Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 19 (7779) 9 - 15 июня 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Вагнер и мировые религии

“Тангейзер” Конвичного не сходит с дрезденской афиши 15 лет

Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото Маттиаса КРОЙТЦИНГЕРА


Сцена из спектакля “Тангейзер”
В столице Саксонии закончился ее самый представительный форум – Дрезденский фестиваль, который вырос из маленького, известного еще с гэдээровских времен музыкального праздника на Эльбе. В этом году смотр продолжительностью девятнадцать дней проходил в тридцать четвертый раз. Это поразительно, но расширение тематических границ фестиваля – от классической музыки до актуального искусства – произошло, когда несколько лет назад его возглавил известный виолончелист Ян Фоглер, гордость немецкой музыкальной школы. Чтобы развивать подопечные ему форумы (кроме Дрезденского, музыкант руководит вторым важным саксонским фестивалем – Моритцбургским), а вместе с ними и культуру региона вообще, Фоглер вместе с семьей переселился из Берлина в Дрезден, ничуть не смущаясь жить в среде “осси”, наоборот, радуясь и гордясь своей восточной родиной. После того как ЮНЕСКО из-за строительства Вальдшлесхенбрюке исключило Дрезден и замковую долину Эльбы из числа охраняемых объектов, город считает фестиваль своим главным мостом в мир и козырем в борьбе за звание культурной столицы Германии. При этом важнейшим партнером феста выступают Земперовская Опера с ее знаменитым коллективом – Саксонской государственной капеллой (ее руководителем с сезона 2012/13 года станет экс-шеф Мюнхенских филармоников Кристиан Тилеманн), музейный комплекс “Альбертинум” – он же Глиптотека, Галерея новых мастеров и самый большой в Дрездене выставочный зал, а также Фрауэнкирхе, Кройцкирхе, барочный Дворец-руина в Большом парке, Стеклянная мануфактура “Фольксваген” (фестиваль претендует только на скромную Оранжерею, чтобы проводить там концерты, а вообще-то в этом авангардном стеклянном строении проектируют и собирают элитные экземпляры “фолькса” вроде “Фаэтона”, и поход в такой своеобразный театр ради музыки привлекателен для автолюбителей, которые могут в антракте побродить по многоэтажной выставке машин легендарной марки. Вниманию читателей предлагаем интервью с интендантом форума Яном Фоглером о его титанической работе на фестивальном фронте и удачной карьере музыканта топ-класса; интервью с интендантом Земперовской Оперы Ульрике Хесслер, рассказывающей о новациях, которые она внедрила за свой первый год работы в театре, и о ее дальнейших планах; рецензию на рожденного в Дрездене “Тангейзера” в культовой постановке Петера Конвичного и обзор культурной жизни Флоренции на Эльбе после выхода из охранной зоны ЮНЕСКО.

Земперовская Опера даже в глухие времена ГДР была очень креативным оперным домом, разнообразие репертуара которого поражало воображение. Но последние двадцать лет, когда появилась возможность приглашать певцов и режиссеров со всего мира, театр зажил еще более активной художественной жизнью.

В афише крепко держатся постановки Петера Конвичного, который перестал быть вечным фрилансером и с 2008 года трудится на постоянной основе в соседнем Лейпциге. В 1997 году он поставил в Дрездене “Тангейзера”, а в 2000-м – ту самую скандальную “Королеву чардаша” с судебными разбирательствами в качестве финала истории. Ее играют редко – щадят зрителей, так как мало кто даже из самых продвинутых слушателей без возмущения выдерживает оперетту, разыгранную в окопе Первой мировой. Да и после суда, который пережил за “Сильву” Конвичный, некоторые нелицеприятные сцены ему пришлось купировать. Другое дело – “Тангейзер”. С Вагнером у знаменитого режиссера совсем другие отношения. Он хорошо помнил, что Земперовская Опера – родина “Тангейзера”.

