Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7779) 9 - 15 июня 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираВагнер и мировые религии“Тангейзер” Конвичного не сходит с дрезденской афиши 15 лет Екатерина БЕЛЯЕВА
Земперовская Опера даже в глухие времена ГДР была очень креативным оперным домом, разнообразие репертуара которого поражало воображение. Но последние двадцать лет, когда появилась возможность приглашать певцов и режиссеров со всего мира, театр зажил еще более активной художественной жизнью. В афише крепко держатся постановки Петера Конвичного, который перестал быть вечным фрилансером и с 2008 года трудится на постоянной основе в соседнем Лейпциге. В 1997 году он поставил в Дрездене “Тангейзера”, а в 2000-м – ту самую скандальную “Королеву чардаша” с судебными разбирательствами в качестве финала истории. Ее играют редко – щадят зрителей, так как мало кто даже из самых продвинутых слушателей без возмущения выдерживает оперетту, разыгранную в окопе Первой мировой. Да и после суда, который пережил за “Сильву” Конвичный, некоторые нелицеприятные сцены ему пришлось купировать. Другое дело – “Тангейзер”. С Вагнером у знаменитого режиссера совсем другие отношения. Он хорошо помнил, что Земперовская Опера – родина “Тангейзера”. Хотя мысль об опере на сюжет средневековой литературы о рыцаре Тангейзере зародилась у Вагнера во время пребывания в Париже осенью 1841 года, окончательный план сложился в его голове по возвращении на родину, в июне – июле следующего года; тогда же появились первые музыкальные наброски. Опера была завершена весной 1845 года. В том же году, 19 октября, в Дрездене под управлением Вагнера состоялась премьера. Опера пользовалась большим успехом, но, несмотря на это, композитор на протяжении двух лет дважды перерабатывал финал. Новая редакция (1860 – 1861) была сделана для постановки в Париже. Вагнер расширил первый акт, куда ввел две балетные пантомимы на темы античных мифов, изменил дуэт Тангейзера и Венеры, включающий большую арию героини. Новая премьера, состоявшаяся 13 марта 1861 года, ознаменовалась неслыханным скандалом; парижская редакция “Тангейзера” в театральной практике не закрепилась. Впрочем, дрезденцам, в городе которых, кроме “Тангейзера”, прошла также премьера “Летучего голландца”, чужих редакций не занимать. Тут верны самой первой. Конвичный решил вышутить религиозную составляющую спектакля, попробовал поменять кресты на полумесяцы и семисвечники, а всю остальную историю показать такой, какой она могла быть во времена крестовых походов, когда Тангейзер и Вольфрам фон Эшенбах, соперники в литературе и в жизни (за любовь Елизаветы), писали свои амбициозные поэмы. Под звуки увертюры прозрачный занавес с изображением Венериного грота вдруг начинает двоиться, как рельефный календарик, картинка плывет и, наконец, уплывает, открыв реальный грот. В живой ракушке сидят женщины с окрашенной зеленой морилкой кожей и в платьях алого цвета с чудо-прическами на голове, в центре цветника – сама Венера. Посетители грота – тряпочные мужчины, персонажи площадного театра. Как Петрушки, они возникают над коробкой театра – в данном случае над ракушкой Венеры – и сраженные красотой сирен стремглав падают. Внизу дамы безболезненно и бескровно отрывают всем им головы. В страхе за свою жизнь Тангейзер (Йон Фредрик Вест), пресыщенный языческими радостями Венеры (Тичина Вон), спасается из грота бегством. По дороге он натыкается на группу религиозных фанатиков. Разврат в стане язычников лишил Тангейзера ясного представления о природе вещей. Пастушка он принимает за ангела с большими белыми крыльями, а мусульманских паломников и еврейских книжников (характерые персонажи из парижского квартала Марэ) – за ревнителей христианской веры. Узнав, что в Вартбурге произойдет поединок миннезингеров и победителю достанется Елизавета (Камилла Нилунд), Тангейзер спешит вместе с новыми друзьями-христианами, как ему кажется, ко двору тюрингского ландграфа. Веселая компания рыцарей во главе с Эшенбахом и Тангейзером в хвосте вереницы поворачивает алюминиевые кресты так, что они становятся похожими на мечи. Перед вторым актом снова появляется календарик-трансформер. Венерин грот совсем трудноразличим – картинка отъехала в глубь сцены. Язычество отступает. Каждый новый певец воображает себя по меньшей мере царем Давидом, исполняющим свою Песню Песней. Все по очереди берут в руки лиру, встают в картинную позу. Только Тангейзер выходит петь в той же красной тунике, в которой он жил у Венеры. Вызов сообществу брошен, Елизавета признается ему в любви, но как жениха Тангейзера отстраняют, а как язычника высылают в Рим вымаливать прощение у Папы. Бывшие товарищи превращаются из сладкопевцев в занудных святош. Не сразу замечаешь, что разыгрывалась сцена состязания на перевернутом полумесяце, от которого в небо была проложена лестница. По ней Тангейзер и бежит к Римскому Папе. Перед третьим актом календарик с гротом превращается в едва различимую точку. Елизавета медленно умирает на руках у Вольфрама (Маркус Буттер – самая яркая звезда в списке штатных вокалистов Земперовской Оперы). Ведь пилигримы из Рима (все те же товарищи смешанного вероисповедания – иудеи из Марэ в типических шляпах и плащах, мусульмане, православные попы с сальными волосами) вернулись без Тангейзера. В финале появляется и он – не прощенный и безнадежный. Обезумевший от горя экс-соперник Вольфрам, также потерявший всякую веру, обнимает его. Но молитвы Елизаветы о прощении Тангейзера были в итоге исполнены: к подружившимся врагам с неба спускается Венера собственной персоной с бутылкой виски в руках. Дирижировал фестивального “Тангейзера” Ашер Фиш, заменив заболевшего Петера Шнайдера. Молодой маэстро из Израиля справился отменно, но с заточенными под “домашнюю” оперу Вагнера оркестрантами Саксонской капеллы работать было бы легко и не такому профессионалу, как он. Также в рубрике:
|