Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7758) 9 - 15 декабря 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ФилармонияГАЛИНА КОКОУЛИНА: Пермский слушатель воспитан на классической музыке…Беседу вела Евгения КРИВИЦКАЯ
– Галина Юрьевна, в Перми сейчас необычайно интересная и насыщенная культурная жизнь. Глядя на ваши афиши, листая буклеты, не устаешь удивляться, сколько у вас разнообразных и оригинальных творческих проектов. – Принципиальный курс на новую культурную политику был взят правительством Пермского края два года назад, когда развитие искусства и культуры было названо одним из приоритетных направлений. Позже стратегия закономерно трансформировалась в концепцию новой культурной политики края, получившую название “Пермский проект”. Его на VI Пермском экономическом форуме в сентябре 2010 года презентовал министр культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций края Борис Мильграм. Главная цель – “создать пространство, где мыслящий человек смог бы реализовать себя в полной мере”. В документе, который сейчас активно обсуждается всей культурной общественностью Прикамья, говорится, что необходимо создать “стимулирующую среду с высоким уровнем творческой конкуренции”. В этих условиях Пермская филармония активно ищет новые пути развития. Именно в последние годы принципиально изменилась концепция репертуарной политики, и произошел, я думаю, качественный рывок в развитии. – Какой вы видите миссию филармонии в вашем регионе и в общероссийском контексте? – Есть несколько принципиально важных задач. Вовлечение в филармоническую жизнь молодых людей через образовательные программы. Развитие и продвижение профессионального музыкального искусства, демонстрация лучших отечественных и зарубежных школ. Инновационные подходы в работе со зрителями, формирование среды общения людей с различными музыкальными вкусами. Все это делается, в том числе, с помощью коллективов и солистов Пермской филармонии. – Деятельность филармонии разворачивается только в Перми, или она позиционирует себя как региональный центр культуры? – Конечно, филармония стремится расширять ареал своего присутствия. Понимая значимость систематического воздействия культуры на жителей Пермского края, особенно на малых и удаленных территориях, филармония становится центром культурных инициатив на любой площадке Пермского края через активную гастрольную деятельность, регулярные телевизионные и интернет-трансляции наиболее значимых проектов, которые обеспечивают охват гораздо большего числа людей, чем фактическое количество мест в залах. Мы регулярно представляем в территориях края большинство “собственных” проектов (“Орган в четыре руки”, “Парад юбилеев: великие имена, великие даты”, “Мастера искусств – детям Прикамья”, Фестиваль “Певческое поле Прикамья”, музыкально-краеведческий проект “Камских вод звезда”, цикл концертов, посвященных 65-летию Великой Победы, юбилейный тур оркестра народных инструментов, Международный фестиваль органной музыки). Вместе с тем и проекты с выдающимися музыкантами России (“Владимир Спиваков приглашает…”, фестиваль Дениса Мацуева и другие), как правило, делегируют свои творческие десанты в территории Пермского края. – Привычно рассматривать филармонию как организацию, обеспечивающую проведение концертного мероприятия. Насколько такая позиция отвечает потребностям сегодняшнего дня? – Для нас филармония – это гораздо более широкое понятие. Филармония, например, мыслится как образовательный центр, где дети и молодежь формируют свой кругозор, участвуя в лекциях, мастер-классах, концертах и фестивалях. Задача филармонии – с юных лет прививать любовь к музыке и другим видам искусства. Поэтому ПКФ активно сотрудничает с Музыкальным колледжем и Институтом искусств и культуры, с Оперным театром. Филармония – это еще и команда продюсеров, мы предоставляем все необходимые условия для выступлений музыкантов и коллективов Прикамья, а они, в свою очередь, получают возможность для творческого и профессионального роста через фестивальную и концертную деятельность. Филармония становится культурной резиденцией, местом притяжения лучших творческих сил страны и мира, представляющих классическое и актуальное искусство. И что особенно важно, свои масштабные продюсерские проекты они осуществляют на территории Пермского края, ставшего местом реализации их идей и постоянной творческой прописки. Среди наших проектов-резидентов: Международный фестиваль органной музыки, фестиваль Дениса Мацуева, Международный фестиваль