль академической музыки имени В.И.Сафонова был визитной карточкой 30 лет, последние десять лет мы изменили его формат. Каждый год – новая идея, новое название, но строго в рамках академического искусства: например, Фестиваль “Отражение” – наше приношение Моцарту и Шостаковичу к их юбилейным датам, “Муза. Любовь. Экспрессия” – дань великим балетным танцовщикам Кшесинской, Павловой, Дункан, Нижинскому – героям нашей старинной сцены. В этом году – “Два Гения” – Бетховен и Чайковский, каждое лето фестиваль-сюрприз. Публика никогда не знает, что ее ждет на этом самом крупном в России фестивале, ведь он проходит в течение двух месяцев (июль – август) и по количеству концертов вмещает от 56 до 92 (!) камерных, симфонических, органных, детских и взрослых программ. Наши недавние открытия: это осенний Фестиваль “Бархатный сезон” (с 5 сентября по 5 октября), где место есть и опере, и драматическим спектаклям, и джазовым концертам, и театральным встречам. Зимний Фестиваль “Рождественские встречи на Водах” – многие стали с удовольствием встречать Новый год и Рождество на курорте, и филармония должна адекватно обеспечить публику каждодневным разнообразным концертом, спектаклем, шоу. Сегодня люди уходят от телеэкрана, они хотят настоящий бал, вечер при свечах или праздничный музыкальный фейерверк. Две недели зимы, с 31 декабря по 14 января, каждый день филармония открыта для детей на утренние елочные спектакли, дневные подростковые: “Снежная королева”, “Бременские музыканты”, “Али-Баба”, а для взрослых – на вечерние разнообразные концерты, новогодние и рождественские. В этом году центральным событием “Рождественских встреч” был джазовый проект: Мацуев, Гаранян, Иванов, Севастьянов, Бэлза, билеты выкуплены были за месяц до концерта. С наступлением весны, объединяя праздники – День Святого Валентина, День защитника Отечества и Международный женский праздник, мы в течение трех недель проводим Фестиваль “Вам, Любимые…”, в котором много посвящений и благотворительных программ. А в мае, на стыке весны и лета, – Фестиваль Детской филармонии “Времена года”, в котором самые талантливые дети юга целую неделю демонстрируют свои успехи в классических жанрах: ансамблях, дуэтах, соло, и все это с нашим Академическим симфоническим оркестром. В течение года – в августе, ноябре, феврале – уже десять лет идут концерты, которые дают возможность детям попробовать себя на профессиональной сцене, на хорошем инструменте. А в мае как итог – фестиваль.

– Назначение 5 лет назад на пост руководителя филармонии было стечением обстоятельств?

Есть у человека предназначение – это та самая Судьба, которая предначертана Господом. И выполнить свое предназначение – для меня это реализовать дар, который мне дан свыше. Это то, чем я занимаюсь с детства, – Музыка. По мере развития интеллекта пришло понимание направления собственной реализации, а однажды пришло предложение помочь делать это и другим. Так я стала худруком филармонии. Мне это нравилось, думаю, по нраву это было и артистам. Мы много сделали вместе за пять лет, это был хороший творческий рывок. Потом настал момент, и нужно было решать: быть свободной и творить, но уехать из страны, или остаться и воплощать потенциал мощной организации – филармонии – в качестве директора, зарабатывая свои творческие свободы. Выбор был очень жестким, мне дали всего несколько часов на раздумье. Я рада, что сделала свой выбор.

– Первое ощущение себя музыкантом, как это было?

Музыка со мною с рождения. Я родилась в семье музыкантов, впервые прикоснулась к роялю, когда дотянулась до него, годика в три, в 10 лет выступила с оркестром. Хорошо помню самую первую репетицию. Си-бемоль-мажорный одиннадцатый концерт В.А.Моцарта, большой оркестр, и я внутри него. Не под, не над, а именно внутри. Я ощутила слияние своей музыкальной пульсации с творческим состоянием взрослых артистов, радость, удивление: “Мы с тобой одной крови”. Помню, что не могла сдержать восторга.

– Как складывалась ваша карьера?

