Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43 (7755) 18 - 24 ноября 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесАЛЕН ДЕЛОН: Живу в джунглях и считаю себя тигромПодготовила Екатерина БЕЛЯЕВА
Вообще-то Ален Делон давно не празднует свои дни рождения – несколько лет назад, как раз после того, как по состоянию здоровья практически перестал сниматься в кино, он впал в тяжелую депрессию, отдалился от столичной суеты и светской жизни, от людей, запершись в загородной квартире с многочисленными собаками. Он всю жизнь не любил, да и не умел общаться с журналистами, но в этот период добиться от актера каких-либо внятных реплик было в принципе невозможно. Артист назначал даты своего самоубийства, а потом забывал про это. Видимо, суицидальные настроения действительно имели место. Его спас театр – он решил выйти в свет, появиться перед публикой в необычном амплуа. Вместе с Анук Эме, которую позже сменила его бывшая жена Мирей Дарк, Делон читал ностальгические послания пожилого человека подруге дней былых. (Спектакль был поставлен им самим в Театре “Мадлен” по пьесе Альберта Гурнея “Любовные письма”.) В настоящей момент у Делона нет времени на депрессию, причину которой он, наконец, для себя однозначно уяснил. Он понял, что потерял время и здоровье, отгородившись от семьи. Последний год прошел у него под знаком возвращения. Весной он представил взыскательной каннской публике свою дочь Анушку, развитию актерской карьеры которой он будет отныне всячески способствовать: в январе он сыграет вместе с ней в пьесе Эрика Ассу “Обыкновенный день” в Театре “Буфф-Паризьен”. Речь идет о целой сотне спектаклей. А в октябре он выиграл суд об опеке над сыном Аленом-Фабьеном и начал исправно заниматься его воспитанием. Делон вспомнил свою печальную историю и не хочет, чтобы сын еще больше пострадал оттого, что родители не живут вместе. Говорят, что Ален-Фабьен унаследовал красоту отца и тоже собирается стать актером. Интерес к Делону не угасает. Французы надеялись, что кому-нибудь из зубров “Пари-Матч” или приложений к “Фигаро” удастся разговорить юбиляра, однако после “битвы за сына”, когда Делону пришлось много высказываться публично, в том числе и по поводу прошлого, он обещал, что снова заговорит только в театре. Нелепую ситуацию разрядил журнал “Экспресс”, у которого в архиве было интервью артиста, опубликованное 10 марта 1969 года, и которое они с гордостью выложили в электронной версии журнала в день рождения Алена Делона. Подобных откровенных высказываний о своем детстве в пригороде, о своей молниеносной карьере и даже своих связях в криминальных сферах Делон не делал ни до и ни после. Над вопросами, которые вывели артиста из равновесия и заставили впервые так откровенно говорить о себе, трудились четыре профессионала из “Экспресс”. Для нашей публикации пришлось опустить некоторые подробности, касающиеся дела Марковича со сложными реалиями французского судопроизводства. Напомню только, что беседа проходит у Делона дома – ему всего 34 года, но за плечами уже огромный опыт в кинематографе. Подвижный, настороженный, напряженный, слегка сутулый, с чем-то неуловимо гибким и агрессивным в манере держаться, Ален Делон даже у себя дома, возле своего бильярда, остается последним самураем, последним “маленьким тигром” из того рода одиноких героев, где изящество и красота соседствуют со скоростью, опасностью и смертью. Его гостиная напоминает декорации джунглей: изогнутая стена принимает форму широкого киноэкрана, и по вечерам, покидая студии, Ален Делон, международная знаменитость, актер и продюсер, снова погружается в мир кино. Высочайший профессионал, неистово отдающийся своей профессии с ее успехами и провалами, он пытается побороть свою жизненную ярость. В гостиной висят 10 полотен одного художника – Жерико, болезненного романтика и любителя лошадей. Делон сам вызывающе начинает словесный поединок: – О чем вы хотите со мной поговорить? – О вас. – Я не люблю говорить о себе. – Просто о вас много говорят... – ...