современной музыки, Фестиваль “Владимир Спиваков приглашает…”, Фестиваль фортепианных дуэтов “Николай Петров и Александр Гиндин приглашают”, Фестиваль “Виртуозы смычка”, Фестиваль “Дягилевские сезоны”, филармоническую программу которого в 2008 году назвали лучшей, и многие другие. Особняком стоит уникальный проект “Сделано в Перми” – совместное детище Пермской краевой филармонии и продюсерского центра “GreenWave Music”. Технология проекта такова: в Перми встречаются несколько творческих коллективов или исполнителей, никогда прежде не работавших в своем нынешнем качестве на одной репетиционной площадке, и создают совместный культурный продукт. Под новым брендом прошла мировая премьера сверхповести В.Хлебникова “Дети выдры”, объединившая московский струнный ансамбль солистов “Opus Posth”, ансамбль тувинской музыки “ХУУН-ХУУР-ТУ”, Пермский академический хор “Млада”, родились электронный проект “Eternal”, Фестиваль “King Crimson Festival”, Фестиваль украинской музыки и театра “Гогольfest Пермь”, Большой музыкальный фестиваль “Движение” и Фестиваль “Африка”, собравшие в этнографическом музее “Хохловка” порядка двадцати групп со всего света! Все эти проекты и акции стали заметными, значимыми событиями в жизни края, и, безусловно, в новом сезоне они получат новое развитие. – В Пермской филармонии нет собственного симфонического оркестра. Как вы компенсируете отсутствие такой важной составляющей? Сотрудничаете ли вы с оркестром Театра оперы и балета имени П.И.Чайковского? – Действительно, долгое время (с 1946 года) роль филармонического оркестра успешно выполнял симфонический оркестр Пермского академического театра оперы и балета. Каждый понедельник в зале театра звучали симфонические программы с традиционным жанровым наполнением: симфония, увертюра, концерт. За пульт вставали дирижеры театра и гастролирующие дирижеры, приезжали известные солисты-исполнители. Совместно с оркестром выступали солисты филармонии. Большое значение придавалось традиционным детским симфоническим концертам, где с оркестром выступали учащиеся детских музыкальных школ и студенты музыкального училища. В течение нескольких последних лет Пермская краевая филармония становится организатором концертов и фестивалей ведущих симфонических коллективов страны: Российского национального оркестра, Национального филармонического оркестра России, Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского и Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова, оркестра “Новая Россия”, Академического симфонического оркестра Московской филармонии и других. В 2008 году мы провели Фестиваль “Симфонический Олимп”, а в прошлом сезоне впервые в Пермском крае был проведен Фестиваль “Владимир Спиваков приглашает…” Теперь он станет традиционным. В данный момент министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края рассматривается вопрос о создании оркестра филармонии. – Как работаете с публикой? Существует ли абонементная система? Есть ли “ноу-хау” в расширении и привлечении аудитории? – Возрожденная пять лет тому назад система абонементов привлекает все большее число слушателей. В ней представлены все стили и направления музыки: инструментальные жанры (органная, фортепианная музыка, музыка для гитары, струнных инструментов), джаз, авангард. Абонементы сориентированы на различные категории населения: взрослые, дети, школьники. Инновационные формы в проведении абонементных концертов проявляются как в инструментарии, так и в контенте: это и использование мультимедийного оборудования, и игровые интеллектуальные формы (при работе с молодежью) – викторины, конкурсы, интервью в зале и т.д. А с точки зрения контента – синтез поэзии, музыки, хореографии, выступления драматических актеров, диджеев и виджеев популярных музыкальных ТВ каналов. В юбилейном сезоне филармония предлагает 20 абонементов. Посетить концертную программу абонемента в Пермской филармонии может каждый житель города и края, и вне зависимости от достатка и музыкальных предпочтений он получит продукт культуры высокого качества. Одна из новаций этого сезона – абонемент для молодежи “Арт-клуб”. Мы традиционно предлагаем специальные программы для детей, это одна из самых важных наших аудиторий, еще и потому, что мы формируем новую филармоническую элиту. Возвращаясь к новым инструментам воздействия, в прошлом сезоне Пермская филармония впервые осуществила прямую трансляцию концерта Дмитрия Хворостовского из Большого зала в Органный зал филармонии. С того момента было проведено уже несколько подобных