Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9 (7769) 24 - 30 марта 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

АНДРЕЙ ЧАДОВ: Я верю в Россию и ее будущее

Беседу вел Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Фото автора


А.Чадов
Сниматься в кино Андрей ЧАДОВ начал еще будучи студентом Театрального училища имени Щепкина. Но если его дебют – роль второго плана в мелодраме Ивана Соловова “Лавина” (2001) – оказался незамеченным, то спустя три года сериал “Курсанты”, где он сыграл Петю Глущенко, принес ему всероссийскую популярность. В том же 2004 году, снявшись в драме Александра Велединского “Русское”, он заявил о себе как зрелый профессионал – на Фестивале “Московская премьера” был удостоен приза как “Лучший актер конкурсного фильма”. А спустя год, сыграв в картине того же Велединского “Живой” парня-контрактника, прошедшего чеченскую войну и вернувшегося домой без ноги, он был удостоен номинации на национальную кинопремию “Ника”. Затем было еще несколько заметных ролей. И вот на экране его последняя по времени картина – боевик “SLOVE. Прямо в сердце”.

– Сразу, Андрей, оговорюсь: в моем восприятии фильм “SLOVE. Прямо в сердце” – качественный экшн, и вы в нем качественно сыграли. И тем не менее, на ваш взгляд, это актуальное кино или стопроцентно развлекательное?

– Отчасти актуальное.

– И в чем его актуальность?

– В нем затронуты такие наболевшие для России темы, как борьба с коррупцией, криминализация общества, милицейский беспредел, – очень даже наболевшие.

Еще до выхода фильма на экраны я как-то зашел на некий сайт, где был помещен ролик – эпизод об избиении зарвавшегося депутата в начале нашего фильма. Представьте себе: 250 тысяч просмотров за два дня! Было множество отзывов, в основном о том, что такое, мол, только в кино бывает. Были и такие: “Хочется взять пистолет и пойти “мочить” всех гадов”. И я подумал, что то, о чем мы снимали, действительно волнует людей, что это действительно наболело. Любопытно то, что изначально это не было задумано, никто не ставил перед собой и перед нами задачу снимать злободневный боевик. Это как-то само собой произошло в процессе работы над картиной. Сценарий переписывался прямо во время съемок, мы предлагали что-то свое даже на съемочной площадке, спорили, и режиссер Юрген Стааль пусть и не всегда, но к нам прислушивался. В результате получилось то, что получилось.

Не думаю, что наша картина как-то повлияет на общество, даже если ее посмотрят все, это всего лишь игра, игра в современность.

– И тем не менее это не просто “стрелялка”…

– Спасибо. Но мы действительно хотели, чтобы все, насколько это позволял жанр, выглядело натурально, чтобы и диалоги были выписаны, и характеры хоть как-то просматривались, были узнаваемыми. У каждого героя довольно четко выражена своя идеология – пусть и в упрощенном виде. Вспомните, как ведет себя мой герой, когда узнает, что матерый преступник, схваченный им с поличным, выпущен на свободу. Я могу его понять: я сам, окажись на его месте, вел бы себя, пожалуй, так же. Правда, справедливость для него важнее всего, и ради этого он способен на самые экстравагантные поступки.

– Я слышал, что фильм задумывался вовсе не как боевик…

– Да, мы с братом (Алексей Чадов. – Г.Б.) без долгих раздумий дали согласие сниматься совсем в другом фильме – арт-хаусном. Нам очень понравился сценарий. Сама история, какой мы ее увидели, была более жесткой, четко выстроенной в плане драматургии, насыщенной реалиями жизни. Прообразом главного героя был Леша Солдат, знаменитый киллер. Стааль ездил к нему в тюрьму, дал ему сценарий. И он, прочитав, сказал: “Со всем согласен”. Но когда работа над фильмом уже шла полным ходом, продюсер заявил, что в таком виде у него нет шансов на прокат. И нам всем пришлось перестраиваться. Подобное, к сожалению, происходит сплошь и рядом – таковы реалии нашего кино.

– По вашей реакции на конечный результат не скажешь, что вы разочарованы, огорчены, что зря потратили время.