Жизнь музыканта всегда пролегает через тернии, путь творческой натуры – самый длинный путь к успеху, причем далеко не всегда гарантированному. Эта дорога начинается с самого раннего детства. Мы лет с пяти учимся всегда, всю жизнь, и даже когда ты уже зрелый музыкант, может вдруг прийти к тебе за кулисы маленький мальчик или девочка, сказать всего одно слово, и ты понимаешь: он для тебя – учитель, потому что взгляд его свеж, неординарен, не отягощен, и опять ты – в начале пути. Я уехала из дома, когда мне было 12 лет. Два года интерната спецшколы при консерватории в Ленинграде на теоретическо-композиторском, затем учеба в Москве, в Гнесинском училище и институте по классу фортепиано. Затем – орган. Мне предложил попробовать играть на органе С.Л.Дижур, которому я ассистировала во время концерта. Я попробовала и больше уж не могла оторваться. В органе для меня воплотились все мои музыкальные пристрастия – и пианизм, и анализ теоретика, а главное – возможность создавать, переосмысливать, импровизировать, это уже композиторское. Для меня очень важны краски жизни, а в органе музыкальных красок больше, чем в любом другом инструменте.

– Могли бы себя реализовать как музыкант в Европе? Что заставило вернуться?

Да, у меня было предложение остаться в Голландии после стажировки в 1997 году. Предлагали интересную работу, возможность играть концерты, воплощать некоторые идеи. Но я решила тогда вернуться и не жалею. Причина и сложна, и проста одновременно. Это строгие рамки творчества и жизни. И моя семья… Предложения есть и сейчас: так, в прошлом году мне предлагали поработать в университете в США, где могла быть и педагогическая, и исполнительская ниша. Это надолго. Пока не хочу. Часто за рубежом звучат предложения дать мастер-классы, в основном по сценическому мастерству, по психологии драматургии концертных программ, психологии восприятия музыки, взаимодействию артиста и публики.

–Женщина-органист на сцене и женщина в кресле руководителя: что сложнее?

Мы живем в мужском мире, и это не секрет. С самого детства все девочки, занимающиеся музыкой, пытаются играть по-мужски. Им об этом твердят педагоги, родители. В нас будят зависть и желание если не быть мужчиной, то победить его. Именно победить, а не покорить своею женственностью, красотой, обаянием, дипломатичностью, тактом. Фактически нас толкают на ложный путь, против своего естества и против своих сильных сторон. Мое убеждение – развивать необходимо сильные стороны. У меня стало ладиться и на сцене, и в кабинете только тогда, когда я дала свободу своей женственности. Другой вопрос, что женщина-руководитель должна соответствовать ситуации. Но на сцене необходимо найти свою неповторимую индивидуальность и органичность существования. А когда свое лицо найдено – можно многое себе позволить. Для меня это возможно было только через мою суть, через мое женское начало.

–Вы нервничаете перед выступлением?

Нет. Нервы – это студенческая болезнь, она проходит. А вот томление и кураж я испытываю всегда. Это необходимо. Тот самый адреналин, который порой дает удивительное состояние полета, когда живешь в музыке, принадлежишь ей по-настоящему.

– Насколько интенсивна ваша исполнительская деятельность?

– Сейчас я играю порядка 96 100 концертов в год. Последние несколько лет ежегодно гастролирую в Италии, Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Канаде, США. К слову, почти нигде из названных стран не знают о том, что я директор филармонии, там меня ценят как органиста. Все свои гастроли я провожу за счет директорского отпуска, сейчас у меня уже расписан 2012/13 год. Я люблю работать с солистами, хорами, оркестрами. Мне очень нравится ансамблевое общение. Мешает ли концертная жизнь моей работе директора? Однозначно: нет. Это все равно, что спросить, не мешает ли работа одного мозгового полушария другому. Напротив, одно другому помогает. Благодаря своей исполнительской практике я говорю с артистами на одном языке и непосредственно ощущаю, чего ждет от наших концертов публика. Я счастлива ощущать абсолютный ответ публики даже в ее сосредоточенном молчании, и тем более во взрыве аплодисментов. И чувствую, что сегодня жанр чистого академического концерта необходимо разнообразить новыми формами, которые мы разрабатываем. Наши идеи продуманны и импровизационны одновременно, они рождаются в непосредственном контакте с публикой.

