Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7754) 11 - 17 ноября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Кто победил?


Кадр из фильма “Воображаемые любови”
Такого в истории мирового фестивального движения, пожалуй, еще не было: на четвертом году своей жизни Международный кинофестиваль “Завтра”, основателем и идейным вдохновителем которого был Иван Дыховичный, в силу разных причин превратился в два однотипных арт-хаусных фестиваля “2morrow/Завтра” и “2-in-1” с расстоянием вытянутой руки между ними – в три дня. Изначально было очевидно, что непримиримые друзья – амбициозные команды обоих фестивалей – будут из кожи вон лезть, чтобы не ударить в грязь лицом. Зрители от этого противостояния только выиграли. Они получили, в частности, российские премьеры четырех громких фильмов, которые позиционировались как спецсобытия. От “2morrow/Завтра” – буддийскую сказку Апичатпонга Веерасетакула “Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни”, победившую в этом году в Канне, и ретродраму Отара Иоселиани “Шантрапа”, также из программы Каннского фестиваля, а от “2-in-1” – мелодраму Джули Бертучелли “Дерево”, закрывавшую 63-й МКФ в Канне, и “Турне” Матье Амальрика, удостоенное там же приза за режиссуру и премии ФИПРЕССИ. Так что в игре на этом поле можно зафиксировать ничью. Что же происходило на других “полях”?

Первым делом бросается в глаза, что Фестиваль “Завтра” в новом формате расширил свою географию: его площадками стали столичные арт-хаусные кинотеатры “35 мм”, “Ролан” и “Пионер” – в каждом по два зала. И в этих шести залах, что называется, было что смотреть. Есть смысл поговорить о показанной на открытии фарсовой мелодраме “Воображаемые любови” – втором проекте 21-летнего канадского вундеркинда Ксавье Долана. Путевку в большое кино ему, можно сказать, дал Фестиваль “2morrow/Завтра”: ровно два года назад его полнометражный режиссерский дебют “Я убил свою маму” был удостоен здесь главного приза, а спустя некоторое время стал номинантом французской национальной кинопремии “Сезар” как лучший зарубежный фильм года. Ксавье Долан вновь выступил в разных качествах – и как режиссер, и как продюсер, и как сценарист, и как исполнитель одной из главных ролей, и на каждой из этих позиций он не оплошал. Самое интересное в картине – режиссура, не по возрасту постановщика уверенная и выверенная, нестандартная, “музыкальная”. Очевидна перекличка этой ленты и шедевра Франсуа Трюффо “Жюль и Джим”. Рассказывая о запутанных и неоднозначных взаимоотношениях персонажей – двух парней (их играют Ксавье Долан и Нильс Шнайдер) и девушки (Мония Чокри) – с неочевидными и неосознанными до конца ими самими сексуальными ориентациями, режиссер делает упор на визуальный ряд, на музыку, роль которой трудно переоценить, на подтекст, и картина начинает завораживать буквально с первых же кадров.

Провокационный полнометражный документальный коллаж Селин Данье “Пустой город” с участием Джима Джармуша, Стива Бушеми, Лидии Ланч, Ричарда Керна, Ника Зедда и ряда других личностей посвящен совершенно нам не известному нью-йоркскому киноавангарду конца 1970-х – середины 1980-х.

Однако не авангардистские опусы стали настоящим украшением Фестиваля “2morrow/Завтра”, а полная ретроспектива фильмов литовца Шарунаса Бартаса, увы, неизвестного российскому зрителю, – ни одна из его картин не пробилась в наш прокат и телевизионный эфир. Уже в своей первой полнометражной ленте “Три дня” (1991), номинированной на приз Европейской киноакадемии, Бартас, учившийся режиссуре во ВГИКе в конце 80-х в мастерской Ираклия Квирикадзе, создал свой стиль и свой мир – одновременно пугающий и завораживающий, отвратительный и прекрасный, мир молчаливых, одиноких и неприкаянных людей, большей частью маргиналов, живущих вне пространства и времени. Герои его ранних фильмов говорят крайне мало или вообще не говорят, режиссер (он же оператор, начиная со снятой в 1996 году этнографической драмы “Нас мало” о скотском быте и образе жизни представителей какой-то сибирской народности, третьей своей картины) подолгу всматривается в их лица, которые ему, судя по всему, безумно интересны. Его фильмы то изысканно метафоричны – прежде всего это касается экзистенциальной сюрреалистической драмы “Дом” (1997), то аскетичны по языку, композиции и изобразительному ряду (“Свобода”, 2000). Они, как правило, бессюжетны, или, в лучшем случае, с пунктирно прописанной историей. И только последний его фильм, “Евразиец” (2010), победивший этой осенью на “Киношоке”, можно отнести, да и то с натяжками, к жанровому кино. Бартасу удалось здесь сделать принципиально важный для него шаг к зрителю, сделать свой стиль, свой язык, свою поэтику близкими и понятными не только для интеллектуалов.