выдумывают. Я никому ни о чем не рассказываю. Им хочется писать статьи? Пусть пишут! Пусть пишут, что им угодно! Пусть фантазируют! В любом случае, именно это они и делают. Я, естественно, не вас, ребята, имею в виду. – Таковы издержки вашей профессии. Вы – звезда. – Да плевал я на то, чтобы быть звездой! Я прежде всего актер. Из-за вас мне захотелось опрокинуть стол. – Давайте. – Что именно вы хотели бы узнать? – Кем в действительности является человек, о котором ходит столько легенд? Побег в Чикаго, Индокитай, связи в криминальном мире... Что во всем этом правдивого? Только вы можете ответить на этот вопрос. Если, конечно, хотите. – Мои родители развелись, когда мне было четыре года. Это стало для меня трагедией. – У вас сохранились об этом воспоминания? – То-то и оно, что нет. Я никогда не знал своих родителей вместе. Никогда! Меня отдали кормилице во Френ. И я провел часть своего детства, можно сказать, в тюрьме (Френ – местечко в южных пригородах Парижа, где расположена одна из самых известных тюрем парижского региона. – Е.Б.) , поскольку семья моей кормилицы жила неподалеку. Знаете, там живут тюремные охранники вместе со своими семьями и детьми. Я играл с ними в тюремной ограде. Меня там крестили. И я оставался там вплоть до своего первого причастия: прожил до 11 лет вместе с семьей моей кормилицы. А потом они умерли, сначала муж, потом жена. А я вернулся к моему отцу... так мне кажется. Я не уверен, поскольку в течение многих лет жил то у отца, то у матери. Каждый из них уже имел свою жизнь. Отец жил с женщиной, у которой уже был ребенок от первого брака. У них родилось еще трое. Так что у меня оказалась куча сводных братьев и сестер. Я чувствовал себя немного чужим. Я думал, что мешаю, что я – лишний. Потом меня отправили в пансион. Так как я был очень непоседливым, недисциплинированным, меня оттуда выгнали. Меня часто выгоняли. Я был чем-то вроде маленького чудовища, настоящим дикарем. Из пансиона в пансион, я прибыл в Сен-Николя, в Иньи возле Бьевр. И там я однажды вместе с приятелем решил отправиться в Чикаго, просто так, потому что мне все надоело. У меня не было другого выхода. Эта история плохо закончилась. – То есть? – Меня нашли и вернули. Не стоит останавливаться на подробностях. После этого я больше не вернулся в школу. Мама снова взяла меня к себе, и я работал в ее магазинчике, вместе с моим отчимом, до 17 лет. – Магазинчик – это колбасная лавка? – Да. А потом, в 17 лет, чтобы предвосхитить желание матери, которой явно хотелось, чтобы я уехал, я отбыл в армию. – В Индокитай? – Нет, не сразу. Я хотел стать летчиком, работать в авиации. В то время в Париже на стенах висело объявление: “Станьте линейным пилотом за 18 месяцев, пройдите стаж в Канаде”. Это цветное объявление меня привлекло. Я часто становлюсь жертвой цветных объявлений. Отец отвел меня в министерство воздушного флота, на бульвар Виктор. Последний призывной контингент был только что отправлен. Кажется, до следующей отправки надо было ждать 6 месяцев. Это было слишком долго. Так что мы пошли в морское министерство. И я стал моряком. – Вам этого хотелось? – Не знаю. Раз уж всем хотелось, чтобы я уехал... А потом, знаете ли, в армии приобретаешь друзей. Некоторые из них должны были отправиться в Индокитай. Они говорили: “Как глупо, придется расставаться... Поехали с нами”. В конце концов, я сказал: “Почему бы нет? Почему бы и мне не поехать в Индокитай?” Для этого нужно было сначала подать прошение о продлении срока моей службы до пяти лет. Это было необходимо. Затем – прошение об отъезде в действующую армию. Поскольку мне еще не исполнилось 18 лет, было необходимо разрешение моих родителей. Они мне его прислали. Очень быстро. Почта в то время хорошо работала... Вот так я попал в Индокитай. – В общем, вы последовали за товарищами. – Да. Чтобы уехать. Я вступил в армию не для того, чтобы воевать. Индокитай для меня ничего не значил, разве что это было очень далеко, это было приключение, и я отправлялся туда с приятелями. Мне