Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43 (7755) 18 - 24 ноября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

“Резиденты” – 40 лет свободы

Ирина КУЛИК


Так выглядели “The Residents” в новом шоу, показанном в Москве
“The Residents” – группа даже не легендарная, а почти мифическая. Группа, существующая с 1972 (а по некоторым версиям, и с 1969-го) года, ни разу за свою почти сорокалетнюю карьеру не открыла ни лиц, ни имен своих участников. Первые десять лет это было относительно легко – группа занималась, в основном, студийной деятельностью, выпустив несколько весьма значимых для истории музыки концептуальных альбомов. В момент становления “The Residents” едва ли не ведущим направлением в экспериментальном и прогрессивном роке была психоделика, и все музыканты изо всех сил старались создать неслыханные, “космические” звучания, пришедшие из других миров и измерений. “The Residents” же, напротив, вполне убедительно показывали, как могла бы звучать земная музыка в исполнении пришельцев с других планет или из параллельных миров, которым за время разведдеятельности на Земле удалось собрать наиболее характерные образцы-сэмплы местной музыкальной культуры – от хитов Элвиса Пресли, “The Beatles” и “The Rolling Stones” до рекламных джинглов. “The Residents” были пионерами в ставшем общим местом гораздо позже жанре каверверсий и ремиксов. И одними из изобретателей формата музыкального клипа. Впрочем, их опусы напоминали не столько нынешний контент музыкальных каналов, сколько видеоарт или короткометражки мэтров экспериментального кино, например, Дэвида Линча. В 70-е – 80-е годы авангард в музыке вызывал куда больше любопытства со стороны как публики, так и шоу-бизнеса, чем сейчас. Экстравагантная группа пользовалась признанием: их альбом “Eskimo” номинировали на “Грэмми”, их клипы приобрел для своей коллекции нью-йоркский Музей современного искусства и регулярно крутили по МТV, в то время переживавшем свой золотой век. Так что “The Residents” стали регулярно давать живые выступления, но превратили их в настоящие авангардистские перформансы. Выйдя на публику, “резиденты” сохранили анонимность – они выступали исключительно в масках. И хотя маски в виде гигантских глазных яблок, увенчанных цилиндрами, стали такой же иконой рок-музыки, как и лица Мика Джаггера или Джона Леннона, радикальный концептуальный ход вывел “The Residents” из “звездной системы”, оградив их от всех возможных опасностей, искушений и соблазнов рок-н-ролльной славы – будь то толпы поклонниц или стадионное мессианство, позволив заниматься лабораторными, по сути, экспериментами. Группа даже научилась давать интервью, не нарушая анонимности, появляясь в масках или высылая к журналистам и публике своих официальных спикеров, членов ведающей всеми делами “The Residents” “The Cryptic Corporation”. Группа, с самого начала существовавшая как не столько музыкальный, сколько мультимедийный феномен, в 1990-е годы решительно взялась за освоение новых технологий и выпустила не только множество DVD, но и собственную компьютерную игру “Bad Day On The Midway”. А в 2000-е обжила Интернет, создав нечто вроде сериала для “YouTube”. В конце концов, кому, как не “The Residents”, изначально имевшим не лица, а “аватары”, осваивать это пространство, где каждый волен выбирать себе любую идентичность. Впрочем, анонимности как концептуальному приему и способу противостоять звездной системе шоу-бизнеса у “The Residents” научились и некоторые весьма прославленные, несмотря на инкогнито, деятели искусств. Именно “резидентов” называют своими вдохновителями “Gorillas” – виртуальная группа, состоящая из музыкантов-мультяшек, но никогда, впрочем, особо не скрывавшая имена подлинных создателей проекта. Куда ближе аутентичную стратегию “The Residents” воспроизвел английский граффитист Бэнкси, смогший не только стать одним из самых ярких и признанных современных художников, но даже снять автобиографический фильм “Выход через сувенирную лавку”, не раскрыв своего лица и подлинного имени.

В Москву “The Residents” приезжают уже в третий раз. И каждый раз предстают неузнаваемыми. Только в самый первый их визит публика могла увидеть воочию знаменитого “головоглазого” фрачника. Во второй приезд голову-глаз просто пронесли по сцене на подушке – как королевскую корону. В России у конспиративной американской группы немало преданных фэнов, давно обсудивших, кто бы мог скрываться за пресловутыми масками – версии, как всегда, были самыми фантастическими. Кто-то выдвигал версию, что это конспиративный проект каких-нибудь академических минималистов, например, Терри Райли или Филиппа Гласса. Кто-то – что это развлекающиеся на досуге калифорнийские миллионеры. Самые же циничные – или романтичные – рассказывали байку, что в “The Residents” на самом деле играют инсценировавшие свою смерть звезды рока 60-х – например, Джим Моррисон или Джимми Хендрикс. По датам, конечно, не сходилось, но байка и не претендовала на правдоподобность. Только самые малодушные смели предположить, что в Москву приехали не подлинные “The Residents”, а спрятавшийся под масками тридесятый состав. Но, вообще-то, поклонники группы давно перестали выяснять идентичность “резидентов”. Многие склоняются к версии, что Хомер Флинн и Харди Фокс, те самые участники “The Cryptic Corporation”, которые обычно выступают спикерами группы, на самом деле и есть вокалист и клавишник. Но сами они всегда категорически отрицают свое участие собственно в группе.