трансляций, причем экран устанавливался на площади перед Органным залом. И все желающие, кто не смог попасть в зал, насладились шедеврами музыкального искусства. Насколько нам известно, это первый и единственный опыт в России. – В афише филармонии – много фестивалей, в частности, современной музыки. Как принимают слушатели музыку наших дней? – Пермский слушатель воспитан на классической музыке, но слушательский интерес к современной музыке растет. Совместно с Пермским отделением Союза композиторов России филармония провела фестиваль современной музыки – в этом году в четвертый раз. Не отстает филармония и от молодежных трендов, ежегодно участвуя в этнофутуристическом фестивале “Камwа”, в Фестивале “Живая Пермь”, Фестивале “SKIF-Пермь”, проводимом совместно с Петербургским благотворительным фондом имени Сергея Курехина. Произведения XXI века звучат и в концертных программах абонементов филармонии. Так, в марте 2011 года Полина Осетинская и Алексей Гориболь представят мировую премьеру произведения Владимира Мартынова. Именно в Перми был презентован авторский фестиваль Майкла Наймана – композитора-минималиста, известного своим сотрудничеством с Питером Гринуэем. Также в ноябре на V Международном фестивале органной музыки была представлена мировая премьера от норвежского композитора Олава Лервика. – В последние годы стало особенно заметно, что Пермская филармония предлагает публике не просто концерты, а полноценные продюсерские проекты, которым предшествует огромная и напряженная работа всего коллектива. – Да, к примеру, на закрытии 73-го концертного сезона мы объединили на одной сцене разных исполнителей, многие из которых раньше никогда не выступали вместе, – Уральский камерный хор, ансамбль солистов квартет “Каравай”, Екатеринбургский камерный оркестр “BAСH”, органистку Евгению Камянскую, стажера Центра оперного пения Галины Вишневской, меццо-сопрано Викторию Перминову, представили пермской публике уникальное музыкальное полотно, сотканное из произведений самых разных эпох, композиторов и жанров. А демиургом, объединившим исполнителей четырех городов – Москвы, Екатеринбурга, Перми, Оксфорда, и двух стран – России и Великобритании, стал дирижер Джон Лаббок, специально прибывший из Оксфорда, города-побратима Перми. Апофеозом вечера стала всероссийская премьера “In terra pax” английского композитора Джеральда Финзи. Мы до сих пор получаем восторженные отзывы от многих людей, кому довелось это увидеть. В начале октября в Пермском органном зале впервые прозвучала “Высокая месса си-минор” И.С.Баха. Подготовка к проекту заняла более полугода, автором идеи стал маэстро Владислав Новик, вставший за дирижерский пульт. Участники: Уральский государственный камерный хор, а чтобы месса звучала так, как ее задумал и написал “великий Себастьян”, было решено пригласить московский оркестр “Pratum Integrum”, исполняющий эту музыку аутентично, на старинных инструментах, и пять вокалистов из Германии – родины Иоганна Себастьяна Баха. – Пермская филармония перешла в статус автономного учреждения. Какие выгоды и недостатки от этого перехода? – В Пермском крае филармония первой из числа государственных учреждений приобрела статус автономного учреждения. Целью перехода в автономное учреждение явилось получение большей финансово-хозяйственной самостоятельности, экономической мобильности и оперативности принятия управленческих решений. Ожидаемым результатом перехода стало повышение доходности деятельности филармонии, повышение качества услуг и как следствие рост конкурентоспособности учреждения в условиях рыночной экономики. К недостаткам в настоящий момент можно отнести нехватку подзаконных нормативных актов и отсутствие практики применения норм федерального законодательства, регулирующего деятельность автономных учреждений. Эти вопросы неоднократно обсуждались на совещаниях учреждений культуры РФ, входящих в Союз концертных организаций России. И подводя итог нашей беседе, хочу подчеркнуть: Пермская краевая филармония все больше становится ключевой коммуникативной площадкой для профессиональной музыкальной элиты страны и международного сообщества. Деятельность Пермской краевой филармонии, без сомнения, способствует развитию культурных связей, формированию культурного пространства, продвижению имиджа региона как культурной столицы Урала, России и Европы. Сегодня Пермская филармония по праву занимает одну из лидирующих позиций в России, храня и достойно продолжая самые лучшие духовные и музыкальные традиции. Также в рубрике:
|