нравилось быть с ними. – А приключения действительно были? – Думаю, что то время останется самым прекрасным в моей жизни. – Почему? – Из-за чувства свободы, которое я тогда ощущал. – В армии – чувство свободы? – Для меня – да. По сравнению с тем, что я знал до того, это была свобода. Я был в 20 тысячах километров от своего дома, и мне было хорошо. – Быть может, потому что вы не чувствовали себя одиноким? – Вероятно, да. – Вам понравилась война? – Я почти ничего не увидел. Уезжая, я был готов ко всему. Я прибыл в Индокитай в пятьдесят четвертом, сразу после событий Дьенбьенфу. Тогда уже оставались только уличные бои. Но, если бы я приехал в самый разгар боевых действий, мне бы это тоже понравилось. Ощущение, что все может случиться. Ты оказываешься перед лицом того, что считаешь ответственностью. На самом-то деле, конечно, никакой ответственности на тебе нет. Мальчишка, ребенок. Но чувствуешь себя мужчиной, хотя в действительности вовсе таковым не являешься. Играешь в мужчину с ружьем. – Сейчас, в 34 года, вы уже не мальчишка. Но вы по-прежнему “готовы ко всему”? – Да. Со мной всякое может случиться. Даже самое худшее. Я готов смело выступить этому самому худшему навстречу. – А как вы выбрали свою профессию? Когда произошел щелчок? – Щелчка не было. Я вернулся из Индокитая 1 мая пятьдесят шестого, просто жил, ничего пока не делая, и как-то вечером общий друг представил меня жене Ива Аллегре. Она сказала мне: “Вы точно соответствуете персонажу, которого ищет мой муж для своего следующего фильма. Вы должны с ним встретиться”. Я с ним встретился. Мы проговорили два часа. В конце этой беседы он решился дать мне роль Ролана в фильме “Когда вмешивается женщина”. Меня это не очень интересовало. Так что он должен был сражаться не только со своими продюсерами, чтобы навязать им меня, но и со мной... Фактически я согласился сниматься, чтобы доставить ему удовольствие.
– Получается, вы никогда не думали о том, чтобы стать актером? – Никогда. – Но кино-то как зрителя вас интересовало? – Нисколько. Моим единственным воспоминанием как зрителя остается Сайгон, улица Катина, где я видел фильм “Не тронь добычу”. Я не знал, что такое кино. До отъезда в армию я жил в Бур-Ля-Рен. В то время, знаете, это была далекая парижская окраина. И я никогда не приезжал в Париж. – А теперь кино вас интересует? – Я – пленник. – Пленник чего? Вашего образа? Вашей репутации? Вашего мифа? – Нет, я пленник среды, в которой я вращаюсь. Пленник в смысле жестких рамок. Я люблю играть, быть на театральной сцене или перед камерой. Остальное мне дико скучно. Кино – это лужа, полная акул. Кто первый прыгнет, тот хватает другого. Я не могу этого выносить. Это противно моей природе. – Вы никогда не бываете счастливы, занимаясь своей профессией? – Бываю. Между моментом, когда говорят: “Мотор”, и моментом, когда говорят: “Стоп”. – Это недолго. В каких вы отношениях с режиссерами? – В хороших. Это необходимо. Иначе все загублено. Если я играю в одном углу, а он делает свою мизансцену в другом, это катастрофа. Необходима общность. С Рене Клеманом в течение четырех фильмов все происходило в режиме безупречного подчинения. Нам достаточно было посмотреть друг на друга. В “Бассейне”, с Дерэ, тоже. И еще лучше с Мельвилем в “Самурае”. Он мне почти никогда ничего не говорил, но я знал, чего он хочет, и давал ему все, чего он ждал от меня. – А почему вы решили стать своим собственным продюсером? – Потому что я хотел быть свободным. Больше не представлять проекты на рассмотрение. Работать с моей командой. Это было непросто. Первый фильм, в котором я являлся продюсером и актером, был катастрофическим. Я имею в виду “Непокоренного”. В сценарии шла речь о женщине-адвокате, похищенной, а затем освобожденной охранявшим ее солдатом во время алжирской войны. Но эта история действительно произошла с одной женщиной-адвокатом, которая на самом деле подала на меня в суд. И она выиграла процесс. Фильм был запрещен во всех европейских странах. Так что дебют получился