Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7759) 16 - 22 декабря 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

СТАНИСЛАВ МИТИН: Романтическую веру Горького в революцию просто оплевали

Беседу вел Павел ПОДКЛАДОВ


С.Митин

У Станислава МИТИНА интересная творческая судьба. Молодость он провел в Ташкенте, потом приехал в Ленинград и поступил в ЛГИТМиК, в класс знаменитого театрального режиссера З.Я.Корогодского. Поначалу казалось, что вся его жизнь будет связана с театром: он работал режиссером в Ленинградском театре юных зрителей, РАМТе, Ленкоме, одно время был главным режиссером Театра Новая Опера, возглавлял Театр поколений в Санкт-Петербурге. Он поставил более тридцати драматических и музыкальных спектаклей в России и за рубежом и был даже постановщиком церемонии открытия Юношеских Олимпийских игр в Лужниках. Но на каком-то этапе жизни Станислав Митин увлекся кино и в соавторстве с супругой Эллой Митиной снял более десяти документальных фильмов, став лауреатом нескольких международных фестивалей. С 2005 года он работает в игровом кино. Его фильмы порой подобны “белой вороне” в контексте нашего современного маргинального кинематографа. Но Станислав Михайлович, как вещий Олег в песне Высоцкого, “гнет свою линию” и менять убеждений не намерен. Все его фильмы проникнуты состраданием к людям. Он любит своих героев, боготворит красивых женщин и восхищается хорошими актерами. На мой взгляд, кастинг в его фильмах безупречен. О фильме “С черного хода” хочется сказать особо. Это история о светлой и чистой любви десятиклассника и молодой учительницы. В прошлом году на Фестивале “Киношок” в Анапе фильм заслужил один из призов. Правда, тогда некоторые критики восклицали, что сейчас снимать так, как Станислав Митин, уже нельзя. Режиссера даже обвиняли в отсутствии провокации в его фильме. Он ответил, что его фильм, по сути дела, и есть провокация, потому что в нем есть то, что является сегодня большим дефицитом, – добро, любовь, красота человеческого общения. В нынешнем году на том же фестивале Станислав Митин в конкурсе “ТВ-шок” показал свой новый фильм “Вдовий пароход” по повести И.Грековой. Персонажи этой истории – одинокие женщины, населяющие большую коммунальную квартиру, каждая со своей трудной судьбой, со своими радостями и горестями. Они воплощают очень знакомые черты русских женщин, в которых сочетаются и способность к самоотречению ради близкого человека, и великая любовь, и простодушие, и легкомыслие, и хитрость. Этим фильмом режиссер сделал себе подарок к 60-летнему юбилею, который отметил в августе нынешнего года. А совсем недавно Станислав Митин закончил съемки еще одного фильма – “Плен страсти”, главным героем которого стал Максим Горький. Кстати, первый показ фильма состоится 21 декабря в Большом зале ЦДЛ.

– Станислав Михайлович, вы ушли из театра и решили заняться кино. Как складывается ваша творческая жизнь в “важнейшем из искусств”?

– Слава Богу, простоев не было, я всегда либо что-то снимаю, либо пишу сценарии. И это меня очень поддерживает и вдохновляет. Потому что “графоманская” тяга писать или снимать – это зуд, от которого трудно избавиться. И я благодарен тем, кто не дает мне покоя в этом смысле.

– В прошлом году на “Киношоке” в Анапе вы показали фильм “С черного хода”. Какова его судьба?

– Судьба сложная, а скорее – никакая. Он побывал на нескольких фестивалях, в том числе зарубежных. Но прокат фильма не сложился: прокатчики не смогли договориться с продюсерами. По той же причине до сих пор картина не выпущена на DVD. Приходится только сожалеть об этом, потому что повесть Михаила Рощина, по которой снят фильм, на мой взгляд, замечательная! В наше время на экране очень мало таких чистых, светлых и сокровенных историй настоящей любви. Сейчас в кино много зла, крови, насилия, и противостоять этому должны именно такие фильмы. И я рад, что участвую в этом процессе назло всем моим критикам и вопреки, казалось бы, здравому смыслу и конъюнктуре сегодняшнего дня.

– А в чем, на ваш взгляд, состоит эта конъюнктура?

