Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43 (7755) 18 - 24 ноября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

АЛЕН ДЕЛОН: Живу в джунглях и считаю себя тигром

Подготовила Екатерина БЕЛЯЕВА
Перевод с французского Ульяны БИКБАУ-РЭШ
Фото ИТАР-ТАСС


А.Делон сорок лет назад
В свои семьдесят пять лет Ален ДЕЛОН сохраняет статус самой главной достопримечательности французского кинематографа. Так считают в мире. Поразительно, но именно Делона назвал китайский президент, когда его спросили, кого из деятелей культуры он бы хотел видеть на торжественном ужине в Елисейском дворце во время своего последнего визита во Францию. Ужин случился как раз накануне дня рождения Делона (артист родился 8 ноября 1935 года) – встреча с искренним поклонником такого ранга стала отличным подарком. И другой приятный подарок получил артист к юбилею: в этом году Делон будет председательствовать на конкурсе “Мисс Франция”, который пройдет в декабре. Но самыми преданными фанатами французского актера были и остаются японцы, в Японии в буквальном смысле существует культ Делона и фильмов с его участием.

Вообще-то Ален Делон давно не празднует свои дни рождения – несколько лет назад, как раз после того, как по состоянию здоровья практически перестал сниматься в кино, он впал в тяжелую депрессию, отдалился от столичной суеты и светской жизни, от людей, запершись в загородной квартире с многочисленными собаками. Он всю жизнь не любил, да и не умел общаться с журналистами, но в этот период добиться от актера каких-либо внятных реплик было в принципе невозможно. Артист назначал даты своего самоубийства, а потом забывал про это. Видимо, суицидальные настроения действительно имели место. Его спас театр – он решил выйти в свет, появиться перед публикой в необычном амплуа. Вместе с Анук Эме, которую позже сменила его бывшая жена Мирей Дарк, Делон читал ностальгические послания пожилого человека подруге дней былых. (Спектакль был поставлен им самим в Театре “Мадлен” по пьесе Альберта Гурнея “Любовные письма”.) В настоящей момент у Делона нет времени на депрессию, причину которой он, наконец, для себя однозначно уяснил. Он понял, что потерял время и здоровье, отгородившись от семьи. Последний год прошел у него под знаком возвращения. Весной он представил взыскательной каннской публике свою дочь Анушку, развитию актерской карьеры которой он будет отныне всячески способствовать: в январе он сыграет вместе с ней в пьесе Эрика Ассу “Обыкновенный день” в Театре “Буфф-Паризьен”. Речь идет о целой сотне спектаклей. А в октябре он выиграл суд об опеке над сыном Аленом-Фабьеном и начал исправно заниматься его воспитанием. Делон вспомнил свою печальную историю и не хочет, чтобы сын еще больше пострадал оттого, что родители не живут вместе. Говорят, что Ален-Фабьен унаследовал красоту отца и тоже собирается стать актером.

Интерес к Делону не угасает. Французы надеялись, что кому-нибудь из зубров “Пари-Матч” или приложений к “Фигаро” удастся разговорить юбиляра, однако после “битвы за сына”, когда Делону пришлось много высказываться публично, в том числе и по поводу прошлого, он обещал, что снова заговорит только в театре. Нелепую ситуацию разрядил журнал “Экспресс”, у которого в архиве было интервью артиста, опубликованное 10 марта 1969 года, и которое они с гордостью выложили в электронной версии журнала в день рождения Алена Делона. Подобных откровенных высказываний о своем детстве в пригороде, о своей молниеносной карьере и даже своих связях в криминальных сферах Делон не делал ни до и ни после. Над вопросами, которые вывели артиста из равновесия и заставили впервые так откровенно говорить о себе, трудились четыре профессионала из “Экспресс”. Для нашей публикации пришлось опустить некоторые подробности, касающиеся дела Марковича со сложными реалиями французского судопроизводства. Напомню только, что беседа проходит у Делона дома – ему всего 34 года, но за плечами уже огромный опыт в кинематографе.

Подвижный, настороженный, напряженный, слегка сутулый, с чем-то неуловимо гибким и агрессивным в манере держаться, Ален Делон даже у себя дома, возле своего бильярда, остается последним самураем, последним “маленьким тигром” из того рода одиноких героев, где изящество и красота соседствуют со скоростью, опасностью и смертью. Его гостиная напоминает декорации джунглей: изогнутая стена принимает форму широкого киноэкрана, и по вечерам, покидая студии, Ален Делон, международная знаменитость, актер и продюсер, снова погружается в мир кино. Высочайший профессионал, неистово отдающийся своей профессии с ее успехами и провалами, он пытается побороть свою жизненную ярость. В гостиной висят 10 полотен одного художника – Жерико, болезненного романтика и любителя лошадей. Делон сам вызывающе начинает словесный поединок:

– О чем вы хотите со мной поговорить?

