Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 19 (7779) 9 - 15 июня 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Культурный прорыв: опыт десятилетия

Частная жизнь новой драмы

Ольга ХАРИТОНОВА
Проект осуществлен при поддержке Фонда Форда


Культурная жизнь Саратова начала нового века еще дожидается своих летописцев. Пожалуй, подводить даже предварительные итоги пока рано. Можно лишь говорить о тенденциях. И одна из самых отчетливых – попытка плавно и органично соединить традиционное русское искусство (его еще называют классическим, академическим) с искусством современным, спорным, порой эпатирующим своим очевидным социальным темпераментом. Собственно, этим занимаются многие и в разных городах. Но в Саратове это получается, причем, можно сказать, в цитадели классического искусства – на прославленной сцене академического театра драмы. Одно из главных культурных приобретений последних лет – Фестиваль документального кино “Саратовские страдания”, который за семь лет превратился в представительный и уважаемый форум. Но недаром все-таки говорится, как корабль назовешь… И фестиваль, уже признанный и в стране, и в мире и немало способствующий авторитету Саратовской области, все время балансирует на грани закрытия, как и Нижне-Волжская студия кинохроники, которая его организовала. Не намереваясь объять необъятное, мы остановимся лишь на отдельных моментах культурной жизни города, связанных с художественными явлениями, возникшими

в последние годы.

Сцена из спектакля “Паника. Мужчины на грани нервного срыва”
Век новых коммуникаций и глобальной информатизации, значительно повлиявший на всю нашу жизнь, не лишает отдельных людей или целые профессиональные сообщества некоторых заблуждений. С одной стороны, мы обрели самые невероятные способы связи и превратились в субъекты, подверженные постоянной коммуникативной атаке и мечтающие хоть на мгновение оказаться вне зоны доступа. С другой – обилие контактов лишь подчеркивает их формальность и поверхностность: пару дней назад меня захотел видеть своим другом на фейсбуке человек, чьи имя и фамилия мне ни о чем не говорили. Я кликнула, чтобы разобраться, и вспомнила, что в составе большой группы виделась с ним однажды. Мой порядковый номер в списке его “друзей” ненадолго замер у отметки четыре тысячи. Самое смешное, что я зачем-то подтвердила его запрос.

Инерция некоторых наших действий и представлений – тоже следствие таких формальных контактов. Слышать о том, что современная драматургия трудно пробивает себе дорогу, существует в основном на маргинальных театральных территориях и полностью игнорируется академическими сценами, приходится постоянно. Время идет, драматурги, пишущие сегодня, уже превратились в одно из самых организованных и действенных театральных сообществ, постановки пьес современных авторов успели обрести устойчивые режиссерские штампы, наметились очевидные общие места во взаимодействии театров с новой драмой, а дискуссии о ее невостребованности продолжаются. Потому и захотелось нарисовать реальную картинку взаимоотношений с ней на примере одного отдельно взятого театра – Саратовского академического театра драмы имени И.А.Слонова.

В начале минувшего десятилетия в его репертуаре были “Берендей”, сделанный на основе текстов Сергея Носова, Венедикта Ерофеева, Алексея Слаповского и Ксении Драгунской, был показан на “Балтийском доме”, “Долгая счастливая жизнь” по Геннадию Шпаликову – на Фестивале имени Александра Вампилова в Иркутске, “Сплендидс” Жана Жене стали участниками фестиваля в Нанси (все эти спектакли поставил Антон Кузнецов). В дальнейшем соотношение классических и современных пьес в репертуаре академдрамы практически выравнялось. Причем выбор материала определялся порою не самыми очевидными соображениями. Одно дело, когда прекрасная актриса, народная артистка России Валентина Федотова, начинавшая свой творческий путь с главной роли в пьесе Михаила Рощина “Валентин и Валентина”, в канун юбилея буквально “заболела” “Валентиновым днем” Ивана Вырыпаева. Да еще театр связывают давние творческие и дружеские отношения с режиссером Виктором Рыжаковым. Красивая и правильная история сложилась словно сама собой, и в результате родился один из самых интересных спектаклей репертуара. Состоятельность творческого тандема Вырыпаев – Рыжаков, многократно подтвержденная, изначально выступила здесь гарантом качества.