– Раньше она учитывала требования властей, а теперь рассчитана на фестивали. Сейчас главная цель многих кинематографистов – “обслужить” иностранные фестивали в соответствии с определенными запросами. Есть несколько пунктов, которые при этом надо обязательно соблюсти: во-первых, в фильме должна быть показана страшная, мрачная Россия, во-вторых, героями должны быть какие-то недоразвитые лузеры и их жуткая жизнь. Светлое, красивое, пронзающее душу сегодня не в цене.

– Чем вы руководствуетесь при выборе того или иного литературного или драматургического материала для своих фильмов?

– Здесь работает в основном интуиция. Ну и, конечно, жизненный опыт. Я выбираю прежде всего то, на что реагирует моя чувственная натура. У меня была неплохая школа в этом смысле. Мой театральный учитель Зиновий Яковлевич Корогодский научил меня отличать настоящее от фальшивого. У Станиславского есть такая фраза: “Быть, а не казаться”. Когда я понимаю, что какой-то материал относится к категории “быть”, я за него тотчас хватаюсь. Или оставляю в своем “ящике памяти” на будущее. Вот так лежала в этом “ящике” повесть Михаила Рощина, я к ней давно подбирался: поставил сначала спектакль, потом снял фильм. И тем самым освободился от этого “груза”, который довлел надо мной.

– Вас обычно привлекает наше прошлое. Вы считаете, что самое светлое осталось там?

– Не только светлое, но и темное. Кроме того, во всяком воспоминании, в самом отстранении от того времени уже есть элемент художественности. Потому что осмыслить современность очень сложно, можно впасть в однозначность. Как это происходит, в частности, на нашем телевидении: там показываются либо бандитизм, либо фальшивые слезливые мелодрамки, не имеющие ничего общего с жизнью. А я стараюсь обращаться не просто к прошлому, но к настоящей литературе прошлого. А это гораздо больше, чем просто хорошая проза. Это глубоко отраженная жизнь во всех ее проявлениях. И не просто в данный момент времени, а осознание исторического контекста всей жизни, погружение в человеческую душу.

– На “Киношок” этого года вы привезли фильм по повести И.Грековой “Вдовий пароход”. Почему из большого количества произведений о военном времени вы выбрали именно ее?

– Я вовсе не искал произведение о войне, а пытался найти такую литературу, которая когда-то произвела на меня особое впечатление. И память моей души сработала: я вспомнил об этой повести, с изумлением обнаружив, что она до сих пор не была экранизирована. Двадцать лет назад в Театре имени Моссовета был знаменитый спектакль Генриетты Яновской, но с тех пор никто об этой повести не вспоминал. И я подумал: вот лежит бриллиант! Это повесть о страданиях одиноких женщин в советской жуткой коммуналке. Но философская мудрость этой книги в том, что она неоднозначна. Она не показывает хороших или плохих людей, в ней идет речь о невыносимости бытия, о том, как люди на крошечном клочке пространства мучают, ненавидят и при этом любят и тянутся друг к другу. Это – светлая трагедия, которая заканчивается Днем Победы. Этот день сближает героинь, собравшихся на кухне за праздничным столом.

– Есть такой термин – “женский режиссер”. В частности, про Петра Наумовича Фоменко говорят, что он знает про женщину больше, чем она сама о себе. Мне кажется, что и вас можно отнести к “певцам женских душ”…

– Пожалуй. Я стараюсь по возможности не испортить звучания хора этих певцов. Ведь женщина вбирает в себя все радости, страдания и мучения человечества. Многие писатели и драматурги выражали свои мысли и чувства именно через женщину, мы знаем великие произведения: от “Медеи” до “Госпожи Бовари”. Ведь через женщину, через повороты ее души можно показать красоту, ужас и хрупкость бытия. И это самое интересное в творчестве. Бодлер писал: “Среди забот и скуки бытия, чей гнет мы терпим только от бессилья, блажен, кого невидимые крылья уносят в лучезарные края”. Вот это блаженство – парить, оторвавшись от земли – во многом свойственно женщине.

– Свойственно ли вам парить, работая с замечательными актрисами?

