Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7754) 11 - 17 ноября 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияОткрытая дверь у кирпичной стеныОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
ЮРИЙ САМОДУРОВ: Художник совмещает несовместимое – Юрий, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с попытками ограничить свободу художественного высказывания. Что неизменно вызывает споры: кто-то выступает “за” и “одобряет”, кто-то возмущается. Правда, внятного обсуждения этой темы в обществе пока не получается. Случай с выставкой “Запретное искусство”, когда за реализацию проекта, который должен был инициировать дискуссию о границах дозволенного в искусстве, осудили вас и Андрея Ерофеева, стал самым громким… – Думаю, что лет семь-восемь назад в России возникла и с тех пор усиливается религиозно-православная по мотивам и политическая по целям цензура, задача которой – воспрепятствовать показу в светских учреждениях культуры произведений современного искусства, где религиозные образы и аллюзии используются отнюдь не для выражения религиозной мысли и религиозного настроения. Причина вольного обращения современного искусства с религиозными символами состоит не в желании авторов произведений оскорбить и унизить религиозные чувства и личное достоинство верующих. Современное искусство часто совмещает в одном художественном пространстве то, что в жизни и в обыденном сознании существует в различных ментальных, культурных, бытовых, символических плоскостях, оно обыгрывает совершенно неожиданным образом любые значимые для людей символы – военные, культурные, религиозные, государственные, сексуальные и т.д., – чтобы сказать то, что нельзя выразить никаким иным способом. Это принципиальная установка и художественный прием современного визуального искусства, это художественный язык, который адекватен сложности современной жизни. Художник берет существующие в определенном контексте, выражающие определенные смыслы символы, помещает их в совершенно другой контекст и тем самым придает им совершенно иной смысл. Применительно к религиозному, художник превращает сакральные символы в профанные. Церковь и верующие такой язык категорически не приемлют и расценивают его как сознательное богохульство. И здесь возникает вопрос добросовестности. Если человек понимает, что это художественный язык, который использует религиозные символы и образы для разговора не о религии, то он его примет. К тому же современное искусство демонстрируется в специализированных музеях, галереях, то есть в особых культурно, социально, административно, юридически маркированных пространствах, где нормы поведения и деятельности являются в такой же степени “экстерриториальными” и специфическими, как, допустим, нормы поведения и деятельности людей в пространстве храма, больницы, армии, университетской аудитории и т.д. Однако многие верующие относятся к церкви и религии так же, как искренние коммунисты относились к своей коммунистической вере: кто обращается с символами их веры по-иному, становится для них настоящим врагом. Сегодня инициаторами обращений в милицию, прокуратуру, суд с требованием привлечь к уголовной ответственности кураторов выставок, руководителей частных галерей являются несколько существующих в Москве общественных организаций и групп: “Народный собор”, “Народная защита”, “Союз православных хоругвеносцев”, которые позиционируют себя в качестве православно-патриотических. – Конечно, очень хочется, чтобы общество выработало нормы, учитывающие ценности разных групп, а также механизмы контроля над соблюдением баланса интересов. Но ведь у нас нет гражданского общества и нет традиций такого рода деятельности… – В Советском Союзе людей и страну связывала в одно условное целое идеология социализма и коммунизма. Она рухнула. Пришедшие ей на смену идеологические и политические лозунги, в которые поверили люди – “рыночная экономика, рыночные реформы, демократия, модернизация”, – за двадцать лет, прошедших после отставки Горбачева, оказались настолько дискредитированными неудачным осуществлением, что большинство живущих в России людей сейчас воспринимают эти понятия с не меньшим недоверием и неприязнью, чем слова “социализм и советская власть” в 1980-х годах. Поэтому в современной России на месте, где должна быть артикулированная гражданская идеология, образовался вакуум. Власть выбрала единственно возможную для нее сегодня идеологическую опору, которая хоть как-то может объединить определенную часть людей, считающих себя русскими. Эта опора – православие и веер связанных с ним понятий: православная культура, православное искусство, верность православию, защита православных святынь, противодействие “инославию” и т.