Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7759) 16 - 22 декабря 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаСильно, как только можноКонкурсные баталии Евгения КРИВИЦКАЯ
Осанна Ференцу Листу На Седьмом международном конкурсе ЦМШ блистали молодые пианисты. Вновь, как и в 2007 году, конкурс был посвящен Ференцу Листу, в преддверии 200-летия со дня его рождения. Можно сказать, что та первая попытка вскрыла определенные репертуарные проблемы: далеко не все школьники способны качественно исполнять листовские опусы, поэтому контингент участников тогда был неравноценен и не всегда мог продемонстрировать свой потенциал. В этот раз условия конкурса оказались гибче: фактически имя Листа трактовалось как символ Пианиста, и показать свои качества концертанта ребята могли на репертуаре, который им был более близок по духу. Так, в младшей группе (до 13 лет включительно) на первом туре вообще необязательно было играть Листа: пункты программы включали полифонию, виртуозный этюд по выбору участника, часть классической сонаты. По мнению жюри, в состав которого входили представители Московской консерватории и РАМ имени Гнесиных, Владимир Овчинников, Павел Нерсесьян и Юрий Розум, директор ЦМШ Александр Якупов, заведующий отделом специального фортепиано в ЦМШ Валерий Пясецкий, профессор Бостонского университета Боаз Шарон – конкурсанты играли добротно, профессионально, но явного лидера среди них не было. Всех восьмерых ребят пропустили на второй тур, и лишь к финалу выявилась четверка сильнейших. Очень музыкально и технически выверенно сыграла две части из Концерта Гайдна ре мажор Ли Йин (I премия), 13-летняя ученица музыкальной школы при Центральной пекинской консерватории. У нее есть ощущение интонационного словаря Гайдна, она показала не только крепкую пианистическую школу, как ее соперница из ЦМШ Ирина Корнейчук (II премия), но и красивый разнообразный звук, живость фразы. А на концерте лауреатов ее исполнение “Кампанеллы” Листа подкупило ювелирным техническим воплощением. III премию поделили между Иосифом Билеем из Пятигорска и Мартином Грегори (США), который, честно говоря, немного растерялся, играя в финале концерт Баха фа минор. В старшей группе шло напряженное состязание очень сильных и ярких пианистов. С первого тура явно лидировал Дмитрий Майборода, имеющий к своим 17 годам солидный сценический опыт. Его доводилось слышать и раньше в различных сборных концертах в Большом и Малом залах консерватории, и заметен творческий рост этого даровитого музыканта. Он быстро покинул амплуа вундеркинда-виртуоза, стал больше обращаться к серьезным сочинениям, требующим концептуального мышления. Майборода тщательно распределил силы, ровно отыграв первый тур, от которого в памяти осталась масштабная трактовка этюдов Рахманинова и Листа. А вот на втором туре молодой музыкант раскрылся в полной мере, исполняя “Картинки с выставки” Мусоргского. Прекрасно были продуманы как общая драматургия, так и образ каждой пьесы. А в третьем туре он безукоризненно сыграл Первый фортепианный концерт Листа, излучая убежденную уверенность в идеях и надежность пианизма. Когда на концерте лауреатов Дмитрий, получивший Гран-при, выходил к оркестру под управлением А.Якупова, то на лице дирижера ясно читалось предвкушение удовольствия от совместного музицирования. Действительно, Дмитрий Майборода теперь – незаурядный и вполне сложившийся пианист, а как солист – мечта любого маэстро: стабильный, виртуозный, контактный музыкант. Первую премию получил очень талантливый школьник, также из ЦМШ, Сергей Белявский. Одногодки с Майбородой, они порой принимают участие в одних и тех же конкурсах, и пока Сергей оказывается вторым. Показалось, что он чуть более нервный, интровертный, что является минусом в условиях соревнования. Но в будущей концертной жизни эти качества могут восприниматься, наоборот, как положительные. Белявский способен на художественные открытия, столь же раскрепощен технически, как и Майборода. Вот только бы еще поработать над туше, его красочностью, чего пока не хватало в его интерпретации Второго фортепианного концерта Листа. Второе место завоевал Леон Бернсдорф (Германия – США), а третье – Юлия Ванюшина из ЦМШ. Оба – крепкие и музыкальные пианисты, и при менее серьезной конкуренции вполне могли бы претендовать на высшие награды. Конкурс был проведен при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Благотворительного фонда Фридриха Липса и привлек внимание целого ряда зарубежных наблюдателей (кстати, прослушивание транслировалось on-line в Интернете на сайте ЦМШ). В частности, все туры слушали декан Колледжа изящных искусств Бостонского университета Бенджамин Хуарез, директор Школы музыки Бостонского университета Роберт Додсон, вице-президент Ассоциации Ференца Листа Томаш Клинянский (Венгрия). Поэтому лауреаты получили сразу же приглашение за рубеж: например, Д.