Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7759) 16 - 22 декабря 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияНестандартное обучениеМинобрнауки по-прежнему не считает художественное образование особенным ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМария ТОКМАШЕВА
Это подтвердил и директор Департамента стратегического развития Минобрнауки РФ Игорь Реморенко. Правда, очень уклончиво: “У нас есть учреждения, которым позволено отступать от стандартов, – это федеральные и научно-исследовательские университеты. Возможно, и образовательным учреждениям в сфере культуры стоит пойти по этому пути”. На что бывший министр культуры ректор Московской консерватории имени П.И.Чайковского Александр Соколов заметил, что у федеральных университетов и научно-исследовательских институтов уже есть особый статус, закрепленный законодательно. В то время как ни одно образовательное учреждение в сфере культуры и искусства такого статуса не имеет и вряд ли обретет в ближайшем будущем. Александр Сергеевич рассказал об опыте МГК, которая недавно заключила договор о сотрудничестве с МГУ имени М.В.Ломоносова. Но это договор частный, несистемный, а таких успешных учреждений образования, как МГК, в сфере культуры немного. На опыт Соколова положиться можно. Ведь именно в бытность его министром культуры Правительством РФ была принята Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008 –2015 годы. В этом документе речь шла о всех трех ступенях художественного образования – детских школах искусства, творческих училищах и вузах. У каждой части этой триады существовали свои проблемы, которые, впрочем, не решены и по сей день. “Принятая в августе 2008 года Концепция развития художественного образования осталась нереализованной. Произошло это прежде всего из-за отсутствия надлежащего законодательного регулирования. В частности, не выполнен План мероприятий по реализации Концепции в части принятия законов об ассистентуре-стажировке и о детских школах искусств”, – признал председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев и напомнил, что в Госдуме еще с лета лежат три законопроекта, в которых закреплены правовой статус детских школ искусств, особенности творческих училищ и основания для введения в вузах ассистентуры-стажировки. Стоит ли говорить, что некоторые из этих законопроектов внесены уже не в первый раз. Вот, к примеру, детские школы искусств, которых сегодня, как утверждает директор Департамента науки и образования Минкультуры Олег Неретин, насчитывается 5402. Там обучаются полтора миллиона детей – 8 процентов от общего числа маленьких граждан РФ. Заканчивают такие школы процентов 70 от числа начавших обучение: сказывается не только загруженность ребенка в основной школе, но и (в большей степени) недостаток педагогов, плохое оснащение школы искусств. Если же родители вынуждены покупать ребенку музыкальные инструменты, то обучение становится довольно дорогостоящим. Педагогов не хватает по понятным причинам. Как рассказывает директор одной из ДШИ города Мичуринска Тамбовской области, молодой педагог, набравший группу 12 человек, имеет базовый оклад 3650 рублей: “Государство, конечно, доплачивает, чтобы он получал не меньше минимальной оплаты труда – 4300 рублей. Но столько и дворник получает!” Педагог со стажем в лучшем случае имеет зарплату семь тысяч рублей. Поэтому больше половины педагогов школы – пенсионеры. По словам Олега Неретина, на содержание одной ДШИ в год выделяется около 10 тысяч рублей. “Скорее всего, на эти деньги директор школы просто ездит в муниципалитет или региональное министерство образования для того, чтобы выбивать финансирование”, – кажется, шутит Неретин, но никто не смеется. Законопроект Комитета по культуре, кроме юридического статуса ДШИ, предполагает выделять местным бюджетам субвенции – на реализацию образовательных программ: заработную плату преподавателям, покупку учебных пособий и техники. Но пока понимания в Министерстве образования и науки РФ это не находит: там считают, что необходимости в особом статусе у ДШИ нет. Одним из аргументов называют несоответствие этого предложения Конституции РФ, гарантирующей равный доступ к образованию. Чтить Конституцию, конечно, похвально. Но именно это законопослушание вступает в противоречие со здравым смыслом. Особый талант требует особого обучения, а оно – в свою очередь – особого статуса. Вроде бы просто. Однако если уж вмешалась Конституция… Тем не менее некий консенсус с Минобрнауки все же был достигнут. Дело касалось не только новых образовательных стандартов, но и законопроекта Комитета по культуре, который предлагает закрепить за средними профессиональными учебными заведениями в сфере культуры и искусства статус “учреждений интегрированного образования в области искусства”. И дать им право индивидуального отбора детей, “обладающих выдающимися творческими способностями в области искусства и физическими качествами, необходимыми для освоения интегрированных образовательных программ в области искусства соответствующей направленности”. А вот ситуация с третьим законопроектом, вводящим понятие “ассистентуры-стажировки”, остается сложной. “Вместо стандартной аспирантуры мы предлагаем ввести понятие, которое позволит человеку творческой профессии получить послевузовское образование не только на основе научных исследований, но и на основе своих выдающихся творческих достижений, которые, как думаю, вы все согласитесь, являются наиболее ярким показателем профессиональной реализации творца”, – поясняет Ивлиев при полном одобрении ректоров ведущих вузов в сфере культуры и искусств. Так, ректор РАТИ-ГИТИСа Карина Мелик-Пашаева отметила, что через ассистентуру-стажировку в разное время прошли Петр Фоменко, Сергей Женовач, Сергей Голомазов, Алексей Бородин: “Наверное, это показатель того, насколько такая форма послевузовского обучения эффективна для будущего режиссера”. Однако на законопроект пришел отрицательный отзыв правительства в связи с тем, что это увеличит бюджетное финансирование учреждений. “Многие говорят, что ассистентура-стажировка – традиционная форма послевузовского образования, – считает директор Департамента государственной научно-технической политики и инноваций Минобрнауки Александр Наумов. – Но раньше ассистент-стажер фактически зачислялся в аспирантуру, числился там, а реально был ассистентом-стажером. Сейчас же таким учащимся нужно будет платить стипендию, дополнительные оклады в течение года на покупку научной литературы”. Александр Наумов с гордостью говорит о том, что приказ об увеличении стипендии аспирантам уже лежит на подписи у председателя Правительства РФ. И, видимо, все это и так слишком уж затратно для отечественного бюджета, из которого эффектнее выделить сразу и много денег на “Сколково”, нежели постоянно поддерживать достойный уровень жизни аспирантов и научных работников. Наумов предлагает творческим вузам брать пример с медиков и вводить у себя ординатуру. Но это опять напоминает хождение по кругу, замечает Александр Соколов. Дело в том, что против ординатуры творческие вузы бились все последние годы. При этом, как выясняется, никто, кроме Минобрнауки, не понимает, что мешает ввести ассистентуру-стажировку. И “финансовый удар по бюджету” тут ни при чем. Так, ректор Новосибирской консерватории имени М.И.Глинки Константин Курленя рассказывает, по какой “финансовой схеме” идет обучение в аспирантуре сейчас: “Мы принимаем аспиранта по творческо-исполнительской специальности. Назначаем ему творческого руководителя. Но творческий руководитель может не иметь ученой степени и звания кандидата наук. Поэтому нужно назначить руководителя, имеющего такие регалии. Соответственно, это двойные оклады, которые никак не способствуют экономии денег”. Ситуация действительно абсурдна. Ведь никто в здравом уме не будет требовать от талантливого режиссера диплома кандидата искусствоведческих наук. Зрители любят его не за это. Да и деньги платят не за научный статус, а за хорошие спектакли. Также в рубрике:
|