д. Часть интеллигенции и некоторое количество пока еще маргинальных, но очень энергичных политических активистов с националистическими убеждениями поддерживают и популяризируют православие не столько как религиозную веру, сколько как основу культурного и национального самоопределения русских. В этом смысле православие его политическими адептами в значительной степени противопоставляется гражданской, светской самоидентификации населения России, предполагающей ценность идеологического и политического плюрализма, правового государства, выборности органов власти, светского характера государства и т.п. Усилия РПЦ, части интеллигенции и православных активистов по лоббированию и продвижению православия вместо гражданской идеологии власть осторожно, но последовательно поддерживает. “Русский” сегодня в России почти официально стало означать “православный”. Но лоббирование и пропаганда православия и как религии, и как культурной традиции не вместе, а вместо гражданской, светской самоидентификации – путь если не гибельный, то опасный. – Юрий, а каков был ваш личный опыт столкновения с цензурой в советское время? – До 1986 года я работал геологом, о цензурных запретах в Советском Союзе в художественной литературе судил только на основании разговоров, самиздата, мемуаров. Литературный самиздат – яркое свидетельство наличия политически и идеологически мотивированной цензуры. Конечно, до меня, обычного зрителя, иногда доходили разговоры о запретах спектаклей в Театре на Таганке. О существовании же работавших в 1960-е – 1980-е годы художников-нонконформистов я практически ничего не знал. В спецхранах библиотек до конца 1980-х было заперто большое количество книг. Например, сборники “Архив Троцкого. Коммунистическая оппозиция в СССР” и его мемуары, а также секретные распоряжения Ленина об изъятии церковных ценностей под предлогом борьбы с голодом я прочел впервые, когда они были напечатаны у нас в 1990-м и в 1991 годах. Но лично для меня и для многих из тех, кого я знал, самой важной была та цензура, которая касалась материалов о политических репрессиях в СССР. Одна из сестер моей бабушки – Ольга Львовна Слиозберг – много лет провела в лагерях на Колыме, а потом в ссылке в Казахстане. Я знал, что ее муж, преподаватель МГУ, был расстрелян. Их дети – мои дядя и тетя – росли с моей бабушкой по отцу. В бельевом шкафу у нас дома я случайно нашел спрятанную мамой папочку с рукописью воспоминаний Ольги Львовны “Путь”, которая перевернула мою жизнь. О политических репрессиях в СССР почти ничего нельзя было прочесть, а поговорить тоже было почти не с кем. Единственная книжка, которую я тогда случайно купил и прочел, – мемуары генерала Горбатова “Годы и войны”, изданные в 1965 году. Одна из глав была посвящена тому, как перед войной он был арестован, прошел через допросы с побоями, никого не оговорил и сам не признал выдуманных обвинений, оказался в Магадане, стал доходягой, но в начале Отечественной войны его взяли из лагеря, подкормили и отправили на фронт, где он очень умело воевал, командуя крупным соединением, и делал все, чтобы сохранить жизни солдат. Личность генерала Горбатова, крестьянского сына, вызвала у меня, школьника, да и сегодня вызывает огромное уважение и восхищение. В годы перестройки идеологическая политическая цензура вроде бы рухнула. Но промоины в государственной лжи скоро стали зарастать. Уже за несколько лет до конца эпохи Ельцина вновь стал ограничиваться доступ в архивы к документам о политических репрессиях. Сначала допускали исследователей, потом – только родственников, а ведь у миллионов репрессированных никаких родственников не осталось. Беседу вела Елена ГАРЕВСКАЯ НАТАЛЬЯ ИВАНОВА: Цензура стесняет балагура? Когда выставку “Запретное искусство” осудили, я посчитала этот факт отрицательным. Картины Тер-Оганьяна не пускали на выставку в Лувр. Тоже плохо. Очень плохо. Почему? Никто внятно не объяснил публике, что “Запретное искусство” изображает. Это ведь не кощунство художника, это