– У вас есть записи?

Да, записано семь компакт-дисков со студией “Классическая звукозапись Петра Кондрашина”, и восьмой в Великобритании со студией, фирмой “Quartzmusic”.

– С какими проблемами вы столкнулись пять лет назад, приняв филармонию?

С первых шагов было трудно – нас пытались передать из федеральной подчиненности в краевую. Нам буквально говорили: “Нахлебники, сколько можно вас содержать, не умеете зарабатывать”. Было сложно объяснить, насколько нелепо разрушать наследие Российской империи, требовать от классического искусства финансовой самоокупаемости десяти залов, два из которых – памятники архитектуры. Пришлось доказывать, что, к примеру, концертный зал в Висбадене, который подобен нашему, Сафоновскому, государство содержит и охраняет как культурную и архитектурную ценность. Я столкнулась с тем, что корыстные мафиозные структуры пытались филармонию раздробить и продать по частям для стрип-кафе, развлекательных центров, боулингов, гостиниц и прочего. Мы понимали, что первыми пострадают артисты, так как симфонический оркестр со 110-летней (на тот момент) историей расформируют. Я тогда вышла на все самые высокие уровни: Комитет по культуре Госдумы РФ, центральные каналы ТВ, привлекла прессу. Крупные деятели культуры, которые играли здесь и знали о филармонии не понаслышке, обращались к Президенту в защиту филармонии. Восемь месяцев убеждений – и нас оставили в системе федерального подчинения. Но в результате лично я нажила много врагов в среде людей с развитым “коммерческим” интересом, которых по сей день не оставляют мысли “разделаться” со мной как с директором. С 2006 года нас по 12 15 раз в году посещают разнообразные проверки грубого рэкетирского характера, часто напоминающие захват территории, порой абсолютно незаконные. Кроме того, государственные структуры постоянно вынуждены тратить средства и время на проверки по сомнительным письмам одних и тех же графоманов-кляузников, выдающих себя за “глас народа”. Наступил момент, когда я мысленно всем врагам и обиженным сказала: “Спасибо за трудные уроки, за воспитание характера”. Сейчас мне уже все равно: для меня их нет. У нас есть любящие нас слушатели и зрители, аншлаги и неизменно горячий прием тех, с кем филармония творчески сотрудничает. А только в нынешнем году у нас выступали такие выдающиеся музыканты нашего времени, как Николай Петров, Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Сергей Ролдугин, Лиана Исакадзе, Юрий Симонов, и многие другие.

– Как складываются отношения филармонии с местными властями?

Определенные трудности взаимодействия восходят к тем временам, когда к Ставропольскому краю присоединили Кавказские Минеральные Воды. У “житницы” и “здравницы” – разные назначения. Каждый занимается своим делом: хлебороб – кормит, медик – лечит, артист – духовно просвещает и развлекает. Филармония была создана с целью обслуживать прежде всего курорт. Необходимо развивать отношения, так как растущее с каждым годом население региона мы тоже обслуживаем, имея постоянный значительный контингент публики – около 40 процентов из местного населения.

– Как складываются отношения филармонии с учредителем?

В идеале хотелось бы, чтобы всегда можно было положиться на поддержку Министерства культуры РФ в справедливом отстаивании позиции в правовых конфликтах с различными учреждениями. Будь то арбитражный суд по земельным вопросам или налоговая инспекция, которой, например, недосуг было разбираться, что детские абонементы по определению не могут облагаться НДС, так как стоимость их в пять раз ниже себестоимости и является благотворительной. Мы судились одиннадцать месяцев… Важны как контроль учредителя, так и его поддержка наших проектов. В течение последних десяти лет (то есть пять лет до моего вступления в должность директора и пять лет при мне) наша филармония ежегодно подавала по 20 – 25 различных творческих заявок, ни на одну из них мы пока не получили финансовых средств поддержки. Но надеемся, что отношения филармонии с учредителем будут конструктивно развиваться и наши заявки по Федеральной целевой программе “Культура России 2006 2011 годы” будут поддерживаться, так как у нас есть созидательная ЦЕЛЬ, для которой и создана федеральная ЦЕЛЕВАЯ программа.