– О вас.

– Я не люблю говорить о себе.

– Просто о вас много говорят...

– ...выдумывают. Я никому ни о чем не рассказываю. Им хочется писать статьи? Пусть пишут! Пусть пишут, что им угодно! Пусть фантазируют! В любом случае, именно это они и делают. Я, естественно, не вас, ребята, имею в виду.

– Таковы издержки вашей профессии. Вы – звезда.

– Да плевал я на то, чтобы быть звездой! Я прежде всего актер. Из-за вас мне захотелось опрокинуть стол.

– Давайте.

– Что именно вы хотели бы узнать?

– Кем в действительности является человек, о котором ходит столько легенд? Побег в Чикаго, Индокитай, связи в криминальном мире... Что во всем этом правдивого? Только вы можете ответить на этот вопрос. Если, конечно, хотите.

– Мои родители развелись, когда мне было четыре года. Это стало для меня трагедией.

– У вас сохранились об этом воспоминания?

– То-то и оно, что нет. Я никогда не знал своих родителей вместе. Никогда! Меня отдали кормилице во Френ. И я провел часть своего детства, можно сказать, в тюрьме (Френ – местечко в южных пригородах Парижа, где расположена одна из самых известных тюрем парижского региона. – Е.Б.) , поскольку семья моей кормилицы жила неподалеку. Знаете, там живут тюремные охранники вместе со своими семьями и детьми. Я играл с ними в тюремной ограде. Меня там крестили. И я оставался там вплоть до своего первого причастия: прожил до 11 лет вместе с семьей моей кормилицы. А потом они умерли, сначала муж, потом жена. А я вернулся к моему отцу... так мне кажется. Я не уверен, поскольку в течение многих лет жил то у отца, то у матери. Каждый из них уже имел свою жизнь. Отец жил с женщиной, у которой уже был ребенок от первого брака. У них родилось еще трое. Так что у меня оказалась куча сводных братьев и сестер. Я чувствовал себя немного чужим. Я думал, что мешаю, что я – лишний. Потом меня отправили в пансион. Так как я был очень непоседливым, недисциплинированным, меня оттуда выгнали. Меня часто выгоняли. Я был чем-то вроде маленького чудовища, настоящим дикарем. Из пансиона в пансион, я прибыл в Сен-Николя, в Иньи возле Бьевр. И там я однажды вместе с приятелем решил отправиться в Чикаго, просто так, потому что мне все надоело. У меня не было другого выхода. Эта история плохо закончилась.

– То есть?

– Меня нашли и вернули. Не стоит останавливаться на подробностях. После этого я больше не вернулся в школу. Мама снова взяла меня к себе, и я работал в ее магазинчике, вместе с моим отчимом, до 17 лет.

– Магазинчик – это колбасная лавка?

– Да. А потом, в 17 лет, чтобы предвосхитить желание матери, которой явно хотелось, чтобы я уехал, я отбыл в армию.

– В Индокитай?

– Нет, не сразу. Я хотел стать летчиком, работать в авиации. В то время в Париже на стенах висело объявление: “Станьте линейным пилотом за 18 месяцев, пройдите стаж в Канаде”. Это цветное объявление меня привлекло. Я часто становлюсь жертвой цветных объявлений.

Отец отвел меня в министерство воздушного флота, на бульвар Виктор. Последний призывной контингент был только что отправлен. Кажется, до следующей отправки надо было ждать 6 месяцев. Это было слишком долго. Так что мы пошли в морское министерство. И я стал моряком.

– Вам этого хотелось?

– Не знаю. Раз уж всем хотелось, чтобы я уехал... А потом, знаете ли, в армии приобретаешь друзей. Некоторые из них должны были отправиться в Индокитай. Они говорили: “Как глупо, придется расставаться... Поехали с нами”. В конце концов, я сказал: “Почему бы нет? Почему бы и мне не поехать в Индокитай?”

Для этого нужно было сначала подать прошение о продлении срока моей службы до пяти лет. Это было необходимо. Затем – прошение об отъезде в действующую армию. Поскольку мне еще не исполнилось 18 лет, было необходимо разрешение моих родителей. Они мне его прислали. Очень быстро. Почта в то время хорошо работала... Вот так я попал в Индокитай.

