Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7758) 9 - 15 декабря 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

“Завтра” рядом с Джеком Потрошителем

Винтажный поп-арт в галерее “Уайтчепел”

Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото автора
Лондон – Москва


Галерея “Уайтчепел”
Это не розыгрыш, это реальность, что в переулке за углом уважаемой и старейшей лондонской галереи “Уайтчепел”, что в Ист-Энде, во-первых, орудовал Джек Потрошитель, во-вторых, ютились анархисты всех мастей во главе с князем Кропоткиным и была устроена до сих пор действующая лавка соответствующей, анархической то есть, литературы – самая лучшая в стране, и в третьих, разгуливал человек-слон. Ни первое, ни второе соседство, ни расположенные также поблизости мечеть и синагога с толпами верующих, снующих вдоль по улице, не помешали строительству (галерея открылась в 1901 году, через несколько месяцев после смерти королевы Виктории) нового выставочного пространства на востоке Лондона. Проект финансировался государством – это был маленький, но роскошный подарок неблагополучному и убогому во всех отношениях городскому кварталу. Понятно, что государство не планировало за счет нового музея одарить искусством нищий люд, состоящий здесь преимущественно из эмигрантов, но субсидировать некоторое культурное развитие Ист-Энда было просто первой необходимостью для теряющей популярность династии. Требовалось хоть как-то наладить связь оторванного квартала с роскошным Вест-Эндом, организовать движение людей из центра на восток и обратно. Здание галереи, выполненное в стиле строгого английского модерна (камень для отделки дома использовали цвета слоновой кости – в честь Белой часовни, стоявшей здесь неподалеку с XII века, разряжая белизной стен георгианскую кирпичную серость), втиснули между двумя зданиями, одно из которых – библиотека и арочный проход на станцию метро “Олдгейт”. На самом деле линия метро, проложенная в центр Ист-Энда, Уайтчепел, была куда более ответственной культурной акцией старой королевы, чем строительство галереи, ведь ее первыми посетителями были все равно пижоны из Вест-Энда, прибывающие на вернисажи в роскошных кебах. Сейчас галерея, библиотека и вестибюль станции метро составляют единое кирпично-мраморное целое – такое своеобразное место встречи высокого и низкого, интеллектуально-высоколобого и простонародного.

Когда галерею открывали, ни о каких выставках неофициального, гонимого искусства речь не шла – просто возник новый зал с типичными английскими маленькими комнатками, расположенными одна над другой, за пределами королевского Лондона, где можно было устраивать неплохие персональные выставки известных британских и зарубежных мастеров. Так оно и было на протяжении примерно пяти десятилетий прошлого века, пока Ист-Энд не оброс другими выставочными площадками.

Последним примечательным событием художественной жизни довоенного Лондона была выездная выставка, устроенная Роландом Пенроузом в 1938 году как раз в галерее “Уайтчепел”. В знак протеста против гражданской войны в Испании знаменитый пацифист показывал программную работу своего друга Пабло Пикассо “Герника”. После войны галерейная история почти сошла на нет, но в 1956 году здесь вдруг все забурлило. И снова через Пенроуза – теперь, правда, уже косвенным образом. В 1947 году Пенроуз со товарищи организовал Институт современного искусства (ICA). Со временем часть художников института объединились в “Независимую группу”. Они организовывали свои выставки, в том числе и в галерее “Уайтчепел”. Тут состоялась прогремевшая на весь мир выставка “Независимых” в 1956 году – “Это – завтра” (“This is Tomorrow”). Считается, что с этой выставки в Лондоне, в Британии, а не в США, как многие думают, началось победное шествие поп-арта. Во всяком случае, даже если пионерами поп-арта с натяжкой следует называть американцев, то идейными вдохновителями и ньюсмейкерами движения – все-таки англичан. Один из создателей “Независимой группы” критик Лоуренс Эллоуэй, собственно, и придумал сам термин “поп-арт”, а представленный на выставке “Это – завтра” коллаж с длинным названием “Так что же делает наши жилища такими особенными, такими привлекательными?” его коллеги Ричарда Гамильтона стал иконой английского поп-арта. В коллаж в качестве фрагментов включены изображения мускулистого мужчины с ракеткой с надписью “поп” и обнаженной симпатичной женщины на фоне популярных рекламных образов. Название коллажа, как и вся деятельность группы, было проникнуто оптимизмом нового типа – рекламного. Эта выставка была призвана донести идею поп-арта до широкой публики, а также представить концепции, художников, дизайнеров и фотографов, определявших “свингующие шестидесятые”.

Сегодняшняя “Уайтчепел” больше не напоминает типичный викторианский музей – после последнего ремонта, а также реконструкции, в ходе которой к галерее присоединили помещения библиотеки – той самой, что находится над вестибюлем метро, – в качестве модного ныне исследовательского центра, она стала изнутри походить на своих сестер-двойняшек белостенных галереек “Уайт Кьюб”, типичных представительниц выставочных пространств нового типа. Но у “Уайтчепел” есть специализация – она выставляет работы восточников, художников-эмигрантов, ярких представителей тех народностей, что населяют Ист-Энд. Это, конечно, необязательная условность, прописку у художников не спрашивают, но уклон “на восток” все же ощущается. В настоящий момент в галерее экспонируют на двух этажах работы ливанской знаменитости Валида Раада. Называется выставка “Чудесные начинания”, и открывается она разделом, посвященным “Atlas Group”, – вымышленной компании анонимов, представляющихся историками-архивистами, которые снялись с насиженных мест и поехали собирать фото- и видеоматериалы по горячим следам ливанских войн, закончившихся симпатичным, но неправдоподобным миром. Привезенные этими псевдоисследователями “подлинники” Раад соединил с фальшивками собственного изготовления и выложил гигантскую мозаику “пейзажа после битвы”. Это стоит смотреть, ровно как и читать подписи под артефактами. Раада выставляют нечасто, поэтому, кроме работ из раздела “Atlas Group”, присутствуют и другие – за двадцать лет успешной карьеры художник много всего успел сделать.

А в зале на первом этаже, также отданном исследовательскому центру, проходят выставки совсем иного толка – здесь галерея записывает свою славную историю. Например, минувшей осенью подготовили переиздание каталога той самой выставки “Это – завтра”, выпущенного пятьдесят пять лет назад малым тиражом и давно ставшего библиографической редкостью. Книжка совершенно замечательная – это не обычный каталог с его фотографиями экспонатов, а винтажный справочник по поп-арту, каким его никто толком не знает. Черно-белые портреты английских изобретателей, ученых и архитекторов, принявших новую веру и согласившихся участвовать в эксперименте, который отринет старые представления о науке и искусстве. Так уж получилось, что старая-новая книжечка стала главным экспонатом выставки, организованной по следам и во славу той легендарной. Хотя ценные работы, побывавшие здесь в 1956 году, вновь встретились в 2010-м, и они замечательные, их реальная встреча произошла на страницах каталога, так элегантно переизданного. Во второй раз история джинна из бутылки не выпустит. Листайте, пожалуйста, книгу, наслаждайтесь винтажным поп-артом.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;