кощунство потребителя в гиперболическом, гротескном художественном изображении. Отношение потребителя к религиозному искусству – и такое его понимание – послужило реальным материалом для создания провокативных художественных оттенков. И Тер-Оганьян рубит отнюдь не настоящие иконы и не их копии, а заполонившую все и вся псевдорелигиозную олеографию. Да, еще есть и второй смысл: напоминание о том, как сам наш народ-богоносец рубил, жег, уничтожал иконы, церковное имущество, храмы… А кто этих фактов не признает и утверждает, что народ натравили иноверцы, – почитайте “Дневник писателя” Достоевского, там есть и о тех, кто иконы расстреливал. В XIX веке. Безо всякой подначки. Цензура есть вещь опасная и подлая, хотя прикрывается, конечно, словами о нашем с вами благе. Цензура чудовищна, потому что незнающие, тупые, необразованные люди, не понимающие, что такое искусство, насилуют его, лезут в него своими руками. Нужна не цензура и не самоцензура – необходимо чувство ответственности и уместности. Тираж, например. Распространяемость. А то выносится приговор за выставку, а по телеящику прямо идет неприкрытая порнография, и ничего! Есть детские площадки, на которых взрослые дяди пьют водку и разговаривают матом. Вот с чем надо бороться, а не с искусством. Институт цензуры в стране под кодовым названием “СССР” был чрезвычайно крепок и основателен. Казалось, что цензура – это навсегда, как советская власть. Цензура и была практикой советской власти. Цензура называлась “Главлит”: в одном этом страшном слове был месседж: это заведение – главное для литературы, главней не бывает. И там, наверху, в Главлите, решались судьбы книг, а значит – писательские судьбы. Кому быть живым и хвалимым, кто должен быть мертв и хулим – в прямом смысле этих слов тоже. Цензоров в лицо никто из писателей и редакционных сотрудников не знал. Не видел. Не был удостоен аудиенции. Допущены к цензорам были только очень ответственные редакционные работники. Вот они и отправляли в цензуру (в Главлит) верстки книг и журналов; вот они и шли туда за указаниями, что снять и кого запретить. Недавно вышел из печати “Новомирский дневник” Александра Твардовского – он записывал в своих рабочих тетрадях те истязания, которым подвергались тексты. И, разумеется, он сам как главный редактор журнала. Я помню, как уродовались тексты Виктора Астафьева, Вячеслава Кондратьева военной цензурой. Было такое отдельное учреждение. Следило, якобы, за государственной тайной, охраняло. На самом деле – охраняло даже от количества чекушек водки (!) на фронте – у “военных” писателей. Моя первая в жизни книга – “Проза Юрия Трифонова” – тоже, разумеется, должна была пройти через предварительную цензуру. Как положено. Редактор книги в издательстве, Галина Великовская, не имела даже права показать мне цензорские распоряжения. Это было запрещено. А она показала – и я увидела верстку своей книги всю в кровавых подтеках: цензор обозначал неприемлемое красным карандашом. Но время уже ломалось, шел 1984-й, и за девять месяцев, пока решалась моя судьба, оно, время, подвинулось – пришлось перевести отдельные слова и выражения в эзопов язык второй степени, как я шутила (потому что Трифонов писал эзоповым языком первой степени), и книга все-таки вышла. Ни одной страницей, тем более главой в книге я не пожертвовала. Самое смешное, что у меня там есть целый фрагмент, посвященный негласному договору между писателем и читателем, – и особому мастерству шифровки у писателя, и особому умению дешифровки текста у читателя… Цензура рухнула накануне, а не вместе с советской властью. Она первая почувствовала – вмешиваться надо поменьше, и начала убирать руки. Так, в “Знамени” удалось в июне 1986-го опубликовать “Ювенильное море” Андрея Платонова. Но тогдашний ответственный секретарь В.В.