– В общем, вы последовали за товарищами.

– Да. Чтобы уехать. Я вступил в армию не для того, чтобы воевать. Индокитай для меня ничего не значил, разве что это было очень далеко, это было приключение, и я отправлялся туда с приятелями. Мне нравилось быть с ними.

– А приключения действительно были?

– Думаю, что то время останется самым прекрасным в моей жизни.

– Почему?

– Из-за чувства свободы, которое я тогда ощущал.

– В армии – чувство свободы?

– Для меня – да. По сравнению с тем, что я знал до того, это была свобода. Я был в 20 тысячах километров от своего дома, и мне было хорошо.

– Быть может, потому что вы не чувствовали себя одиноким?

– Вероятно, да.

– Вам понравилась война?

– Я почти ничего не увидел. Уезжая, я был готов ко всему. Я прибыл в Индокитай в пятьдесят четвертом, сразу после событий Дьенбьенфу. Тогда уже оставались только уличные бои. Но, если бы я приехал в самый разгар боевых действий, мне бы это тоже понравилось. Ощущение, что все может случиться. Ты оказываешься перед лицом того, что считаешь ответственностью. На самом-то деле, конечно, никакой ответственности на тебе нет. Мальчишка, ребенок. Но чувствуешь себя мужчиной, хотя в действительности вовсе таковым не являешься. Играешь в мужчину с ружьем.

– Сейчас, в 34 года, вы уже не мальчишка. Но вы по-прежнему “готовы ко всему”?

– Да. Со мной всякое может случиться. Даже самое худшее. Я готов смело выступить этому самому худшему навстречу.

– А как вы выбрали свою профессию? Когда произошел щелчок?

– Щелчка не было. Я вернулся из Индокитая 1 мая пятьдесят шестого, просто жил, ничего пока не делая, и как-то вечером общий друг представил меня жене Ива Аллегре. Она сказала мне: “Вы точно соответствуете персонажу, которого ищет мой муж для своего следующего фильма. Вы должны с ним встретиться”. Я с ним встретился. Мы проговорили два часа. В конце этой беседы он решился дать мне роль Ролана в фильме “Когда вмешивается женщина”. Меня это не очень интересовало. Так что он должен был сражаться не только со своими продюсерами, чтобы навязать им меня, но и со мной... Фактически я согласился сниматься, чтобы доставить ему удовольствие.

А.Делон сегодня

– Получается, вы никогда не думали о том, чтобы стать актером?

– Никогда.

– Но кино-то как зрителя вас интересовало?

– Нисколько. Моим единственным воспоминанием как зрителя остается Сайгон, улица Катина, где я видел фильм “Не тронь добычу”. Я не знал, что такое кино. До отъезда в армию я жил в Бур-Ля-Рен. В то время, знаете, это была далекая парижская окраина. И я никогда не приезжал в Париж.

– А теперь кино вас интересует?

– Я – пленник.

– Пленник чего? Вашего образа? Вашей репутации? Вашего мифа?

– Нет, я пленник среды, в которой я вращаюсь. Пленник в смысле жестких рамок. Я люблю играть, быть на театральной сцене или перед камерой. Остальное мне дико скучно. Кино – это лужа, полная акул. Кто первый прыгнет, тот хватает другого. Я не могу этого выносить. Это противно моей природе.

– Вы никогда не бываете счастливы, занимаясь своей профессией?

– Бываю. Между моментом, когда говорят: “Мотор”, и моментом, когда говорят: “Стоп”.

– Это недолго. В каких вы отношениях с режиссерами?

– В хороших. Это необходимо. Иначе все загублено. Если я играю в одном углу, а он делает свою мизансцену в другом, это катастрофа. Необходима общность. С Рене Клеманом в течение четырех фильмов все происходило в режиме безупречного подчинения. Нам достаточно было посмотреть друг на друга. В “Бассейне”, с Дерэ, тоже. И еще лучше с Мельвилем в “Самурае”. Он мне почти никогда ничего не говорил, но я знал, чего он хочет, и давал ему все, чего он ждал от меня.

– А почему вы решили стать своим собственным продюсером?

– Потому что я хотел быть свободным. Больше не представлять проекты на рассмотрение. Работать с моей командой. Это было непросто. Первый фильм, в котором я являлся продюсером и актером, был катастрофическим. Я имею в виду “Непокоренного”. В сценарии шла речь о женщине-адвокате, похищенной, а затем освобожденной охранявшим ее солдатом во время алжирской войны. Но эта история действительно произошла с одной женщиной-адвокатом, которая на самом деле подала на меня в суд. И она выиграла процесс. Фильм был запрещен во всех европейских странах. Так что дебют получился весьма странный.

