Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7758) 9 - 15 декабря 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяБеспечные ценности
XV Московская художественная ярмарка “Арт Манеж”: два взгляда АРТ-ПРОЕКТЕлена ШИРОЯН
Ах, Манеж, Манеж! Иззавидоваться могут другие арт-институции тому, какую бурю страстей вызывает и само это здание, даже изуродованное пожаром и реконструкцией по-лужковски, и проходящая в нем каждый декабрь Московская художественная ярмарка “Арт Манеж”. Уж не одну сотню раз “припечатали” этот праздник искусства солидные арт-критики и мало смыслящие в искусстве журналисты, уже многие художники, прославленные и незнаменитые, равно как преуспевающие галереи, наотрез отказались играть на этом поле. Ничего не поделать: собака лает, а караван идет. И “Арт Манеж”-2010 открылся, как по часам, в первый же день зимы, собрал толпу зрителей и оказался сам себе подарком к пятнадцатилетнему юбилею. Вряд ли ошибусь, если назову эту ярмарку самой демократической. Проще говоря, это арт-рынок для бедных (ну если малоимущий гражданин все-таки способен купить себе открытку в виде живописного холста или хотя бы фотопринта). Не бутик с заоблачными ценами, а магазин шаговой доступности. Пожалуй, осознают это и кураторы, согласные предоставлять площадь в самом центре Москвы подчас никому не ведомым галерейщикам. А еще это отличное зеркало. В нем отражаются поистине “народные” вкусы и пристрастия в отношении такой трудно поддающейся анализу субстанции, как изобразительное искусство. Не удивляйтесь, что в Манеже пестрят портреты и букеты всех видов, что там висят “политплакаты” на новый лад – скажем, футболисты с лицами олигархов гоняют мяч по команде кремлевских тренеров. Или жанровые картинки, чьи герои – развеселые выпивохи с растрепанными подружками. Разглядывать такие произведения неохота. Зато здесь благодатная почва для социолога или историка (не искусства, скорее, нравов). Отрадным показался факт, что организаторы ярмарки, понимая ее изъяны, все же стараются перестроиться, привлечь не только новых буржуа, но и старых посетителей. Тому свидетельство – шесть спецпроектов, вынесенных в центр Манежа и очень несхожих. Все – с учетом сегодняшних трендов, например, интереса к соцреализму и “тихому” искусству середины прошлого века. За “современное” отвечает инсталляция Сергея Якунина, посвященная поэтам-обэриутам (галерея “КультПроект” напомнила о давней якунинской выставке “Хармс-кабинет” в ГМИИ). А рядом – “Жёлудьхоумпрожект”, где в своей узнаваемой технике “схема пространства” модная художница Анна Жёлудь из металлических прутов создала модель дома с приметами уютного быта. Еще запомнился стенд “Коллекция Ксении Богемской” – in memoriam блистательного искусствоведа, “открывателя” наивных художников вроде Павла Леонова: этой осенью Богемской не стало, и на забавные картинки смотришь уже по-иному. Несправедливо не отметить усилий руководителя проекта Ольги Марутян и куратора Ирины Мелешкевич по созданию более или менее “смотрибельной” общей экспозиции. Своего рода камертоном для нее служит стенд галереи “Манеж”, чья коллекция сгорела в пожаре 2003-го, но сегодня вновь полна работ достойных авторов: от Татьяны Назаренко, Владимира Брайнина и Натальи Нестеровой до следующего поколения – Елены Утенковой или Михаила Тихонова.
“Арт Манеж”-2010 можно бы подать под юбилейным соусом – как-никак проект осуществляется в пятнадцатый раз. Выживаемость свою “Арт Манеж” доказал, но кичиться ею не намерен. Нынешний вернисаж был начисто лишен всякого “датского” пафоса и прошел, несмотря на обычное многолюдье, в рабочем порядке. Организаторы трезво оценивают свое детище. Как всегда, для раскачки открывают экспозицию стенды или совсем некоммерческие, или с работами, качество которых проверено временем. Это для знатоков. Потом любопытному зрителю дается шанс разыскивать редкие жемчужные зерна в куче гомогенного творчества, ремесленно добротного, но не достойного авторского клейма. Наконец, кодой (впрочем, это две третьих общего сбивчивого сочинения) является откровенный коммерческий мусор, но именно он обеспечивает должное число продаж (цена соответствует качеству) и приток посетителей, главную долю которых составляют друзья и знакомые тамошних экспонентов. Короче, ярмарка живет по принципу “Каждому – свое”, но в ее случае это не бесчеловечный цинизм, а своеобразно понятый гуманизм: всякий входящий под своды Манежа заранее знает, что он хочет обрести, – и обретает без лишних топографических усилий. Здесь умеют относиться ко всему показанному как к духовным ценностям, но делают это с какой-то всеядной беспечностью. Последняя – заразительна, и нынешняя экспозиция демонстрирует несколько показательных примеров опасной болезни. Тамбовская областная картинная галерея привезла в Москву работы советских художников 20-х – 50-х годов, причем “лучшие работы из своей коллекции”, как уверяют музейщики. Сам список имен впечатляет – Дейнека, Пименов, Фальк, Куприн. Пусть вещи “лучшие” лишь в пределах Тамбова, но все равно мог бы получиться познавательный стенд, если бы в его центре не повесили многометровый холст позднего Петра Кончаловского “Где здесь сдают кровь?” 1942 года – лубочную жанровую сценку с дородными молодками, пристающими к красноармейцам в валенках и полушубках.
“Art National Gallery” с Тверской, представляющаяся “элитным клубом арт-инвесторов” (что уже отталкивает), показала сразу несколько произведений легендарного Сергея Романовича (1894 – 1968), члена объединения “Маковец”, христианского духовидца и блистательного живописца. И тут же, рядом с его “Христом в терновом венце” и “Изгнанием торгующих из храма”, – совсем свежие квазирелигиозные поделки на тему Страстей Господних Глеба Вяткина. Еще одно мое личное открытие – “Галерея на Гоголевском”. Она, оказывается, располагает очень неплохой коллекцией работ нонконформистов-шестидесятников. Но зачем же продавать за 3000 долларов полиграфического исполнения этикетку для вина из винокурен семейства Ротшильдов, заказанную Илье Кабакову? Можно, конечно, отклеить бумажку с бутылки, поместить под стекло и продать, но и три тысячи будет дороговато для этой вещицы, а подлинный Кабаков стоит куда дороже. Радует одно – описанная беспечность устроителей ярмарки и ее участников привела к восстановлению исторической справедливости. Среди произведений современных художников, которые выбрал из своей обширнейшей коллекции Михаил Алшибая, находишь картину Авдея Тер-Оганьяна, вполне безобидную пародию на Дерена. Тут надо вспомнить, что именно после акции “Юный безбожник”, сделанной специально для “Арт Манежа”-1998, богохульнику Авдею, рубившему по заказу публики софринские бумажные иконы, пришлось отправиться в эмиграцию. И вот теперь он вернулся в этот зал как часть престижного собрания, которое должно служить украшением экспозиции. Вернулся как вечная, а не беспечная ценность. Вечной ценностью является и фирменная экспозиция галереи “Манеж”. Пусть это не совсем актуальное искусство, однако художники умеют идти в ногу со временем, красиво поднимая конечности. Как когда-то вышколенные лошади на Манеже. Традиция живет. Также в рубрике:
|