Мне очень помогло то, что на момент моего прихода в качестве директора в стране резко изменился курс в сторону заботы о существовании учреждений культуры, серьезного создания нормативных актов в культуре. Я благодарна нашему учредителю – Министерству культуры РФ – и надеюсь на помощь по реставрации такого уникального здания, как Курзал в Кисловодске.

– С чего начинались позитивные изменения в филармонии?

Первая реорганизация творческого процесса у нас в филармонии была сделана с ориентировкой на традиции дореволюционной концертной жизни, практически привезенной В.И.Сафоновым из Европы. Главный принцип: артист, служащий в филармонии, должен иметь консерваторское образование и серьезный профессиональный уровень. Это был очень сложный процесс, пришлось многое изобретать…Еще работая худруком, я вернула в филармонию ежегодный общефилармонический творческий план, план на сезон, абонементы, схемы взаимодействия коллективов и артистов. Но первое, что определила, став худруком, – это принципы нормирования. Как оценивать то, что делает артист? Что включается в репетиционное и концертное время? Что такое охранная норма, творческая жизнь артиста, его активность, его обязанности и права? Все это к 2005 году уже было выстроено. Став директором, первое, что сделала, это создала разноуровневую и разнонаправленную юридическую службу, чтобы наладить документооборот в новых условиях. Параллельно занялась финансово-экономическими проблемами, так как на момент моего прихода задолженность по зарплате была полмиллиона. Мне нужна была команда профессионалов. Команда всегда сильнее “сольного” игрока. Я проводила кастинг за кастингом. Трудно было найти хороших экономистов, бухгалтеров, управленцев, специалистов по маркетингу в регионе, где, по большому счету, все население ориентировано на обслуживание курорта, – а это прежде всего медицина. Был момент, когда я пригласила консалтинговую фирму в надежде, что специалисты смогут мне помочь подобрать правильные кадры и провести реорганизацию. Но когда после длительных опросов, мониторингов, анализов и прочего, создававшего впечатление бурной деятельности, они задали мне вопрос: “По какому образу и подобию мы будем “делать” вашу филармонию?” – я выпроводила их из кабинета. Ведь нашей филармонии аналогов нет, и любое подстраивание и “причесывание” под кого-то способно разрушить ее уникальность. Тогда я поняла, что сама знаю, какой нужен результат. В моей команде сейчас люди совершенно разные по психотипу, что очень важно, так как у каждого совершенно определенные задачи. Их взаимодействия выстраиваю таким образом, чтобы каждый максимально мог реализоваться и принести пользу организации. Основой является состояние постоянного стремления вперед. Есть много технологий, позволяющих без трудоголизма и фанатизма приводить человека в состояние энтузиазма. Я рада, что за пять лет сложилась серьезная команда, в которой руководители подразделений – молодые люди, все от 30 до 40 лет, все серьезные профессионалы с высшим специальным образованием. Есть специалисты, имеющие степень кандидата наук. Я постоянно ощущаю монолит в административной части филармонической деятельности, а значит, наш корабль идет четким курсом и его нельзя сбить или расшатать. Мы совершенствовали многое в филармонии вместе, и я благодарна моим коллегам: А.О.Дмитриевскому, Л.Е.Соколову, Р.С.Захаряну, Р.В.Еременко. Сегодня я могу на них положиться.

– Как организовано и регулируется управление всеми филармоническими залами?

В каждом городе Кавминвод – Кисловодске, Ессентуках, Пятигорске, Железноводске – есть филиал филармонии со своей дирекцией-администрацией и техперсоналом, которая четко осуществляет планирование в данном городе, формирует отношения с властями городов, национальными общинами, детскими учреждениями, санаториями и, конечно, работает с населением. Все затем централизуется и собирается воедино основной администрацией во главе с генеральным директором. Я глубоко изнутри знаю, как сложно складывается работа этой творческой организации. Нельзя руководить театром, потому что любишь ходить в театр, нужно знать, чем живет вся организация. Нельзя быть просто прокатчиком, ты тут же потеряешь своего артиста. Нельзя быть только хозяйственником, тогда за ремонтами и строительствами тут же теряешь и публику, и творческое развитие организации. Нельзя быть и только художественно направленным – потеряешь и базу, и публику, а потом и артиста, которому нечем будет платить. Руководитель филармонии – это сложный синтез, где нет места слабым местам. Это искусство, помноженное на экономику, пиар-технологии, разделенное на концертные залы и опять помноженное на число публики, и все это зиждется на серьезнейшей юридической базе. Задача директора – создать команду и задать этой команде программу, где действуют законные, государственные правила игры. Это трудно, но выполнимо.