Катинов потребовал убрать из текста два абзаца – о башнях, построенных из дерьма. Для меня закат цензуры начинается с триумфального возвращения Платонова – последовали “Котлован” в “Новом мире”, потом “Чевенгур” в “Дружбе народов”. Говорят, что цензорами работали чрезвычайно образованные люди. Не знаю, не знаю. Знаю только, что вред, нанесенный ими культуре, колоссален. Последствия наблюдаю до сих пор. Вернули вроде бы в литературу и того же Платонова, и Добычина, и Пильняка, Хармса, Олейникова, Вагинова, а к действующей литературе они не привились, их вероятное, благотворнейшее влияние было исторически упущено, источники были не просто замутнены, а отравлены соцреализмом. Итак, оковы пали, запрещенная литература хлынула – и на несколько лет отменила новую. А новая, та вырастала уже без запретов. Нужна ли ей – с ее ненормативностью во всем, включая лексику – опять цензура? Или – самоцензура, то есть поведение в рамках приличий? В 60-х годах прошлого века было модно, когда интеллигентные девушки в компаниях в кухонных разговорах о высоком вдруг пускали матерком. Потом это как-то повыветрилось. Затем стало очевидно, что коммунистическое руководство не может руководить без мата, а обсценную лексику в стихах не переносит. Такое вот жеманство. БОРИС КАГАРЛИЦКИЙ: Диктатура вкуса Кто бы мог подумать, что весьма заурядный календарь с изображением девушек в нижнем белье вызовет в нашем обществе дискуссию настолько острую, что этой теме оказались посвящены уже десятки статей и даже передачи государственного телевидения. Печатной продукции такого сорта выпускается у нас великое множество. Единственное отличие данного календаря от всех прочих состояло в том, что был он посвящен дню рождения Владимира Путина, а позировали для него студентки журфака МГУ. Вряд ли кто-либо заметил бы проект, будь у него другой адресат. Называть картинки эротическими нет никаких оснований. Такие же точно фото можно найти сотнями в любом каталоге дамского белья, на рекламных стендах или в витринах магазинов. Поскольку авторы календаря – выпускники и студенты престижного журналистского факультета ведущего университета России, становится понятно, в каком тяжелом кризисе находится наше образование. Руководству журфака стыдиться надо не того, что студентки снимаются в нижнем белье, а того, что целая команда подготовленных здесь молодых профессионалов не смогла сочинить ни одного эффектного слогана. Показательно, что возмущение общественности вызывает не содержание календаря, а его адрес. Мол, как не стыдно такую продукцию связывать с именем Путина. Мало кого волнует торжество пошлости и дурного вкуса, показателем которого является данная продукция. А между тем именно об этом и стоило бы поговорить. В современной России невозможна “пощечина общественному вкусу”, ибо никакого общественного вкуса у нас нет. Нет ни эстетических, ни этических норм, которые объединяли бы общество или хотя бы признавались таковыми номинально. История с календарем показала, что и с корпоративной этикой дела обстоят самым печальным образом. В большинстве западноевропейских стран существует достаточно четкая граница того, что считается допустимым для профессиональных журналистов и вообще для публичных фигур. Граница эта подвижна, она с течением времени размывается: в прежние времена неприличным для известного человека было бы появиться на публике без галстука или выйти на улицу без шляпы, а для газеты – опубликовать подобного рода фотографию. И все же граница между серьезной и “желтой” прессой совершенно реальна, точно так же, как и различие между собственно искусством и “массовой культурой”, художественным творчеством и порнографией, высокой кухней и фаст-фудом. Общество позволяет существовать и тому, и другому, но оно осознает различие. Границу можно нарушать, ее можно осознанно передвигать, можно бросать вызов нормам и приличиям. Но все это совершается осознанно и осмысленно. У нас этой границы нет, и о различиях никто не задумывается. Здесь мы сталкиваемся с удивительной особенностью постсоветской культуры, которая до известной степени воспроизводится и в других странах Восточной Европы, проведших с нами некоторое время “в одном лагере”. В советское время заботу об общественных приличиях и соблюдении этических норм взяло на себя государство, освободив общество от необходимости эти нормы поддерживать и осмысливать. Разумеется, цензура и контроль над публичным поведением людей отнюдь не были изобретением советского государства. Различные формы, например, театральной цезуры существовали в XVIII и XIX веках в гордящейся своей свободой либеральной Британии. Не кто иной, как великий Генри Филдинг, жаловался на проблемы с цензорами, а лондонская публика той эпохи, недовольная вводимыми запретами, прославилась несколькими “театральными бунтами”, для подавления которых приходилось вызывать войска. Даже в ХХ веке всевозможные ограничения оставались в