– И вы только что начали заново с “Джеффом”?

– Да, по-прежнему ради свободы действий. Свободы моей команды. Это замечательные люди, профессионалы, которые прекрасно делают свою работу. Я ненавижу любительский подход, так распространенный во Франции как в кино, так и в других сферах. Я больше не теряю времени со звукоинженером, мой уже много лет знает, как я ставлю свой голос. Это позволяет мне работать быстрее.

– И еще вас прекрасно снимает ваш оператор.

– Да, но – он бы вам рассказал – я прошу его сделать меня более жестким, как можно более “грязным”. Вот уже 10 лет, как я не положил на лицо ни грамма макияжа. В черно-белом или в цветном варианте. Никогда. Именно поэтому для меня так важен оператор. Очень трудно получить хорошие цветные кадры без макияжа. Но “текстура кожи”, как говорят в нашей профессии, очень заметна. Кожа живет, двигается, дышит. Макияж – своего рода маска, которая стирает некоторые выражения. Вначале, когда я вынужден был соглашаться, чтобы меня гримировали, мне казалось, что мое лицо – из штукатурки. Единственная проблема в том, что нужно играть с партнершей, которая загримирована. От Роми Шнайдер до Мари Бель.

– Быть красавцем – это вам помогло?

– Есть за и против. Это помогает, мне это, безусловно, помогло. Но это и очень тяжелая помеха. Я предпочел бы говорить не о себе. Поговорим, например, о Жане Марэ. Да, внешность ему помогла. Но также ужасно помешала. В вас не видят никакого таланта. На вас тут же наклеивают этикетку “герой-любовник”. Еще лучше: “романтический герой-любовник”. Нужно очень потрудиться, чтобы показать, что являешься к тому же актером. У меня много товарищей, которые начинали в кино, не будучи особенно красивыми. Критики тут же объявили их гениями. И совершенно спокойно сравнивали их с Чарли Чаплином. Я, конечно же, не имею в виду Жана Поля Бельмондо, у которого подлинный талант. Даже если вначале его находили похожим на Мишеля Симона.

– Вы соперничаете с Бельмондо? Это ведь единственная звезда вашего уровня и вашего гонорара на французском кинорынке.

– В нашем поколении – да. А в предыдущем – Габен, Бурвиль и де Фюнес. Но мы не оспариваем ролей друг у друга. Мы снимаемся в фильмах, которые нам нравятся, а прочие играют остатки.

– А ваши партнерши? Почему для своего последнего фильма “Джефф” вы выбрали Мирей Дарк?

– Потому что я еще никогда не работал с ней. А также потому, что пара Дарк – Делон меня интересовала: я верю в ее популярность. К тому же, скажите мне, помимо Бардо, Денев и Дарк, с какой французской актрисой я мог бы составить пару?

– Жанна Моро?

– Мне ни разу не удалось сняться с нею.

– А вы пытались?

– Да. Много раз. Она всегда отказывалась. Моро выбирает роли по своей мерке. Она непримирима насчет сценария и не является партнершей актера: это актер должен быть ее партнером. Ей нужна Роль с большой буквы. Она отказалась играть в “Непокоренном”, потому что это была прежде всего история мужчины – меня, встречающего женщину, которой она могла бы быть. Моро также отказалась играть в “Рокко и его братьях” Висконти. По тем же причинам.

– Анни Жирардо?

– Я работал с ней только один раз, но это было чудесно.

– Ален Делон – Роми Шнайдер – это пара?

– Теперь пара. Мне хотелось, чтобы она была звездой “Бассейна”, конечно же, потому, что мы долгое время были очень близки, и я знаю ее лучше, чем других. Для продюсеров Роми Шнайдер все еще оставалась Сисси. Никто не подавал виду, будто знает, что она играла Чехова во Франции или в пьесе “Как жаль, что она – шлюха” в постановке Лукино Висконти, что она снималась с Орсоном Уэллсом. Сегодня ей 30 лет, она стала настоящей кинодивой: в “Бассейне” Роми – это Жанна Моро 7 или 8 лет назад. К тому же с эффектом сюрприза.

– А теперь вы снимаетесь с Габеном в “Клане сицилийцев”. Это тоже – вызов? У вас с ним хорошие отношения?