На своем нынешнем представлении вокалист “The Residents” предстал в маске гротескного старца, словно бы опережая самые пессимистические представления поклонников о том, как могли бы выглядеть участники группы, которая существует без малого сорок лет. В начале концерта, в котором участвовали не четверо, как в классическом составе, а трое музыкантов, он предложил попрощаться с покинувшим группу участником, неким Маркосом, который не вынес тягот рок-н-ролльной жизни и уехал в Мексику, ухаживать за мамой. Вряд ли кто-либо из зрителей принял эти ламентации за намек на подлинные события в жизни группы. Новое шоу “The Residents” “Talking light” – не столько концерт, сколько спектакль, герой которого, полубезумный старик Рэнди, облаченный в халат и длиннющий галстук в горошек, беседует с появляющимися на видеоэкранах столь же странными приятелями и рассказывает всяческие леденящие душу страшилки, главными персонажами которых выступают злокозненные “зазеркальные люди”, отражения, намеревающиеся подменить оригиналы и захватить мир по эту сторону зеркала. “Talking Light” чем-то напоминает моноспектакли отечественной экс-рок-звезды Петра Мамонова, представавшего в образе странного, словно бы не вполне человеческого существа, заговаривавшего зрителей такими же потусторонними историями. В отличие от Мамонова, “The Residents” не только отличные актеры и постановщики, но и отменные музыканты. Их музыка звучала столь завораживающе в своей несколько механической и в то же время призрачной меланхолии, что иногда хотелось закрыть глаза – отлично сделанное шоу казалось почти избыточным. И становилось совершенно ясно, что “The Residents” – отнюдь не конспиративный проект знаменитых еще чем-то людей, и уж точно не тридесятый состав: настолько цельное и уникальное явление представляет собой эта удивительная группа. Анонимность и театральность “The Residents” – не уловка, но по-своему героический концептуальный ход.

На вопросы “Культуры” ответил официальный спикер “The Residents” , член “The Cryptic Corporation” Харди ФОКС.

– Накануне московского концерта “The Residents” выступали в Париже, в Центре Помпиду…

– Да, они дали два концерта, которые прошли просто отлично…

– Но значит ли такой выбор площадки, что сегодня публика “The Residents” – не столько поклонники рок-музыки, сколько ценители современного искусства?

– “The Residents” – очень странная группа, ведущая странное и непредсказуемое существование, и это касается в том числе и ее публики. В разных местах публика ведет себя по-разному – где-то, например в Москве, кричит и бесится, воспринимая все происходящее как рок-концерт, а где-то сидит тихо и чинно, как в театре, воспринимая представление как спектакль.

– Когда группа только формировалась, что разрабатывалось в первую очередь – музыка или визуальный ряд?

– Вообще-то первой идеей, вокруг которой объединились участники “The Residents”, был фильм. Но съемки требовали больших усилий и затрат, и потихоньку они сосредоточились на написании саундтрека, хотя это была далеко не первоочередная идея. Так “The Residents” занялись музыкой, хотя кино так же всегда оставалось в поле их интересов. Когда MTV только появилось, клипы “The Residents” были там одними из первых – просто потому, что в то время почти никто больше не снимал клипов. Когда же клипы стали снимать все, MTV перестало показывать “The Residents”.

– Решение о том, что группа будет выступать, никогда не открывая своих лиц, было принято сразу?

– Отказ от лиц и имен и был тем, что сделало “The Residents” группой, а не просто сотрудничающими друг с другом художниками, то, что объединило их эмоционально и концептуально, создало идентичность группы, позволило оставаться единым целым, несмотря на все перемены, которые неизбежно происходят с течением времени.

– Как все же группе удалось не нарушить конспирацию за без малого сорок лет существования: наверняка же было немало желающих раскрыть эту тайну и, наверное, существовало великое множество домыслов по поводу того, кто же на самом деле скрывается под масками?..

– О да! Я, например, читал испанское интервью с “The Residents”, в котором рассказывалось, что один из участников группы – бывший дальнобойщик, у другого проблемы с наркотиками и так далее. И вопросы, и ответы были очень смешными и остроумными. Но стоит ли говорить, что все это было сказано только для того, чтобы окончательно заморочить голову публике. Создавать путаницу – такова и была изначальная концепция “The Residents”, мы всегда стремились к тому, чтобы порождать массу противоречий – даже год образования группы называется разный: то 1969-й, то 1972-й. Вся информация о группе не вполне достоверна – это может быть правдой, а может и не быть ею. Идея была как раз в том, чтобы существовала только группа как некое единое художественное целое, не распадающееся на музыкантов-звезд.

– Неужели за почти сорок лет никто из участников группы ни разу не взбунтовался и не сказал: все, я снимаю маску, я хочу, чтобы поклонники, наконец, узнали мое имя и увидели мое лицо?

– Это, на самом деле, философский вопрос. И я вам дам философский ответ: никто из участников “The Residents” не мог этого сделать, потому что никто из них по отдельности не является “The Residents”. Изначально были просто люди, которым нравилось заниматься искусством и придумывать концептуальные идеи. Но “The Residents” – это не эти люди, это концепт, гибкий, подвижный, текучий.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

“ЗОЛОТАЯ МАСКА”

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;