весьма странный. – И вы только что начали заново с “Джеффом”? – Да, по-прежнему ради свободы действий. Свободы моей команды. Это замечательные люди, профессионалы, которые прекрасно делают свою работу. Я ненавижу любительский подход, так распространенный во Франции как в кино, так и в других сферах. Я больше не теряю времени со звукоинженером, мой уже много лет знает, как я ставлю свой голос. Это позволяет мне работать быстрее. – И еще вас прекрасно снимает ваш оператор. – Да, но – он бы вам рассказал – я прошу его сделать меня более жестким, как можно более “грязным”. Вот уже 10 лет, как я не положил на лицо ни грамма макияжа. В черно-белом или в цветном варианте. Никогда. Именно поэтому для меня так важен оператор. Очень трудно получить хорошие цветные кадры без макияжа. Но “текстура кожи”, как говорят в нашей профессии, очень заметна. Кожа живет, двигается, дышит. Макияж – своего рода маска, которая стирает некоторые выражения. Вначале, когда я вынужден был соглашаться, чтобы меня гримировали, мне казалось, что мое лицо – из штукатурки. Единственная проблема в том, что нужно играть с партнершей, которая загримирована. От Роми Шнайдер до Мари Бель. – Быть красавцем – это вам помогло? – Есть за и против. Это помогает, мне это, безусловно, помогло. Но это и очень тяжелая помеха. Я предпочел бы говорить не о себе. Поговорим, например, о Жане Марэ. Да, внешность ему помогла. Но также ужасно помешала. В вас не видят никакого таланта. На вас тут же наклеивают этикетку “герой-любовник”. Еще лучше: “романтический герой-любовник”. Нужно очень потрудиться, чтобы показать, что являешься к тому же актером. У меня много товарищей, которые начинали в кино, не будучи особенно красивыми. Критики тут же объявили их гениями. И совершенно спокойно сравнивали их с Чарли Чаплином. Я, конечно же, не имею в виду Жана Поля Бельмондо, у которого подлинный талант. Даже если вначале его находили похожим на Мишеля Симона. – Вы соперничаете с Бельмондо? Это ведь единственная звезда вашего уровня и вашего гонорара на французском кинорынке. – В нашем поколении – да. А в предыдущем – Габен, Бурвиль и де Фюнес. Но мы не оспариваем ролей друг у друга. Мы снимаемся в фильмах, которые нам нравятся, а прочие играют остатки. – А ваши партнерши? Почему для своего последнего фильма “Джефф” вы выбрали Мирей Дарк? – Потому что я еще никогда не работал с ней. А также потому, что пара Дарк – Делон меня интересовала: я верю в ее популярность. К тому же, скажите мне, помимо Бардо, Денев и Дарк, с какой французской актрисой я мог бы составить пару? – Жанна Моро? – Мне ни разу не удалось сняться с нею. – А вы пытались? – Да. Много раз. Она всегда отказывалась. Моро выбирает роли по своей мерке. Она непримирима насчет сценария и не является партнершей актера: это актер должен быть ее партнером. Ей нужна Роль с большой буквы. Она отказалась играть в “Непокоренном”, потому что это была прежде всего история мужчины – меня, встречающего женщину, которой она могла бы быть. Моро также отказалась играть в “Рокко и его братьях” Висконти. По тем же причинам. – Анни Жирардо? – Я работал с ней только один раз, но это было чудесно. – Ален Делон – Роми Шнайдер – это пара? – Теперь пара. Мне хотелось, чтобы она была звездой “Бассейна”, конечно же, потому, что мы долгое время были очень близки, и я знаю ее лучше, чем других. Для продюсеров Роми Шнайдер все еще оставалась Сисси. Никто не подавал виду, будто знает, что она играла Чехова во Франции или в пьесе “Как жаль, что она – шлюха” в постановке Лукино Висконти, что она снималась с Орсоном Уэллсом. Сегодня ей 30 лет, она стала настоящей кинодивой: в “Бассейне” Роми – это Жанна Моро 7 или 8 лет назад. К тому же с эффектом сюрприза. – А теперь вы снимаетесь с Габеном в “Клане сицилийцев”. Это тоже – вызов? У вас с ним хорошие отношения? – Да, и это большая удача! С ним все пошло хорошо с самого начала. И отлично, потому что, если бы это было не так... У него бывает дурное настроение, но он любит молодежь. Ему очень