– Так и есть. В целом мне понравилась моя роль – такие роли я еще не играл. Мне импонирует то, что я вроде бы и играл самого себя, и в то же время мой персонаж совсем другой – и по характеру, и по темпераменту.

– Вы по жизни не такой взрывной?

– Да, более спокойный, более рассудительный. У меня тоже есть кое-какие принципы, но я их отстаиваю не так бесшабашно, поддаваясь настроению, как мой Сергей.

– Ваш герой в сердцах заявил, когда в очередной раз столкнулся с беспределом во властных структурах: “На хрен мне такая страна!” Вы с ним солидарны?

– Конечно. В данном случае он – это я. Окажись я в его ситуации, моя реакция была бы столь же резкой.

– Звучит, извините, несколько экстремистски…

– Я знаю этих ребят – Сергея, пограничников, с которыми снимался не так давно в “Тихой заставе”, знаю, КАК они живут и чем дышат. Они абсолютно не нужны государству – если судить по отношению государства к ним. Так почему они в ответ должны относиться по-другому?

– Звучит резко. Мы слышим и говорим о патриотизме, о любви к Родине как национальной черте русского человека…

– Не надо смешивать понятия. Более того, скажу: народ заслуживает то правительство, которое имеет. Президенты, правительства приходят и уходят, Родина остается. Не все здесь просто, однозначно.

– Я повернул наш разговор в эту сторону, потому что, если судить по вашим ролям, вы в настоящее время едва ли не главный “патриотический” актер, пожалуй, даже “главнее”, чем Сергей Маховиков, у которого вы снимались в “Тихой заставе”.

– Вот уж не думал, что таковым являюсь.

– И тем не менее. У вас был целый ряд ролей, которые, что называется, прозвучали. В “Живом”, например. Работа над этой картиной оставила след в вашей памяти?

– Очень глубокий след. Я отдавался работе целиком, без остатка. Впрочем, с Сашей Велединским только так и можно работать. Сильно выматывался на съемках.

– Уставали физически? Или больше психологически?

– Только психологически.

– Но ведь ваш герой потерял ногу…

– О, это для меня труда не составило. А вот проникнуть в душу моего героя, ощутить боль его души – вот в чем проблема! Наш фильм – это история боли души. Мне надо было пропустить все это через себя. Я много общался с теми, кого чеченская война ударила наотмашь, в том числе с женщиной, которая отчасти была прототипом мамы моего героя. Это ее сыну, попавшему в плен, боевики отрезали голову, и она потом два месяца ездила по Чечне в надежде найти его труп.

– Когда вы почувствовали, что чего-то стоите как актер?

– Пожалуй, это было, когда Саша Велединский передал мне слова Алексея Петренко. Увидев меня в “Живом”, Петренко сказал ему: “Где вы нашли такого артиста, от которого за полтора часа фильма нельзя оторвать взгляд?” Вообще-то я человек сомневающийся. В театральном институте у меня не все гладко шло, в меня там не только не вселили уверенность, что занимаюсь своим делом, – наоборот, вселили неуверенность. И после института мне не раз в голову приходили мысли: а может, заняться чем-то другим?

– И это, уже имея за душой “Русское”?

– Да, этот фильм для меня был дипломной работой и дипломным спектаклем. Я подошел к художественному руководителю и сказал, что так, мол, и так – пригласили сниматься. На что он ответил: либо снимайся, либо делай дипломную работу и дипломный спектакль. Я сказал: “Буду сниматься”, – и нисколько об этом не жалею.

– Недавно я готовил статью о военно-патриотической теме в современном российском кино, посмотрел довольно много фильмов, и они, мягко говоря, не порадовали. А некоторые просто возмутили – настолько бездарны и убоги. У вас другое мнение на этот счет?

– Я бы не говорил столь категорично. За “Тихую заставу”, например, мне не стыдно. И за другие фильмы, в которых снимался, хотя не все они и не во всех отношениях меня удовлетворили. Но в целом я с вами согласен.

– Почему, на ваш взгляд, наше патриотическое и военно-патриотическое кино даже отдаленно не приближается к уровню “Горячего снега”, “Освобождения”? Я уже не говорю о таких шедеврах, как “Баллада о солдате” и “Летят журавли”…

– Главная причина, думаю, в государственной политике.