Майбороде посчастливится побывать на знаменитом летнем фестивале Тэнглвуде и на фестивале в Бергамо. Вся четверка старших лауреатов также примет участие в 2011 году в фестивале Золтана Кочиша в городе Тосодуб (Венгрия). На закрытии Александр Якупов подчеркнул, что конкурс, существующий с 2003 года, возник, чтобы поднять и укрепить престиж ЦМШ. Конечно, рождение талантов – процесс непрогнозируемый, но то, что в этой легендарной школе сейчас созданы все условия для полноценного творческого развития детей, – несомненно. И результаты этого состязания продемонстрировали высокий исполнительский уровень питомцев ЦМШ, вполне достойных великого имени Ференца Листа. “А я иду, шагаю по стране…” Всероссийский конкурс, напомним, стартовал в Москве 15 сентября, и в течение двух месяцев жюри кочевало по восьми федеральным округам, прослушивая молодых музыкантов от 16 до 30 лет. На финал все снова собрались в столице, чтобы подвести итоги. Несмотря на поиск талантов по всей России, на созданные максимально комфортные условия для конкурсантов (им не надо было пересекать часовые пояса, так как прослушивания проходили “на местах”), лидировали Москва и Петербург. Скажем, в номинации “Виолончель” первое и третье места получили москвичи Александр Рамм и Федор Землеруб (оба из Московской консерватории), а второе место досталось Алексею Жилину (выпускник 2010 года Санкт-Петербургской консерватории). У скрипачей первое место не было присуждено, второе разделили петербуржец Дмитрий Смирнов и москвич Павел Милюков, а третье дали Тихону Лукьяненко (Московская консерватория). Кстати, решение уравнять Смирнова и Милюкова представляется достаточно спорным. Конечно, для 16-летнего школьника Смирнов обладает большим профессионализмом, но Концерт Паганини №1 получился в его интерпретации слишком “ученическим”, ему не хватало “шика” и непринужденности, необходимых этой незамысловатой музыке. Милюков же – артист не только намерений, но обладает и настоящим мастерством, и сценической харизмой, что он успешно продемонстрировал, сыграв в концерте лауреатов вторую и третью части Концерта Чайковского. Он, кстати, несмотря на репетиционный цейтнот, легко нашел контакт с дирижером Валерием Полянским, прекрасно аккомпанировавшим с оркестром ГАСК России на гала-концерте не только “своим” виолончелистам, но и скрипачам. Концерт Чайковского слушался замечательно, как целостное произведение, без всяких скидок на конкурсные условия. Возможно, у скрипачей обнаружился бы и яркий лидер – хотя Милюков, повторяю, серьезный и интересный музыкант, – если бы здесь были, как у виолончелистов, представлены известные педагогические школы. Отсутствие, к примеру, учеников Эдуарда Грача обеднило исполнительскую палитру в этой номинации: ведь не секрет, что за последние 15 лет пополнение скрипичных рядов происходит в значительной мере из его класса. Так что организационная работа по рекламе и продвижению “в массы” Всероссийского конкурса, наверное, должна как-то лучше продумываться и совершенствоваться. Пианистам также “не хватило” лауреатов – победительницей стала Елена Лось (Казанская консерватория), несмотря на женственную внешность, обладающая явно “мужской” исполнительской хваткой и волей. А второе место разделили Алексей Петров, окончивший после Московской консерватории еще и Королевский колледж музыки в Лондоне, и петербуржец Александр Маслов. Третьего не присуждали. Только у вокалистов географический “расклад” оказался иным (что, впрочем, традиционно для этой номинации: голоса обычно формируются “в тишине”, в глубинке). Интересно, что оба победителя: у мужчин – Геворг Григорян (бас-баритон), у женщин – Наталья Дмитриевская (сопрано) – из Ростовского музыкального театра. Видно, что эти певцы имеют солидную сценическую практику, чувствуют себя уверенно и умеют показать свои сильные стороны. Пожалуй, больше понравилась Дмитриевская: ее сопрано имеет индивидуальный, “серебристый” оттенок, очень подходящий к исполненной ею Каватине Людмилы из “Руслана и Людмилы” Глинки. У Григоряна нет каких-то специфических красот тембра, верха звучат жестковато, но его технологический аппарат очень надежен, а объем голоса способен заполнить любые большие залы. Если выбирать между Алеко и Аттилой, прозвучавшими в его исполнении, то предпочтение хотелось отдать вождю гуннов: его образ у Григоряна получился естественнее, чем передача психологической драмы пушкинского героя. Остальные премии равномерно представили другие регионы: второе место поделили Михаил Коробейников (Екатеринбургский театр оперы и балета) и Евгения Душина (аспирантка Московской консерватории), третье – у Александра Диянова (Нижегородский оперный театр) и Анжелики Губской (Самарский академический театр оперы и балета). Первый Всероссийский конкурс продолжит свою работу на регулярной основе: в следующем году будут соревноваться дирижеры (симфонические и хоровые), камерные ансамбли и арфисты. Затем наступит черед духовых, ударных инструментов и органа. А пока нынешние лауреаты получат сольные концерты: учредитель, Министерство культуры, обещал не менее 10 выступлений в крупных российских городах. Также в рубрике:
|