Если же говорить о конкурсе, то он, по большому счету, не очень впечатлил. В нем, в частности, участвовала картина китайца Ли Хунци “Зимние каникулы”, совсем недавно удостоенная “Золотого Леопарда” на престижном МКФ в Локарно. Кое-кто из наших критиков поспешил назвать эту несомненно талантливую работу самым смешным китайским фильмом всех времен, а ее режиссера – “китайским Борисом Хлебниковым”. В восприятии автора этих строк это кино оказалось бесконечно скучным. Впрочем, у членов главного жюри режиссеров Сергея Лозницы (председатель) и Брюса Ля Брюса, кинооператора Михаила Кричмана и кинокритика Марка Адамса другое мнение: они отметили молчаливые “Зимние каникулы” призом в номинации “Звук”. Куда более щедрым в отношении этой ленты оказалось жюри молодых критиков, назвавшее ее лучшей в конкурсной программе с формулировкой “За ироничное и тонкое отображение абсурдности человеческого существования”. Это же жюри назвало довольно скромную и непритязательную “Ловушку для крабов” колумбийского режиссера Оскара Луиса Навиа “Фильмом “Завтра” “За тщательное воссоздание кинематографического пространства на основе осмысления окружающего мира и развитие главных тенденций современного кино”.

Зрители вправе были многого ожидать и от представлявших модное новое румынское кино “Сказок Золотого века” — продюсерского проекта Кристьяна Мунджу (это он снял “Четыре месяца, три недели и два дня”), который выступил здесь и как сценарист, и как режиссер одной из шести новелл-анекдотов. В прошлом году картина принимала участие в престижной каннской программе “Особый взгляд”, но это, к сожалению, не гарантирует наличия высоких художественных достоинств. Картина интересна прежде всего как особый взгляд на недавнее прошлое Румынии. Пятнадцать лет нищеты, распада и репрессий времен позднего Чаушеску румынская пропаганда называла Золотым веком, и вот этот Золотой век с лукавой улыбкой высмеивают молодые румынские кинематографисты, представив целую панораму абсурдных и комических ситуаций, которые, по сути, были нормой для румын.

Из конкурсной программы выделяется разве что отмеченный Гран-при трагифарс итальянского режиссера Микеланджело Фраммартино “Четырежды”. Это одновременно фильм-наблюдение и фильм-размышление о жизни забытой богом и людьми горной деревушки и ее обитателей. Действие развивается тягуче медленно, будто бы в режиме реального времени. Вместе с режиссером мы наблюдаем, как умирает пастух, как рождается козленок (одна из самых эмоциональных сцен в фильме), как он растет, как жители деревушки работают и как веселятся…

А вот на Фестивале “2-in-1” самое интересное – это как раз конкурс, и он автору этих строк показался посильнее конкурсов Московского кинофестиваля последних лет. Правда, некоторое недоумение вызывает тот факт, что главная награда присуждена сербскому фильму “Красный холм” – полнометражному дебюту режиссера, сценариста и продюсера Николы Лежаича. Картина также отмечена призом в номинации “История”. Наверное, жюри, возглавляемое Кирой Муратовой, посчитало, что другие достойные фильмы (в том числе победившая в Карловых Варах испанская “Сетка от комаров”) были уже поощрены на авторитетных фестивалях. Это история двух парней-скейтбордистов, Тода и Стефана, которые, окончив школу, проводят летние каникулы в сербском местечке Бор, в окрестностях пришедшего в упадок крупнейшего в Европе медного рудника. Ребята развлекаются в компании себе подобных, снимают экстремальное видео, ухаживают за Дуней, вернувшейся из Франции на каникулы. А тем временем акции протеста горняков становятся все более масштабными…