– Да, конечно! Это было большое удовольствие и счастье – работать с такой командой, которая собралась в моем “Вдовьем пароходе”. И Нина Усатова, и Таня Лютаева, и Галя Петрова, и Катя Дурова – это замечательные, удивительной внутренней красоты женщины и чудные актрисы, настоящие профессионалы. Достигшие многого в кино и в театре, они работали как первокурсницы, с огромной радостью и отдачей! Счастлив, что попала в картину Оля Фадеева, хотя поначалу я не планировал ее приглашать. Она украсила фильм. Я каждый день с радостью встречался с этими умными и тонкими актрисами. У нас было всего восемнадцать съемочных дней, и я часто говорил себе: “Ну почему я не снимаю с этими дивными девочками какой-нибудь стосерийный сериал!” И действительно, снимал бы их и снимал… Если будет возможность в будущем, приглашу, не задумываясь.

Наверняка у этих звездных актрис непростые характеры. Как они уживались на съемочной площадке?

– Талантливые люди уживаются легко. У них есть предмет для “уживания”. Плохо сходятся талант и бездарность, у них нет точек соприкосновения. А у нас была удивительная атмосфера доверия и радости общения. Я с удовольствием “варился” в этом девичнике, в перерывах между съемками мы много болтали, рассказывали разные истории, хохотали. Я всегда им говорил, что все рождается из атмосферы. Причем атмосфера за камерой обязательно переходит в кадр. Нельзя, “прогавкавшись”, выйти на площадку и признаваться в любви. Это сразу проявится на экране.

– Первый ваш секрет работы с актерами ясен: создание атмосферы за пределами съемочной площадки. А дальше?

– Дальше – разговор про жизнь. И благодаря этому актрисы настраивались на сокровенную, исповедальную волну. Так у меня было, например, с Таней Лютаевой. Она актриса особого плана, те персонажи, которых она играла прежде, не были похожи на ее героиню во “Вдовьем пароходе”. Я перед съемкой подсел к ней и говорю: “Танечка, неужели ты живешь так же, как твои героини на экране? Это же неправда! Я уверен, что ты тоже страдала, мучилась, испытала свою особую “бабскую” долю!” Мы пошептались минут пять, она вышла на площадку… Результат можете видеть на экране.

– Вы воспитаны на театральных законах. Привносите ли в свое кино элементы театра, в частности, есть ли у вас возможность репетировать перед съемками столь же скрупулезно, как в театре?

– Вы сейчас сформулировали самый сложный для меня вопрос. Я действительно театральный человек и привык подолгу репетировать, разговаривать “за жизнь”, настраиваться на волну и, как говорил Вл.И.Немирович-Данченко, на тон пьесы и спектакля. Нормальная настройка возможна лишь в процессе тщательных, длительных репетиций. И поэтому для меня самое мучительное – невозможность долго репетировать перед съемками. Я понимаю, что актеры должны кормить свои семьи, зарабатывать деньги и поэтому участвовать в этой гонке на выживание. Я страдаю и стараюсь хоть ненадолго вырвать их из нее. Но добираю на съемках. Использую время, пока ставятся свет, камера. За эти тридцать – сорок минут я что-то наговариваю, нашептываю актерам. Когда-то мой учитель Зиновий Корогодский предложил мне поразмышлять на тему, которую можно сформулировать так: “Слово в творчестве режиссера”. Я стал внимательно изучать эту проблему и понял, что правильно сформулированное слово очень важно в работе с актерами. Можно, например, заявить: “Сейчас проведем кастинг!” А можно просто сказать: “Давай попробуем”. Думаю, что разница существенная.

– Кстати, о пресловутом кастинге, который у вас всегда безупречен. В прежних фильмах вы открыли несколько актерских имен, а во “Вдовьем пароходе” известные актрисы зазвучали по-новому. Не бывает ли разногласий с продюсерами при выборе актеров?

