Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43 (7755) 18 - 24 ноября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Продавцы воздуха

Ирина КУЛИК


И.Чуйков. “Окно IV”. 1974 г.
Послевоенное искусство XX века, одним из сквозных сюжетов которого стала дематериализация произведения и размышления о том, как же представить небытие или ничто, поставила перед музеями крайне трудную задачу – научиться выставлять пустоту. Соотечественники автора “Черного квадрата”, конечно же, пустоте также не чужды – одним из ключевых понятий московской концептуальной школы был, например, “пустотный канон”. Однако отечественные музеи пока еще только начинают осваивать это тончайшее искусство – наши институции редко располагают большими площадями и, как правило, пытаются забить их под завязку. Тем примечательнее две выставки, открывшиеся на двух площадках ММСИ, – “Числа” Мартина Крида на Петровке и “Лабиринты” Ивана Чуйкова в Ермолаевском, позволяющие не только увидеть пустоту, но и почувствовать тонкие субстанциональные различия между пустотой московского концептуализма и западного contemporary art.

Сорокадвухлетний англичанин Мартин Крид принадлежит, вроде бы, к тому же поколению, что и пресловутые “Молодые британские художники”, Дэмиен Херст или братья Чэпмен, мастера зрелищных, эффектных и виртуозно исполненных арт-провокаций. Однако искусство Крида – совсем иного толка. На первый взгляд кажется, что он хранит почти подвижническую верность идеям предыдущего поколения современных художников, а именно минималистов и концептуалистов рубежа 1960-х – 1970-х годов. Причем в их наиболее бескомпромиссных и аскетических проявлениях – вроде, например, проектов Роберта Барри, заключавшихся в том, что художник выпускал в воздух невидимый, лишенный запаха и безвредный газ гелий или транслировал в пустых залах неслышимые радиоволны, и их наиболее радикальных предтеч, композитора Джона Кейджа, написавшего хрестоматийную пьесу “4.33”, во время исполнения которой музыканты не издают ни одного звука, или художника Ива Кляйна, созвавшего публику на вернисаж в абсолютно пустую галерею. Как и они, Крид, похоже, считает, что хорошего искусства никогда не бывает слишком мало. Его произведения совершенно бесплотны, хотя их и нельзя назвать нонспектакулярными, то есть “незрелищными”. Среди его работ, которые он называет исключительно порядковыми номерами (именно поэтому его московская выставка именуется “Числа”), была, например, осуществленная в 2008 году акция Work No. 850, во время которой профессиональные атлеты каждые 30 секунд пробегали через галерею “Тейт Бритн” ежедневно в течение четырех с половиной месяцев. А в 2000 году Крид разместил на фасаде галереи неоновую надпись, гласившую: “Весь мир + произведение = весь мир”, – Крид не стремится добавить что-нибудь к мирозданию, но и не исключает свои работы из него.

Выставка Мартина Крида, занимающая целый этаж ММСИ на Петровке, состоит из почти пустых комнат. В одной из них через определенные промежутки времени включается и выключается свет (именно за эту работу в 2001 году художник получил самую престижную британскую награду – “Премию Тернера”). В другой комнате в стену вбито несколько гвоздей разной длины, подсвеченных так, что тени от них пересекаются с самими гвоздями, образуя правильные углы – своего рода абстракцию на грани материального и нематериального измерений. Белая стена еще одного зала крест-накрест пересечена красными линиями, напоминающими ирландский флаг. Еще в одной, затемненной, комнате при приближении публики медленно и бесшумно раздвигаются занавески на окнах, открывая роскошный вид на Петровский монастырь – но живописность этого случайного бонуса оказывается, в общем-то, лишней. Двери в последнюю комнату прикрыты. Заходить туда нужно очень осторожно, чтобы не выпустить так и норовящие разлететься по всему музею пурпурные воздушные шары, которыми зал наполнен до половины, и эта заполненность, битком набитость, кажется ярким контрастом к остальным, пустым залам. В первую минуту кажется, что здесь и шагу не ступить – но нет, среди шаров можно гулять, заставляя некоторые из них лениво взлетать, точно голубей в не слишком потревоженной твоим вторжением стае. И, барахтаясь в этой невесомой массе, понимаешь, что Мартин Крид не такой уж правоверный концептуалист или минималист.

