Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7758) 9 - 15 декабря 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мира“Завтра” рядом с Джеком ПотрошителемВинтажный поп-арт в галерее “Уайтчепел” Екатерина БЕЛЯЕВА
Когда галерею открывали, ни о каких выставках неофициального, гонимого искусства речь не шла – просто возник новый зал с типичными английскими маленькими комнатками, расположенными одна над другой, за пределами королевского Лондона, где можно было устраивать неплохие персональные выставки известных британских и зарубежных мастеров. Так оно и было на протяжении примерно пяти десятилетий прошлого века, пока Ист-Энд не оброс другими выставочными площадками. Последним примечательным событием художественной жизни довоенного Лондона была выездная выставка, устроенная Роландом Пенроузом в 1938 году как раз в галерее “Уайтчепел”. В знак протеста против гражданской войны в Испании знаменитый пацифист показывал программную работу своего друга Пабло Пикассо “Герника”. После войны галерейная история почти сошла на нет, но в 1956 году здесь вдруг все забурлило. И снова через Пенроуза – теперь, правда, уже косвенным образом. В 1947 году Пенроуз со товарищи организовал Институт современного искусства (ICA). Со временем часть художников института объединились в “Независимую группу”. Они организовывали свои выставки, в том числе и в галерее “Уайтчепел”. Тут состоялась прогремевшая на весь мир выставка “Независимых” в 1956 году – “Это – завтра” (“This is Tomorrow”). Считается, что с этой выставки в Лондоне, в Британии, а не в США, как многие думают, началось победное шествие поп-арта. Во всяком случае, даже если пионерами поп-арта с натяжкой следует называть американцев, то идейными вдохновителями и ньюсмейкерами движения – все-таки англичан. Один из создателей “Независимой группы” критик Лоуренс Эллоуэй, собственно, и придумал сам термин “поп-арт”, а представленный на выставке “Это – завтра” коллаж с длинным названием “Так что же делает наши жилища такими особенными, такими привлекательными?” его коллеги Ричарда Гамильтона стал иконой английского поп-арта. В коллаж в качестве фрагментов включены изображения мускулистого мужчины с ракеткой с надписью “поп” и обнаженной симпатичной женщины на фоне популярных рекламных образов. Название коллажа, как и вся деятельность группы, было проникнуто оптимизмом нового типа – рекламного. Эта выставка была призвана донести идею поп-арта до широкой публики, а также представить концепции, художников, дизайнеров и фотографов, определявших “свингующие шестидесятые”. Сегодняшняя “Уайтчепел” больше не напоминает типичный викторианский музей – после последнего ремонта, а также реконструкции, в ходе которой к галерее присоединили помещения библиотеки – той самой, что находится над вестибюлем метро, – в качестве модного ныне исследовательского центра, она стала изнутри походить на своих сестер-двойняшек белостенных галереек “Уайт Кьюб”, типичных представительниц выставочных пространств нового типа. Но у “Уайтчепел” есть специализация – она выставляет работы восточников, художников-эмигрантов, ярких представителей тех народностей, что населяют Ист-Энд. Это, конечно, необязательная условность, прописку у художников не спрашивают, но уклон “на восток” все же ощущается. В настоящий момент в галерее экспонируют на двух этажах работы ливанской знаменитости Валида Раада. Называется выставка “Чудесные начинания”, и открывается она разделом, посвященным “Atlas Group”, – вымышленной компании анонимов, представляющихся историками-архивистами, которые снялись с насиженных мест и поехали собирать фото- и видеоматериалы по горячим следам ливанских войн, закончившихся симпатичным, но неправдоподобным миром. Привезенные этими псевдоисследователями “подлинники” Раад соединил с фальшивками собственного изготовления и выложил гигантскую мозаику “пейзажа после битвы”. Это стоит смотреть, ровно как и читать подписи под артефактами. Раада выставляют нечасто, поэтому, кроме работ из раздела “Atlas Group”, присутствуют и другие – за двадцать лет успешной карьеры художник много всего успел сделать. А в зале на первом этаже, также отданном исследовательскому центру, проходят выставки совсем иного толка – здесь галерея записывает свою славную историю. Например, минувшей осенью подготовили переиздание каталога той самой выставки “Это – завтра”, выпущенного пятьдесят пять лет назад малым тиражом и давно ставшего библиографической редкостью. Книжка совершенно замечательная – это не обычный каталог с его фотографиями экспонатов, а винтажный справочник по поп-арту, каким его никто толком не знает. Черно-белые портреты английских изобретателей, ученых и архитекторов, принявших новую веру и согласившихся участвовать в эксперименте, который отринет старые представления о науке и искусстве. Так уж получилось, что старая-новая книжечка стала главным экспонатом выставки, организованной по следам и во славу той легендарной. Хотя ценные работы, побывавшие здесь в 1956 году, вновь встретились в 2010-м, и они замечательные, их реальная встреча произошла на страницах каталога, так элегантно переизданного. Во второй раз история джинна из бутылки не выпустит. Листайте, пожалуйста, книгу, наслаждайтесь винтажным поп-артом. Также в рубрике:
|