– Конечно, не без этого. Они порой видят ситуацию по-своему, и бывает, что настаивают на своем. Но в основном все происходит на обоюдном доверии. Я во всем доверяю Александру Кушаеву – очень серьезному и опытному продюсеру с телеканала “Россия”, c которым сейчас работаю. Он отлично знает конъюнктуру канала, зрительский интерес к тем или иным актерам. Но и он мне подчас тоже уступает. Антагонистических противоречий у нас не было никогда. Слава Богу, что есть такие люди, как Кушаев, которые понимают, что зрители нуждаются именно в таком нерыночном кино, в “неформате”. Кстати, у фильма во время его показа по телевидению был довольно высокий рейтинг. Это удивительно, особенно учитывая летнее время. Телевизионщики сами этого не ожидали. А одна из редакторов, встретив меня после показа, сказала: “У нас сегодня праздник!”

– Отличительная особенность вашего фильма – скрупулезнейшее воссоздание на экране мельчайших деталей быта того времени: будь то кухня, заводской клуб или военный госпиталь. Такие подробности важны для вас как режиссера?

– А как же! Маленькая неправда рождает большую ложь. Есть мудрое изречение: “Начавший врать с утра, врет до поздней ночи”. Если я вижу в каком-то фильме неправильно выбранный тон, то через десять минут понимаю: “Врете, ребята, ваш фильм можно дальше не смотреть!” А что касается быта, то он мне известен не понаслышке. Я сам жил в коммуналке. Не в военной, конечно, но они сохранились с тех пор практически в том же виде. Кстати, нас иногда спрашивают, не строили ли мы павильон? Нет, мы снимали в настоящей квартире в самом центре Москвы, из которой выселили жильцов. И пытались благодаря деталям создать ауру правды.

– Практически все ваши фильмы малонаселенные, камерные. Это ваше кредо?

– Я, наверное, по натуре своей человек камерный и не обладаю “правдой большого пространства”. Умом понимаю, как это делать: я ведь ставил оперы и большие шоу на стадионах. Но такие зрелища не для души, а для глаз. Я вообще мечтаю о картине с одним героем на экране. Потому что один человек иногда может поведать людям больше, чем сто. Пример в этом смысле – потрясающий фильм Алексея Габриловича “Мой друг – стукач”. Там на экране – только автор и его друг с рассказом, как он доносил на всех. Я обливался слезами, для меня не было важно, хороший или плохой там свет или звук. Важны правда души и тема. Однажды у кинорежиссера Жана Ренуара спросили, что для него важнее: как или что? Он ответил: “Кто!”

– В ваших фильмах нет каких-то режиссерских ухищрений и трюков: ни “рваного монтажа”, ни “прыгающей” камеры и т.п. Вы не приемлете такого рода новаций в кино?

– Один умный человек сказал, что режиссерские задачи не должны выпирать, как пружины из старого дивана. Мне кажется, что все должно быть подчинено смыслу. Важнее всего – атмосфера. Это Бог искусства! А если у меня без повода начнут мелькать кадры или будет дрожать камера, то атмосфера будет разрушена.

– Наверное, именно благодаря этой атмосфере вы умеете воздействовать на какие-то тайные струны зрительских душ. И они сопереживают вашим героям, плачут и смеются вместе с ними. Вы как сценарист и режиссер предугадываете эти зрительские реакции, планируете их?

– Я, конечно, их не планирую, но предполагаю. Потому что стараюсь сам смотреть свои фильмы как зритель. Мне кажется, главное, что потеряно в сегодняшнем искусстве, – это желание и умение потрясать. А я считаю, что главная задача художника – найти пути к человеческой душе. Все мои потрясения от искусства связаны с сопереживанием, огромной душевной работой, которая была проведена на спектакле или фильме. Я сторонник такого искусства, и для меня неважно, модно оно или нет. Потому что если мы сопереживаем, то зритель и режиссер уходят из театра и кинозала рука об руку.

– Мне рассказывали, что вашим героиням из “Вдовьего парохода” сопереживали не только обычные зрители, но даже члены съемочной группы. Это правда?

– Да. На съемках последней сцены я включил найденную мной уникальную запись “Катюши”, по поводу которой моя любимая Ниночка Усатова сказала, что впервые поняла, что эта песня о любви. Может быть, благодаря песне мы эту сцену сняли очень быстро. Но, скорее всего, это произошло потому, что она была по-человечески очень понятна актрисам. А в самом конце, когда героини, припав к оконному стеклу, смотрят на выстраданный ими салют Победы, мои молодые ассистентки, держа микрофоны, рыдали в три ручья. Хотя актрисы в этот момент были сдержанны и немного наивны. Самый лучший комплимент сделал после этой съемки мой звукорежиссер, сказав: “Умеете же вы пускать по телу мурашки!” А лучшую рецензию я получил от вас, когда после фильма вы не могли произнести ни слова. Ради этого я снимал это кино.

