Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43 (7755) 18 - 24 ноября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Зюзя, Кыш Бабай, Дедек Мраз и другие

ДЕНЬ В ИСТОРИИ

Георгий ОСИПОВ


18 ноября – день рождения Деда Мороза.

Вопрос первый, главный и абсолютно правомерный: почему именно восемнадцатого? Какими документами факт сей подтверждается? Подтверждается многолетними метеорологическими наблюдениями в Великом Устюге, где ледостав происходит в среднем именно 18 ноября и который, как известно, уже больше десяти лет считается родиной Деда Мороза. Почему именно он считается – вопрос иной и очень запутанный. Как и вопрос о том, откуда у него внучка Снегурочка. Кто в таком случае бабушка и кто мать, кто ее отец? Несколько лет назад этим вопросом даже вполне серьезно заинтересовались в Государственной думе...

Нашему красавцу – символу зимы, как говорят историки, около двух тысяч лет, несколько больше, чем городу на Сухоне. Однако будем считать Дедушку Мороза, великого путешественника, родственником по мысли и духу многочисленным великоустюжским землепроходцам.

За прошедшие века Дед Мороз, имеющий на всякий случай собственные имена в разных странах и краях (Зюзя – в Белоруссии, Кыш Бабай – в Татарстане, Ежишек – в Словакии, Микулаш – в Чехии, Дедек Мраз – в Словении, Товлис папа – в Грузии и т.д.), немало переменился. И во внешности, и в характере. Будучи языческим божеством, будущий символ Нового года отличался ростом низким и характером злобным и стервозным: такого зимней брусникой не корми, а дай невинного человека поморозить. Особенно тех, кто на мороз жаловался, – смотри соответствующий эпизод в классическом фильме “Морозко”.

Его дыханием была лютая стужа, слезами – сосульки, замерзшими словами – густой иней, а волосами – пурга. Черты того, давнего Деда Мороза, запечатлели Некрасов в поэме “Мороз Красный Нос” и Островский в “Снегурочке”. Но в “Снегурочке” Римского-Корсакова Дед Мороз – уже веселый, разгульный старикан, не испытывающий особой вражды к людям. И весьма характерно, что дедов мешок, в котором он когда-то умыкал людей, превратился в мешок для подарков. Правда, некоторые весьма уважаемые представители духовенства упрямо продолжают считать Деда Мороза одним из воплощений лукавого – когда искушать малых сих, как не в волшебную новогоднюю пору?

Между прочим, и костюм традиционного Деда Мороза весьма разительно отличался от нынешнего. Во-первых, шуба была синей: синий, в отличие от красного, “холодный” цвет. Красную шубу подарила Деду Морозу советская власть. На голове у него всегда была пышная меховая боярская шапка, а на ногах – валенки. Красные же сапожки и того же цвета колпак с кисточкой – явное следование европейской традиции, что ревнителями древнеславянской старины резко порицается.

И кто знает, может, и станет Дедушка Мороз символом Олимпиады, которая пройдет в субтропиках? Он и не такое переживал...

Также в рубрике:

НОВАЯ ТРАДИЦИЯ

КОНКУРС

КВОРУМ

ФЕСТИВАЛЬ

ГРАФФИТИ

ПРОЕКТ

ИНТЕРНЕТ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ДЕНЬ В ИСТОРИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;