– Как бы вы могли охарактеризовать, что в вашей деятельности на посту директора Филармонии на КМВ является для вас самым главным?

Идти вперед, сохраняя традиции.

– Самым интересным и увлекательным?

Сопряжение разных видов искусств, воплощение в концертном деле, хороший финансовый результат.

– Самым трудным?

Сохранять спокойствие при проявлении слабых сторон организации.

– Самым перспективным?

Расширение деятельности. Слушатель, зритель должны иметь возможность ощутить движение жизни страны в наших концертных залах.

Я всегда ощущала себя человеком мира. Город наш интернационален, здесь живет 128 национальностей, и я могу различать людей и уважать их национальное достоинство. Я знаю многие традиции, считаю большим достижением общин и диаспор возможность соблюдать и культивировать свои обычаи. Но главное, различать добро и зло, у меня всегда была и есть четкая жизненная позиция – жить в мире.

– Что для вас удача?

Музыка охватывала меня постепенно, да и сейчас она все время меняется во мне и каждый день меняет мое мироощущение. Мне во многом повезло в жизни. Мне на пути встречались очень хорошие, интересные, добрые люди. Часто это были яркие персоны, у которых можно было учиться. Были моменты удачи быть в правильное время в нужном месте. И это все – Божий промысел. Для меня удача – это возможность мерно подниматься вверх по лестнице длиною в жизнь. По дороге я надеюсь найти и выполнить все, что предначертано.

ДОСЬЕ

Курортный зал
В нынешнем году главная филармония юга России – Государственная филармония на Кавказских Минеральных Водах отметила свое 115-летие. С этой старейшей филармонией сегодня сотрудничают все выдающиеся музыканты страны. По словам В.Гергиева, “широта и многосторонность ее деятельности заслуживают уважения и восхищения”.

Каждый впервые приезжающий в Кисловодск, выходя с вокзала, обращает внимание на роскошное, подобное средневековому замку здание, окруженное мощной подпорной стеной. Архитектурный ансамбль Курзала из желтого кирпича и местного доломитного камня, построенный в стиле французского неоренессанса по образцу европейских залов в Баден-Бадене, Висбадене, Монте-Карло с обилием разнообразных декоративных деталей, служит своеобразным символом Кисловодска. Ансамбль состоит из нескольких зданий, связанных между собой одноэтажными переходами, которые образуют незамкнутое каре с внутренним двориком (курдонером), открытым к главному зданию вокзала и образующим с ним и горным ландшафтом единый комплекс.

Идея создания Курзала принадлежит известному русскому музыканту, дирижеру и общественному деятелю В.И.Сафонову. Его отец, казачий генерал И.И.Сафонов, входил в состав Попечительского строительного совета ВЖД и представил этот проект. Члены правления Общества ВЖД в 1892 году решили на конечной станции Кисловодск построить, по примеру первой российской железной дороги Петербург – Павловск (1838), крупный культурно-развлекательный комплекс (“новое Тиволи”), так называемый Курзал (Курортный зал). Акционерное общество Владикавказской железной дороги (ВЖД), в число акционеров которой входили представители крупного капитала (А.И.Путилов, А.И.Вышнеградский, А.А.Давыдов, члены царской семьи, придворная аристократия), посчитало, что “…устройство Курзала имеет служить местом отдыха и развлечения для публики, посещающей Кавминводы и охотно навещающей Кисловодск, ради прекрасных свойств Нарзана и живописной местности”.