– А бывает ли, что вы не чувствуете зрительского отклика?

– Конечно! Очень трудно перевернуть мозги и обратить человека в свою веру. Потому что планка, которую устанавливают среднестатистическому зрителю, становится все ниже и ниже. Но я не отчаиваюсь. Как говорится в старой поговорке: “Я же не червонец, чтобы всем нравиться”. Для меня важна прежде всего реакция людей, которым я доверяю. И если чувствую их одобрение, значит, я делаю свое дело не зря.

Вспомним о вашей первой профессии – театральной. Возможны ли “рецидивы”, возврат на сцену, хотя бы эпизодический?

– Нет. Недавно мне предложили поставить спектакль в антрепризе, но я отказался. Кино мне сейчас интереснее, тем более что планы расписаны на полтора года вперед.

Один из уже реализованных ваших планов – фильм о Горьком. Что вас здесь зацепило?

– Меня зацепило предложение. Это не моя идея, сценарий о Горьком выиграл конкурс, объявленный Правительством Москвы. И компания, которая реализует этот замысел, предложила мне сотрудничество. Я переделал сценарий и снял фильм, который называется “Плен страсти”. Мне кажется, что Горький – это очень интересная и мало нам известная фигура, закатанная под асфальт советской пропаганды, обросшая множеством штампов. “Буревестник революции” – вот что мы, пожалуй, знаем о нем. Но это был романтик с потрясающей душой. И, конечно, великий драматург, которого на Западе ценят так же, как Чехова. Его отношения с советской властью были не такими простыми, какими кажутся на первый взгляд. Он в нашем фильме диктует письмо Ленину. Если бы я его обнародовал лет двадцать назад, меня бы посадили как диссидента. Там есть строчки о том, что коммунисты – воры и что они будут через десять лет настоящими буржуями. Горький считал, что его романтическую веру в революцию просто оплевали. А одна из последних его фраз, которую он произносит в фильме, такова: “Ненавижу правду, она мерзость и ложь”. Это его реальные слова. В фильме есть также его потрясающий монолог о Блоке, он говорит со слезами на глазах о том, что власти фактически убили поэта.

А Ленин получил то письмо Горького?

– Конечно! Третья и четвертая серии фильма посвящены тому, как он выдавливает писателя из России. Он ему пишет: “Уезжайте, иначе мы вас выставим!”

Какой период жизни Горького охватывает ваш фильм?

– Очень большой: с 1902-го по 1936 год, то есть до его смерти. Но фильм не только о нем, но и о трех его женщинах: первой жене, Екатерине Пешковой, актрисе Художественного театра Марии Андреевой и Марии Закревской-Будберг.

И опять потрясающие женщины! И актрисы, наверное, опять хорошие?

– Да. Это Елена Ксенофонтова, Елена Лядова и Елена Оболенская.

А кто играет Горького?

– Георгий Тараторкин. Мне кажется, что он очень похож на своего героя: и внешне, и внутренне. Он очень глубокий и интересный артист. Все мысли и переживания писателя очень точно ложатся на него.

Наверное, у вас есть уже планы и на дальнейшую работу?

– Я приступил к съемкам 8-серийного фильма. Это новогодняя история, сценарий которой очень хорошо написан Еленой Райской по рассказу Валентина Черных. Называется “Московский декамерон”. Есть и другие планы, о которых пока говорить не буду.

В финале не могу не вспомнить чеховского Тригорина, который сетовал, что ему бы после очередной повести отдохнуть, но “в голове уже ворочается тяжелое чугунное ядро – новый сюжет, и уже тянет к столу, и надо спешить опять писать и писать”. Вы такой же?

– Если ты не пишешь или не снимаешь, то прерывается какой-то процесс. Я в таких случаях сразу начинаю болеть. Так что работа для меня – это еще и акт выздоровления, поддержания форы.

 

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;