Совсем иное – рискнуть и обратиться к пьесе неизвестного широкой театральной публике молодого московского автора Екатерины Ткачевой, влюбиться в ее несовершенный, но искренний поэтический текст “Немного о лете”, почувствовать за историей растерянности перед обрушившейся новой реальностью никому не нужных интеллигентов 90-х настоящую юношескую боль, взяться за воплощение пьесы лучшими актерскими силами (главные роли – профессора и его жены-учительницы играют народные артисты России Григорий Аредаков и Людмила Гришина) и представить зрителям нового автора (режиссер спектакля Марина Глуховская).

Попытки воплощения не имеющих сценической истории современных пьес стали частью художественной политики Саратовского театра драмы. Так было с пьесой Виктории Никифоровой “Условные единицы”, написанной словно специально для бенефиса ведущих актеров театра, заслуженных артистов России Эльвиры Данилиной и Игоря Баголея. Солирующие протагонисты при этом даже и не помышляют ограничиться эффектными концертными выходами (режиссер Ансар Халилуллин), но совпадают с драматургом, умеющим обнаружить за легким, стремительным диалогом, наполненным приметами речи обитателей мегаполиса, болевые точки сегодняшней жизни молодых и успешных людей, страдающих от личного одиночества и внутреннего дискомфорта. Тема и ее воплощение нашли мгновенный отклик в зрительном зале, зеркало сцены точно отразило нынешних посетителей театрального зала, они узнали в сценических персонажах себя и благодарно отозвались.

А вот включение в репертуар пьесы молодого саратовского автора, пусть даже известного, победившего на драматургическом конкурсе “Действующие лица” – задача иной степени сложности (не стоит, наверное, говорить о том, что произведения “своих” часто не вызывают особого энтузиазма, большое продолжает видиться на расстоянии). В данном случае театральный Саратов просто изумил своей искренней расположенностью к местным талантам – “Частная жизнь” Ксении Степанычевой в режиссуре Даниила Безносова обеспечила театру два сезона аншлагов в зале на восемьсот с лишним мест. А успех следующей постановки этого режиссера – спектакля “Город ангелов”, идущего на Малой сцене, – только подтвердил отрадный факт. Рассказы молодого артиста театра Игоря Игнатова, которые легли в основу “Города ангелов”, – о детстве, проведенном в городе Ершове Саратовской области, усилиями слаженного актерского ансамбля обретают трагикомическое звучание, а интонация заслуженного артиста России Виктора Мамонова в роли героя исполнена настоящей боли не только по утраченному детскому раю, а по искореженным судьбам жителей таких маленьких городков, мающихся от собственной невостребованности и неприкаянности. И зритель узнает истории своих близких, плачет, смеется и смотрит. Зритель вообще готов смотреть новую драму. Если она к нему обращена. Если она подразумевает адрес.

В этом сезоне, наряду с чеховской “Чайкой” и “Чудом святого Антония” Мориса Метерлинка, в афише Саратовского академического театра драмы имени И.А.Слонова появились еще два названия, на которые с удовольствием идет публика, – “Паника. Мужчины на грани нервного срыва” Мики Мюллюахо, ныне возглавляющего Национальный театр в Хельсинки (на Большой сцене), и “Парикмахерша” ростовчанина Сергея Медведева (на Малой). И снова в постановке молодых режиссеров – Юрия Алесина и Константина Солдатова. И еще студенты Театрального института (мастерская Игоря Баголея) сыграли дипломный спектакль по “Лейтенанту с острова Инишмор” Мартина Мак-Донаха, отважно погружаясь в непростую природу драматургического материала, свободно чувствуя себя в мире этого современного автора. Может, их вдохновил “Сиротливый Запад” в постановке Антона Коваленко, который уже четыре сезона идет в драме? Все-таки есть театры, опыт которых в освоении новой драмы пора изучать. Или хотя бы о нем знать.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;