Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43 (7755) 18 - 24 ноября 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полоса“Резиденты” – 40 лет свободыИрина КУЛИК
В Москву “The Residents” приезжают уже в третий раз. И каждый раз предстают неузнаваемыми. Только в самый первый их визит публика могла увидеть воочию знаменитого “головоглазого” фрачника. Во второй приезд голову-глаз просто пронесли по сцене на подушке – как королевскую корону. В России у конспиративной американской группы немало преданных фэнов, давно обсудивших, кто бы мог скрываться за пресловутыми масками – версии, как всегда, были самыми фантастическими. Кто-то выдвигал версию, что это конспиративный проект каких-нибудь академических минималистов, например, Терри Райли или Филиппа Гласса. Кто-то – что это развлекающиеся на досуге калифорнийские миллионеры. Самые же циничные – или романтичные – рассказывали байку, что в “The Residents” на самом деле играют инсценировавшие свою смерть звезды рока 60-х – например, Джим Моррисон или Джимми Хендрикс. По датам, конечно, не сходилось, но байка и не претендовала на правдоподобность. Только самые малодушные смели предположить, что в Москву приехали не подлинные “The Residents”, а спрятавшийся под масками тридесятый состав. Но, вообще-то, поклонники группы давно перестали выяснять идентичность “резидентов”. Многие склоняются к версии, что Хомер Флинн и Харди Фокс, те самые участники “The Cryptic Corporation”, которые обычно выступают спикерами группы, на самом деле и есть вокалист и клавишник. Но сами они всегда категорически отрицают свое участие собственно в группе. На своем нынешнем представлении вокалист “The Residents” предстал в маске гротескного старца, словно бы опережая самые пессимистические представления поклонников о том, как могли бы выглядеть участники группы, которая существует без малого сорок лет. В начале концерта, в котором участвовали не четверо, как в классическом составе, а трое музыкантов, он предложил попрощаться с покинувшим группу участником, неким Маркосом, который не вынес тягот рок-н-ролльной жизни и уехал в Мексику, ухаживать за мамой. Вряд ли кто-либо из зрителей принял эти ламентации за намек на подлинные события в жизни группы. Новое шоу “The Residents” “Talking light” – не столько концерт, сколько спектакль, герой которого, полубезумный старик Рэнди, облаченный в халат и длиннющий галстук в горошек, беседует с появляющимися на видеоэкранах столь же странными приятелями и рассказывает всяческие леденящие душу страшилки, главными персонажами которых выступают злокозненные “зазеркальные люди”, отражения, намеревающиеся подменить оригиналы и захватить мир по эту сторону зеркала. “Talking Light” чем-то напоминает моноспектакли отечественной экс-рок-звезды Петра Мамонова, представавшего в образе странного, словно бы не вполне человеческого существа, заговаривавшего зрителей такими же потусторонними историями. В отличие от Мамонова, “The Residents” не только отличные актеры и постановщики, но и отменные музыканты. Их музыка звучала столь завораживающе в своей несколько механической и в то же время призрачной меланхолии, что иногда хотелось закрыть глаза – отлично сделанное шоу казалось почти избыточным. И становилось совершенно ясно, что “The Residents” – отнюдь не конспиративный проект знаменитых еще чем-то людей, и уж точно не тридесятый состав: настолько цельное и уникальное явление представляет собой эта удивительная группа. Анонимность и театральность “The Residents” – не уловка, но по-своему героический концептуальный ход.
– Накануне московского концерта “The Residents” выступали в Париже, в Центре Помпиду… – Да, они дали два концерта, которые прошли просто отлично… – Но значит ли такой выбор площадки, что сегодня публика “The Residents” – не столько поклонники рок-музыки, сколько ценители современного искусства? – “The Residents” – очень странная группа, ведущая странное и непредсказуемое существование, и это касается в том числе и ее публики. В разных местах публика ведет себя по-разному – где-то, например в Москве, кричит и бесится, воспринимая все происходящее как рок-концерт, а где-то сидит тихо и чинно, как в театре, воспринимая представление как спектакль. – Когда группа только формировалась, что разрабатывалось в первую очередь – музыка или визуальный ряд? – Вообще-то первой идеей, вокруг которой объединились участники “The Residents”, был фильм. Но съемки требовали больших усилий и затрат, и потихоньку они сосредоточились на написании саундтрека, хотя это была далеко не первоочередная идея. Так “The Residents” занялись музыкой, хотя кино так же всегда оставалось в поле их интересов. Когда MTV только появилось, клипы “The Residents” были там одними из первых – просто потому, что в то время почти никто больше не снимал клипов. Когда же клипы стали снимать все, MTV перестало показывать “The Residents”. – Решение о том, что группа будет выступать, никогда не открывая своих лиц, было принято сразу? – Отказ от лиц и имен и был тем, что сделало “The Residents” группой, а не просто сотрудничающими друг с другом художниками, то, что объединило их эмоционально и концептуально, создало идентичность группы, позволило оставаться единым целым, несмотря на все перемены, которые неизбежно происходят с течением времени. – Как все же группе удалось не нарушить конспирацию за без малого сорок лет существования: наверняка же было немало желающих раскрыть эту тайну и, наверное, существовало великое множество домыслов по поводу того, кто же на самом деле скрывается под масками?.. – О да! Я, например, читал испанское интервью с “The Residents”, в котором рассказывалось, что один из участников группы – бывший дальнобойщик, у другого проблемы с наркотиками и так далее. И вопросы, и ответы были очень смешными и остроумными. Но стоит ли говорить, что все это было сказано только для того, чтобы окончательно заморочить голову публике. Создавать путаницу – такова и была изначальная концепция “The Residents”, мы всегда стремились к тому, чтобы порождать массу противоречий – даже год образования группы называется разный: то 1969-й, то 1972-й. Вся информация о группе не вполне достоверна – это может быть правдой, а может и не быть ею. Идея была как раз в том, чтобы существовала только группа как некое единое художественное целое, не распадающееся на музыкантов-звезд. – Неужели за почти сорок лет никто из участников группы ни разу не взбунтовался и не сказал: все, я снимаю маску, я хочу, чтобы поклонники, наконец, узнали мое имя и увидели мое лицо? – Это, на самом деле, философский вопрос. И я вам дам философский ответ: никто из участников “The Residents” не мог этого сделать, потому что никто из них по отдельности не является “The Residents”. Изначально были просто люди, которым нравилось заниматься искусством и придумывать концептуальные идеи. Но “The Residents” – это не эти люди, это концепт, гибкий, подвижный, текучий. Также в рубрике:
|