Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7758) 9 - 15 декабря 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраОсколки в СколковеСамый экстравагантный проект в рамках Года Франции в России Федор РОМЕР
Здесь, в Московской школе управления, открылась очередная выставка в рамках Года Франции в России. “Сколково” и Общество развития актуального искусства “Метафутуризм” (оно же – Фонд Александра Погорельского) в странных, квазисупрематических пространствах “Сколкова”, специально для экспозиции расчлененных дизайнерским забором, стоящим на бетонных блоках-кирпичах, представили диалог русских и французских художников под общим названием “Рабочие и Философы”. Два куратора, Евгения Кикодзе с российской стороны и Александра Фо – с французской, поделили на “рабочих” и “философов” выбранных ими художников из России и Франции, смешали, но, к несчастью, взболтали. Получился вкусный и тонкий коктейль, который подается со льдом интеллектуальных упражнений на тему перехода модернизма в постмодернизм и обратно. Грубо говоря, все сводится к тому, что современные художники или медитируют, предлагая понятные лишь самим себе абстрактные эстетические построения (“философы”-концептуалисты, их больше), или конструируют нечто социально ориентированное, при этом мазохистски издеваясь над собственной функциональностью (“рабочие”-модернисты). Если еще проще, есть наблюдатели и строители, есть искусство пассивное и активное, есть зацикленное на содержании, есть – на форме. В “философическом” случае важнее голова (мозги и глаза), в “пролетарском” – руки. Но параллельные сходятся – совсем по Лобачевскому – в пространстве сопротивления обществу потребления, этике консюмеризма и рыночным отношениям. Нашли где бороться: в Сколкове. Вот эта неуместность и превращает, честно говоря, эклектичный и надуманный проект в один из лучших в рамках русско-французского года бесконечных культурных обменов. Сами кураторы честно признаются, что работы выбранных авторов из двух стран можно тасовать по двум разделам, как колоду карт. Тут формотворчества хватает и у “философов”, и у “рабочих”, оригинальность мысли равно отсутствует у тех и других. Большинство произведений – осколки индивидуальных миров каждого из авторов, непонятные без контекста их творчества. Но с любовью и умом сделанная выставка в неожиданном помещении, сопротивляющемся выставленному всеми силами, – это не просто экстравагантный жест, а творческий подвиг. Понимать, где тут “философ”, а где “рабочий” – бесполезно. Есть просто блистательные вещи, полные социальной энергетики. Например, фильм Сильви Блоше “Городские истории / Нанлинг”: француженка приехала в деревню на юге Китая и встретила там местную жительницу, впервые увидевшую европейца. Художница позволила себя ощупывать, массировать, гладить руки, а потом крестьянке пришлось уехать из дома, поскольку проделанное ею “в Китае невозможно”, как сказано было в тамошней администрации. Или объекты Сергея Браткова из серии “Инновационная ловушка” – пластмассовые мухи приклеены к этикеткам от бутылок “Кока-колы”, которые (бутылки) висят под потолком. Мол, “на сладенькое потянуло”. Нагло профанированное слово “инновация” очень уместно в Сколкове. Также в рубрике:
|