Сам В.И.Сафонов, являясь директором и главным дирижером отделения Русского музыкального общества в Москве, стремился к созданию в России универсальных концертных филармонических залов. Примечательно, что в 1894 году В.И.Сафонов начинает одновременное строительство двух крупных и поныне лучших концертных площадок России: Курзала в Кисловодске и Большого зала консерватории в Москве, директором которой В.И.Сафонов был на протяжении шестнадцати лет – с 1889-го по 1905 год. Его имя не так давно было восстановлено в истории нашей страны, поскольку в советский период оно было изъято из-за его происхождения и близких отношений его дочери Анны Сафоновой-Тимиревой с адмиралом Александром Колчаком.

Над проектом начинал работать молодой архитектор Валериан Гусев; в процессе работы молодой гражданский инженер Евгений (Эжен) Дескубес (по свидетельству потомков, он принадлежал к бельгийскому роду Де Кубе) внес ряд серьезных изменений и дополнений в окончательный проект Курзала, в результате чего здание приняло существующий облик.

Лермонтовская галерея

Первый концерт состоялся 15 июля 1896 года. Строительство Курзала обошлось Обществу ВЖД почти в миллион царских рублей. Ориентировочно такая же сумма была собрана В.И.Сафоновым для строительства Большого зала Московской консерватории.

В единый архитектурно-ландшафтный ансамбль зданий Курзала входили музыкальная раковина, танцплощадка и летняя эстрада, летняя веранда с навесом для ресторана, цветники, а также большой детский парк, к которому вел северный ажурный мостик. В 1909 году был сооружен южный ажурный мостик, который соединил Курзал с небольшим парком на склоне Крестовой горы. Вход публики на территорию Курзала для “увеселения и развлечений” был платным. По отзывам многих современников, кисловодский Курзал вполне мог бы украсить любую столицу Европы.

Гордость комплекса с момента постройки и по сей день составляет уникальный по своей архитектурной композиции курортный театрально-концертный зал. Рассчитанный на 650 зрительских мест, с балконом и колоннами, он был роскошно отделан внутри бархатом, бронзой и художественной лепниной, барельефными портретами Глинки, Чайковского, Бетховена, Верди и Моцарта. Хорошо оборудованная глубокая сцена была украшена занавесом работы художника Саллы. В фойе были выставлены картины крупнейших русских и зарубежных мастеров. Эксплуатацию театра правление ОВЖД поручило антрепренеру Тифлисского театра В.Форкатти. Во время курортного сезона представления в театре давались не менее 4 раз в неделю. Дважды в год дворянское собрание проводило в Курзале балы.

Создание при Курзале симфонического оркестра неразрывно связано с именем В.И.Сафонова и самыми яркими событиями в артистической жизни Кавминвод минувших столетий. Здесь проходили концерты, оперные, балетные и драматические спектакли с участием известных артистов и музыкантов России и Европы. На его сцене выступали: В.Комиссаржевская, М.Савина, Ю.Юрьев, К.Варламов, В.Качалов, И.Тартаков, М.Кшесинская, А.Павлова, Дм.Смирнов, А.Нежданова, Н.Плевицкая, А.Вяльцева, Варя Панина, Е.Гельцер, М.Фокин, Адамо Дидур, Ян Слезак, Маттиа Баттистини, читал свои рассказы А.Куприн. Потрясали своими музыкальными откровениями С.Рахманинов, С.Прокофьев, Э.Гилельс, С.Рихтер. М.Ростропович. Звучали неповторимые голоса Ф.Шаляпина, Л.Собинова, И.Козловского, Н.Обуховой и многих других выдающихся исполнителей того времени.

Яркая концертная жизнь Кисловодска, его природа вдохновляли многих композиторов, подолгу гостивших в этом городе, на создание новых музыкальных шедевров. Первое исполнение некоторых из них, рожденных на Северном Кавказе, состоялось на сцене Курзала. В Кисловодске в 1916 году Сергей Рахманинов работал над симфонией № 3 и писал романсы на стихи А.Блока и И.Северянина. Здесь в 1912 году Сергей Прокофьев сочинял сонату для фортепиано № 2, опус 14, а в 1917 году завершил работу над сонатой № 4, опус 29. В 1925 году Р.Глиэр в Кисловодске работал над балетом “Красный мак”.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;