Две награды (в номинациях “Изображение” и “Звук”) достались и датскому документальному фильму “Армадилло” режиссера Януса Метца – своеобразной летописи полугодовой командировки подразделения датских миротворцев в Афганистан. Обладательницей приза в категории “Герой” заслуженно стала Эва Габор, исполнительница главной роли в картине венгерского режиссера Агнеш Кочиш “Пал Адриенн” – одной из самых интересных и самых мощных на фестивале и вполне достойной Гран-при. Ее флегматичный персонаж, тучная медсестра Пирошка, работает в отделении для умирающих стариков. Вокруг нее постоянно витает смерть, однако это ничуть не сказывается ни на ее самочувствии, ни на ее аппетите. Поначалу кажется, что она равнодушна абсолютно ко всему – к больным, к мужу, к окружающему миру. Но вот Пирошка вдруг занялась поисками своей подруги детства, и мы видим, что это не так.

И еще по крайней мере два фильма имели веские основания претендовать на Гран-при: поэтическая психологическая драма “Четвертый портрет” тайваньского режиссера Мон-Хун Чуна и жесткая криминальная драма “Окраина” румына Богдана Джорджа Апетри. Речь в них идет о детях. Герой первой картины молчаливый и не по возрасту рассудительный десятилетний Сян оказался совершенно один после смерти отца. Правда, вскоре вдруг объявилась его мать, но мальчику от этого легче не стало, поскольку матери нет до него дела, а отчим откровенно его ненавидит. Одна у него отрада – увлечение живописью… В “Окраине” на первом плане не восьмилетний ребенок, а его мама Матильда, которую после двух лет тюремного заключения на один день отпускают на свободу на похороны матери. Материнские чувства проснулись в Матильде лишь после того, как она разыскала сына в сиротском приюте, но тот уже не нуждается в ее любви…

Едва ли не самое слабое место в конкурсных программах обоих фестивалей

– российские фильмы. На “2morrow/Завтра” нашу страну представляли претенциозная и невнятная фантастическая драма Рамиля Салахутдинова “Которого не было”, не менее претенциозный и невнятный детективный триллер Ярослава Добронравова “Рафаилъ Пироне”, а также “Воодушевление” Галины Мызниковой и Сергея Проворова. Куда интереснее по сравнению с этими лентами, напоминающими экспериментальные студенческие работы, 37-минутная “Башня”, показанная на Фестивале “2-in-1”. Ольга Егорова, более известная как Цапля, и ее коллеги по творческому коллективу “Что делать?” сняли талантливую, остроумную и злую политическую сатиру, но это скорее публицистика, чем искусство. Трудно поверить, что у нас нет более достойных картин.

Так уж вышло, что в своеобразное соревнование включились не только фестивали, но и кинотеатры. Автору этих строк нечего сказать о кинотеатре “Пионер”, поскольку он в другом конце города, а курсировать во время Фестиваля “2morrow/Завтра” приходилось между расположенными неподалеку кинотеатрами “Ролан” и “35 мм”. Так вот, “Ролан” по всем статьям проиграл. В первый рабочий день здесь дважды задерживалось начало сеансов на полчаса – сам тому был свидетелем, а спецпоказ фильма “Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни” начался с 50-минутным (!) опозданием и закончился, соответственно, поздно ночью. Качество видеопроекции этой ленты, и не только этой (Фестиваль “2morrow/Завтра”, в отличие от своего конкурента, похоже, ориентируется на цифровые кинотеатры завтрашнего дня), не выдерживает критики.

Именно по таким вот “техническим” причинам организаторы “2-in-1” сделали своими площадками два кинотеатра – “35 мм” и “Пионер” (по два зала). То, что они расположены далеко друг от друга, с одной стороны, удобно для зрителей – они могут выбрать тот кинотеатр, который ближе к их дому. Но с другой стороны, зрители не могли не почувствовать себя обделенными. Только в “Пионере” были прописаны такие интересные программы, как “Кинотавр” – актуальное российское кино”, “День фестиваля “Текстура” в Москве”, ретроспективы фильмов Дэвида Кроненберга и Изильды Ле Беско, а также ряд фильмов из других программ, но самое-то интересное происходило в кинотеатре “35 мм”! Почему бы не продублировать “пионерские” программы в Малом зале этого кинотеатра, который был загружен фестивалем процентов на 30? Почему бы не показывать фильмы в Большом зале по четным часам, а в Малом – по нечетным, чтобы возможности выбора для зрителей значительно возросли?

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;