Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 19 (7779) 9 - 15 июня 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Место дислокации

В ЦДХ прошли Фестиваль “Интермузей” и парламентские слушания

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Мария ТОКМАШЕВА
Людмила ФИЛОНЕНКО
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


На фестивале
Ежегодный Фестиваль “Интермузей” в этом году расположился в Центральном доме художника. Девиз фестиваля “Пространство культуры – пространство доверия” ознаменовался участием в “выставке музейных достижений” соседей из СНГ. Причем Беларусь предложила ежегодно проводить “Интермузей” и на своей территории: привлекать к диалогу и обмену опытом коллег из стран Содружества.

В ЦДХ были представлены стенды более чем 130 музеев и образовательных учреждений, занимающихся подготовкой кадров для музейной отрасли. Устроители подготовили обширную и интересную программу семинаров на самые разные темы вплоть до противопожарной безопасности. Участники же, в свою очередь, творчески подошли к созданию экспозиций. Одним из самых креативных и, можно сказать, на злобу дня оказался стенд Московского музея Сергея Есенина. Он представлял собой космический корабль, внутри которого располагалась книга стихов Сергея Есенина с автографом Юрия Гагарина. Таким образом, видимо, хотели подчеркнуть космический прорыв творчества Есенина.

Все музеи старались продемонстрировать не только свои публикации и научные издания, как это было в предыдущие годы, но и провести виртуальный тур по своим экспозициям.

В субботу в ЦДХ проходил Второй международный семинар “Музейная безопасность и методы реализации конвенции ЮНЕСКО 1970 года”. После завершившейся не так давно музейной проверки эта тема сейчас особенно актуальна.

Особое внимание, как всегда, было уделено проблемам ввоза незаконных ценностей, похищенных из музеев, а также объектам из незаконных раскопок.

Международное сообщество демонстрирует все больший интерес к охране культурного наследия, поэтому сеть организаций, борющихся с незаконным оборотом культурных объектов, становится все обширнее – Интерпол, ЮНЕСКО, Международный институт унификации частного права (UNIDROIT), Ассоциация Коммуникационных агентств (OMD) и ИКОМ. “Очень полезно консультироваться с базой данных Интерпола”, – отмечают эксперты. Не менее важным остается составление специальных каталогов и реестров: “Нашу систему надо переформатировать, чтобы в случае хищения сразу же дать об этом информацию, которая смогла бы быстро распространиться”.

Впрочем, и конвенции тоже требуют усовершенствования. В частности, вполне логично ввести запрет на ввоз объекта культурного наследия без предъявления сертификата на вывоз.

Вторая часть обсуждения была посвящена опыту применения современных систем пожаротушения и технологий безопасности в музеях. На открытой площадке ЦДХ наглядно продемонстрировали новые системы пожаротушения и ликвидации очага возгорания специальным газом.

Но, конечно, реальные проблемы музеев сводятся не только к борьбе с пожарами. Это – тоже вполне наглядно – продемонстрировали организованные Комитетом по культуре Госдумы парламентские слушания, проходившие накануне открытия “Интермузея”. Предполагалось обсудить инновационные проекты и новые формы привлечения молодежи (слушания назывались “Музеи – будущим поколениям”). Вполне, так сказать, в духе времени. Но в итоге все три часа слушаний музейные работники посвятили обсуждению своих текущих проблем. Что, впрочем, понятно, ведь это были первые за много лет парламентские слушания, посвященные именно музейной деятельности.

Конечно, депутаты Государственной думы РФ честно пытались придерживаться повестки дня. Светлана Журова говорила о “культуротворческой функции музея”. Председатель Комитета по культуре Григорий Ивлиев отмечал, что сегодня для музеев важно не только сохранить ценности, но и заниматься образованием и просвещением аудитории: “Музеям нужно выстроить конструктивный диалог с молодым поколением. 80 миллионов посетителей в год – это, конечно, цифра впечатляющая. Но мы видим, что не все люди, не все дети бывают в музеях. Экспозиции во многих областных музеях не менялись 20 – 30 лет. При посещении регионов я часто бываю в музеях – там нет очередей. Я не вижу, чтобы ценности из наших ведущих музеев там выставлялись. Очень сложно слушать легенды о том, что когда-то Третьяковка привозила свои картины в провинциальные музеи. А много ли сейчас таких выставок? Думаю, что ведущим музеям страны необходимо выстраивать работу с регионами, чтобы культурных событий в провинции было намного больше”.