– Ну уж в отсутствии внимания к этой теме государство не упрекнешь. Множество раз мы слышали из уст его руководителей, что эта тема крайне важна, что надо восстанавливать воспитательную роль киноискусства, которое в былые времена было мощным идеологическим оружием. Именно с этой целью была затеяна реформа киноиндустрии, и уважаемые лица и компании получили огромные деньги. Да и раньше заинтересованные ведомства щедро финансировали патриотические картины…

– Не помешало бы, чтобы эти деньги с умом тратились. В советские времена был жесткий контроль и до запуска фильмов в производство, и на этапе производства. Затем следовал “разбор полетов”. Я не говорю об издержках контроля, о цензуре, я говорю о том, что сейчас принято называть иностранным словом “менеджмент”. Тогдашний менеджмент в значительной мере отсекал непрофессионалов и халтурщиков.

Но разве дело только в деньгах и в менеджменте? Дело в идеологической политике государства. А вот с ней-то далеко не все ладно. На самом верху говорят очень правильные слова, а то, что происходит “внизу”, не имеет к этим словам никакого отношения. В результате в стране разгул коррупции, беспредел, социальная несправедливость – одни купаются в масле, далеко не всегда заслуженно, а большинство прозябает в нищете, чувствует себя во всех отношениях незащищенным. Мы все это видим, переживаем, потому-то мой герой и восклицает, когда его загнали в угол: “На хрен мне такая страна!”

– Как я понимаю, это вовсе не означает, что для вас и для вашего героя Россия – чужая страна.

– Абсолютно не чужая! И об этом я не раз и не два заявлял публично. Чувство патриотизма не возникает автоматически вместе с рождением человека – оно воспитывается. Это чувство – а не то, что ты обязан. Банально прозвучит, но впервые я его испытал еще в детстве, когда наши спортсмены побеждали на крупных международных соревнованиях. А по-настоящему я им проникся, когда во время съемок “Тихой заставы” приехал к пограничникам, которые несут боевую службу, познакомился с ребятами, которые побывали в нескольких “горячих точках”. Я вместе с ними совершал реальный марш-бросок в горах при полной боевой выкладке. Мне сказал командир: играешь роль начальника заставы, так давай, будь им, командуй подразделением во время марш-броска. И я побежал вместе с ними. Это были непередаваемые ощущения – о них нельзя рассказать, их можно только самому прочувствовать. Меня до глубины души тронули эти ребята. Тронуло их отношение к тому, что называют, если говорить казенным языком, воинским долгом. Причем это не солдафоны с ограниченными умственными способностями и потребностями – наоборот, я общался с развитыми, образованными, эмоциональными людьми. Находясь вдали от благ цивилизации, они не чувствуют себя изгоями, ссыльными, для них служба – это их образ жизни, это их жизнь, и в ней они находят свои радости, свое счастье. Наверное, я говорю слишком патетично, это потому, что не могу найти точные слова, чтобы выразить свои чувства, свое отношение к ним. Поверьте, слово “патриотизм” для них не пустой звук. Как не было оно пустым – я в этом уверен на 200 процентов – и для моего отца, героя-пограничника. На границе с Китаем он в перестрелке убил диверсанта, за что был награжден орденом. Когда началась война в Афганистане, он рвался туда. Как рассказывала моя мама, она еле его остановила. Спустя несколько лет он погиб, мне тогда было семь лет, а Леше шесть…

– Есть замечательная песня “С чего начинается Родина…” С чего начинается Родина для вас, Андрей?

– С мамы моей… И этим все сказано. Мама дала нам с Лешей жизнь. Мама нас поставила на ноги. Ей было очень, очень тяжело. Ведь вскоре после того, как папа погиб, началось жуткое время – конец 80-х – начало 90-х…

– А государство разве не помогало? Ведь семья потеряла кормильца, и не просто кормильца, а героя.

– Нет. Если и было какое-то пособие, то ничтожное.

– И после этого вы остаетесь патриотом?

– Безусловно. Это в крови. Я верю в Россию, в ее будуще.

Также в рубрике:

КИНО

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;