силе, и подорваны они были лишь студенческими бунтами 1968-го – 1969 годов, резко изменившими понятия об общественных нормах и приличиях. Но дело в том, что государственная цензура в западноевропейских обществах действовала не сама по себе, а в тесном взаимодействии с буржуазным общественным мнением, а также с профессиональными корпорациями, как формальными, так и неформальными. Иными словами, запрещали то, что само гражданское общество считало нужным запретить, а когда общество возражало и настроено было на смягчение запретов, то и контроль постепенно смягчался. Власть в репрессивных действиях опиралась на самоорганизацию гражданского общества. Советская система, напротив, полностью сняла с граждан заботу о поддержании общественных приличий и моральных норм, превратив даже супружескую измену в тему для обсуждения на профсоюзных и партийных собраниях. Неудивительно, что позднее, когда система рухнула, а государственные органы отстранились от решения подобных вопросов, общество, предоставленное самому себе и лишенное минимальных навыков самоорганизации, оказалось не способно не только соблюдать нормы публичной или профессиональной этики, но хотя бы выработать какие-то устойчивые представления о них. Параллельно с деградацией публичной этики происходило и разложение общественного вкуса, который раньше опирался на четкую систему критериев, восходящих к классической русской литературе, но жестко и бескомпромиссно поддерживавшихся все той же советской системой – через официальную культурную политику, образование, пропаганду. Чем меньше в обществе устоявшихся и внятных представлений о том, что “хорошо”, а что “плохо”, что допустимо, а что нет в публичном пространстве, тем чаще звучат призывы к введению цензуры. Нам плохо на воле, верните нас в клетку! Эта ностальгия по государственному контролю более чем понятна. Если мы не справляемся с культурной работой сами, надо поручить ее кому-то другому. И проблема здесь, как ни парадоксально, не в самом призыве к введению цензуры, даже не в “бегстве от свободы”, а в том, что на самом деле и бежать-то некуда. Парадокс в том, что общество, не имеющее четких представлений о нормах или нравственных ориентирах, не сможет и ввести сколько-нибудь эффективную систему моральной цензуры, даже если для этого будет задействована целая армия чиновников. Несколько месяцев назад, когда возник конфликт по поводу попыток государственных структур запретить несколько книг в странном диапазоне от Гитлера до Хаббарда, интеллектуалы дружно поднялись на борьбу с этими поползновениями, повторяя знаменитый лозунг французских студентов “Запрещать запрещается!” Если современные западные демократии предпочитают запреты неформальные и косвенные прямой и грубой цензуре, то отсюда не следует, будто эти запреты менее действенны. Репрессивная терпимость может оказаться куда эффективнее прямых репрессий. Но именно здесь и проблема. В условиях, когда не существует даже подобия публичного консенсуса, когда даже правящий класс не способен выработать собственную этику, а наспех сформировавшаяся буржуазия не имеет и понятия о буржуазной морали, любая система официальных запретов обернется субъективным произволом небольшой группы, которая станет навязывать обществу свои субъективные представления о “нравственности” и “вкусе”. Но если сейчас нам начнут навязывать новые общеобязательные правила, то делать это станут не самые передовые и просвещенные люди, а, наоборот, представители самых отсталых, ретроградных и мракобесных сил общества. Возвращаясь к “путинскому” календарю, приходится констатировать, что если это и шутка, то далеко не безобидная. Подобная “свобода” создает предпосылки для формирования в обществе потребности в диктатуре, а либерализация нравов грозит обернуться новым закручиванием гаек под всенародные аплодисменты. И речь тут идет, увы, не только о проблемах культуры. Именно поэтому борьба с “торжествующей пошлостью” превращается у нас сегодня в важное дело, прямо-таки в гражданский долг всякого, кто озабочен сложившимся в стране положением. Если мы не хотим установления цензуры, единственный способ избежать этого – выработать систему моральных норм, критериев и, увы, запретов снизу, принуждая их соблюдать силой общественного мнения. Да, кстати, а есть ли у нас общественное мнение? Тоже очень интересный вопрос. Также в рубрике:
|