На фестивале
Директора музеев и музеев-заповедников, присутствовавшие на слушаниях, не спорили. Но “переориентироваться” на разговоры о новых проектах не стремились. Хотели обсуждать старые проблемы: недостаток финансирования, изношенность зданий, отсутствие фондохранилищ и 94-й Федеральный закон. Последний, как отмечали все участники слушаний, как раз и не дает музеям наладить нормальную работу. “Основная музейная функция – не сохранение, не придумывание новых проектов, а думы о том, как заполнить бумажки”, – заметил директор Государственного музея-заповедника М.А.Шолохова Александр Шолохов и подробнейшим образом описал процедуру объявления конкурса на реставрацию одного из зданий музея. Конкурс постоянно откладывался, система электронных торгов зависала. В итоге вся собранная для проведения лишь одного конкурса документация оказалась объемнее двух томов “Тихого Дона”. “Михаилу Александровичу было легче написать этот роман, чем нам собрать все необходимые бумажки”, – заметил директор музея. Директор Музея-усадьбы Л.Н.Толстого “Ясная Поляна” Владимир Толстой и вовсе назвал 94-й ФЗ “реальной угрозой безопасности страны”: “Пока главной будет исключительно цена, а не качество работ, кардинально изменить ситуацию нельзя”.

Владимир Ильич поблагодарил Комитет по культуре за принятие закона о музеях-заповедниках, но отметил, что в реальности проблема защиты территорий и охранных зон так и не решена: “Необходимо выделение серьезных средств на определение границ охранных зон и территорий. Пока этого не сделано, все музеи-заповедники будут находиться под угрозой застройки”.

Григорий Ивлиев пообещал участникам слушаний собрать отдельное совещание по определению границ охранных зон и территорий и попросить Министерство культуры РФ централизованно определить такие границы для всех музеев-заповедников и музеев-усадеб страны.

Замминистра культуры РФ Андрей Бусыгин рассказывал о недавно разработанной Минкультуры Программе сохранения и развития отечественных музеев, которая включает в себя как капремонт старых зданий, так и строительство новых экспозиционных площадей и фондохранилищ. Программа рассчитана на период с 2012-го по 2020 год. Приблизительная ее стоимость – 170 миллиардов рублей.

“Парламентские слушания – одно звено в цепи крупных событий, сконцентрированных в рамках двух недель”, – отметил Андрей Бусыгин, имея в виду и Фестиваль “Интермузей”, и совещание, которое состоится в правительстве 14 июня. Там будут обсуждать итоги музейной проверки и Программу сохранения и развития музеев. “По результатам проверки только 0,1 процента музейных предметов оказалась утраченной в силу недостаточных условий хранения. Остается только удивляться, как в таких условиях музеям удалось сохранить практически все ценности”, – заметил Андрей Бусыгин. Сейчас Министерство культуры с Министерством юстиции РФ готовят новый документ о единых правилах учета и хранения музейных ценностей, которые позволят перевести их на современный уровень. Затронул чиновник и 83-й ФЗ, переводящий бюджетные учреждения в новые формы. “Многих пугает этот закон, и совершенно правильно, ведь он разрабатывался без учета специфики учреждений культуры. В министерстве мы находимся в очень тяжелом состоянии: в нашем ведении 59 музеев и 9 архивов. Архивами при этом занимаются 80 человек, а музеями – только 11”.

Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина заметила, что вряд ли учреждения культуры смогут сами зарабатывать деньги на свое содержание, так как “цены на услуги устанавливает учредитель, а не само учреждение культуры, при этом налог на прибыль в учреждениях культуры составляет 20 процентов, в то время как, например, учреждения медицины и образования от этого налога освобождены”.

Впрочем, на этих слушаниях музейщики оперировали не только цифрами, но и метафорами. Директор Музея-усадьбы В.Д.Поленова Наталья Грамолина рассказала: “Я недавно ехала в Поленово и увидела, что по всей дороге нет указателей к нашему музею. Зато стоят крупные баннеры, указывающие на “Романовские дачи”. Мне объяснили, что Музея-усадьбы “Поленово” нет в государственной дислокации, поэтому и указателей на него не нужно”.

Так что пока место музеев в государственной дислокации будут занимать лишь частные элитные поселки, о модернизациях и инновациях в музейном деле говорить сложно. Даже как-то не очень морально.

Также в рубрике:

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

МУЗЕЙНАЯ КАРТА

ЮБИЛЕЙ

ТЕХНОЛОГИЯ

СОБЫТИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;