нравится Бельмондо. Габен может быть крайне неприятен. Некоторых актеров это полностью парализует. Но мне бы это, в любом случае, не помешало играть. – Потому что вы профессионал. Но, помимо профессии, что вы любите? – Моих друзей. Друзей, которые, в основном, не принадлежат к сфере кино. У меня нет друзей ни среди актеров, ни среди продюсеров. Не знаю, почему. – Вы больше года прожили в Америке. Чему-нибудь там научились? – Научился много чему. Это был стаж: я улучшил свой английский и увидел, как работают американцы. Я снимался с представителями авангарда и с более традиционными режиссерами. И те, и другие являются настоящими профессионалами. В некотором смысле мое путешествие в США окончилось провалом: мои фильмы не имели того успеха, которого я ожидал. Они не сделали меня известным в американском обществе. Я сражался, чтобы начались съемки по роману Дриё Ла Рошель “Человек на лошади”. Мне так хотелось поработать с Сэмом Пекинпа, мастером вестернов, но фильм так и не сняли. Зато я снялся в другом, очень красивом, у Ральфа Нелсона. Однако этот фильм, “Вор есть вор”, совершенно не имел успеха. – Почему вы пришли в театр? Чтобы показать, что вы не только киношный красавчик? – Да. Это был трудный опыт. Особенно в пьесе “Выколотые глаза”. Я играл с Мари Бель. А Мари Бель – это не кто-то там. Я сразу согласился на эту роль. Именно из-за нее. Как в теннисе: между игроком шестой категории и чемпионом Франции нужно выбрать своего партнера. Я сыграл с ней. Все или ничего. Это был для меня способ показать, что я – актер. Или напротив, опозориться. Думаю, что я не проиграл. – Этот постоянный вызов – черта вашего характера? – Думаю, да. – Чем для вас является дружба? – Скажем, что это самая важная вещь в мире. Для меня это – Дружба с большой буквы. Не любовь. Я больше не верю в любовь, сразу вам говорю. Я верю только в страсть, которая долго не длится. Я верю в многочисленные страсти. Я проживаю их до дна, пока они не затухают. – Ваша страсть летит всегда на полной скорости. С неистовостью и стремительностью? – В полной небезопасности. И безраздельно. Приключения, интрижки меня не интересуют. Нужно, чтобы было что-то другое. Иначе лучше уж найти девицу на улице. – Бильярд – это ваш любимый спорт? – Нет, мой любимый спорт – это работа. В силу моей профессии я занимался всеми видами спорта. Но в жизни у меня нет для этого времени. У меня такая рабочая булимия, что остается очень мало времени для занятий чем-то другим. Я актер, продюсер, скоро буду петь. Я живу на скорости 2000 километров в час. Не могу уезжать в отпуск – спустя 8 дней не способен усидеть на месте. Я становлюсь невыносимым. В конце концов, это даже забавно – я ведь вовсе не создан для моей профессии. Кроме как в момент, когда играю. В эти минуты я страстно ее люблю. – Вы больше не увлекаетесь лошадьми, автомобилями, огнестрельным оружием? – На лошадей тоже нет времени. Автомобили – у меня до 25 лет столько их было... Я хотел участвовать в гонках, обожал очень быструю езду. Мне и сейчас это время от времени нравится, но это прекратилось с рождением моего сына. Я понял, что больше не имею права делать глупости. Раньше я мог идти на любой риск, мог погибнуть, – я был совсем один и плевал на все. – В “Самурае” есть одна фраза... – “Нет большего одиночества, чем одиночество самурая, если только не одиночество тигра в джунглях”. Эта фраза? – Она вам очень подходила... – Потому что я живу в джунглях и считаю себя маленьким тигром. – И что, ваши джунги в этот момент очень густые? – У меня такие же джунгли, как у любого другого, знаете ли. – Скажем, что ваши кажутся чуть более непроходимыми. – Может быть, так оно и есть. Вероятно, мои джунгли еще и чуть более опасны. Но нужно продолжать жить. Главное – уметь выбирать. Лучше жить обыкновенно или опасно? В конце концов, тобогган моей жизни, даже когда у меня свистит в ушах, мне нравится. Это мой тобогган (бесполозные сани для спуска с гор у индейцев Северной Америки. – Е.Б.) Это мояжизнь. Также в рубрике: |