Его пустота – не вакуум и не нейтральное трехмерное пространство, но воздух, живой, движущийся и вдруг ставший ощутимым, а искусство Крида – не про идеи и даже не про фигуры в пространстве, но про эти самые ощущения, микрособытия, заставляющие почувствовать, что что-то всегда есть, всегда присутствует, меняется, творится – даже в пустой комнате и в то время, когда ничего, как кажется на первый взгляд, не происходит.

“Прибор для наблюдения пустоты и бесконечности” – именно так называется один из самых эффектных экспонатов выставки Ивана Чуйкова “Лабиринты”. Небольшой ящик с прозрачными стенками дарит прижавшемуся к стеклу зрителю завораживающее зрелище зеркального лабиринта – действительно бесконечного и, что гораздо более удивительно, пустого: заглянув в зеркало через прозрачное стекло, мы, к своему изумлению, не обнаруживаем там собственного отражения. Секрет прост – “прибор” изготовлен из материала, прозрачного с одной стороны и зеркального с другой. Но, так или иначе, явление “пустоты и бесконечности” оказывается возможным только как своего рода спецэффект, фокус вполне в духе азов иллюзионистского искусства – ведь секрет многих трюков сводится к тому, чтобы заставить казаться пустым то пространство, в котором на самом деле скрывается нечто или некто, и решается эта задача чаще всего именно с помощью системы зеркал.

Помимо этой иллюзии пустоты, на выставке Ивана Чуйкова можно увидеть и залы, на самом деле оставленные почти пустыми в лучших традициях западного концептуализма или минимализма. Пустота обрамляет выставку: почти незаполненными оставлены первый и последний этажи ММСИ. В просторном зале первого этажа – только образующие в его углах некие нематериальные, умозрительные геометрические формы, вычерченные натянутыми черными веревками. На пятом, с которого зрители, как правило, и начинают осмотр экспозиции, есть только пара полотен, вдохновленных дорожными знаками, выступающими предупреждениями перед входом в лабиринт. Лабиринт просто нарисован на полу музея, однако, если неукоснительно следовать изображенным на полу стрелкам и не пытаться пройти насквозь, в какой-то момент начинаешь чувствовать, как вокруг вырастают незримые стены. В конце лабиринта каждый прошедший его получает карточку с надписью “Свободен”. Но сквозным сюжетом выставки “Лабиринты”, куратором которой выступила Людмила Бредихина, оказалась как раз невозможность выхода – в том числе и выхода в иллюзорное окно классической картины.

Один из этажей экспозиции посвящен как раз “Стенам” и “Окнам”. “Окна” – один из самых известных и протяженных во времени проектов Ивана Чуйкова – развивает сюжет, восходящий к Рене Магритту с его вечной игрой в ложные подобия картины, окна и зеркала (бельгийский сюрреалист давно признан предтечей концептуального искусства, и в особенности его московской версии). На “Окнах” Чуйкова с читаемым членением рам и форточек может быть нарисовано все что угодно – “реалистический” пейзаж, который мог бы за ними оказаться, уводящий в “забесконечность”, “Черный квадрат” или дорожный знак “Стоп”, но предупреждение кажется излишним: “окна” эти всегда закрыты. Стены у Чуйкова также могут прикидываться картинами, но из забранных в золотые рамы пейзажей или абстракций разоблачительно торчит лампа-бра, не оставляющая никакой надежды на бегство наружу. Иван Чуйков разоблачает притязания живописи на то, чтобы быть зеркалом реальности.

И еще неизвестно, что страшнее – обнаружить за закрытыми и закрашенными “Окнами” зияющий вакуум или же глухую стену.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;