– Да, и это большая удача! С ним все пошло хорошо с самого начала. И отлично, потому что, если бы это было не так... У него бывает дурное настроение, но он любит молодежь. Ему очень нравится Бельмондо. Габен может быть крайне неприятен. Некоторых актеров это полностью парализует. Но мне бы это, в любом случае, не помешало играть.

– Потому что вы профессионал. Но, помимо профессии, что вы любите?

– Моих друзей. Друзей, которые, в основном, не принадлежат к сфере кино. У меня нет друзей ни среди актеров, ни среди продюсеров. Не знаю, почему.

– Вы больше года прожили в Америке. Чему-нибудь там научились?

– Научился много чему. Это был стаж: я улучшил свой английский и увидел, как работают американцы. Я снимался с представителями авангарда и с более традиционными режиссерами. И те, и другие являются настоящими профессионалами. В некотором смысле мое путешествие в США окончилось провалом: мои фильмы не имели того успеха, которого я ожидал. Они не сделали меня известным в американском обществе. Я сражался, чтобы начались съемки по роману Дриё Ла Рошель “Человек на лошади”. Мне так хотелось поработать с Сэмом Пекинпа, мастером вестернов, но фильм так и не сняли. Зато я снялся в другом, очень красивом, у Ральфа Нелсона. Однако этот фильм, “Вор есть вор”, совершенно не имел успеха.

– Почему вы пришли в театр? Чтобы показать, что вы не только киношный красавчик?

– Да. Это был трудный опыт. Особенно в пьесе “Выколотые глаза”. Я играл с Мари Бель. А Мари Бель – это не кто-то там. Я сразу согласился на эту роль. Именно из-за нее. Как в теннисе: между игроком шестой категории и чемпионом Франции нужно выбрать своего партнера. Я сыграл с ней. Все или ничего. Это был для меня способ показать, что я – актер. Или напротив, опозориться. Думаю, что я не проиграл.

– Этот постоянный вызов – черта вашего характера?

– Думаю, да.

– Чем для вас является дружба?

– Скажем, что это самая важная вещь в мире. Для меня это – Дружба с большой буквы. Не любовь. Я больше не верю в любовь, сразу вам говорю. Я верю только в страсть, которая долго не длится. Я верю в многочисленные страсти. Я проживаю их до дна, пока они не затухают.

– Ваша страсть летит всегда на полной скорости. С неистовостью и стремительностью?

– В полной небезопасности. И безраздельно. Приключения, интрижки меня не интересуют. Нужно, чтобы было что-то другое. Иначе лучше уж найти девицу на улице.

– Бильярд – это ваш любимый спорт?

– Нет, мой любимый спорт – это работа. В силу моей профессии я занимался всеми видами спорта. Но в жизни у меня нет для этого времени. У меня такая рабочая булимия, что остается очень мало времени для занятий чем-то другим. Я актер, продюсер, скоро буду петь. Я живу на скорости 2000 километров в час. Не могу уезжать в отпуск – спустя 8 дней не способен усидеть на месте. Я становлюсь невыносимым. В конце концов, это даже забавно – я ведь вовсе не создан для моей профессии. Кроме как в момент, когда играю. В эти минуты я страстно ее люблю.

– Вы больше не увлекаетесь лошадьми, автомобилями, огнестрельным оружием?

– На лошадей тоже нет времени. Автомобили – у меня до 25 лет столько их было... Я хотел участвовать в гонках, обожал очень быструю езду. Мне и сейчас это время от времени нравится, но это прекратилось с рождением моего сына. Я понял, что больше не имею права делать глупости. Раньше я мог идти на любой риск, мог погибнуть, – я был совсем один и плевал на все.

– В “Самурае” есть одна фраза...

– “Нет большего одиночества, чем одиночество самурая, если только не одиночество тигра в джунглях”. Эта фраза?

– Она вам очень подходила...

– Потому что я живу в джунглях и считаю себя маленьким тигром.

– И что, ваши джунги в этот момент очень густые?

– У меня такие же джунгли, как у любого другого, знаете ли.

– Скажем, что ваши кажутся чуть более непроходимыми.

– Может быть, так оно и есть. Вероятно, мои джунгли еще и чуть более опасны. Но нужно продолжать жить. Главное – уметь выбирать. Лучше жить обыкновенно или опасно? В конце концов, тобогган моей жизни, даже когда у меня свистит в ушах, мне нравится. Это мой тобогган (бесполозные сани для спуска с гор у индейцев Северной Америки. – Е.Б.) Это мояжизнь.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;