Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7779) 9 - 15 июня 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Культурный прорыв: опыт десятилетияЧастная жизнь новой драмыОльга ХАРИТОНОВА Культурная жизнь Саратова начала нового века еще дожидается своих летописцев. Пожалуй, подводить даже предварительные итоги пока рано. Можно лишь говорить о тенденциях. И одна из самых отчетливых – попытка плавно и органично соединить традиционное русское искусство (его еще называют классическим, академическим) с искусством современным, спорным, порой эпатирующим своим очевидным социальным темпераментом. Собственно, этим занимаются многие и в разных городах. Но в Саратове это получается, причем, можно сказать, в цитадели классического искусства – на прославленной сцене академического театра драмы. Одно из главных культурных приобретений последних лет – Фестиваль документального кино “Саратовские страдания”, который за семь лет превратился в представительный и уважаемый форум. Но недаром все-таки говорится, как корабль назовешь… И фестиваль, уже признанный и в стране, и в мире и немало способствующий авторитету Саратовской области, все время балансирует на грани закрытия, как и Нижне-Волжская студия кинохроники, которая его организовала. Не намереваясь объять необъятное, мы остановимся лишь на отдельных моментах культурной жизни города, связанных с художественными явлениями, возникшими в последние годы.
Инерция некоторых наших действий и представлений – тоже следствие таких формальных контактов. Слышать о том, что современная драматургия трудно пробивает себе дорогу, существует в основном на маргинальных театральных территориях и полностью игнорируется академическими сценами, приходится постоянно. Время идет, драматурги, пишущие сегодня, уже превратились в одно из самых организованных и действенных театральных сообществ, постановки пьес современных авторов успели обрести устойчивые режиссерские штампы, наметились очевидные общие места во взаимодействии театров с новой драмой, а дискуссии о ее невостребованности продолжаются. Потому и захотелось нарисовать реальную картинку взаимоотношений с ней на примере одного отдельно взятого театра – Саратовского академического театра драмы имени И.А.Слонова. В начале минувшего десятилетия в его репертуаре были “Берендей”, сделанный на основе текстов Сергея Носова, Венедикта Ерофеева, Алексея Слаповского и Ксении Драгунской, был показан на “Балтийском доме”, “Долгая счастливая жизнь” по Геннадию Шпаликову – на Фестивале имени Александра Вампилова в Иркутске, “Сплендидс” Жана Жене стали участниками фестиваля в Нанси (все эти спектакли поставил Антон Кузнецов). В дальнейшем соотношение классических и современных пьес в репертуаре академдрамы практически выравнялось. Причем выбор материала определялся порою не самыми очевидными соображениями. Одно дело, когда прекрасная актриса, народная артистка России Валентина Федотова, начинавшая свой творческий путь с главной роли в пьесе Михаила Рощина “Валентин и Валентина”, в канун юбилея буквально “заболела” “Валентиновым днем” Ивана Вырыпаева. Да еще театр связывают давние творческие и дружеские отношения с режиссером Виктором Рыжаковым. Красивая и правильная история сложилась словно сама собой, и в результате родился один из самых интересных спектаклей репертуара. Состоятельность творческого тандема Вырыпаев – Рыжаков, многократно подтвержденная, изначально выступила здесь гарантом качества. Совсем иное – рискнуть и обратиться к пьесе неизвестного широкой театральной публике молодого московского автора Екатерины Ткачевой, влюбиться в ее несовершенный, но искренний поэтический текст “Немного о лете”, почувствовать за историей растерянности перед обрушившейся новой реальностью никому не нужных интеллигентов 90-х настоящую юношескую боль, взяться за воплощение пьесы лучшими актерскими силами (главные роли – профессора и его жены-учительницы играют народные артисты России Григорий Аредаков и Людмила Гришина) и представить зрителям нового автора (режиссер спектакля Марина Глуховская). Попытки воплощения не имеющих сценической истории современных пьес стали частью художественной политики Саратовского театра драмы. Так было с пьесой Виктории Никифоровой “Условные единицы”, написанной словно специально для бенефиса ведущих актеров театра, заслуженных артистов России Эльвиры Данилиной и Игоря Баголея. Солирующие протагонисты при этом даже и не помышляют ограничиться эффектными концертными выходами (режиссер Ансар Халилуллин), но совпадают с драматургом, умеющим обнаружить за легким, стремительным диалогом, наполненным приметами речи обитателей мегаполиса, болевые точки сегодняшней жизни молодых и успешных людей, страдающих от личного одиночества и внутреннего дискомфорта. Тема и ее воплощение нашли мгновенный отклик в зрительном зале, зеркало сцены точно отразило нынешних посетителей театрального зала, они узнали в сценических персонажах себя и благодарно отозвались. А вот включение в репертуар пьесы молодого саратовского автора, пусть даже известного, победившего на драматургическом конкурсе “Действующие лица” – задача иной степени сложности (не стоит, наверное, говорить о том, что произведения “своих” часто не вызывают особого энтузиазма, большое продолжает видиться на расстоянии). В данном случае театральный Саратов просто изумил своей искренней расположенностью к местным талантам – “Частная жизнь” Ксении Степанычевой в режиссуре Даниила Безносова обеспечила театру два сезона аншлагов в зале на восемьсот с лишним мест. А успех следующей постановки этого режиссера – спектакля “Город ангелов”, идущего на Малой сцене, – только подтвердил отрадный факт. Рассказы молодого артиста театра Игоря Игнатова, которые легли в основу “Города ангелов”, – о детстве, проведенном в городе Ершове Саратовской области, усилиями слаженного актерского ансамбля обретают трагикомическое звучание, а интонация заслуженного артиста России Виктора Мамонова в роли героя исполнена настоящей боли не только по утраченному детскому раю, а по искореженным судьбам жителей таких маленьких городков, мающихся от собственной невостребованности и неприкаянности. И зритель узнает истории своих близких, плачет, смеется и смотрит. Зритель вообще готов смотреть новую драму. Если она к нему обращена. Если она подразумевает адрес. В этом сезоне, наряду с чеховской “Чайкой” и “Чудом святого Антония” Мориса Метерлинка, в афише Саратовского академического театра драмы имени И.А.Слонова появились еще два названия, на которые с удовольствием идет публика, – “Паника. Мужчины на грани нервного срыва” Мики Мюллюахо, ныне возглавляющего Национальный театр в Хельсинки (на Большой сцене), и “Парикмахерша” ростовчанина Сергея Медведева (на Малой). И снова в постановке молодых режиссеров – Юрия Алесина и Константина Солдатова. И еще студенты Театрального института (мастерская Игоря Баголея) сыграли дипломный спектакль по “Лейтенанту с острова Инишмор” Мартина Мак-Донаха, отважно погружаясь в непростую природу драматургического материала, свободно чувствуя себя в мире этого современного автора. Может, их вдохновил “Сиротливый Запад” в постановке Антона Коваленко, который уже четыре сезона идет в драме? Все-таки есть театры, опыт которых в освоении новой драмы пора изучать. Или хотя бы о нем знать. Также в рубрике:
|