Хотя мысль об опере на сюжет средневековой литературы о рыцаре Тангейзере зародилась у Вагнера во время пребывания в Париже осенью 1841 года, окончательный план сложился в его голове по возвращении на родину, в июне – июле следующего года; тогда же появились первые музыкальные наброски. Опера была завершена весной 1845 года. В том же году, 19 октября, в Дрездене под управлением Вагнера состоялась премьера. Опера пользовалась большим успехом, но, несмотря на это, композитор на протяжении двух лет дважды перерабатывал финал. Новая редакция (1860 – 1861) была сделана для постановки в Париже. Вагнер расширил первый акт, куда ввел две балетные пантомимы на темы античных мифов, изменил дуэт Тангейзера и Венеры, включающий большую арию героини. Новая премьера, состоявшаяся 13 марта 1861 года, ознаменовалась неслыханным скандалом; парижская редакция “Тангейзера” в театральной практике не закрепилась. Впрочем, дрезденцам, в городе которых, кроме “Тангейзера”, прошла также премьера “Летучего голландца”, чужих редакций не занимать. Тут верны самой первой.

Конвичный решил вышутить религиозную составляющую спектакля, попробовал поменять кресты на полумесяцы и семисвечники, а всю остальную историю показать такой, какой она могла быть во времена крестовых походов, когда Тангейзер и Вольфрам фон Эшенбах, соперники в литературе и в жизни (за любовь Елизаветы), писали свои амбициозные поэмы.

Под звуки увертюры прозрачный занавес с изображением Венериного грота вдруг начинает двоиться, как рельефный календарик, картинка плывет и, наконец, уплывает, открыв реальный грот. В живой ракушке сидят женщины с окрашенной зеленой морилкой кожей и в платьях алого цвета с чудо-прическами на голове, в центре цветника – сама Венера. Посетители грота – тряпочные мужчины, персонажи площадного театра. Как Петрушки, они возникают над коробкой театра – в данном случае над ракушкой Венеры – и сраженные красотой сирен стремглав падают. Внизу дамы безболезненно и бескровно отрывают всем им головы. В страхе за свою жизнь Тангейзер (Йон Фредрик Вест), пресыщенный языческими радостями Венеры (Тичина Вон), спасается из грота бегством. По дороге он натыкается на группу религиозных фанатиков. Разврат в стане язычников лишил Тангейзера ясного представления о природе вещей. Пастушка он принимает за ангела с большими белыми крыльями, а мусульманских паломников и еврейских книжников (характерые персонажи из парижского квартала Марэ) – за ревнителей христианской веры. Узнав, что в Вартбурге произойдет поединок миннезингеров и победителю достанется Елизавета (Камилла Нилунд), Тангейзер спешит вместе с новыми друзьями-христианами, как ему кажется, ко двору тюрингского ландграфа. Веселая компания рыцарей во главе с Эшенбахом и Тангейзером в хвосте вереницы поворачивает алюминиевые кресты так, что они становятся похожими на мечи.

Перед вторым актом снова появляется календарик-трансформер. Венерин грот совсем трудноразличим – картинка отъехала в глубь сцены. Язычество отступает. Каждый новый певец воображает себя по меньшей мере царем Давидом, исполняющим свою Песню Песней. Все по очереди берут в руки лиру, встают в картинную позу. Только Тангейзер выходит петь в той же красной тунике, в которой он жил у Венеры. Вызов сообществу брошен, Елизавета признается ему в любви, но как жениха Тангейзера отстраняют, а как язычника высылают в Рим вымаливать прощение у Папы. Бывшие товарищи превращаются из сладкопевцев в занудных святош. Не сразу замечаешь, что разыгрывалась сцена состязания на перевернутом полумесяце, от которого в небо была проложена лестница. По ней Тангейзер и бежит к Римскому Папе.

Перед третьим актом календарик с гротом превращается в едва различимую точку. Елизавета медленно умирает на руках у Вольфрама (Маркус Буттер – самая яркая звезда в списке штатных вокалистов Земперовской Оперы). Ведь пилигримы из Рима (все те же товарищи смешанного вероисповедания – иудеи из Марэ в типических шляпах и плащах, мусульмане, православные попы с сальными волосами) вернулись без Тангейзера. В финале появляется и он – не прощенный и безнадежный. Обезумевший от горя экс-соперник Вольфрам, также потерявший всякую веру, обнимает его. Но молитвы Елизаветы о прощении Тангейзера были в итоге исполнены: к подружившимся врагам с неба спускается Венера собственной персоной с бутылкой виски в руках.

Дирижировал фестивального “Тангейзера” Ашер Фиш, заменив заболевшего Петера Шнайдера. Молодой маэстро из Израиля справился отменно, но с заточенными под “домашнюю” оперу Вагнера оркестрантами Саксонской капеллы работать было бы легко и не такому профессионалу, как он.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;